Сущность эстетического воспитания через систему определений
Оценка 5

Сущность эстетического воспитания через систему определений

Оценка 5
Исследовательские работы +1
docx
Междисциплинарный 4
Взрослым
26.04.2018
Сущность эстетического воспитания через систему определений
Эстетическое воспитание, целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.
Сущность эстетического воспитания через систему определений.docx
Эстетическое воспитание, целенаправленный процесс формирования у  человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с  возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в  сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и  пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим  творчеством человека. http://slovari.yandex.ru/эстетическое %20воспитание/БСЭ/Эстетическое%20воспитание/  Д.Б. Лихачев так определил, что такое эстетическое воспитание­ это  целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной  воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные  ценности. Такое определение имеет отношение к зрелой личности. Однако и дети в  дошкольном и даже раннем возрасте способны реагировать на красивое в  окружающей обстановке, музыку, поэзию, природу, сами стремятся рисовать,  лепить, танцевать, сочинять стихи. В кратком словаре по эстетике: эстетическое воспитание ­ система  мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке  способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и  возвышенное в жизни и в искусстве. Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но,  рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения,  говорящие о его сущности. 1. Это процесс целенаправленного воздействия 2. Это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. 3. Задача эстетического воспитания ­ формирование эстетических вкусов и  идеалов личности. 4. Это развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию  прекрасного. http://ds86.ru/article.asp?id_text=69 Эстетическое воспитание является очень важным компонентом всего  воспитания в целом, и невозможно видеть нынешний мир без прекрасного.  Вследствие всего этого необходимо прививать учащимся любовь к природе, жизни. Необходимо поставить перед собой задачу найти пути совершенствования  эстетического воспитания, способы его гармоничного и непрерывного развития. Эстетическое воспитание – это процесс совместной деятельности педагогов и  воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры  школьников. (Бабанский Ю.К.) Сущность понятия эстетическое воспитание и его содержание. Понятие  эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающим  науку о прекрасном. Эстетическое воспитание – это воспитание способности  полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и  действительности. Само слово эстетика происходит от греческого aisthesis, что в  переводе на русский означает ощущение, чувство. Поэтому в общем плане  эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области  прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с  художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека с  его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В  этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в организации  разнообразной художественно­эстетической деятельности учащихся, направленной  на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного  понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий,  вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области  искусства. («Педагогика»Харламов И.Ф. стр.395) Эстетика раскрывает природу эстетического в жизни и искусстве, изучает  наиболее общие принципы эстетического освоения мира человеком, исследует  законы эстетической деятельности человека. Прекрасное и безобразное,  возвышенное и низменное, трагическое и комическое, героическое и пошлое –  названные свойства реальных предметов, явлений и ситуаций воспринимаются  посредством эстетических чувств, проявляющихся в соответствующих оценках,  вкусах, переживаниях. Субъективной стороной эстетического освоения мира выступают  эстетические чувства, вкусы, оценки, переживания, идеи, идеалы, т.е. эстетическое  сознание человека. Оно есть субъективное отражение объективного мира и вместе с  тем орудие познания существенной стороны реального мира – его красоты. Данные положения имеют большое мировоззренческое значение, педагогикой  они используются при конкретизации целей и задач воспитания. Эстетика  раскрывает структуру и функции эстетического сознания. Опираясь на эти знания, теория воспитания исследует процесс формирования эстетических чувств, вкусов,  идеалов. Эстетическое освоение мира закономерно предполагает практику, творческую деятельность. Виды этой деятельности разнообразны: создание красоты в труде,  эстетика поведения, эстетически познавательная деятельность, художественное  творчество. Формирование эстетического сознания и эстетическая деятельность  школьника – это две взаимосвязанные стороны единого педагогического процесса.  Посредством творческой деятельности растущий человек удовлетворяет свою  потребность в самовыражении. При этом кристаллизуется его эстетическое  отношение к действительности. Формирование эстетической культуры – это не только расширение  художественного кругозора, увеличение числа прочитанных книг, увиденных  кинофильмов, услышанных музыкальных произведений. Это организация  человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор и корректив поведения.  Если проявление стяжательства, мещанства, пошлости отталкивает человека своей  антиэстетичностью, если школьник способен чувствовать красоту положительного  поступка, поэзию творческого труда – это говорит о высоком уровне его  эстетической культуры. Есть люди, которые читают романы и стихи, посещают  выставки и концерты, осведомлены о событиях художественной жизни, но  нарушают нормы общественной морали. Эти люди далеки от подлинной  эстетической культуры, эстетические взгляды и вкусы не стали их внутренней  принадлежностью. («Педагогика»Сластенин В.