Сухомлинский о воспитании

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В.А.Сухомлинский - достойный наследник гуманистической традиции. В Павлышевской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего педагогического коллектива. Наказание Сухомлинский в отличие от его предшественников понимал гораздо глубже. «В среде педагогов, - отмечал Сухомлинский, - можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем, самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде - это оценка».
Иконка файла материала Сухомлинский о воспитании.doc
Сухомлинский о воспитании В.А.Сухомлинский ­ достойный наследник гуманистической традиции. В   Павлышевской   средней   школе   воспитание   без   наказаний   было педагогическим   принципом   всего   педагогического   коллектива.   Наказание Сухомлинский в отличие от его предшественников понимал гораздо глубже. «В   среде   педагогов,   ­   отмечал   Сухомлинский,   ­   можно   нередко   услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем, самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде ­ это оценка».  Во­первых, В.А.Сухомлинский считал, что правом пользоваться острым инструментом   оценки   имеет   только   тот   педагог,   который   любит   детей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта ­ вот то, что необходимо воспитателю, то что хотят видеть дети в своем   наставнике.   Одно   из   самых   ценных   его   качеств   ­   человечность,   в которой сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей.  Во­вторых, говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов; в начальных   классах   наказание   неудовлетворительной   оценкой   особо   больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок   в   самом   начале   своего   пути   с  «помощью»  учителя,  поставившего двойку, потерял веру в себя. Дети приходят в школу самые разные: собранные и   несобранные,   внимательные   и   рассеянные,   быстро   схватывающие   и тугодумы,   неряшливые   и   аккуратные.   Едины   они   в   одном.   Все   дети   без исключения приходят в первый класс с искренним желанием хорошо учиться. Красивое   человеческое   желание   ­   хорошо   учиться   ­   озаряет   весь   смысл школьной жизни детей.Оценка у В.А.Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за   труд,   а   не   наказание   за   лень.   Он   уважал   «детское   незнание».   Месяц, полгода,   год   у   ребенка   «может   что­то   не   получаться,   но   придет   время   ­ научиться». Сознание ребенка ­ могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою скорость. Сухомлинский   настойчиво   рекомендовал   родителям   не   требовать   от детей обязательно только отличных оценок, чтобы отличники «не чувствовали себя   счастливчиками,   а   успевающих   на   тройки   не   угнетало   чувство неполноценности». Сухомлинский рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он совершает что­то хорошее. Пусть незначительный на первый на первый взгляд, но добрый поступок. В присутствии ребенка нужно похвалить, поддержать и непременно написать в дневнике.  Система   воспитания,   в   основе   которой   лежит   оценка   только положительных   результатов,   приводит   чрезвычайно   редко   к   психическим срывам, к появлению «трудных» подростков. Воздействие на не устоявшуюся, легко ранимую психику ребенка силой морального осуждения коллектива чаще всего приводит к тому, что ребенок «ломается», становится лицемером и приспособленцем, либо, что не менее страшно, ожесточается в слепой ненависти против всех. На этом основании было   бы   неверным   делать   вывод   о   том,   что   В.А.Сухомлинский   вообще отрицал   воспитательную   роль   коллектива.   «Коллектив   может   стать воспитывающей средой лишь в том случае, ­ считал Сухомлинский, ­ когда он создается   в   совместной   творческой   деятельности,   в   труде,   доставляющем каждому   радость,   обогащающем   духовно   и   интеллектуально,   развивающем интересы   и   способности».   И   при   этом   надо   помнить,   что   подлинный коллектив формируется лишь там, где есть опытный, любящий детей педагог.В  атмосфере   сердечности,  доброжелательности   у   детей   растет   стремление стать лучше не на показ, не для того, чтобы тебя похвалили, а из внутренней потребности   чувствовать   уважение   окружающих,   не   уронить   в   их   глазах своего достоинства. «Воспитание   без   наказания   ­   это   не   узко   школьное   дело,   ­   говорил В.А.Сухомлинский.   ­   Это   одна   из   важнейших   проблем...   переустройства общества,   его   тончайших   и   сложнейших   сфер   ­   человеческого   сознания, поведения,   взаимоотношений».   И   еще   один   актуальный   вывод   должны   мы   рассматривая   вопрос   о   сознательной   дисциплине.   Для усвоить, В.А.Сухомлинского   не   было   дилеммы:   личность   или   коллектив.   Это   две грани,   две   стороны   единого   человеческого   бытия.   Нет     и   не   может   быть воспитания   личности   вне   коллектива,   точно   так   же,   как   не   может   быть «абстрактного» коллектива без личностей. Василий Александрович писал: «Меня удивил взгляд моего оппонента на наказание как на необходимую, неизбежную вещь в системе воспитательной работы... Я не из пальца высосал ту истину, что наших детей можно воспитывать только добром, только лаской, без наказаний... И если в массовом масштабе, во всех школах сделать это невозможно, то не потому, что воспитание без наказаний невозможно, а потому, что многие учителя не умеют воспитывать без наказаний. Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников... - воспитывайте детей без наказаний