Урок разработан в соответствии с концепцией федерального государственного образовательного стандарта общего образования, с использованием структуры креативного урока в упрощенном виде, но с полным сохранением идеи. На уроке использованы следующие блоки: мотивация, содержательный, психологическая разгрузка, резюме (итог).
Урок является составной частью цикла уроков по теме «Социальная сфера общества».
Цель урока – актуализировать и углубить знания учащихся по проблеме демографии в РФ, разобраться с ее основными характеристиками и составить прогнозы ее решения для будущего России; формировать общеучебные компетенции; коммуникативную культуру.
Отобранное содержание урока, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на уроке способствовали достижению образовательной цели урока, стимулировали познавательные интересы школьников.Методика, используемая в работе, строится на основе ФГОС.
На уроке использованы ресурсы сети Интернет.
В ходе всего урока решались не только образовательные и развивающие задачи, но и воспитательные задачи. Подобранный к уроку материал способствует нравственному, патриотическому воспитанию, воспитанию активной гражданской позиции обучающихся.
Сценарный план
к уроку обществознания в 11 классе
Тема урока «Демографическая ситуация России»
Автор: учитель истории
МБОУ «Ивановская средняя
общеобразовательная школа»
Рыльского района Курской области
Савицкая Лариса Ярославна
Цель: актуализировать и углубить знания учащихся по проблеме демографии в РФ, разобраться с ее основными характеристиками и
составить прогнозы ее решения для будущего России.
Задачи урока (пути реализации цели):
образовательные (формирование познавательных УУД):
поиск и выделение необходимой информации;
структурирование знаний;
анализ объектов и синтез;
умение понимать и использовать кластеры, диаграммы.
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
устанавливание связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого
иметь свою собственную;
аргументирование своей точки зрения и оценка событий;
сотрудничество с учителем и сверстниками, проявление творческой инициативы, самостоятельности в групповой работе, парной,
восприятие и передача информации, отражающей содержание и условия коллективной деятельности.
развивающие (формирование регулятивных УУД)
развитие нетрадиционного парадоксального, творческого мышления, преодоление стереотипов мышления, развитие творческого
воображения;
пробуждение наблюдательности и любознательности, интереса к исследовательской деятельности и интеллектуальной активности;
оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности;
умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в виде диаграммы,
кластера.
Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, видеофрагменты , авторские медиапродукты: презентация учителя, презентация
учащегося «Из истории переписи населения в России» (Microsoft Power Point).
Для учащихся: статистические таблицы, диаграммы, кластер, документ «Концепция демографической политики РФ до 2025года».
Структура урока:
1. Мотивация
2. Содержательная часть
3. Психологическая разгрузка
4. Содержательная часть
5. Резюме
1.Мотивация
Цель: обеспечить мотивацию
обучающегося к занятию, развивать
его любознательность, побудить к
поисковой деятельности.
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Посмотрите все ли у вас готово к уроку? Желаю вам быть
активными, трудолюбивыми на уроке и помнить главное – вы самые талантливые ученики.
Сегодня на уроке мы повторим, то, что вы изучали на предыдущих уроках и узнаем много
интересного и нового.
За холодным нерусским словом «демография» стоит живое русское слово «народонаселение».
В ноябре 1914 года в одном авторитетном американском журнале появилась статья, посвященная России.
В Ее автор дал интересную статистику:
«За 40 последних лет население европейской части России увеличилось в 2раза . И она вышла на один из
самых высоких показателей прироста населения в мире. Если подобная динамика сохранится,
прогнозировал автор статьи, то к концу 20 века в России будет проживать 600 млн.чел.».Сегодня в России проживает 142 млн.чел, четверть от прогноза журналиста, данного им в начале 20 века
».
Для России демографическая проблема становится гамлетовским восклицанием: «Быть или не быть?»
А это означает, что будущее нашей страны зависит от ее решения . Ведь демографические показатели –
наиболее верные индикаторы жизни общества.
1. Видеофрагмент «Мир меняется» Слайд №1
Какой социальной проблеме посвящен представленный вам видеофрагмент?
Что вы знаете об этой проблеме?
Почему эта проблема глобальная?
2. Слайд №2
Тема урока: «Демографическая ситуация России».
(повышение мотивации)
Слайд №3 Работа со словарем:
Понятие «Демография» очень емкое понятие. Разные науки посвоему трактуют его сущность.
Мы провели опрос представителей разных наук. И представляем вам результат нашей работы:
С точки зрения географии
С точки зрения истории
Обществоведческий словарь
…..
– демографияэто наука о численности населения и его составе.
– демография – это наука о закономерностях воспроизводства населения.
Что общего прослеживается в этих трех определениях?
Какое из определений вы считаете наиболее емким? Почему?
( актуализация знаний))
Слайд №4
2. Содержательная часть.
Цель:
соединить программный материал
учебного предмета
(обществознание) с системой
заданий, направленных на развитие
логического мышления, творческих
способностей учащихся,
способности к острому, живому
восприятию, абстрактному и
сложному мышлению, речевой,
грамотности.ЕГЭ – задание №25
Понятие «Демография»
Составьте предложения с понятием «демография» в соответствии с предложенными
заданиями.