А. стр.65) Эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного  педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и  умение строить свою жизнь по законам красоты. Эстетическое воспитание является важным фактором в обучении, а также в  жизни. У учащихся появляется самостоятельность суждений, умение  концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, обладать  многосторонним взглядом на окружающий мир. Общество получает достойного  своего члена, который, обладая вышеперечисленными качествами, сможет  эффективно решать задачи, поставленные перед ним. Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может  проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль  играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное  искусство, музыка, литература, основой которых является искусство. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является  основным средством эстетического воспитания. Исследование показало, что и  познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а  наличие интереса ­ это первое из условий успешного воспитания. Кроме того,  материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то  музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила  эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и  средством формирования эстетических качеств личности. Каждый преподаватель должен уделять большое внимание развитию чувств  прекрасного у учащихся, несмотря на то, что это отнимает достаточно времени и  сил. Ведь самая большая награда для него ­ это действительно образованный,  всесторонне гармонично развитый и благодарный человек, который всегда будет  помнить уроки, полученные в юности. Цели и задачи, поставленные во введении, на мой взгляд, изучены и решены.  Рассмотрены все известные виды и формы эстетического воспитания, а также  решена проблема улучшения последнего с помощью организации непрерывной  работы, когда учащийся, поднимаясь по лестнице знаний, не только учится видеть  прекрасное повседневной жизни, но и получает от процесса большое удовольствие,  потому что приобретённые им знания помогут ему как в работе и учёбе, так и в  личной жизни. Список использованной литературы 1. «Педагогика» Бабанский Ю.К. Москва, «Просвещение», 1983г. 2. «Педагогика» Сластенин В.А. Москва, «Владос», 2003г. Сластенин В.А. и  др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А.  Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. ­­ М.:  Издательский центр "Академия", 2002. ­ 576 с. 3. «Педагогика» Харламов И.Ф. Москва, «Гардарики», 2002г. 4. «Психология Искусства» Выготский Л.С. Москва 1968г. 5. «Эстетика воспитания» Лихачев Б.Т. электронное издание 6. «Педагогика. 2часть» Подласый И.П. электронное издание 7. «Искусство в эстетическом воспитании» Гончаров И.Ф. электронное  издание 8. «Формирование личности школьника: Целостный процесс». Ильин В. С.  Москва.,1984г. 9. «Природа в системе эстетического воспитания». Смольянинов И. Ф.  Москва, 1984г. 10. «Сердце отдаю детям». Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч.­ Москва,  1979г. 11. «Экологическое и эстетическое воспитание школьников». Под редакцией.  Л. П. Печко. Москва, 1984г. 12. «Теория эстетического воспитания школьников». Лихачев Б.Т. Москва,  1985г. 13. «Мудрость красоты» 2е изд. Неменский Б.М., Москва, 1987г. 14. «Искусство воспитания» Азаров Ю.П., Москва, 1986г. 15. Избр.пед.соч.Том 2. Сухомлинский В.А., Москва,1986г. http://www.refsru.com/referat­1532­9.html Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности. Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному  восприятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к  природе или произведению искусства. Например, И. Кант считал, что созерцая  художественное произведение, созданное рукою человеческого гения, мы  приобщаемся к «прекрасному». Однако лишь бушующий океан или извержение  вулкана мы постигаем как «возвышенное», которое человек сотворить не в  силах. (Кант И. Критика способности суждения. М. 1994.) Благодаря способности к восприятию прекрасного, человек обязан  привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, в  профессиональную деятельность и социальный ландшафт. Одновременно  эстетическое воспитание должно уберегать нас от ухода в «чистый эстетизм».стр.  41 Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов ­ СПб:  Питер,2000. ­­ 304 с. – (Серия «Учебник нового века») Развитие художественного вкуса поощряет школьников к эстетической  деятельности, которая характеризуется определенными результатами и  предполагает, что во время занятий искусством учащиеся претворяют в жизнь  доступные им элементы прекрасного. Исполняя стихотворение, рассказ или сказку,  они как бы заново воссоздают предлагаемые автором обстоятельства, оживляя их  при помощи собственных мыслей, чувств и ассоциаций, т.е. передают слушающим  эмоциональное состояние героя, обогащенное личным опытом. И как бы ни был мал  и ограничен этот опыт, он все же придает исполнению учащегося свежесть и  неповторимое своеобразие.  Стр. 395 Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.  заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина.  ­­ М.: Издательский центр "Академия", 2002. ­ 576 с.

Сущность эстетического воспитания через систему определений

Сущность эстетического воспитания через систему определений

Сущность эстетического воспитания через систему определений

Сущность эстетического воспитания через систему определений

Сущность эстетического воспитания через систему определений

Сущность эстетического воспитания через систему определений

Сущность эстетического воспитания через систему определений

Сущность эстетического воспитания через систему определений

Сущность эстетического воспитания через систему определений

Сущность эстетического воспитания через систему определений

Сущность эстетического воспитания через систему определений

Сущность эстетического воспитания через систему определений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2018