Сущностные характеристики доброжелательности младших школьников
Оценка 4.9

Сущностные характеристики доброжелательности младших школьников

Оценка 4.9
docx
02.12.2019
Сущностные характеристики доброжелательности младших школьников
Доброжилательность .docx

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени

В.П.АСТАФЬЕВА»

Факультет начальных классов

Кафедра Педагогике и психологи

44.03.01 Педагогическое образование, направленность: Начальные классы

Тема: Сущностные характеристики доброжелательности младших школьников

 

 

В настоящее время, в период быстрых социальных изменений общество в целом и педагоги в частности столкнулись с проблемой, как лучше подготовить детей к жизни в динамично изменяющемся и развивающемся мире. В образовательной среде школы учителем начальных классов решаются две основные задачи: создание условий для освоения детьми образовательной программы, а также обеспечение возможностей для личностного развития обучающихся (в т. ч. формирование и развитие качеств).

Для педагогики становится актуальным поиск эффективных способов формирования нравственного качества «доброжелательность» влияющего на становление личности ребенка.

Доброжелательность – отношение к человеку, ориентированное на содействие его благу, на совершение добра. Субъективно нравственное качества «доброжелательность» проявляется в благорасположении, симпатии, сочувствии, благодеянии. С нравственной точки зрения доброжелательность является долгом человека. В нравственном качестве «доброжелательность» подчеркивается не только безусловное признание в другом человеке его морального достоинства, но выражается миролюбие, дружественность, готовность к плодотворному сотрудничеству. Дети младшего школьного возраста нуждаются в общении и одобрении, как взрослых, так и сверстников. Общение помогает им установить образ своего «Я». Благодаря тому, что взрослые и сверстники доброжелательно относятся к ребенку, удовлетворяется его потребность в одобрении и признании. Если же эти отношения недоброжелательные и неуважительные, то результатом могут стать агрессия ребенка, замкнутость и дальнейшие проблемы в общении с людьми.

В младшем школьном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети - сверстники. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Дети младшего школьного возраста проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности. Благодаря чему формируется «детское общество». Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором формирования личности ребенка. В различных видах деятельности дети осваивают коммуникативные умения, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры. Все это способствует накоплению морального опыта.

Сформировавшиеся отношения станут фундаментом для дальнейшего развития личности каждого воспитанника. Развитие ребенка с первых дней жизни осуществляется не только с помощью организованного воспитания, но и в результате стихийных воздействий природы, семьи, общества, сверстников, средств массовой информации, случайных наблюдений. В современном мире, где царит жестокость, эгоизм, важно учить ребенка быть внимательным доброжелательным по отношению к детям и взрослым. Однако у детей младшего школьного возраста наблюдается неустойчивость поведения, отсутствие выдержки.

Изучением проблемы актуального уровня развития нравственного качества доброжелательность у младших школьников занимались множество авторов, такие как В. С. Мухина, В. М. Холмогорова, Л. И. Божович, В. А. Крутецкий, А. А. Люблинская, Л. С. Славина, Е. Е Кравцова и многие другие

 

         Доброжелательность – желание добра, готовность содействовать благополучию других.

Доброжелательность – это одна из основополагающих черт гармоничных отношений с людьми. Когда люди доброжелательны друг к другу, то поведение никогда не будет агрессивным. Нравственное качество «доброжелательность» означает не сомневаться в добрых намерениях, обращать внимание на положительные черты, питать благодарность, доверие и уважение к окружающим [16, С.315].

У детей необходимо сформировать доброжелательность к сверстникам, воспитать желание отзываться на их просьбы, уметь договариваться с ними. Необходимо создать благоприятные условия для формирования социально-коммуникативных умений и навыков, дружеских чувств, воспитания отзывчивости, заботы, доброты, справедливости, а также воспитания заботливого отношения к малышам, уважительного отношения к пожилым людям [8, С.105].

В детстве ребенок успевает освоить обе позиции и к 6 годам проходит первый «концентр» своего духовно-нравственного развития. Он уже достаточно понимает социальный смысл различных видов деятельности людей, осваивая в игре определенный набор социальных ролей; способен понять ценность общего дела и встать на позицию другого человека.

