Сценарий воспитательного мероприятия "Путешествие в шахматное королевство"
Оценка 5

Сценарий воспитательного мероприятия "Путешествие в шахматное королевство"

Оценка 5
Работа в классе
docx
воспитательная работа
4 кл
22.01.2018
Сценарий воспитательного мероприятия "Путешествие в шахматное королевство"
Мероприятие направленно на привитие желания детей к развивающим играм. В увлекательном путешествии дети познают правила игры в шахматы, названия шахматных фигур, правила передвижения их по доске. Музыкальное сопровождение поможет поднять эмоциональный настрой, сценки- помогут в игровой форме понять предлагаемый материал.
Разрабока воспитательного мероприятия Путешествие в шахматное коро.docx
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ УПРАВЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКА ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА№ 44 ГОРОДА ДОНЕЦА» идентификационный код 25710010 83016, г. Донецк, ул. Кирова, 39 Тел.: 266-70-95, факс: (062) 266-70-95 E-mail: [email protected] http://www.school44.dn.ua Сценарий   праздника «Путешествие в шахматное королевство»                                             Учитель  Белевцова Л.В. Высшая категория,  учитель­методист» Донецк 2017 Цели:  ­ формирование творчески мыслящей личности;  создание условий для включения  талантливых детей в - интеллектуальную и творческую деятельность. ­ развитие умственной культуры детей;  ­ развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся; ­ совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как    восприятие, память, внимание, воображение, мышление, начальное формирование  волевого управления поведением; общение со сверстниками. Задачи: ­ обобщить знания шахматных терминов, шахматных фигур, правил игры в шахматы;  ­ уметь решать простые шахматные задачи, ориентироваться на шахматной доске; ­   воспитывать самостоятельность в принятии решении; волю,      организованность,   уверенность   в   своих   силах, ­вызвать интерес к шахматам, как настольной интеллектуальной игре, познакомить с  интересными фактами из истории шахмат; ­ расширять кругозор детей, развивать логическое мышление, любознательность, воспитывать сдержанность, доброжелательность. Оборудование: шахматные фигуры, у всех детей на голове шапочки с изображение   шахматных фигур, несколько наборов шахмат, мультимедийная доска для  презентации. 1.Вступительное слово учителя Скучно было детворе Ранним утром во дворе. – Знаю я одну игру, – Сказал ребятам Петя. – Где б я ни был и везде В нее играют дети. В игре той есть ладья и ферзь, Слон, конь и пешек ряд, А возглавляет всех король – Его хранит отряд. Хочу задание вам дать: Игры названье угадать! (Шахматы)       Автор: А. Романовских        2.         О сути шахмат игроки спорят, пожалуй, с момента их зарождения в Индии около   двух   тысяч   лет   назад.   Одни   считают   шахматы   азартной   интеллектуальной игрой. Другие — развлечением и проведением досуга. Кто­то — искусством, причем наравне с театром или наукой. А третьи приводят аналогию с военной битвой. Но самыми популярными мнениями, особенно сейчас, являются два. Первое — шахматы являются спортом, причем профессиональным. Второе — они всего лишь хобби.  И только мудрость шахмат даст ответ Твоей душе на множество вопросов,  Ведь «игрока» средь шахматистов нет, А есть боец, художник и философ. 5. Черно­белые поля  И фигур сраженье.  Ждет победа короля  Или пораженье? 6. Но нет ни крови здесь, ни боли,  На деревянном этом поле.  Коль безнадежно положенье,  Король признает пораженье. 7. Чтоб увести от страшной бездны  Фигур отважных строй железный,  Здесь очень полководец нужен,  Который с шахматами дружен! 3. Слова детей 1.Это чудо из чудес  Нам известно с детства,  Ждет ребят, как дар с небес, Шахмат королевство. 2. Там и нынче, словно встарь,  На высоком троне,  Восседает грозный царь  В шахматной короне. 3. Там, отважны и сильны,  Пешки храбро бьются,  Там и кони, и слоны  Доблестно дерутся. 4. Ферзь с ладьей – на страх врагам –  Поспевают всюду.  Кем, не скажете ли нам,  Выдумано чудо? 4.    Учитель: Шахматы любят и знают во всех уголках нашей планеты. Прежде они   считались   изысканной   забавой   мудрецов   и   властителей,   но   постепенно завоевали умы и сердца всех. А пришла эта игра из далекой и загадочной Индии много­много веков назад…. Песня о шахматах. 5.Слова детей. 8. Вся в квадратах – белых, черных –  Деревянная доска,  А ряды фигур точеных –  Деревянные войска. 