Сущность и особенности формирования универсальных учебных действий на уроках технологии

  • docx
  • 10.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сущность и особенности формирования универсальных учебных действий на уроках технологии.docx

Сущность и особенности формирования универсальных учебных действий на уроках технологии

На современном этапе развития общества отмечается стремительный рост информационных технологий, развитие науки и техники, которые кардинальным образом преобразуют жизнь практически каждого человека. Темпы обновления знаний в настоящее время возрастают с каждым годом, в результате чего человеку приходится в процессе его жизни очень много учиться, овладевать новыми знаниями, практическими умениями и навыками. Все это приводит к тому, что в современном мире непрерывное образование становится нормой и диктует новые требования к нему.

По мнению Губанова,Е.В., что на современном этапе функция школы видится уже не в простой передаче знаний, умений и навыков обучающимся, а в формировании у них более важных умений, а именно: умения учиться. В связи с этим приоритетной целью школьного образования выступает развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, планировать пути и способы их реализации, осуществлять контроль и оценку собственных достижений и действий[43].

Так известный ученый современности Цукерман,Г.А. отмечает, что проблема формирования умения учиться берет свое начало в проблеме общеучебных умений, которая является не новой в педагогике и большинством исследователей всегда рассматривалась как наиболее перспективная стратегия повышения качества обучения. В последнем Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования универсальные учебные действия рассматриваются как обобщенные действия, которые обуславливают ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и способствуют формированию мотивации к обучению[23].

Во многих работах понятие «универсальные учебные действия» рассматривается в узком и широком значении. В широком значении данный термин означает умение учиться, под которым понимается способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного освоения нового социального опыта. В основе формирования практического умения учиться выступают универсальные учебные действия, так как именно они дают возможность более широкой ориентации в различных областях знаний и построении самой учебной деятельности[6].

Глубокое рассмотрение механизмов формирования умения учиться показывает, что оно предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности. В число этих компонентов входят познавательные учебные мотивы, учебная цель, учебная задача, учебные действия и операции. Умение учиться выступает как важнейший фактор повышения эффективности освоения учащимися знаний практически по всем предметам школьной программы, формирования у них необходимых компетенций и ценностно-смысловой сферы их личности.

Как подчеркивает Горленко,Н.М., основное назначение универсальных учебных действий или их функция заключается, по мнению ряда исследователей, в том, чтобы обеспечивать возможности учащихся самостоятельно осуществлять деятельность процесса учения. Это подразумевает, что ученик становится способен самостоятельно ставить учебные цели, планировать свою учебно-познавательную деятельность, выбирать способы достижения поставленной цели, осуществлять контроль и оценку результатов своей деятельности[23].

Также функцией универсальных учебных действий выступает создание определенных условий для гармоничного развития личности в целом и ее самореализации в реальной жизни. Это осуществляется на основе формирования способности личности к непрерывному образованию и обеспечения успешного освоения новых знаний, формирования практических умений и навыков, компетентности в разных предметных областях. Известный специалист в данной области Воровщиков,С.Г., придерживается мнения о том, что универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой каждый вид этих действия взаимосвязан с другими предыдущими действиями о определяется общей логикой возрастного развития каждого человека[36].

Известный современный специалист Асмолов,А.Г. подчеркивает, что универсальный характер учебных действий обучающихся проявляется в том, что они носят надпредметный и метапредметный характер, реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития, обеспечивают преемственность всех ступеней образования, лежат в основе организации и регуляции конкретной деятельности учащегося[3].

Далее в нашей работе попытаемся рассмотреть классификацию универсальных учебных действий обучающихся. Многие ученые педагоги утверждают, что универсальные учебные действия обеспечивают усвоение содержания на всех этапах учения и формирования психологических способностей учащихся в соответствии с их возрастом. Так, в работах Асмолова,А.Г., Карабановой,О.А. отмечается, что в составе универсальных учебных действий выделяют четыре основных блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный[3;23].

Попробуем дать характеристику каждому виду универсальных учебных действий более подробно.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях, межличностных отношениях. Это означает, что в основе личностных универсальных учебных действий лежит формирование у учащихся умения соотносить свои поступки с общепринятыми нравственными и этическими нормами, умение выделять нравственный аспект поведения и следовать нравственным нормам в собственных поступках[4].