Доброжелательность способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Определяющее влияние на детей оказывает пример общения взрослых. Поэтому педагогами в первую очередь используются естественно возникающие ситуации. Обращают внимание детей на то, как приветливо, по-доброму разговаривают взрослые друг с другом, побуждают их так же общаться между собой.

Уважение, забота, внимание к людям, к их потребностям и самочувствию не могут зародиться у маленького ребенка самостоятельно в ответ на заботу и любовь, которые проявляют по отношению к ним другие люди. Нельзя рассчитывать на то, что если ребенок видит добрые отношения людей, то и сам будет поступать именно так же. Этого недостаточно. Инертное воспитание примера не может сформировать у ребенка стремление к подражанию. Добрые чувства необходимо развивать.

«Доброжелательность» - отношение к человеку, ориентированное на содействие его благу, на совершение добра. Субъективно, нравственное качества «доброжелательность» проявляется в благорасположении, симпатии, сочувствии, благодеянии. С нравственной точки зрения доброжелательность является долгом человека [4, С.231]. В доброжелательности подчеркивается не только безусловное признание в другом человеке его морального достоинства, но выражается миролюбие, дружественность, готовность к плодотворному сотрудничеству.

Формирование нравственного качества «доброжелательность» во взаимоотношениях у детей младшего школьного возраста реализовывается, главным образом, в процессе усвоения детьми норм и правил поведения в обществе. Соблюдение правил поведения в обществе сверстников способствует становлению начал коллективных отношений, проявляющихся, главным образом, в дружной совместной игре (в согласованности действий), в стремлении помогать друг другу, поддерживать общий порядок в группе, в готовности каждого научить другого тому, чему научился сам, в умении считаться с другими, в бережном отношении к общим вещам, игрушкам и т. п. [17, С.9].

Принимая во внимание то, что нравственной основой нравственного качества «доброжелательность» являются гуманизм и коллективизм, некоторые исследователи в качестве основных принимают и такие критерии поведения в обществе, как стремление к общению, умение бесконфликтно контактировать более или менее продолжительное время, проявлять внимание, заботу и др.

Проблема доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости всегда волновала педагогов. В разные исторические периоды жизни общества выдвигалось на первый план свое содержание воспитания.

Для понимания психологической природы социализации ребенка очень важны попытки найти тот «первокирпичик», ту единицу самой «духовно-нравственной ситуации развития», когда сталкиваются, вступают во взаимодействие влияния среды и внутренние отношения ребенка. Такой «единицей» он считает «переживание». Именно переживание ребенка является «индикатором» его социализации: в нем проявляется своеобразное соотношение внешней и внутренней сил духовно-нравственного развития, то, как он понимает происходящие события, явления, поступки людей и как к ним относится, насколько принимает или отторгает их [7, С.296].

Проблему формирования детской доброжелательности невозможно решить вне организации совместной детской деятельности и педагогического процесса в целом.

В Федеральных государственных образовательных стандартах одной из главных задач является вырабатывание готовности к совместной деятельности со сверстниками, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Современная отечественная педагогика активно выстраивает свою новую парадигму, которая направлена на человека. В центр нынешнего воспитательного процесса ставится личность ребенка с свойственным ей своеобразием характера и поведения. Вопрос о воспитании - это вопрос не только о средствах и методах воспитания, но и вопрос о нравственных ценностях, нормах и правилах, которые человек воспринял и которыми руководствуется в общении с людьми.

В то же время, в системе образования можно заметить негативные тенденции: непомерная концентрация на интеллектуальном развитии ребенка, технологизация современной жизни, которые в свою очередь приводят к недоразвитию эмоциональной и коммуникативной сфер, и как результат этого - вырабатывание неадекватного отношения к сверстникам. Оттого основополагающей задачей в младшем школьном возрасте должно стать проявления доброжелательности во взаимоотношениях детей [8, С.105].

В требованиях к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ставится задача развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей. Проблема развития нравственного качества «доброжелательность» и эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, не хотят проявить своё сочувствие и сострадание [11, С.537]. Более того, регулярно сталкиваешься с ситуациями, когда дети испытывают радость от причиненной боли сверстникам, животным, при этом стремятся данное поведение снять на мобильные телефоны, показать свою значимость в глазах сверстников. Детская агрессивность последние десятилетия бьет все рекорды и вызывает значительную тревогу у нас взрослых, а способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого становятся дефицитными качествами личности. Из этого следует, что теряются нравственные ориентиры, что мы – взрослые не смогли вовремя развить эмоциональную отзывчивость, доброжелательность [14, С.185].