10.Что Змея, Драконы Вас не ждут здесь? Не беда. Тут зато лихие Кони  И пехота хоть куда! Тут Ферзи могучи, и Слоны отважны, Мчатся поперек и вдоль, И, совсем как в сказке, важный Восседает тут Король. Здесь герои в каждом войске, И выходит рать на рать Хитроумно и геройски воевать и  побеждать! 12.Представьте королевство в один шаг, Поля сражения в квадратах чёрно­белых. За шахматной доской партнёры – игроки Бескровный бой ведут, вперёд пуская  смелых. 9. Люди их передвигают,  Коротают вечера, Люди в шахматы играют –  Гениальная игра! 11. Чтобы в шахматы играть, Надо все законы знать: Как поставить доску нам, По каким ходить полям, Где ладья стоит, где слон, Где король воссел на трон. Конь с ферзем дополнит ряд, Пешек их прикрыл отряд, Вот и армия в строю, Не уронит честь в бою. 13.Ты, дружок мой, без опаски, Без смущения вступай,  Словно в мир чудесной сказки, В черно­белый этот край. Учитель: 6.Существует несколько древних легенд возникновения шахмат.        Об одной из них рассказывает великий ученый Аль­Бируни в книге «Индия», которая приписывает создание шахмат некоему брамину (это социальная группа в Индии). За своё изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую клетку   2 зерна, на третью 4, на четвертую   –   8,   на   пятую   –   16,   на   шестую   –   32.   и   т.д.     Оказалось,   что   такого количества зерна нет на всей планете      Если массу пшеницы перевести в объем (1 м3 пшеницы весит около 760 кг), то  получится приблизительно 1500 км3, что эквивалентно амбару с размерами 10 км х  10 км х 15 км. Это больше всего объёма горы Эверест.  Огромную   роль   в   истории   шахмат,   в   особенности   второй   половины   20   века,     сыграла   советская   шахматная   школа.   Широкая   популярность   шахмат,   активное, целенаправленное   обучение   им   и   выявление   способных   игроков   с   детских   лет (шахматная   секция,   детская   шахматная   школа   была   в   любом   городе   СССР, существовали   шахматные   клубы   при   учебных   заведениях,   предприятиях   и организациях,   постоянно   проводились   турниры,   выпускалось   большое   количество специальной   литературы)   способствовали   высокому   уровню   игры   советских шахматистов.   Внимание   к   шахматам   проявлялось   на   самом   высоком   уровне. Результатом   стало   то,   что   с   конца   1940­х   годов   и   до   распада   СССР   советские шахматисты практически безраздельно господствовали в мировых шахматах. Из 21 шахматных олимпиад, прошедших с 1950 по 1990 годы, команда СССР победила в 18 и ещё в одной стала серебряным призёром, из 14 шахматных олимпиад для женщин за этот же период было выиграно 11 и взято 2 «серебра». Из 18 розыгрышей звания чемпиона мира среди мужчин за 40 лет лишь однажды победителем стал не советский шахматист (это был американец Роберт Фишер), и ещё дважды претендент на звание был не из СССР (причём претендент тоже представлял советскую шахматную школу, это был Виктор Корчной, бежавший из СССР на Запад). Немногие из детей владеют этим мастерством, но все хотят научиться. 7.Слова детей. 1.У кого же мне узнать, Кто мне может подсказать, Где могу я научиться Сильно в шахматы играть? Папа мне сказал: 2.­ Сынок, Иди в шахматный кружок. Там научишься играть. И возможно, будешь многих Через время побеждать.                    3.Эта древняя игра Так коварна и хитра, Что без знания секретов Не придёт побед пора 4.Чтобы в шахматы играть Нужно всё о них узнать, Как различные фигуры Перед боем расставлять. Помнить, как их называть И куда переставлять. Строго правила игры Соблюдать и уважать. Учитель:   Родиной шахмат считается Индия. Там ее когда­то называли чаттураджа. Шахматная   доска   изображает   поле   сражения,   на   котором   борются   две   армии.   В давние времена армия не могла выступить в поход до тех пор, пока не была сыграна партия в шахматы. Тогда шахматных фигур не было, и по размеченным шахматным полям по знаку правителя передвигались специально назначенные для этого люди. Позже людей заменили фигуры. Вот вам еще несколько загадок.                                На каких полях ничего не растет? (шахматных) Из каких досок не строят теремок? (шахматных) В каких клетках не держат зверей? (шахматных)              Какой формы шахматная доска? (квадратная) Молодцы!     Шахматы – это настольная логическая игра для 2 игроков, которые на специальной шахматной доске из 64 клеток с помощью 32 фигур (16 белых и 16 чёрных) пытаются пленить короля противника, т.