В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный -- противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный.
Сущность и природа нравственности.
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль.
Мораль (латинское moresнравы) нормы, принципы, правила поведения людей, а так же
само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства,
суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом
и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести
человека». Он считал: «Нравственный противоположный телесному, плотскому,
духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного».
«Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но
сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к
нравственному добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с
совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого
сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности.
Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности поразному.
Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось:
«Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о
нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут
справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми
добродетелями человека». Я.А. Коменский цитировал: «Кто успевает в науках, но отстаёт
в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые
должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла
и как можно больше добра».
В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так:
Нравственное воспитание целенаправленное формирование морального сознания,
развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.
Нравственное воспитание двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии
воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими
нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и
безнравственному в поступках и во всем поведении.
Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не
просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие
таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о
воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство
нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, важнейший
показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием
личности. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный
процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации
всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и
индивидуальных особенностей.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что
он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его
концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного
уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все
усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип последовательности реализуется с
учетом возрастных особенностей учащихся.Если во все времена признавали огромную роль нравственности в развитии и
формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в системе современного
воспитания. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие
социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют
педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного
рода отношений.