Таким образом, нравственное качество «доброжелательность» является одной из основополагающих, когда люди доброжелательно относятся друг к другу, то поведение никогда не будет агрессивным.

Для того, чтобы воспитать у младшего школьника нравственное качество «Доброжелательность», необходимо сформировать такое качество как доброжелательность к сверстникам, воспитать желание отзываться на их просьбы, уметь договариваться с ними.

По мнению О.А. Шириной, в процессе совместной учебной деятельности у детей устанавливаются новые взаимоотношения. Через несколько недель, проведенных в школе, у большей части первоклассников пропадают робость и смущение от массы новых впечатлений. Они начинают внимательно присматриваться к поведению соседа по парте, устанавливают контакты с одноклассниками, которые симпатизируют им или обнаруживают сходство интересов. Но по мере установления взаимоотношений с другими детьми каждый школьник обнаруживает свои подлинные индивидуальные особенности [20, С.144].

Дети младшего школьного возраста характеризуются стремительным развитием, изменениями в организме, в частности нервной системы, эндокринной системы, опорно-двигательного аппарата, а также сердечно сосудистой системы. На этом этапе развития у ребенка наблюдается стремительный рост, прибавление в весе, начинаются изменения в пропорциях тела.

Как считает Бордовская Н.В., самое главное в этом возрасте – это изменения, происходящие в процессах высшей нервной деятельности. Можно сказать, что мозг ребенка, находящегося в возрасте шести лет схож по своим показателям с мозгом взрослого человека. Это период развития, когда ребенок, достигнув младшего школьного возраста готов к тому, чтобы перейти на новую ступень своего развития. На новом этапе развития ребенка предполагаются более активные умственные нагрузки, физические нагрузки, которые обусловлены началом обучения в школе [3, С.216].

По мнению Г.В. Бороздиной, этот возраст очень значим для психического развития ребенка, потому что именно в это время у него начинается формирование принципиально новых механизмов поведения и деятельности в целом. В этот период происходит закладывание основ будущей личности ребенка. Начинает формироваться устойчивая структура мотивов, появляются новые потребности социального характера.  Ребенок начинает требовать к себе уважения и признания своих достижений со стороны взрослых, он все чаще стремится взяться за серьезные и важные, по его мнению, дела, которыми занимаются взрослые, появляется необходимость в признании среди сверстников [4, С.148].

Дети младшего школьного возраста начинают проявлять интерес к групповым формам деятельности. Наряду с этим начинает формироваться стремление к лидерству, желание быть во всем первым и лучшим. Ребенок начинает понимать этические нормы поведения, принятые в обществе, и старается следовать им.

Самым эффективным средством воспитания в данном возрасте является игра, она в первую очередь является методом корректировки личности ребенка, нежелательного поведения, низкой самооценки, повышенной агрессивности и пр. Игра сама по себе является творческой деятельностью. В ролевых играх дети воспроизводят все то, что они видят вокруг себя, что они чувствуют или переживают. Через игру ребенок способен показать свой внутренний мир. Игра позволяет ребенку развивать самостоятельность, воспитывать целенаправленность, организованность личности. Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в детстве она приобретает особое значение. В игре формируются все стороны психики ребенка. Игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов и личности в целом [5, С.93].

Ребенок младшего школьного возраста, опираясь на уже имеющийся у него жизненный опыт, постоянно стремится к дальнейшему познанию. Для формирования данной мотивационной структуры педагог может использовать развитую систему соревнований, например, творческие олимпиады, конкурсы по техникам изобразительного искусства, галереи дружбы, ярмарки завтрашних мастеров и др.  У детей младшего школьного возраста появляется принципиально новый тип мотивации, а именно, основа произвольного поведения. Он впитывает в себя системы ценностей социума, моральных ценностей, он постепенно учится управлять своими эмоциями и начинает сдерживать их, если понимает, что они будут неприемлемы в какой-либо конкретной ситуации. У него появляются определенные социальные обязанности (посидеть с младшей сестрой, полить цветы, прибраться в комнате и так далее).

