Сценарный план урока обществознания "Демографическая ситуация России", 11 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок разработан в соответствии с концепцией федерального государственного образовательного стандарта общего образования, с использованием структуры креативного урока в упрощенном виде, но с полным сохранением идеи. На уроке использованы следующие блоки: мотивация, содержательный, психологическая разгрузка, резюме (итог). Урок является составной частью цикла уроков по теме «Социальная сфера общества». Цель урока – актуализировать и углубить знания учащихся по проблеме демографии в РФ, разобраться с ее основными характеристиками и составить прогнозы ее решения для будущего России; формировать общеучебные компетенции; коммуникативную культуру. Отобранное содержание урока, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на уроке способствовали достижению образовательной цели урока, стимулировали познавательные интересы школьников.Методика, используемая в работе, строится на основе ФГОС. На уроке использованы ресурсы сети Интернет. В ходе всего урока решались не только образовательные и развивающие задачи, но и воспитательные задачи. Подобранный к уроку материал способствует нравственному, патриотическому воспитанию, воспитанию активной гражданской позиции обучающихся.
Иконка файла материала Сценарный план урока обществознания-11кл.docx
Сценарный план   к уроку обществознания в 11­ классе Тема урока «Демографическая ситуация России» Автор: учитель истории МБОУ «Ивановская средняя  общеобразовательная школа» Рыльского района Курской области Савицкая Лариса Ярославна Цель:  актуализировать и углубить знания учащихся по проблеме демографии в РФ, разобраться с ее основными характеристиками и  составить прогнозы ее решения для будущего России. Задачи урока (пути реализации цели):         ­ образовательные (формирование познавательных УУД):     поиск и выделение необходимой информации;  структурирование знаний;  анализ объектов и синтез;  умение понимать и использовать кластеры, диаграммы. ­ воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  устанавливание связи между целью учебной деятельности  и ее мотивом;  готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право  каждого  иметь свою собственную;    аргументирование своей точки зрения и оценка событий;   сотрудничество с учителем и сверстниками, проявление творческой инициативы, самостоятельности в групповой работе, парной,    восприятие и передача информации, отражающей содержание и условия коллективной деятельности. ­ развивающие (формирование регулятивных УУД)     развитие нетрадиционного  парадоксального, творческого мышления, преодоление стереотипов мышления, развитие творческого  воображения;  пробуждение наблюдательности и любознательности, интереса к исследовательской деятельности и интеллектуальной активности;  оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности;  умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в виде диаграммы,  кластера. Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная. Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, видеофрагменты , авторские медиапродукты: презентация учителя, презентация  учащегося «Из истории переписи населения в России» (Microsoft Power Point). Для учащихся: статистические таблицы, диаграммы, кластер, документ «Концепция демографической политики РФ до 2025года». Структура  урока: 1. Мотивация 2. Содержательная часть 3. Психологическая разгрузка 4. Содержательная часть 5. Резюме  1.Мотивация Цель: обеспечить мотивацию  обучающегося к занятию, развивать  его любознательность, побудить к  поисковой  деятельности.  Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Посмотрите все ли у вас готово к уроку? Желаю вам быть активными, трудолюбивыми на уроке и помнить главное – вы самые талантливые ученики. Сегодня   на   уроке   мы   повторим,   то,   что   вы   изучали   на   предыдущих   уроках   и   узнаем   много интересного и нового.  За холодным нерусским словом «демография» стоит живое русское слово «народонаселение».  В ноябре 1914 года в одном авторитетном американском журнале появилась статья, посвященная России.  В Ее автор  дал интересную статистику: «За 40 последних лет население европейской части России увеличилось в 2раза . И она вышла на один из  самых высоких показателей  прироста населения в мире. Если подобная динамика сохранится,  прогнозировал автор статьи, то к концу 20 века в России будет проживать 600 млн.чел.».Сегодня в России  проживает 142 млн.чел, четверть от прогноза журналиста, данного им в начале 20 века  ».     Для России демографическая проблема становится гамлетовским восклицанием: «Быть или не быть?»   А это означает, что будущее нашей страны зависит от ее решения . Ведь демографические показатели –  наиболее верные индикаторы жизни общества. 1. Видео­фрагмент «Мир меняется»                Слайд №1  Какой социальной проблеме посвящен представленный вам  видео­фрагмент?  Что вы знаете об этой проблеме?  Почему эта проблема глобальная? 2.          Слайд №2 Тема урока: «Демографическая ситуация  России». (повышение мотивации)       Слайд №3                 Работа со словарем: Понятие «Демография»  очень емкое понятие. Разные науки по­своему трактуют его сущность. Мы провели опрос представителей разных наук. И представляем вам результат нашей работы: С точки зрения географии   С точки зрения истории   Обществоведческий словарь     ­ …..    – демография­это наука о численности населения и его составе.   – демография – это наука о закономерностях воспроизводства населения. ­ Что общего прослеживается в этих трех определениях? ­ Какое из определений вы считаете наиболее емким? Почему?  ( актуализация знаний))         Слайд №4 2. Содержательная часть. Цель: соединить программный материал  учебного предмета  (обществознание) с системой  заданий, направленных на развитие  логического мышления, творческих  способностей учащихся,  способности к острому, живому  восприятию, абстрактному и  сложному мышлению, речевой,  грамотности.ЕГЭ – задание №25  Понятие «Демография»  Составьте  предложения с понятием «демография» в соответствии с предложенными  заданиями. ( аргументирование своей точки зрения)    Слайд №5 – видео «Демография в России»  «Демографические кризисы в России»       За 20 век Россия пережила четыре периода, когда был «суженным» прирост населения.      Это ­    Первая мировая война, революция, гражданская война;  Индустриализация, коллективизация, период массовых репрессий:,  Вторая мировая война;    Конец 80­х. ­ 90­е годы ­ резкое падение рождаемости из­за трудностей перехода к  рыночной экономике. По мнению демографа  Анатолия Вишневского , общие прямые и косвенные демографические потери  России за  XX век   оцениваются в 140—150  млн. человек. До хрущевской «оттепели» демографическая статистика была под грифом «Совершенно секретно» и  только с конца 1950­х гг. начала появляться в документах с пометкой «Для служебного пользования». С того времени и  вплоть до 1985 г. сведения о численности населения, количестве родившихся и умерших приводились лишь в специальных изданиях, а сведения о продолжительности жизни , младенческой  смертности и общей смертности  не публиковались никогда и нигде.       Слайд №6 – видео «Демографический кризис в России»   Небольшой рост  рождаемости произошёл в 1985 году. Но с 1989года проявилось резкое снижениеестественного прироста населения России. Это стало следствием соединения двух неблагоприятных  тенденций: обвального снижения рождаемости и значительного роста смертности.  В результате  рождаемость упала до уровня развитых стран, а  смертность достигла уровня развивающихся. И  уже  через несколько лет начался четвёртый демографический кризис, который  продолжается уже более  20 лет. И , несмотря на отсутствие войн и социальных потрясений, рождаемость остаётся на крайне  низком уровне, хотя в последнее время она достаточно  растёт. Согласно некоторым расчётам,  начавшийся в конце 2014 года в России экономический кризис привел  к новой волне  демографического спада .         Работа в группах – Статистика  1гр. – выход на сайт Росстата –  http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#    – анализ таблицы «Общая численность населения РФ»             ­       Слайд№7  2гр. – работа с кластером «Рождаемость» ­ анализ, причины, меры;    Слайд №8  3гр. – работа с кластером «Смертность» ­ анализ, причины, меры;      Слайд №8 Сообщение учащегося – «Родной край в зеркале демографии»  ­   Диаграммы (сотрудничество со сверстниками, проявление творческой инициативы, самостоятельности в  групповой работе) Сейчас вы выступите в роли аналитиков.     Слайд №9  У нас три группы: первая, вторая, третья. Каждая группа получает аналитическое задание –  1 группа – Выскажите свое отношение к депопуляции, продолжив фразу: «Я не вижу ничего страшного в уменьшении населения, потому что…..»; 2группа ­  Выскажите свое отношение к депопуляции, продолжив фразу: «Я считаю, что депопуляция ведет к негативным последствиям, потому что….»; 3группа ­ Какая точка зрения вам кажется более убедительной?  Почему? 3. Психологическая разгрузка Цель: снизить психологическую  напряженность на фоне мышечного  расслабления.4. Содержательная часть Цель: показать практическое  применение полученных знаний на  уроке. Развитие уверенности в  своих творческих возможностях,  пробуждение  интереса учащихся к  исследовательской деятельности и  интеллектуальной активности. 5.Интеллектуальная разминка Цель: обеспечить мотивацию  учащихся и включить их в  творческую деятельность Договариваемся   уважительно   относиться   к   соперникам,   выслушивать   различные   точки   зрения, оценивать их.  (снятие напряжения)    Работа с документом «Концепция демографической политики РФ до 2025года »  Шаблон кластера.   Текст «Концепции» ­ (объяснить технологию работы с кластером)  ­   (выявление трудностей изученной темы) заполнить!!!! Социологический прогноз «Взгляд в будущее»  Слайд№10,11 ­ Пессимистический    + видео  Слайд №12,13 ­ Оптимистический     +видео  (развитие абстрактного, творческого мышления, преодоление стереотипов мышления, развитие творческого воображения) Тысячи лет выдающиеся мыслители ломали голову в поисках так называемого смысла жизни, ответа  на вопрос – зачем мы приходим в этот мир?     Демографы, я думаю, дают на этот вопрос  простой и ясный ответ: жизнь нужна лишь затем, чтобы  жить долго и счастливо, и передать эстафету жизни следующим поколениям.       Берегите себя. Помните, что каждый человек бесценен и неповторим! Слайд №14 ­                Домашнее задание. 7.Резюме (итог) Цель: обеспечить обратную связь с  учащимися на уроке (получить  качественную и эмоциональную  Ребята,   стал   ли   урок   для   вас   познавательным?   Какой   этап   был   наиболее   интересным,   какой   – показался скучным. Какие трудности вы  испытывали на уроке?  Что необходимо сделать для  их преодоления? Поставь оценку себе и работе всего класса. Какую цель мы ставили на уроке? Как вы считаете, мы достигли поставленной цели?оценку учащимися самого урока).   (качественная оценка и самооценка личной и коллективной деятельности)