Ступени интеграции в среднем профессиональном образовании
Аннотация. Представлены ступени интеграции в среднем профессиональном образовании, рассмотрены положительные и отрицательные факторы, так же предложены механизмы повышения эффективности системы профессионального образования.
Ключевые слова: Интеграция, учебно-воспитательный процесс, самообразование, интерактивный метод, интегрированная система, непрерывное профессиональное образование, инновационное образование.
На сегодняшний день очень остро стоит вопрос об интеграции системы профессионального образования. Не для кого, не секрет, что СПО сократились до минимального количества, хотя рабочие специальности очень востребованы. Мы теряем профессиональных специалистов.
Одним из главных вопросов среднего профессионального образования считается дать глубокие знания молодым специалистам учитывая современные требования, но к сожалению учебный материала сокращается (убирают такие дисциплины как правоведение и обществознание), хотя мы должны выпускать высоко квалифицированных и профессионально подготовленных специалистов. Для того чтобы применить учебный материал в определённое время, нужно применить новейшие технологии в образовании. Такой подход в СПО происходит при помощи интеграции предметов. Однако этот метод не полностью приводит к разрешению проблем. Значит необходимо применить и другие методы, которые будут способствовать к увеличению объёма учебного материала.
Термин интеграции имеет долгую историю. Слово «интеграция» происходит от латинского слова «integration» и означает «integer» — «полный», «одно целое».
Интеграция — процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности студента.
Современные технологии требуют использовать умения коммуникационные, информационные технологиями и электронные учебники. Но к большому сожалению таких учебных заведений очень мало, отсутствует компьютерная база (во многих учебных корпусах она устаревшая). Ведь в процессе обучения студент или педагог должен владеть разными сведениями, используя при этом информацию, взятую из глобальной сети.
В системе среднего профессионального образования процесс интеграции для студентов имеет важное значение. Процесс интеграции, направленный в сторону научных исследований, позволяет за короткое время расширять возможности СПО. В настоящее время интеграция зависит от научных исследований.
Интеграция является отражением тех тенденций, которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности.
Интеграция возник в период, когда знания, собираемые и обобщаемые философией, перестали укладываться в рамки одной науки, и в результате из философии стали выделяться самостоятельные отрасли знаний.
Теория Коменского доказала - в обучении и воспитании, не может быть скачков. Он видел перспективным образование, при котором учащемуся предоставляется целостная картина мира. Коменский писал: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».
И.Ф. Гербарт выделял четыре ступени в обучении: ясность, ассоциация, система и метод. Первая и вторая ступень, были направлены на приобретение знания, а третья и четвертая были призваны привести в связь то, что было усвоено ранее и «составить своеобразный мостик для овладения новыми знаниями».
К.Д. Ушинский, в своих трудах доказал, что межпредметные связи выступают как часть более общей проблемы системности обучения.
Ученые-педагоги XVII–XIX вв. видели интеграцию в образовании как необходимость, проявившуюся в желании отразить взаимосвязи реального мира.
В начале XX в., интеграция в обучении впервые опробованная в Великобритании когда европейскими учеными были разработаны так называемые «кооперированные курсы». На сегодняшний день процесс интеграции остро стоит в системе СПО.
Актуальность данного вопроса, заключается в том что, развитие СПО, тормозится отдельными проблемами:
- недостаточной результативностью управления учреждениями среднего профессионального образования;
- разрушением традиционных связей образовательных учреждений с предприятиями, устаревшей материальной базы;
- невозможностью обеспечить в полном объеме подготовку кадров нужной квалификации.
Поэтому эффективность подготовки кадров в учебных заведениях СПО не всегда в полном объеме соответствуют требованиям работодателей.
С учетом отмеченных проблем необходимо наметить главные направления формирования эффективной системы подготовки специалистов:
1) развитие сети подведомственных учреждений, цель которых - обеспечение интеграции учебных заведений разных уровней путем их укрупнения и объединения в комплексы для увеличения круга услуг при подготовки кадров, росту качества образования по разным направлениям, ступеням и формам;
2) развитие учебно-материальной базы;
3) совершенствование организационно-экономических механизмов деятельности образовательных учреждений;
4) развитие социального партнерства с предприятиями.
Нужно заново пересмотреть программу реализации государственных образовательных стандартов, что бы была возможность и необходимость участие работодателей в разработке рабочих учебных планов, что бы эти программы работали в учебных заведениях СПО. Считаем необходимым применять их в программе учебных практик и стажировок на базе предприятий, распространение положительного опыта взаимодействия предприятий и образовательных учреждений.
