Открытый урок
на тему:
«Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора».
2017/2018 учебный год
Обществознание
«Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора».
Цели урока:
Образовательные:
Знать: основы социальных и правовых
гарантий в области занятости и трудоустройства, юридические основы трудовой деятельности;
Уметь: различать понятия “трудоустройство” и
“занятость”; работать с источниками трудового права и находить нужную
информацию, формировать правовые компетенции в области трудовых правоотношений;
использовать психологические рекомендации при устройстве на работу.
Развивающие: способствовать развитию коммуникативных компетенций в социуме, навыков самопрезентации обучающихся.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к труду как к важнейшей нравственной категории.
Межпредметные связи: история, обществознание, экономика, литература, производственное обучение.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Вид урока: Урок - деловая игра.
Формы работы:
ü Фронтальная
ü Индивидуальная
ü Групповая
ü Моделирование и проигрывание ситуации
Методы работы: игровой, проблемно-поисковый.
Оборудование: компьютер, проектор, нормативно-правовые и законодательные акты: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, ФЗ “Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ”, ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”, презентация, примерная форма трудового договора, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
I. Этап Организационный момент. 1мин
Вступительное слово учителя.
Учитель: Добрый день, уважаемые коллеги, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, а урок - деловая игра. И для того чтобы определить тему урока я вам предлагаю посмотреть видеоролик.
II. Этап Определим тему нашего урока 4мин
ВИДЕОРОЛИК
Итак, как вы думаете, о чем сегодня пойдёт речь на уроке?( о трудоустройстве и занятости)
Учитель: Верно, молодцы!
Слайд 2. Тема урока
Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока.
Учитель: -Ребята, попробуйте определить цель урока, исходя из темы.
Ученики: цель урока узнать, уметь
Слайд 3. Цель урока
Слайд 4. (картинка трудоустройство и занятость)
III.Этап Работа над понятиями «трудоустройство» и «занятость»
3 мин
Учитель: Сегодняшний урок посвящён трудовым отношениям имеет огромное значение для вашего будущего. Ситуация на рынке труда в наше время меняется очень быстро. Проблема поиска работы в нашей стране еще никогда не стояла так остро. Она волнует значительную часть трудоспособного населения. Найти хорошую работу не просто. И все же есть способы, с помощью которых можно правильно оценить себя, свои возможности и устроится на подходящую работу.
В течение урока Вам будет предоставлена возможность найти работу и получить заработную плату в виде (отметки). Заработная плата будет зависеть от вашей активности и правильности ответов, на уроке, а подсчитать ее можно будет с помощью оценочного листа, который лежит у вас на столе.
Итак! приступим к выполнению задания №1(работа с учебником)
Прочитаем его. Пожалуйста, кто желает?
-Как вы понимаете термин «трудоустройство» и «занятость», в чем их отличие? Запишите в тетради
Трудоустройство – это деятельность граждан, связанная с поиском нужной работы, которая удовлетворяет личные и общественные потребности, не противоречит законодательству России и нормам международного права и приносит заработок (трудовой доход).
Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, которая не противоречит законодательству и приносит им заработок (трудовой доход).
Отличие в том, что …
IV. Этап 2 мин
Учитель: Приступаем к следующему Заданию №2. Прочитаем его. Составьте кластер
- Куда вам необходимо обращаться в поисках работы.
В виде схемы обозначьте ответ на данный вопрос, и кто то один это задание выполнит у доски, кто желает? Григорьев Саша
ПОИСК РАБОТЫ
объявления в газетах, знакомые, друзья, объявления по радио, служба журналах,
сети Интернет родственники телевидению
IV. Этап Задание 3. Практическая работа 3 мин
Учитель: Теперь на практике попробуем подобрать объявления, которые могут подойти вам.
Возьмите газеты с объявлениями о рабочих местах (преподаватель заранее их заготовил). Просмотрите объявления, отберите наиболее привлекательное и соответствующие вашим потребностям и интересам. На это задание отводится время 2 минуты
Готовы?
Учитель: Расскажите нам о своем выборе. т.е почему вы выбрали именно такую профессию
Я выбрал профессию учитель физики потому что:
у меня есть навыки для этой работы
-подходит образование
-есть опыт работы
-подхожу по возрасту
-достойный заработок
-карьерный рост
Учитель: Отлично, вы нашли необходимое объявление о приеме на работу. Каковы Ваши действия дальше?