( аргументирование своей точки зрения)
Слайд №5 – видео «Демография в России»
«Демографические кризисы в России»
За 20 век Россия пережила четыре периода, когда был «суженным» прирост населения. Это
Первая мировая война, революция, гражданская война;
Индустриализация, коллективизация, период массовых репрессий:,
Вторая мировая война;
Конец 80х. 90е годы резкое падение рождаемости изза трудностей перехода к
рыночной экономике.
По мнению демографа Анатолия Вишневского , общие прямые и косвенные демографические потери
России за XX век оцениваются в 140—150 млн. человек.
До хрущевской «оттепели» демографическая статистика была под грифом «Совершенно секретно» и
только с конца 1950х гг. начала появляться в документах с пометкой «Для служебного пользования». С
того времени и вплоть до 1985 г. сведения о численности населения, количестве родившихся и умерших
приводились лишь в специальных изданиях, а сведения о продолжительности жизни , младенческой
смертности и общей смертности не публиковались никогда и нигде.
Слайд №6 – видео «Демографический кризис в России»
Небольшой рост рождаемости произошёл в 1985 году. Но с 1989года проявилось резкое снижениеестественного прироста населения России. Это стало следствием соединения двух неблагоприятных
тенденций: обвального снижения рождаемости и значительного роста смертности. В результате
рождаемость упала до уровня развитых стран, а смертность достигла уровня развивающихся. И уже
через несколько лет начался четвёртый демографический кризис, который продолжается уже более
20 лет. И , несмотря на отсутствие войн и социальных потрясений, рождаемость остаётся на крайне
низком уровне, хотя в последнее время она достаточно растёт. Согласно некоторым расчётам,
начавшийся в конце 2014 года в России экономический кризис привел к новой волне
демографического спада .
Работа в группах – Статистика
1гр. – выход на сайт Росстата –
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#
– анализ таблицы «Общая численность населения РФ» Слайд№7
2гр. – работа с кластером «Рождаемость» анализ, причины, меры; Слайд №8
3гр. – работа с кластером «Смертность» анализ, причины, меры; Слайд №8
Сообщение учащегося – «Родной край в зеркале демографии» Диаграммы
(сотрудничество со сверстниками, проявление творческой инициативы, самостоятельности в
групповой работе)
Сейчас вы выступите в роли аналитиков. Слайд №9
У нас три группы: первая, вторая, третья. Каждая группа получает аналитическое задание –
1 группа – Выскажите свое отношение к депопуляции, продолжив фразу:
«Я не вижу ничего страшного в уменьшении населения, потому что…..»;
2группа Выскажите свое отношение к депопуляции, продолжив фразу:
«Я считаю, что депопуляция ведет к негативным последствиям, потому что….»;
3группа Какая точка зрения вам кажется более убедительной? Почему?
3. Психологическая разгрузка
Цель: снизить психологическую
напряженность на фоне мышечного
расслабления.4. Содержательная часть
Цель: показать практическое
применение полученных знаний на
уроке. Развитие уверенности в
своих творческих возможностях,
пробуждение интереса учащихся к
исследовательской деятельности и
интеллектуальной активности.
5.Интеллектуальная разминка
Цель: обеспечить мотивацию
учащихся и включить их в
творческую деятельность
Договариваемся уважительно относиться к соперникам, выслушивать различные точки зрения,
оценивать их.
(снятие напряжения)
Работа с документом «Концепция демографической политики РФ до 2025года »
Шаблон кластера.
Текст «Концепции» (объяснить технологию работы с кластером)
(выявление трудностей изученной темы)
заполнить!!!!
Социологический прогноз «Взгляд в будущее»
Слайд№10,11 Пессимистический + видео
Слайд №12,13 Оптимистический +видео
(развитие абстрактного, творческого мышления, преодоление стереотипов мышления, развитие
творческого воображения)
Тысячи лет выдающиеся мыслители ломали голову в поисках так называемого смысла жизни, ответа
на вопрос – зачем мы приходим в этот мир?
Демографы, я думаю, дают на этот вопрос простой и ясный ответ: жизнь нужна лишь затем, чтобы
жить долго и счастливо, и передать эстафету жизни следующим поколениям.
Берегите себя. Помните, что каждый человек бесценен и неповторим!
Слайд №14 Домашнее задание.
7.Резюме (итог)
Цель: обеспечить обратную связь с
учащимися на уроке (получить
качественную и эмоциональную
Ребята, стал ли урок для вас познавательным? Какой этап был наиболее интересным, какой –
показался скучным. Какие трудности вы испытывали на уроке? Что необходимо сделать для их
преодоления? Поставь оценку себе и работе всего класса. Какую цель мы ставили на уроке? Как вы
считаете, мы достигли поставленной цели?оценку учащимися самого урока).
(качественная оценка и самооценка личной и коллективной деятельности)