е. поставить ему мат. И делают это уже в течение полутора тысячи лет. Именно тогда в Индии придумали эту игру. Только играли в неё 4 игрока, и в армии у каждого было по 8 фигур разного цвета: чёрного, зелёного, жёлтого и красного. И назывались эти фигуры по­другому, не так, как мы сейчас. Подружитесь с шахматами, и ваша жизнь заиграет новыми красками. ЗВУЧИТ МУЗЫКА        Витас «Шахматы» ПРИКЛЮЧЕНИЕ В ШАХМАТНОЙ СТРАНЕ М: Куда я попал?  (С противоположной стороны появляются две белые пешки, сначала они осторожно крадутся, затем подбегают к мальчику.)    Белые пешки (вместе) : Стой! Кто идет? (в испуге пятится).    1­я пешка (обращаясь ко второй) : Что это за шахматная фигура?  2­я пешка (рассматривая м.) : Не знаю…    1­я пешка (мальчику) : Ты что за шахматная фигура?  М: Я не шахматная фигура, я мальчик.  2­я пешка: Какой еще «мальчик»?    М: Я мальчик …(Пешки переглядываются, пожимая плечами.)    1­я пешка: Как ты сюда попал?    М: Сам не знаю. Я лег спать, а проснулся уже здесь.  Ладья: Что здесь происходит? Пешки, кто это?  1­я белая пешка: Это мальчик ….    Ладья: Я не знаю такой фигуры. Сейчас мы разберемся. Пойдем со мной к королю.  Он быстро решит, что с тобой делать.  М: (упирается) : Куда вы меня ведете? Я хочу домой!  Ферзь: Ваше величество, Ладья поймала вражеского шпиона. Прикажете доставить?    Король (садится на заранее приготовленное место) : Ведите.  Ферзь: Ладья, ведите вашего пленника!    Ладья (входит вместес .) : Вот он, ваше величество!  Король: Странная фигура, ни на одну из моих фигур не похожа. Кто ты? Расскажи нам все честно, и мы отпустим тебя. М: (успокоившись) : А что рассказывать? Я жил себе дома с мамой, папой и братом. Был вечер, мама на кухне, папа с братом играли в шахматы, а со мной никто не играл. Правда, папа  хотел  научить  меня  играть  в  шахматы. Но  зачем  мне  эти  шахматы нужны? (Делает недовольную гримасу.) Мне не интересно! Ну а потом я пошел спать, а проснулся уже здесь.  Король: А знаешь ли ты,  куда ты попал?  М: Нет.  Король: Ты попал в Шахматное королевство. Тебе у нас совсем не интересно? М:   Шахматное   королевство?   Нет,   у   вас   интересно.   Но   только   я   все   равно   хочу домой.  Король: Ты легко можешь вернуться к маме, если умеешь играть в шахматы. М: Но я не умею играть в шахматы. Что же мне делать?  Король:  Придется   научиться.   А   теперь   мне   пора.   Меня   ждут   важные государственные дела. Ты должен научиться играть в шахматы к завтрашнему утру. А если нет, то останешься здесь навсегда. Уведите его в башню и заприте там до утра. Учитель: Не  огорчайся. Я расскажу тебе об этой игре.   Шахматы – это настольная логическая игра для 2 игроков, которые на специальной шахматной доске из 64 клеток с помощью 32 фигур (16 белых и 16 чёрных) пытаются пленить короля противника, т.е. поставить ему мат.   Специалисты выяснили, что польза шахмат для мозга просто огромна. Ведь во время   игры   человек   задействует   сразу   два   его   полушария.   Шахматные   баталии сопутствуют развитию логического мышления, кратковременной и долговременной памяти. Они учат умению прогнозировать события, принимать правильные решения. М (оставшись один) : Что же мне делать? Кто мне поможет вернуться домой? Две пешки (подбегают):  Не огорчайся! Если хочешь, мы тебя научим играть. Доска: Я — Волшебная Доска,  Но без фигур и мне тоска:  Зовите Пешек, всех, всех —  В сражениях их ждет успех! (Выходят Белые Пешки и, маршируя на месте, дружно и слаженно): 2)Черная  пешка № 4  1) Белая пешка № 4  На войну, не на парад  Пешка, маленький солдат,  Лишь команды ждет,  Пешка держит путь.  Ей нельзя пойти назад, Чтоб с квадрата на квадрат,  Отправиться вперед.  В сторону свернуть. 1 Белая пешка: Чтоб в борьбу вступить  скорей, В рукопашный бой, Первым ходом можно ей Сделать шаг двойной. 3 Белая пешка: Бьет наискосок. Всю доску пройти должна Пешка до конца. — Превратится там она,  В генерала, не в бойца. (Белые Пешки  отходят, выходят чёрные пешки.) 2 Белая пешка: А потом — вперед,  вперед, За шажком шажок. Ну а как же Пешка бьет? Черная пешка 1. Король упал, а это значит:  Сражаться смысла больше нет,  И королева громко плачет,  Бессильно опустив лорнет. Ч.пешка 3 А Пешку малою фигурой звать нельзя:  Она лишь в час своей кончины,  Когда удастся ей достичь вершины,  Получит звание «фигуры», хоть — Ферзя. Ч.пешка 2.  