В.А.Сухомлинский - достойный наследник гуманистической традиции. В Павлышевской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего педагогического коллектива. Наказание Сухомлинский в отличие от его предшественников понимал гораздо глубже. «В среде педагогов, - отмечал Сухомлинский, - можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем, самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде - это оценка».
Сухомлинский о воспитании
В.А.Сухомлинский достойный наследник гуманистической традиции.
В Павлышевской средней школе воспитание без наказаний было
педагогическим принципом всего педагогического коллектива. Наказание
Сухомлинский в отличие от его предшественников понимал гораздо глубже.
«В среде педагогов, отмечал Сухомлинский, можно нередко услышать
разговоры о поощрении и наказании. А между тем, самое главное поощрение и
самое сильное наказание в педагогическом труде это оценка».
Вопервых, В.А.Сухомлинский считал, что правом пользоваться острым
инструментом оценки имеет только тот педагог, который любит детей.
Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать.
Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и
доброта вот то, что необходимо воспитателю, то что хотят видеть дети в
своем наставнике. Одно из самых ценных его качеств человечность, в
которой сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей.
Вовторых, говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский
считал допустимым ее применение только для школьников старших классов; в
начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно
ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы
ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего
двойку, потерял веру в себя. Дети приходят в школу самые разные: собранные
и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и
тугодумы, неряшливые и аккуратные. Едины они в одном. Все дети без
исключения приходят в первый класс с искренним желанием хорошо учиться.
Красивое человеческое желание хорошо учиться озаряет весь смысл
школьной жизни детей.Оценка у В.А.Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение
за труд, а не наказание за лень. Он уважал «детское незнание». Месяц,
полгода, год у ребенка «может чтото не получаться, но придет время
научиться». Сознание ребенка могучая, но медленная река, и у каждого она
имеет свою скорость.
Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать от
детей обязательно только отличных оценок, чтобы отличники «не чувствовали
себя счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувство
неполноценности».
Сухомлинский рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не
по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он
совершает чтото хорошее. Пусть незначительный на первый на первый взгляд,
но добрый поступок. В присутствии ребенка нужно похвалить, поддержать и
непременно написать в дневнике.
Система воспитания, в основе которой лежит оценка только
положительных результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим
срывам, к появлению «трудных» подростков.
Воздействие на не устоявшуюся, легко ранимую психику ребенка силой
морального осуждения коллектива чаще всего приводит к тому, что ребенок
«ломается», становится лицемером и приспособленцем, либо, что не менее
страшно, ожесточается в слепой ненависти против всех. На этом основании
было бы неверным делать вывод о том, что В.А.Сухомлинский вообще
отрицал воспитательную роль коллектива. «Коллектив может стать
воспитывающей средой лишь в том случае, считал Сухомлинский, когда он
создается в совместной творческой деятельности, в труде, доставляющем
каждому радость, обогащающем духовно и интеллектуально, развивающем
интересы и способности». И при этом надо помнить, что подлинный
коллектив формируется лишь там, где есть опытный, любящий детей педагог.В атмосфере сердечности, доброжелательности у детей растет стремление
стать лучше не на показ, не для того, чтобы тебя похвалили, а из внутренней
потребности чувствовать уважение окружающих, не уронить в их глазах
своего достоинства.
«Воспитание без наказания это не узко школьное дело, говорил
В.А.Сухомлинский. Это одна из важнейших проблем... переустройства
общества, его тончайших и сложнейших сфер человеческого сознания,
поведения, взаимоотношений». И еще один актуальный вывод должны мы
рассматривая вопрос о сознательной дисциплине.
Для
усвоить,
В.А.Сухомлинского не было дилеммы: личность или коллектив. Это две
грани, две стороны единого человеческого бытия. Нет и не может быть
воспитания личности вне коллектива, точно так же, как не может быть
«абстрактного» коллектива без личностей.
Василий Александрович писал: «Меня удивил взгляд моего оппонента
на наказание как на необходимую, неизбежную вещь в системе воспитательной
работы...
Я не из пальца высосал ту истину, что наших детей можно
воспитывать только добром, только лаской, без наказаний...
И если в массовом масштабе, во всех школах сделать это
невозможно, то не потому, что воспитание без наказаний
невозможно, а потому, что многие учителя не умеют
воспитывать без наказаний. Если вы хотите, чтобы в нашей
стране не было преступников... - воспитывайте детей без
наказаний