Исследование урока/Lesson Study
Исследование урока/Lesson Study – это совместная рефлексивная школьная практика с целью постоянного совершенствования преподавания и обучения. Деятельность учителя в классе носит практико исследовательский характер. Что такое исследование? Исследованием является намеренное, систематическое и целенаправленное изучение чего-либо. Представляет собой практику, основанную на обдумывании и рассуждении. Учитель восприимчив к изменениям, происходящим в практике, но его деятельность основывается на понимании и убеждениях, достигнутых в ходе анализа результатов исследования. Направлено на выяснение причин, негативно влияющих на эффективность практики, и Построение концептуальных основ для обоснования и на поиск Исследования урока/Lesson Study. Исследование урока — технология, направленная на повышение качества обучения через совместную работу учителей. Если коротко: команда педагогов ставит перед собой определенную цель и совместно движется к ее достижению, посещая уроки друг друга и акцентируя внимание не на работе коллег, а на действиях и успехах нескольких выбранных учеников. Внимание направлено на работу учеников. Lesson Study способствующую совершенствованию знаний в области учительской практики.
Первый этап урока:
Первым шагом для учителей, которые решили осуществить Исследование урока (Lesson Study), является определение фокуса или исследовательского вопроса. Определение проблемы или трудности, которую практик хочет исследовать. Как только учителя согласны с фокусом своих исследовательских уроков, прежде чем планировать урок, им необходимо провести предварительное исследование. Это исследование охватывает различные аспекты, связанные с темой урока, включая существующие учебные материалы, методы обучения, последние исследования (обзор литературы) а также информацию об учащихся (их предыдущие знания и способы обучения). Педагоги вместе планируют урок и ставят измеримые цели, достижимые для разных учеников. Объектами наблюдения становятся 3 типичных ученика: «успевающий», «средний», «отстающий». То есть работа идет не только c «сильными» учениками, которые сами идут на контакт.
Второй этап урока:
Второй этап — планирование урока. Сбор справочной информации на основе анализа соответствующей литературы и существующих исследований по данной теме. Уроки «тщательно планируются, как правило, в сотрудничестве с одним или несколькими коллегами». Планирование обычно выполняется с учетом как минимум трех учеников — они могут быть теми, кто представляет наибольший интерес для учителей или просто представляют собой три уровня обученности (высокий, низкий, средний). Запланировав урок исследования, группа Исследования урока идентифицирует учителя в группе, который будет проводить урок, тогда как остальные должны наблюдать и записывать урок, уделяя особое внимание вопросам, указанным в плане исследования.
Третий этап урока:
На третьем этапе урока проводится анализ урока, этап обсуждения. Дизайн (разработка) исследования и планирование методов сбора данных. Он проводится сразу же после исследовательского урока с использованием всех материалов из наблюдений учителей и доказательств обучения учеников. Благодаря своему коллективному, исследовательскому и рефлексивному характеру, данный подход расширяет возможности обучения учителей и создания профессиональных сообществ обучающихся.
Сбор данных.
Анализ и интерпретация данных
Написание, обмен и внедрение результатов исследования.
Преподаватели оказываются в ситуации командной работы, совместной проектной деятельности. Таким образом, они сами осваивают и применяют на практике навыки XXI века, которые должны транслировать своим ученикам. Поскольку внимание концентрируется на действиях отдельных учеников, на уроках реализуется один из главных образовательных трендов — индивидуализация обучения. Результаты проекта учителя могут эффектно презентовать, передать коллегам. Для изменения практики преподавания и обучения с целью повышения ее качества необходимо проводить исследование в действии на протяжении длительного периода и вносить соответствующие изменения, коррективы в тематику и предмет исследования в контексте вопросов, возникающих в ходе его проведения
Lesson Study учителя, работающие в группах (или в парах), будут:
использовать ежедневно формируемые ими материалы периодического оценивания для согласования приоритетов обучения и развития учащихся;
определять кандидатуры трех «исследуемых учащихся», каждый из 30 которых является типичным представителем определенной группы учащихся в классе: высокого, среднего или ниже среднего уровня успеваемости;
совместно планировать Lesson Study, в ходе которого будут использованы и тщательно изучены результаты использования методики его проведения в контексте результатов наблюдения за тремя «исследуемыми» учащимися;
опрашивать «исследуемых» учащихся, чтобы установить их мнение о Lesson Study; • осуществлять обсуждение Lesson Study с целью анализа реакции «исследуемых» учащихся на применяемый метод, достигнутого ими прогресса, демонстрируемых ими результатов обучения или испытываемых трудностей в обучении, а также полученного опыта для дальнейшего усовершенствования методики преподавания;
демонстрировать результаты использования подхода Lesson Study широкой аудитории коллег посредством презентации, демонстрации или проведения коучинг-сессии.
Action Research
Action Research - метод который измененяет и совершенствует учебного-воспитательного процесс. В Action Research, учителя и другие школьные работники берут на себя роль исследователя и изучают собственную практику в своих классах и школах. Цель состоит в том, чтобы улучшить свою практику и способствовать своему профессиональному росту, посредством понимания своих учеников, решение проблем, или через развитие новых навыков. Action Research - конструктивистское, ситуационное, практичное, систематическое и циклическое исследование.
Конструктивистское
Ситуационное
Практическое
Системное
Циклическое
Action Research
Литература:
Исследовательские компетенции современного школьника. А. В. Воробьева,
http://www.journal-discussion.ru/publication.php?id=157
2. Таубаева Ш. Исследовательская культура учителя. - Алматы: Алем, 2000.
3. Action Research как подход к исследовательской деятельности педагога-практика
http://www.open-school.kz/glavstr/teacher_issledovatel/
4. Психологические основы исследовательского обучения школьников Савенков А.И.
http://www.alsak.ru/item/56-4.html
5. Alberta Teacher Association. (2000). Action research Guide [Руководство по исследованию в действии].http://www.teachers.ab.ca/SiteCollectionDocuments/ATA/Publications/ProfessionalDevelopment/ActionResearch.pdf
6. Wilson, E. (2009). School-based Research: A Guide for Education Students [Школьное
исследование: руководство для учащихся педагогических учебных заведений].
London: Sage.
7. Waters-Adams, S. (2006). Action research in Education [Исследование в действии в сфере образования]
Ссылки на сайты:
https://www.edglossary.org/action-research/
https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychology/16/%D0%90%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5
file:///D:/Action-Research-course-Introduction-new-edition-1.pdf
https://orleupvl.kz/ru/konkursy-konferenczii/2017/2017-10-02-08-27-39/1627-action-research-i-razvitie-issledovatelskix-navykov-uchashhixsya
https://infourok.ru/issledovaniya-v-deystvii-action-researc-941120.html
https://gimnazia24.ucoz.ru/dokument/11_w4d2_issledovanie_v_dejstvii.pdf
https://infourok.ru/issledovanie-uroka-lesson-study-sushnost-issledovaniya-v-dejstvii-action-research-6465758.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.