Такое сотрудничество ориентировано на долговременное и стратегическое партнерство, так как позволяет готовить кадры под заказ предприятий, учитывать изменяющиеся запросы работодателей, как основных заказчиков специалистов, заключать договора между предприятиями и учебными заведениями по современным стандартам, материальной базой, передаче в аренду оборудования, в том числе на льготных экономических условиях.
Современная система образования плюс интеграция позволяет расширить учебные планы за счет введения интегративных учебных процессов, что позволяет выпускникам приобщиться к профессиональной деятельности. За счет такого подхода к интеграции образовательных программ, когда в системе профессионального образования нет «тупиковых траекторий», создаться условия мобильности студентов для успешного выхода на рынок труда.
Программы учебных дисциплин которые разработаны в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР.
Преподаватели СПО пользуются государственным образовательным стандартом среднего общего образования, так же мы подготавливаем и выпускаем профессионалов.
Выпускники должны выходить от нас подготовленным к работе и иметь возможность к дальнейшему получению высшего образования.
Так как на сегодняшний день успешность выпускника лицея определяется не только знаниями, но сформированными умениями найти свое место в жизни. В связи с этим в лицее проводится различные конкурсы, тематические уроки, классные часы, виртуальные экскурсии, межпредметные интеграции (история-литература). Работают различные кружки по воспитанию молодежи и современного специалиста. Мы стараемся своих студентов воспитать всесторонне развитыми, прививая им чувства прекрасного светлого, воспитываем любовь и уважение к своей Родине к традициям и ценностям своего народа, так как наша культура многогранна и корнями уходит далеко в историю.
Следовательно, на преподавателя общеобразовательных дисциплин в системе среднего профессионального образования ДНР ложится ответственность по созданию единого целого на основе интегрирования государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования.
Во время учебных и практических занятий студенты приобретают знания, умения, навыки, практический опыт. В процессе этого формируется его умственное развитие, адаптация к социальной жизни, что позволяет ему решать проблемы в трудовой деятельности, быть ответственным за свою работу, стремиться к самосовершенствованию и саморазвитию, т.е. учебно-воспитательный процесс позволяет формировать компоненты профессиональной компетентности.
Интеграция может осуществляется на основе цикловых, междисциплинарных и внутридисциплинарных связей. Интеграция не только обогащает содержание одной дисциплины содержанием другой, а объединяет их и обеспечивает комплексную подготовку, формирующую общие и профессиональные компетенции.
Вывод: В данной статье кратко описаны пути интеграции в системе СПО.
Задачи, которые стоят перед системой СПО, являются ориентацией на подготовку человека, который способен самостоятельно принимать решения, точно, эффективно, разумно действовать в постоянно изменяющемся мире. Только современный человек может владеть данными качествами. Образованный человек отличается от необразованного тем, что продолжает считать своё образование недостаточным.
Интегративный подход к профессиональной подготовке специалиста любого профиля в нынешних условиях является одним из важнейших средств повышения качества профессионального образования.
Делая
вывод, мы можем сказать, о современном мировом
образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в
каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия.
Систему образования нужно реформировать и менять в лучшую сторону. При этом
искать поиски оптимальных соответствий между сложившимися традициями в
отечественной педагогике и новыми веяниями, связанными с вхождением в мировое
образовательное пространство.
Литература
1. Бегидова С.Н., Хазова С.А., Мозгот В.Г. Развитие конкурентоспособной личности учащихся как целевой ориентир системы общего образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ, 2012. Вып. 2. С. 25-31.
2. Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования.
3. Керашев А.А. Развитие подходов к глобализации экономических отношений // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп: Изд-во АГУ, 2005. Вып. 3. С. 85-88.
4. Модернизация профессионального образования .
5. Модернизация профессионального образования [Электронный ресурс]: http://www.vfmgiu.ru/sovremennie_tendencii_v_visshem_ obrazovanii_506/perechen_specialnostey_srednego_obrazovania_557/Modernizaciya_professionalnogo_obrazovaniya_792/index.htm
6. Проблемы роста качества среднего профессионального образования в условиях модернизации образовательного [Электронный ресурс]: http://edu.rosuprava.ru/tezis/450
7. Asheim, B.T., Coenen, L. Knowledge Bases and Regional Innovation Systems: Comparing Nordic Clusters, Research Policy, 2005. P. 1173-1190.
8. Kurtulu K., Kadir Y.E. Determining Factors Hindering University-Industry Collaboration: An Analysis from the Perspective of Academicians in the Context of Entrepreneurial Science Paradigm // International Journal of Social Inquiry. 2011. Vol. 4, № 1. P. 185-213.
9. Шайдуллина А.Р. Интеграция «ссуз - вуз - производство» в условиях инновационного инженерного образования // Модернизация образования.2007. № 11. С. 6-8.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.