Сущность и природа нравственности.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 14.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом). В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный -- противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный.
Иконка файла материала Сущность и природа нравственности.doc
Сущность и природа нравственности. В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль.  Мораль (латинское mores­нравы) ­ нормы, принципы, правила поведения людей, а так же  само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства,  суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом  и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом). В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести  человека». Он считал: «Нравственный ­­ противоположный телесному, плотскому,  духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного».  «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но  сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к  нравственному ­ добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с  совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого  сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности.  Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».  Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по­разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось:  «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о  нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут  справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми  добродетелями человека». Я.А. Коменский цитировал: «Кто успевает в науках, но отстаёт  в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает». Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые  должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».  В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так: Нравственное воспитание ­ целенаправленное формирование морального сознания,  развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Нравственное воспитание ­ двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии  воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими  нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и  безнравственному в поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не  просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие  таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о  воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство  нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, ­ важнейший  показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием  личности. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный  процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации  всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и  индивидуальных особенностей.  Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что  он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его  концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного  уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все  усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип последовательности реализуется с  учетом возрастных особенностей учащихся.Если во все времена признавали огромную роль нравственности в развитии и  формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в системе современного  воспитания. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие  социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют  педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного  рода отношений.