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимися учебной деятельности. В состав этого вида универсальных учебных действий входит ряд компонентов, которые в своем единстве обеспечивают регуляцию учебной деятельности обучающихся школьников и деятельности человека в целом. Целеполагание является постановкой учебной задачи на основе соотнесения учащимися своих научных знаний и практических умений и оценки того, что учащимся еще может быть неизвестно. Сущностью своего планирования является определение последовательности промежуточных целей и действий с учетом конечного результата своей деятельности, составлении плана и последовательности действий. Основу прогнозирования составляет предвосхищение результата деятельности и уровня его усвоения, его временных характеристик. Действие контроля обучающегося школьника заключается в форме соотнесения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью оценки отклонений от заданного эталона. Действие коррекции обеспечивает внесение необходимых дополнений в план и способы действия в случае, когда ожидаемый результат и реальный продукт расходятся. Под оценкой понимается выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению. Также в данном виде универсальных учебных действий важной составляющей является саморегуляция, под которой понимается способность к мобилизации своих сил и энергии, способность к волевому усилию в деятельности и преодолению препятствий[48].

Группа познавательных универсальных учебных действий обучающегося включает в себя общеучебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения конкретной проблемы. К общеуниверсальным учебным действиям относят самостоятельное выделение и формулировку познавательной цели, поиск необходимой информации, умение применять различные методы поиска информации, в том числе с помощью информационных компьютерных средств. Также сюда входят структурирование знаний, произвольное и осознанное построение письменного и устного речевого высказывания, выбор эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действий, контрольная оценка процесса результатов, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное построение алгоритма решения какой-либо проблемы. Особую группу обще-учебных действий составляют знаково-символические действия, к которым относятся действия моделирования и преобразования моделей с целью выявления общих законов[48].

К числу логических универсальных действия относят операции анализа, сравнения, классификации, подведения под понятие, выведения соответствия, установления причинно-следственных связей, построения логической цепочки рассуждения, выдвижения гипотез и их обоснования. Действия по постановке и решению проблем включают в себя формулирование проблемы и самостоятельный поиск способов решения проблемы[48].

Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию социальной компетентности учащихся, развитии у них умения слушать собеседника, вступать в диалог, участвовать в обсуждении, выстраивать продуктивное взаимодействие сотрудничества в группе сверстников и со взрослыми. К основным видам коммуникативных действий относятся планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, в которое входит определение целей, функций и способов взаимодействия, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера путем контроля, оценки и коррекции действий партнера, умение выражать свои мысли полно, точно и связно[48].

Современные педагоги Асмолов,А.Г., и Бурменская,Г.В., которые разрабатывали концепцию универсальных учебных действий обучающихся, отмечают, что развитие их системы действий осуществляется в соответствии с нормами возрастного развития т.е. личности ребенка в совокупности познавательной, эмоционально-волевой сферы и других аспектов [3;4]. С помощью процесса обучения создаются зоны ближайшего развития у школьников универсальных учебных действий и формируется учебная деятельность обучающегося ребенка. Таким образом, как раз и достигается соответствие процесса формирования универсальных учебных действий процессу возрастного развития обучающихся.

Как отмечает в своих исследованиях Губанов,Е.В., в качестве критериев оценки сформированности универсальных учебных действий обучающихся школьников могут выступать, прежде всего, соответствие их психологическим и возрастным особенностям и соответствие универсальных учебных действий заранее заданным требованиям к уровню их сформированности на каждом этапе возрастного развития. Процесс развития универсальных учебных действий у обучающихся может быть более эффективным, если в ходе его реализуется ряд условий, которые способствуют их формированию[14].

В частности, Горленко,Н.М. в своих работах указывает, что важным условием формирования универсальных учебных действий обучающихся выступает понимание их и рассмотрение их целей образовательного процесса, в результате чего определяется его содержание и особенности организации. Вторым условием является то, что формирование универсальных учебных действий у школьников должно происходить в контексте усвоения всех предметных дисциплин. И третьим условием является то, что сами универсальные учебные действия учащихся, их свойства и качества определяют эффективность усвоения знаний и умение формирования основных компетенций учащихся[16].

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показывает нам, что универсальные учебные действия представляют собой совокупность способов действий учащихся, формирующих способы самостоятельного усвоения новых знаний и практических умений. В психолого-педагогической науке выделены 4 группы универсальных учебных действий: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные, которые находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга, и целенаправленно воздействуют на развитие школьника.