СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
«Гидросфера»
(География 6 класс)
Учебно-тематический план (5 часов)
№ п/п |
Кол-во уроков |
Дата |
Тема |
Результат |
|
1 |
|
Вводный урок по теме «Гидросфера». |
Знать состав гидросферы, определения терминов, понятий. Оценивать значение мирового круговорота воды в природе, значение воды в жизни человека; объяснять связь компонентов гидросферы между собой Сравнивать изучаемые природные объекты реки, озёра; Классифицировать реки и озера; Выделять составные части речной долины; Объяснять механизм образования подземных вод, ледников; Описывать гидрографические объекты с использование карты атласа; Показывать на карте гидрографические объекты; Наносить на контурную карту гидрографические объекты; Практическая работа 1.Нанесение на контурную карту объектов гидросферы. 2.Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли. |
|
2 |
|
Семинар по теме: «Воды суши: реки, озера, подземные воды и природные льды». |
|
|
1 |
|
Практикум по теме: «Воды суши: реки, озера, подземные воды и природные льды» |
|
|
1 |
|
Контрольная работа «Воды суши: реки, озера, подземные воды и природные льды» |
![]() |
2. Воды суши.
2.1 РЕКИ
Река – водный поток, протекающий в естественном углублении в земной поверхности (в речном русле).
Река течет от истока к устью, следуя наклону земной поверхности.
Исток-это место, где начинается река (от родника, озера, болота, ледника). Никогда не вытекает из моря.
Устье - это место, где река заканчивается. Это место ее впадения в другой водный объект (море, озеро, океан).
Бассейн реки - это участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку.
Водораздел
–это
граница, разделяющая соседние речные бассейны.
РЕКИ –по характеру течения |
РАВНИНЫЕ -протекают в основном по ровной местности
-удобные для судоходства |
ГОРНЫЕ -протекают в горах - имеют быстрое течение -речные долины узкие и неглубокие |
2.2 ОЗЕРА
Озером называют замкнутый водоем, занимающий естественное углубление на поверхности Земли.
Если такое углубление возникло искусственно то это – пруд или водохранилище, в зависимости от размеров.
ОЗЕРА по происхождению |
Котловины могут быть тектоническими - образованные в результате движения земной коры. Байкал, Танганьика - образовались в разломах земной коры. |
Остаточные - остатки от древних морей. Каспийское, Аральское. За свою величину озера называются морями. |
|
Вулканические - образовались в кратерах потухших вулканов. Кроноцкое на Камчатке, много на острове Ява, Курильских островах. |
|
Запрудные – возникают обычно в горах в результате сильных обвалов, которое преграждает русло реки, создавая естественную плотину. Сарезское озеро на Памире. |
|
Ледниковые - на севере нашей страны, много озер, котловины которых углублены древним ледником. Ладожское, Онежское. |
|
Озера-старицы – образуются на месте бывшего русла реки. Они располагаются в пойме рек. Озера с.Георгиевка. |
|
Карстовые - расположены в местах, сложенной легкорастворимыми породами. Обычно они не велики по размерам. Их много на севере Европейской части и в Поволжье, на Урале. |
|
|||||
Сточные |
Бессточные |
||||
1. Из них вытекают реки 2. Воды теряются при стоке и испарении 3. Соли выносятся. Воды пресные. 4. Байкал, Ладожское, Онежское. |
|
2.3 Подземные воды
Подземные воды – это воды, находящиеся в толще горных пород.
![]() |
ГОРНЫЕ ПОРОДЫ
Водопроницаемые Водоупорные
(пропускают воду) (не пропускают воду)
Песок Гранит
Гравий Мрамор
Галька Глина
Подземные воды выполняют очень важные функции:
· Регулируют уровень воды в реках и озерах;
· Используются для питья (содержащие минеральные вещества и газы – минеральные – используются в лечебных целях).
· Являются источником воды на промышленных предприятиях.
Задания для совместной деятельности:
1. Зарисовать схему образования подземных вод в тетрадь.
2.4 Природные льды
Ледники- это огромные массы льда толщиной несколько сотен метров, находящиеся на склонах гор или в полярных районах, обладающий способностью к движению.
Снеговая линия – уровень, выше которого снег лежит в течение всего года.
Многолетняя мерзлота – это толщи горных пород, в которых содержится лед, не оттаивающий в течение долгого времени-от несколько десятков до сотен тысяч лет. Многолетнее мерзлота- это «подземное оледенение».
Задания для совместной деятельности:
1. С помощью атласа найдите покровные и горные ледники, показать их на карте.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.