Пешки, Пешки, что же скажут Пешки?  Каждая Пешка знает свою роль:  Если Пешки — крепкие орешки,  Непобедим наш шахматный Король. Учитель:       Следующий фигура. Угадайте.  Стою на самом краю,  Путь откроют — пойду.  Только прямо хожу,  Как зовут, не скажу. (Ладья) 1)   Белая ладья:  Видимо, Ладья упряма, 2)  Чёрная   Так от края и до края      ладья: Если ходит только прямо,  Не петляет: прыг да скок,  Не шагнет наискосок.  Может двигаться она.  Эта башня боевая  Неуклюжа, но сильна.  Шаг тяжелый у Ладьи,  В бой ее скорей веди! Учитель:       А теперь угадайте следующего фигуру:  Не живет в зверинце,  Не берет гостинцы,  По косой он ходит,  Хоботом не водит. (Слон)  1   Белый   Если Слон на белом поле,  Встал вначале, не забудь,  Он другой не хочет доли —  Знает только белый путь.      слон    :     слон    : 2)  Чёрный   А когда на поле черном  Слон стоит, вступая в бой,  Ходит, правилам покорный,  Черной тропкой Слон такой. Два слона   Цвету одному верны.      вместе    : До конца игры Слоны  Учитель:       посмотрите на эту фигуру: Передвигается не косо и не прямо, А буквой «Г» — так шахматисты говорят. 1)   Белый Конь:  Прыгнет Конь.  Подковы звяк!  Необычен каждый шаг:  Буква «Г» и так и сяк.  Получается зигзаг!      конь    :  2)  Чёрный   И повадки у лошадки  Необычны и смешны:  Притаится, словно в прятки,  И скакнет из­за спины. Ведущая: Гладкий любит он,  расчищенный путь:  На шаг в любую сторону может шагнуть!  : Я родился, в дружной      Король   1)     Белый     семье,  Где все родные кланялись мне.  Мир мне казался серым и скучным.  Баловнем я был. Я был непослушным.   Выходит Чёрный Король: Король любит 2)     гладкий, расчищенный путь,  В любую он сторону может шагнуть.  Король могуч, но шаг его короткий,  Всего на клеточку он может отойти.  В конце игры он может в бой ввязаться,  А поначалу боязливо прячется в кусты. 3) Белый Король: Зато начеку королевская  рать —  Должна Короля она оберегать.  Ведь если б Король беззащитный погиб,  Фигуры войну продолжать не могли б.  5)   Белый   стражник мой?  Где Ферзь любимый мой?      Король: А где же друг и   Белый и Чёрный      вместе: Запомни: Король всех    4)  Короли   главней, всех важней,  Нет в шахматном войске важнее вождей!   1)     Белый         Ферзь: Шаг у Ферзя широк.  2)  Белые Пешки     (хором, выглядывая из­за Ферзь может ходить, как Ладья и как Слон –  И прямо, и наискосок.  Направо, налево, вперед и назад…  А бью я и вдаль и в упор.  И кажется, будто мне тесноват  Доски черно­белый простор.  Ферзя):  Ферзь очень опасен вблизи и вдали –  Ты больше вниманья ему удели!      Ферзь    : ­ Теперь моя очередь. Я  Чёрный   очень сильная фигура, но могу ли я из  своей начальной позиции сделать первый  ход? (нет!)   Хорошо я согласен.   А кто­нибудь из вас знает правила шахматной игры, ____                   _________________           __________________    1­я пешка: Уже утро наступило нам пора к королю.    Ферзь: Внимание, внимание! Начинаем состязание. Итак, мальчик, если ты сможешь дойти до последнего поля — будешь дома, а если нет, то останешься с нами. Но запомни, ты сможешь сделать шаг только после того, как дашь правильный ответ на вопрос. (Звучит гонг.)  Учитель:              Ваше   величество,  мне   жаль   его,  а  вам?   Ведь   шахматные   фигуры помогают друг другу в сражении, не так ли? Пусть наши гости тоже ему помогут.  Король:   умеет играть в шахматы? Вот здорово! Значит, вы сможете помочь.  Король: 1­й вопрос: Может ли пешка ходить назад?  2­ой вопрос: По полям какого цвета ходит ладья? Учитель:       Подскажите! (Гости подсказывают.) М: Ладья ходит по белым и черным полям.  3­ой вопрос: А вот белые Слоны, но зовут нас по­разному. Как?  М: Я не знаю.  Гости подсказывают: белопольные и чернопольные.  4­ой вопрос: Как ходит конь? (Буквой Г)  5­ой вопрос: Может ли ферзь сделать первый ход. (Нет)    М: Ура мне осталась еще одна клетка.  6­ой вопрос: Можно ли срубить короля. (Нет)  М: Спасибо, вам зрители и вам спасибо, милые шахматы. Я обязательно научусь этой игре, теперь я знаю, какая это интересная и умная игра. ВЫСТУПЛЕНИЕ ТРЕНЕРА ….    Король: Нам пора, но мы не прощаемся, а говорим вам «до скорой встречи»! (Выходят все участники и поют припев песни «Шахматная страна»  на мелодию  песни «Маленькая страна» Шахматы — это интересно, И для головы полезно, Шахматы — это обучение, Шахматы — это развлечение, Это множество друзей, Вместе с другом веселей.

