Суицидальное поведение как особый вид отклоняющегося поведения подростков
Оценка 4.9

Суицидальное поведение как особый вид отклоняющегося поведения подростков

Оценка 4.9
Работа с родителями +1
docx
психологическая работа +1
7 кл—11 кл
09.04.2018
Суицидальное поведение как особый вид отклоняющегося поведения подростков
Очень важно вовремя заметить у подростка склонность к суициду. В данном материале отмечены основные факторы суицидального риска, Определение степени суицидального риска, средства решения проблем, а так же рекомендации по ведению беседы с потенциальным суицидентом. Очень надеюсь, что данный материал вам пригодиться.
Суицидальное поведение как особый вид отклоняющегося поведения подростков.docx
Суицидальное поведение как особый вид отклоняющегося поведения подростков. Суицидальное поведение как особый вид отклоняющегося поведения подростков. Суицидальное   поведение   относится   к   распространённой   патологии поведения   подростков.   Именно   в   этом   возрастном   периоде   оно   отличается многообразием:   это   суицидальные   мысли,   намерения,   высказывания,   угрозы, попытки. До   13­летнего   возраста   суицидальные   попытки   практически   не встречаются.   Начиная   с  14­15  лет,   эта   активность   резко   возрастает,  достигая максимума   к   16­19   годам.   Эти   возрастные   границы   совпадают   с   возрастом учащихся, обучающихся в старших классах и учреждениях начального и среднего профессионального образования.  Для своевременного распознания склонности к такой патологии и оказании психологической   помощи   специалист   должен   знать   факторы   суицидального риска,   определять   его   степень,   уметь   оказать   экстренную   помощь   при потенциальном суициде. Распознавание суицидальной опасности Факторы суицидального риска Многолетние   исследования   особенностей   различных   групп   людей, покушающихся   на   самоубийство,   выявили   определённые   медицинские, биографические   и   другие   характеристики,   связанные   с   суицидальным поведением. Социально­демографические факторы 1.Пол – мужской (уровень суицидов у юношей в три­четыре раза выше, чем у   девушек,   в   то   время   как   у   женщин   уровень   суицидальных   попыток примерно в три раза выше). 2.Возраст – подростки и молодые люди 14­24 лет. 3. Семейная ситуация ( непонимание со стороны родителей, безразличное отношение к друг другу и т.п.) Медико­психологические факторы 1. Психическая патология:  ­ депрессия, особенно затяжной депрессивный эпизод в недавнем прошлом;  ­   алкогольная зависимость;  ­   зависимость от других психоактивных веществ;  ­   расстройство личности;   ­   циклойдная,   сенситивная,   эпилептойдная,   истеройдная   акцентуации характера. 2.   Соматическая   патология   –   тяжёлое   хроническое   прогрессирующее заболевание:  ­   врождённые и приобретённые уродства;  ­ потеря физиологической функции (зрения, слуха, способности двигаться, утрата половой функции);  ­    ВИЧ­инфекция. Биографические факторы 1. Гомосексуальная ориентация (подростки обоего пола). 2. Суицидальные мысли, намерения, попытки в прошлом. 3. Суицидальное   поведение   родственников,   близких,   друзей,   других значимых лиц (музыкальные кумиры и т.д.) Следующие   вопросы   помогут   вам   точнее   определить   биографические факторы   и   их   значение:   Что   случилось   тогда?   Что   удержало   тогда   от суицидальной   попытки?   Пытался   ли   покончить   с   собой   кто­либо   из близких,   друзей   подростка?   Есть   ли   человек,   которым   он   восхищается (является для него примером), жив ли он? Как он умер? Индикаторы суицидального риска Это   особенности   сложившейся   ситуации,   настроения,   когнитивной деятельности   и   высказываний   человека,   которые   также   увеличивают   степень риска суицидального поведения. Ситуационные индикаторы суицидального риска:  ­  смерть любимого человека;  ­  расставание с любимой (ым);   ­     вынужденная   социальная   изоляция,   особенно   от   друзей   или   семьи (переезд на новое место жительства);  ­   сексуальное насилие;  ­   нежелательная беременность;  ­   позор, унижение – «потеря лица». Вопросы:  Какие   события   недавнего   прошлого   или   происходящего   в настоящее время в жизни подростка способствуют его суицидальной готовности? Как   давно   произошли   негативные   события?   