Ученики: (Например: позвоню по телефону и уточню, верно, ли я понял объявление и каковы мои шансы быть принятым на работу).
Учитель: А как Вы думаете, нужно готовиться к этому телефонному звонку, либо встречи с руководителем??
Ученики: Да! При телефоном разговоре руководитель попросил вас отправить резюме сейчас многие по Интернету отправляют его работодателю. А Вы знаете, что это такое?
Ученики: (резюме это….
Резюме – (от фр. résumé — «сводка». Синоним — CV — от лат. curriculum vitae — «течение жизни», жизнеописание, произносится кури́кулюм ви́тэ,, в советской традиции автобиография) — документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другую относящуюся к делу информацию, обычно требуемую при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу.
Учитель: Из каких реквизитов состоит Резюме:
- фамилия, имя, отчество; адрес; телефон.
- Должность, которую Вы хотите получить.
- Ваш трудовой опыт в обратном порядке (с последнего места работы до первого).
-Образование в обратном порядке.
-Личные данные (увлечения, семейное положение).
-Рекомендации (если они имеются).
В отдельном случае можно привести кратко свои достижения. Описать свой опыт работы.
Если у Вас нет опыта работы, необходимо подчеркнуть успехи в учебе, программы в которых Вы работали, награды за учебу.
Задание №4. Составить резюме 5 мин.
Учитель: Сейчас попробуйте написать резюме, затем обменяйтесь друг с другом и прочитайте, представив себя в роли работодателя. Проанализируйте резюме друг друга, деликатно и тактично укажите на ошибки.
Резюме
Фамилия, имя, отчество: ____________________
Дата рождения: _____________
Адрес: _____________________
Тел.: _________________________
Семейное положение: ______________
Цель: _______________________________-
Образование:____________________________
Профессиональный опыт:___________________________________________
Дополнительные сведения: ______________________________
16.05.2005 Подпись Р.А.Иванов
Хорошо, а теперь представим, что отправив резюме, Вас пригласили на собеседование и назначили встречу в 10.00 часов.
Задание № 5. Я предлагаю вам ролевую игру “Прием на работу учителя физики в школу ”.
-Добрый день! Меня зовут Владимир Владимирович, я по поводу вакансии учитель физики.
-Здравствуйте!
1.Скажите, как вы узнали о наличии вакансии?
2. Сколько вам лет, есть ли у вас семья, дети?
3.Какой стаж педагогической деятельности?
Спасибо, мы вам перезвоним.
1)
Воспитанный, уверенный в себе человек;
2) “Тихоня”, неуверенный в себе человек;
3) “Наглец”;
Как вы думаете, кого все-таки из этих трех претендентов примут на работу? 1. Воспитанного и уверенного в себе человека, это ситуация №1. Почему?
Потому что……… манеры поведения, культура, жесты имеют важную роль…
Верно ребята,
СЛАЙД
Я предложу вам ряд рекомендаций о том, как нужно вести себя при устройстве на работу:
1. Будучи уверенным в себе, избегай быть самоуверенным.
2. В разговоре с нанимателем руководствуйся тремя “НЕ”: не раздражайся, не теряйся, не распыляйся.
3. Следи за своей позой, жестами, мимикой.
4. Соблюдай культуру одежды (красивая, гармоничная одежда повышает имидж человека), сочетай цвета одежды и обуви, держись подальше от ультрамодных направлений.
Желаем успехов!
Учитель: Вступая в сферу трудовых отношений, человек должен знать, что существует система норм права, которая регулирует эти отношения.
- Как называется отрасль права, регулирующая трудовые отношения?
Ученики: « Трудовое право».
Учитель: правильно!
Сейчас я вам предлагаю прочитать ситуацию ваша задача – найти неправомерные действия работодателя.
«Однажды на улице встретились два
выпускника школы и разговорились:
Вася: Привет, Миша!
Миша: Здравствуй, Вася, как дела?
Вася: Да нормально, я учусь в институте на
юриста, а ты где? Слушай, а что ты такой грустный?