Сценарий воспитательного мероприятия "Путешествие в шахматное королевство"

Сценарий воспитательного мероприятия "Путешествие в шахматное королевство"

Сценарий воспитательного мероприятия "Путешествие в шахматное королевство"

Сценарий воспитательного мероприятия "Путешествие в шахматное королевство"

Сценарий воспитательного мероприятия "Путешествие в шахматное королевство"

Сценарий воспитательного мероприятия "Путешествие в шахматное королевство"

Сценарий воспитательного мероприятия "Путешествие в шахматное королевство"

Сценарий воспитательного мероприятия "Путешествие в шахматное королевство"

Сценарий воспитательного мероприятия "Путешествие в шахматное королевство"

Сценарий воспитательного мероприятия "Путешествие в шахматное королевство"

Сценарий воспитательного мероприятия "Путешествие в шахматное королевство"

Сценарий воспитательного мероприятия "Путешествие в шахматное королевство"

Сценарий воспитательного мероприятия "Путешествие в шахматное королевство"

Сценарий воспитательного мероприятия "Путешествие в шахматное королевство"

Сценарий воспитательного мероприятия "Путешествие в шахматное королевство"

Сценарий воспитательного мероприятия "Путешествие в шахматное королевство"

Сценарий воспитательного мероприятия "Путешествие в шахматное королевство"

Сценарий воспитательного мероприятия "Путешествие в шахматное королевство"

Сценарий воспитательного мероприятия "Путешествие в шахматное королевство"

Сценарий воспитательного мероприятия "Путешествие в шахматное королевство"

Сценарий воспитательного мероприятия "Путешествие в шахматное королевство"

Сценарий воспитательного мероприятия "Путешествие в шахматное королевство"

Сценарий воспитательного мероприятия "Путешествие в шахматное королевство"

Сценарий воспитательного мероприятия "Путешествие в шахматное королевство"

Сценарий воспитательного мероприятия "Путешествие в шахматное королевство"

Сценарий воспитательного мероприятия "Путешествие в шахматное королевство"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018