Что   он   предпринимал,   чтобы справиться с ситуацией? Для консультанта крайне важно не оценивать событие с точки зрения своей системы ценностей, а понять, что это значит для самого подростка. Поведенческие индикаторы суицидального риска:  ­ злоупотребления психоактивными веществами, алкоголем;  ­ эскейп­реакция (уход из дома и т.п.);   ­ изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью; ­   предпочтение   тем   разговора   и   чтения,   связанных   со   смертью   и самоубийствами;   ­   «приведение   дел   в   порядок»   (письма   к   родственникам   и   друзьям, раздаривание личных вещей). Вопросы: Как изменилось поведение подростка в последнее время? Информацию   о   поведенческих   индикаторах   можно   получить   скорее   от близких ему людей, преподавателей и т.д. Коммуникативные индикаторы суицидального риска:  ­ разрешающие установки к суицидальному поведению;  ­ негативная триада, характерная для депрессивных состояний, негативная оценка своей личности, окружающего мира и будущего;  ­ «туннельное поведение» ­ неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы кроме суицида;   ­   наличие   суицидальных   мыслей,   намерений,   планов;   степень суицидального риска прямо связана с тем, имеются ли у человека только редкие неопределённые   мысли   о   самоубийстве   или   они   постоянны,   оформилось намерение   совершить   самоубийство,   и   появился   конкретный   план.   Чем   более обстоятельно   разработан   суицидальный   план,   тем   выше   вероятность   его реализации;   ­ импульсивность как характерологическая черта играет важную роль в суицидальном поведении. Поэтому, когда мы имеем дело с подростками, важно помнить,   что   отсутствие   суицидального   плана   в   настоящее   время   ничего   не говорит о степени суицидального риска;   ­   существенное   значение   имеет   доступность   средств   суицида (фармакологические препараты всегда под рукой или их ещё нужно приобрести) и т.д. Подросток чаще использует жестокие средства суицида, такие, как прыжки с   высоты   –   в   данном   случае   нет   необходимости   специально   готовиться   к суицидальному акту. Подросток   с   любыми   признаками   суицидальной   активности   должен находиться под постоянным наблюдением взрослых, разумеется, это наблюдение должно   быть   неназойливым   и   тактичным.   Подростка   нельзя   предоставлять самому себе. Вопросы: Как подросток чувствует себя в последнее время? Какое у него теперь настроение? Часто ли его охватывает отчаяние? Когда он в последний раз чувствовал сильную подавленность? Сколько времени это продолжалось? Средства решения проблем Это   те   «сильные   стороны»   человека,   которые   служат   основой   его жизнестойкости и увеличивают вероятность преодоления кризиса с позитивным балансом. Внутренние ресурсы:  ­ инстинкт самосохранения;  ­ интеллект;  ­ социальный опыт;  ­ коммуникативный потенциал;  ­ позитивный опыт решения проблем. Внешние ресурсы:  ­ поддержка семьи и друзей;  ­ приверженность религии;  ­ медицинская помощь; Индивидуальная психотерапевтическая программа. Определение степени суицидального риска Оценивая   степень   суицидального   риска   в   настоящий   момент   и   в перспективе,   необходимо   анализировать   информацию   об   учащемся   с   учётом перечисленных выше факторов и индикаторов. Пример: В – юноша 18 лет, учится на втором курсе профессионального лицея   по   специальности   «технолог   сварочного   производства»,   учится   плохо, часто   прогуливает,   никакого   интереса   к   своей   профессии   не   испытывает. Пользуется   большой   популярностью   у   девушек,   любит   хвастаться   своими «похождениями»,   не   курит,   алкоголем   не   злоупотребляет,   однако   принимает «лёгкие» наркотики. Хроническими заболеваниями не страдает, явно выраженная истеройдная акцентуация, обожает быть в центре внимания, чрезмерно следит за своей   внешностью.   