Миша: Неприятности на меня свалились одна за
другой. В институт я не поступил, поэтому устроился на работу в магазин «1000
мелочей» продавцом.
Вася: Так это же хорошо, денег заработаешь,
да и при деле будешь!
Миша: да, зарплата не плохая, но приняли меня
временно
Работала по 10 часов в день 6 дней в неделю, уставал очень.
Сказал директору магазина, что не могу постольку часов работать, а он мне
ответил, что план надо выполнять.
Вася: А когда ты устроился на работу, ты разве в трудовом договоре не
обговорил продолжительность рабочей недели?
Миша: Никакого договора я с ним не заключал, но сначала он сказал, что
у меня будет 8- ми часовой рабочий день. А месяц назад на работу опоздал, так
мне выговор объявил с занесением в трудовую книжку. Но и это еще не все. Я вчера
из больницы выписался, аппендицит вырезали, взял больничный лист, прихожу на
работу, а на моем месте новый парень работает. Директор сказал, что ему больные
не нужны, и он меня уволил.
Вася: Так что же ты бездействуешь, надо защищать свои нарушенные
права!
Миша: Да я даже не знаю, где он прав, а где виноват.
Вася: И я не знаю, но чувствую, что-то твой директор сделал
незаконно».
Учитель: Итак, попробуем помочь парням разобраться в сложившейся
ситуации, и выяснить какие же права Миши были нарушены его директором.
Каждая группа получает пакет документов и путеводитель. Ваша задача: проанализировав документы, найти случаи нарушения трудового права, допущенные работодателем Миши. (5 минут)
Задания для групп:
1 группа: получает задание: выяснить: что такое трудовой договор и каковы условия его заключения; в чем состоят обязательные и дополнительные условия трудового договора; г) как определяются сроки трудового договора.
2 группа: какие документы необходимы при заключении трудового договора; что такое трудовая книжка, какие сведения в нее вносятся, меры поощрения и наказания за труд.
3 группа: продолжительность рабочего времени и времени отдыха, что такое больничный лист.
4 группа: увольнение работника; как регламентируется прекращение трудового договора. Выступление групп
В наше время рыночных отношений молодые люди стремятся, как можно раньше начать зарабатывать, чтобы перестать быть материально зависимыми от родителей, здесь конечно очень важно знать трудовое законодательство, что бы ваши права не были нарушены.
Этап Рефлексия
Учитель: Теперь проверим, какие знания вы получили на уроке. Ответе на вопросы теста и произведите подсчет своих баллов и поставьте отметку(перед вами оценочные листы, в которых вы должны проставить общее количество баллов).
Тест
1. Документ, подтверждающий трудовую деятельность:
1) трудовая книжка; 3) Трудовой кодекс РФ;
2) трудовой договор; 4) коллективный договор.
2. Обязанностью работника является:
1) создание профессиональных союзов; 3) соблюдение трудовой дисциплины;
2) повышение своей квалификации; 4) выплата заработной платы.
3. Документ, в котором конкретно определяются взаимные права и обязанности работника и работодателя:
1) Трудовой кодекс РФ; 3) трудовая книжка;
2) трудовой договор; 4) декларация.
4. Документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другую информацию это
1) резюме; 3) трудовая книжка;
2) трудовой договор; 4) декларация
5.. Что является причиной увольнения сотрудника?
1) инициатива работника; 3) личная неприязнь;
2) прогул; 4) неисполнение трудовых обязанностей.
Сегодня на уроке мы увидели, что вы коммуникабельны, умеете ориентироваться в непростом правовом пространстве нашего общества, использовать знания источников российского законодательства и некоторые из вас я уверенна будут востребованы на рынке труда.
Сегодня вы честно заработали свою заработную плату, в виде отметки (выставление отметок)
Вам предлагаются ответить на вопросы:
Я сегодня на уроке узнал….
Из того, что я узнал, мне пригодится в жизни…
Качества,
которые помогут мне найти работу……..
Качества, которые мне помешают найти работу…..
Подводя итоги урока, хотелось бы отметить, что соблюдение прав и гарантий в трудовой деятельности это хорошо, но еще необходимо соблюдение обязанностей работником, его добросовестный и честный труд.
Спасибо за работу!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.