Дети этого возраста уже не такие наивные, какими были буквально год или два назад, они становятся более понятными для окружающих их взрослых. Все вышеперечисленное обусловлено дифференциацией, или, иначе говоря, разделение сознание ребенка на внутреннюю жизнь и внешнюю жизнь. До достижения семилетнего возраста ребенок действует, руководствуясь теми переживаниями, которые актуальны для него в данный момент. Желания ребенка, а также их проявления составляют единое целое. Условно, поведение ребенка можно заключить в схему «захотел – сделал».

Как утверждает Н.Ф. Голованова, занимающаяся проблемами психологии данного возраста, свойственная им наивность и непосредственность является свидетельством того, что внутренний мир ребенка соответствует его внешнему проявлению. Его поступки понятны и просто считываются окружением. Если у ребенка пропадает наивность и непосредственность в поведении, это говорит о том, что в его поступках стал проявляться интеллектуальный аспект, который как бы вклинивается в сферу между переживанием ребенка и его действием. Поэтому и в схему его поведения добавляется новое звено – осознание.

Процесс осознания затрагивает все сферы жизни ребенка младшего школьного возраста. Он начинает осознанно воспринимать себя и то, как к нему относятся окружающие, свой личный опыт, полученный в тех или иных ситуациях.  Под влиянием взрослого у ребёнка возникает новая форма общения – внеситуативно-личностное, в процессе которого он ориентируется на мир людей, осваивает взаимосвязи в социальном мире.

Возникновение и развитие этой формы общения связано в значительной мере с развитием игры, в которой детей интересуют взаимоотношения людей, правила поведения в обществе. В общении со сверстниками в игре и других видах деятельности осуществляются обмен информацией, планирование, разделение и координация функций, в совокупности способствующих общности детей [6, С.201].

Чтобы дать ребёнку возможность поближе узнать мир людей – взрослых и сверстников, необходимо эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребёнком. Социальное развитие невозможно без формирования интереса к труду взрослых и умения ценить его общественную значимость, беречь результаты труда, включаться в совместные с взрослыми трудовые действия. На протяжении детства самооценка ребёнка, его оценочные суждения о себе становятся более полными, детализированными, развёрнутыми. К началу младшего школьного возраста ребёнок осознает свое социальное «Я» и понимает разное отношение к нему людей и стремление занять определённое положение среди взрослых и сверстников. У ребенка начинает формироваться его социальная позиция.

На этапах раннего развития, дети, как правило, еще не способны понимать то, какое место они занимают в окружающей их действительности, а, следовательно, отсутствует осознание того, что они стремятся измениться. В случаях, когда ребенок не может реализовать свои потребности в рамках того жизненного устоя, в котором он живет, у него начинает зарождаться внутренний протест и сопротивление, которое ребенок пока не осознает [13, С.60].

Данный возраст также характеризуется и тем, что ребенок начинает осознавать различия между тем, что есть на самом деле, то есть тем, кем он является в рамках данного общества и тем, кем он хочет быть. У него начинает формироваться стремление, стать более взрослым, значимым, начать выполнять те функции, которые были бы важны не только для него, но и для окружающих. В этот момент ребенок выпадает из той системы, которая была для него привычна, ему становятся неинтересны прежние виды деятельности. Повышается интерес ребенка к самой учебной деятельности, поскольку в этот момент, она становится для него социально значимой. Дети все с большей охотой и интересом стремятся выполнять поручения, которые дают им взрослые, стараются получить новые обязанности в рамках семьи, стать помощником. Эти новые стремления и желания детей этого возраста возникают в ходе общего психического развития ребенка. Они проявляются на том этапе, когда у ребенка появляется сознание того, что он не просто субъект своего собственного действия, но и субъект в самой системе взаимоотношений между людьми. Если же такого перехода не случается, то это чревато тем, что у ребенка может возникнуть чувство неудовлетворенности.[8, С.106]

Таким образом, можно сказать, что у детей младшего школьного возраста происходит интенсивное развитие высших психических процессов - внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи. Развивается наглядно-образное мышление, произвольное запоминание, воображение переходит во внутреннюю деятельность ребенка. Самооценка ребенка младшего школьного возраста достаточно адекватна, что позволяет ему более объективно оценивать результат своей деятельности.