Суицидальные   попытки   в   прошлом   были,   но   имели демонстративный характер; у значимых лиц попыток не было. У   юноши   неполная   семья,   отец   ушёл   к   другой,   старший   брат   уехал   в Германию,   но   связи   с   семьёй   не   теряет,   помогает   деньгами   матери   и   брату; престарелая   мать   (поздний   ребёнок   в   семье)   больна   неизлечимой   болезнью. Практически   В.   предоставлен   сам   себе,   мать   не   может   оказывать   на   него воспитательного воздействия в силу болезни. У юноши широкий круг общения, но настоящих друзей нет. Мальчики его недолюбливают, хотя и не показывают это открыто, в основном он общается с девушками, имеет кличку Казанова. К своему здоровью относится наплевательски. В разговорах оправдывает самовольные уходы из жизни, считает, что жизнь – это игра. Временами чувствует бессмысленность   существования,   сам   признаётся,   что   в   такие   моменты   «под кайфом» может и покончить с этим «ярким миром, в котором правят деньги и власть» (по его словам). О средствах суицида говорит с улыбкой, предпочитая более «мягкие» ­ таблетки, наркотики. В то же время строит планы на будущее, хочет бросить лицей и работать барменом. Желает быть на виду и испытывать все краски жизни, хочет помочь материально матери – купить дорогие таблетки, облегчающие ей страдания.  Для удобства можно использовать таблицу. Определение степени суицидального риска Факторы и индикаторы Пол Дисгармоничность семьи Медико­психологические факторы Гомосексуальная ориентация Суицидальные попытки в прошлом (у  подростка, у значимых лиц) Смерть близких Расставание с любимой(ым) Вынужденная социальная изоляция Сексуальное насилие Нежелательная беременность  «Потеря лица» Злоупотребление психоактивными  веществами Эскейп­реакция в прошлом Снижение повседневной активности Изменение привычек Примечания Мать   неизлечимо больна Наличие факторов и индикаторов  у подростка Мужской Неполная семья, воспитывается  матерью Хронических заболеваний нет,  истеройдная акцентуация ­ 1 попытка в 15­летнем возрасте ­ ­ ­ ­ ­ ­ Употребляет «лёгкие» наркотики Несколько раз уходил из дома –  любовные похождения ­ ­ Предпочтение тем смерти и  самоубийства «Приведение дел в порядок» Разрешающие установки к суициду «Негативная триада» о себе о настоящей жизни о будущем ­ ­ + ­ +/­ +/­ Время от времени  случается Время от времени  случается ­ + ­ Суицидальные мысли Наличие ресурсов у подростка «Туннельное видение» Наличие суицидальных мыслей,  намерений, планов. Депрессивное  настроение. Амбивалентные чувства по  отношению к жизни Переживания горя Ресурсы (средства предоления  кризиса) Внутренние ресурсы: инстинкт  самосохранения; интеллект; социальный опыт; коммуникативный потенциал; Позитивный опыт решения проблем. Внешние ресурсы: поддержка семьи и друзей; приверженность религии: медицинская помощь индивидуальная  психотерапевтическая программа Заключение: Риск суицидальной попытки достаточно велик. Необходима работа по  коррекции морально­нравственной сферы. невысокий ­ + ? + + ­ ­ ? + Таким   образом,   мы   сделали   вывод   о   достаточно   высокой   склонности учащегося   к   суициду.   Использование   таблицы   помогает   структурировать информацию, представить её в сжатом и наглядном виде, а так же облегчает хранение   данных.   Такие   карты   целесообразно   заводить   на   всех   учащихся,   у которых диагностируется склонность к суициду.  Немаловажную роль в работе по выявлению лиц, склонных к суицидальному риску, могут оказать преподаватели в связи с возможностью систематического наблюдения за учащимися на уроках и во внеурочное время (различные мероприятия, общение с семьями учащихся). Помощь при потенциальном суициде Распознание   суицидальной   опасности,   разговор   с   суицидентом   о   его намерениях – это первая помощь. Стоит перечислить принципы и шаги работы в данной ситуации: 1.Важнейшим   принципом   первой   помощи   при   суицидальной   опасности является   требование   к   консультанту   –   задавать   вопросы   о   самоубийстве,   не избегать этой темы. То действительно важно: проявлять интерес, но не оценивать, не осуждать и не пытаться переубедить собеседника. 2.Установление эмпатического контакта, отношений доверия. 3.   Определение   степени   риска   суицидального   поведения   и   вероятность смертельного   исхода.   