Следовательно, младший школьный возраст является в наибольшей степени ответственным этапом школьного детства. Основные достижения данного возраста связаны ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Полноценное проживание данного возраста, его позитивные приобретения являются важным основанием, на котором выстраивается последующее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности.

Главная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – формирование оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с принятием во внимание индивидуальности каждого ребенка.

Соответственно, знание индивидуальных и возрастных особенностей младших школьников предоставит возможность эффективно воспитывать нравственное качества «доброжелательность» во внеклассной работе.

Можно подчеркнуть, что ребенок в младшем школьном возрасте может оценить свой поступок с позиции его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его должным образом. Появляется смыслово-ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребенок может побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать обусловленным нормам или не приведет к постоянной цели. Важной стороной внутренней жизни ребенка делается его смысловая направленность в своих действиях. Это обусловлено с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах.

Таким образом, младший школьный возраст является ответственным периодом в развитии личности ребенка, так как именно в нем происходит интенсивное развитие высших психических процессов, развивается наглядно-образное мышление, произвольное запоминание, развивается воображение и самооценка становится адекватной. В этом возрасте выстраивается последующее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы // Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. – URL: http://минобрнауки.рф/документы/3409/файл/2228/13.05.15-Госпрограмма-Развитие_образования_2013–2020.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2015. – 47 с.

3. Асранкулова Б.Р. Воспитание школьников нравственным и духовным ценностям – основная проблема национального воспитания // Известия Кыргызской академии образования. 2014. № 1 (29). С. 82-85.

4. Артеменко О.Н. Развитие личности младшего школьника в условиях ученического коллектива // Вестник Московского университета МВД России. – 2010. – № 3. – С. 5-7.

5. Баландина К.В., Емельянова А.Д. Роль игровой деятельности в формировании личности дошкольника и младшего школьника //  Наука и инновации XXI века: материалы III Всероссийской конференции молодых ученых. – 2016. – С. 245-248.

6. Басов М.Я. Методика психологических наблюдений за детьми / Избранные психологические произведения. – М.: Инфра-М, 2010. – 379 с.

7. Берберян А.С., Дорошина И.Г. Детство, отрочество и юность в контексте научного знания: материалы международной научно-практической конференции. Пенза, научно-издательский центр «Социосфера», 2013. – 136 с.

8. Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка. – Минск: Минск-пресс, 2010. – 285 с.

9. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2015. – 624c.

10. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 477c.

11. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2006. – № 6. – С.62 -76.

12. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 377c.

13. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. – М.: Педагогика, 1974. – 270 с.

14. Горбунова Г.П., Козловская H.A. Формирование нравственных чувств как условие и фактор развития психологически здоровой личности младшего школьника // Сибирский психологический журнал. – 2007. – № 25. – С. 73-77.

15. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 479c.

16. Гурьянова О.А. Поликультурное образование: учебно-методическое пособие. – Тольятти: ТГУ, 2013. – 52 с.

17. Дмитриева Е.В. Воспитание доброжелательности в системе духовно-нравственного развития личности // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 6 (67). – С. 100-102.

18. Дмитриева Е.В. Воспитание доброжелательности и профилактика агрессивности: интеграция процессов // Кант, 2018. – №1 (26). – С. 41-45.

19. Жолобова, А. А. Взаимосвязь личностных характеристик младших школьников и социально-психологического статуса в классном коллективе / А. А. Жолобова // Наука и современность. – 2017. – № 51. – С. 103–108.

20. Беляева П.И. Психологическая безопасность личности младшего школьника и образовательная среда // Психология обучения. – 2012. – № 8. – С. 113-121.

Сущностные характеристики доброжелательности младших школьников

Сущностные характеристики доброжелательности младших школьников

Сущностные характеристики доброжелательности младших школьников

Сущностные характеристики доброжелательности младших школьников

Сущностные характеристики доброжелательности младших школьников

Сущностные характеристики доброжелательности младших школьников

Сущностные характеристики доброжелательности младших школьников

Сущностные характеристики доброжелательности младших школьников

Сущностные характеристики доброжелательности младших школьников

Сущностные характеристики доброжелательности младших школьников

Сущностные характеристики доброжелательности младших школьников

Сущностные характеристики доброжелательности младших школьников

Сущностные характеристики доброжелательности младших школьников

Сущностные характеристики доброжелательности младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2019