Большое   значение   имеет   прошлый   опыт   суицидального поведения и выяснение, что тогда удержало от суицида. Возможно, это поможет и сейчас. 4. Выработка совместного решения о дальнейших действиях. В   процессе   оценки   суицидального   риса   или   после   попытки   суицида консультант должен постараться узнать, в чём состоит смысл самоубийства для подростка? От каких проблем он хочет убежать? Узнав смысл суицидального поведения нужно постараться вместе с ребёнком найти альтернативное решение проблемы. Одно из проявлений такого состояния – когнитивный хаос. Нужно помочь   ребёнку,   используя   когнитивные   техники,   разделить   проблемы   на отдельные обозримые блоки и установить приоритетность их решения. Главная задача консультанта – побудить отложить суицид, хотя бы временно. Не стоит уговаривать отказываться от суицида, спорить о смысле жизни, можно просто сказать, что вы бы не хотели, чтобы люди уходили из жизни, чтобы уходил ваш собеседник,   что   вы   будете   стараться   делать   всё,   чтобы   этого   не   произошло. Таким   образом,   вы   заключаете   своего   рода   договор   –  антисуицидальный контакт. Далее   следует   наметить   конкретные   шаги,   тщательно   обсудив   их альтернативы   и   возможные   последствия.   Иными   словами,   в   этот   момент психокоррекционная  работа только начинается, успешнее всего здесь могут быть когнитивные техники, а затем – групповые занятия. Терапевтические мишени в работе с суицидальным подростком:  ­ проблемная ситуация;   ­ негативный когнитивный стиль (выученная беспомощность, негативная триада)  ­ установки, разрешающие суицидалные  попытки;   ­ саморазрушающее поведение (злоупотребление алкоголем, психоактивные вещества, самоизоляция, пассивность). Рекомендации по ведению беседы с потенциальным суицидентом 1.Выразите свою заинтересованность личностью собеседника, симпатию к нему. 2.Задавайте вопросы прямо, в искренней и спокойной манере; используйте технику активного слушания. 3.   Выясните,   насколько   ясный   образ   будущего   суицидального   действия сформирован у собеседника:  ­суицидальный план;  ­ время и место исполнения,  ­ суицидальные мысли и попытки суицида в прошлом;  ­ самооценка вероятности своего суицида. 4. Попытайтесь выяснить  причины и условия формирования суицидальных намерений, но не настаивайте на их обсуждение, если для собеседника это слишком тяжело.  5. Побудите его выразить свои чувства, связанные с проблемной областью. 6. Спросите, приходилось ли ему ранее рассказывать кому­либо о том, что он говорит сейчас. Этот вопрос поможет подтолкнуть собеседника к мысли, что, возможно, главная его проблема в социальной (само) изоляции. 7. Будьте готовы к психокоррекционной работе с вашим собеседником.

Суицидальное поведение как особый вид отклоняющегося поведения подростков

Суицидальное поведение как особый вид отклоняющегося поведения подростков

Суицидальное поведение как особый вид отклоняющегося поведения подростков

Суицидальное поведение как особый вид отклоняющегося поведения подростков

Суицидальное поведение как особый вид отклоняющегося поведения подростков

Суицидальное поведение как особый вид отклоняющегося поведения подростков

Суицидальное поведение как особый вид отклоняющегося поведения подростков

Суицидальное поведение как особый вид отклоняющегося поведения подростков

Суицидальное поведение как особый вид отклоняющегося поведения подростков

Суицидальное поведение как особый вид отклоняющегося поведения подростков

Суицидальное поведение как особый вид отклоняющегося поведения подростков

Суицидальное поведение как особый вид отклоняющегося поведения подростков

Суицидальное поведение как особый вид отклоняющегося поведения подростков

Суицидальное поведение как особый вид отклоняющегося поведения подростков

Суицидальное поведение как особый вид отклоняющегося поведения подростков

Суицидальное поведение как особый вид отклоняющегося поведения подростков

Суицидальное поведение как особый вид отклоняющегося поведения подростков

Суицидальное поведение как особый вид отклоняющегося поведения подростков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018