Светлое Христово Воскресенье.

  • Мероприятия
  • docx
  • 31.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект внеклассного мероприятия для учащийся начальной школы 1 - 4 класса. Светлое Христово Воскресенье. В нем содержится информация о Светло празднике Пасхе. Предложены театрализованные постановки, роспись яиц, частушки, песни, игры. Мероприятие разработана с презентацией, которая наиболее полно раскрывает содержание данного мероприятия
Иконка файла материала пасха готовая.docx
2. 3. Цель: познакомить учащихся с традициями празднования Пасхи на Руси.  Задачи:                                                                                                                        Выявить основные атрибуты и символы праздника.                                      1. Показать некоторые способы украшения пасхальных яиц.                           Провести мастер­класс по украшению пасхальных яиц.                               Организовать выставку семейного творчества «Пасхальные крашенки».  Воспитать патриотические чувства и позитивное отношение к  4. 5. православным традициям русского народа, к народному творчеству.                  6. Развивать творческие способности учащихся. Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, слайд­презентация,  экран, контуры яиц на бумаге, краски, цветная бумага, клей, бусинки,  ленточки, кружева, крупа и т.д.                                                                                 План мероприятия                                                                                                1.Вводная часть.                                                                                              1.Приветствие.                                                                                                             2. Основная часть 1. История возникновения и празднование, великого  праздника Пасхи и её традиции.                                                                                2. Мастерская художника.                                                                                         3. Пасхальные обряды и обычаи.                                                                               4.Сценка из сказок «Курочка Ряба» «Колобок»                                                      5. Игры пасхальные.                                                                                                    3. Заключительная часть.                                                                                        4. Рефлексия.                                                                                                             Тип занятия: изучение нового материала.                                                               Форма организации детей : групповая.                                                                  Методы: объяснительно­ иллюстративный, репродуктивный.                              1Материалы и оборудование: Образцы различных пасхальных композиций,  декоративные, расписные пасхальные яйца Ход мероприятия:(Звучит колокольный звон, затем он приглушается, на  сцену выходят ведущие).  Слайд №2                                                                       1.Приветствие. Слайд №3.  Христос воскрес! Христос воскрес!  Сияет солнышко с небес!  Зазеленел уж темный лес,  Христос воистину воскрес!  Пришла весна ­ пора чудес,  Журчит родник ­ Христос воскрес!  Светлее в мире нет словес ­  "Воистину Христос воскрес!"                                                                               Слайд№4. Учитель: Уходят морозы, холода, пробуждается природа –  наступает весна. В это время приходит великий христианский праздник –  Пасха. Праздник праздников, торжество торжеств – так называют на Руси  Пасху. Этот праздник установлен христианами в память чудесного  воскресения Иисуса Христа. Празднование Пасхи – многовековая традиция.  Сегодня мы узнаем, как же на Руси принято встречать Светлое христово  воскресенье? Выходят дети в русских костюмах.Слайд№5. 1­й  ученик 2На Руси обрядов много. А сегодня праздник Бога: Пасха – Бога воскресение, Его второй день рождения. 2­й ученик Повсюду благовест гудит, Изо всех церквей народ валит. Заря глядит уже с небес… Дети:  Христос Воскрес! Христос Воскрес! 3­й ученик С полей уж снят покров снегов, И руки рвутся из оков, И зеленее ближний лес… Дети: Христос Воскрес! Христос Воскрес! 4­й ученик Вот просыпается земля И одеваются поля, Весна идет, полна чудес! Дети: Христос Воскрес! Христос Воскрес! Учитель: Что такое Пасха?Слайд№6.         Существует несколько версий, как христиане пришли к этому  празднику. Давайте познакомимся с каждой из них. 1 ученик: После вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и  проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение  Христа и Мария. Пришла она в Рим, в императорский дворец. В те далекие  времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой­ нибудь подарок: богатые — драгоценности, а бедные — что могли. У Марии  ничего с собой не было, кроме веры во Христа. Протянула она императору  3простое куриное яйцо и сразу громко произнесла главное известие: “Христос  воскрес!”. Удивился император и сказал: “Как можно поверить в то, что кто­ то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это  белое яйцо может стать красным!”Пока он говорил эти слова, яйцо стало  менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко­красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо. Слайд №7.2 ученик: Другая легенда крашения яиц гласит: после  смерти Христа семь иудеев собрались на пир. Среди блюд были  жареная курица и сваренные вкрутую яйца. Во время пира один из  них, вспомнив про казненного, сказал, что Иисус воскреснет на  третий день. Хозяин дома возразил: «Если курица на столе оживет, а  яйца станут красными, тогда он воскреснет». И в тот же миг яйца  изменили цвет, а курица ожила. 3 ученик: Третья легенда утверждает, что обычай красить яйца связан с именем римского императора Марка Аврелия (121­180 годы н. э.). В день, когда родился Марк Аврелий, одна из кур, принадлежавших его  матери, якобы снесла яйцо, помеченное красными точками. Учитель: Пасха совершенно особый день, когда вместо будничной суеты в  нашу жизнь приходит светлая радость. А значит и готовиться к Пасхе нужно  соответственно, тем более что времени осталось совсем немного. Слайд№8. Воспитатель: А сейчас наши ребята приготовили для нас  частушки. Исполнение частушек. (см. приложение).     Слайд№9Неделя, которая предшествует Святому Воскресению,  называется Страстной Седмицей. Каждый её день считается великим, в  церквях правятся особые службы. Особенно выделяют последние дни  Страстной недели: Великий Четверг ­ день духовного очищения, Страстная  Пятница ­ ещё одно напоминание о страданиях распятого Иисуса Христа,  Великая Суббота ­ день печали. И, наконец, Светлое Воскресенье! 41 ученик: Четверг называется Чистым Четвергом. В этот день убирают в  доме, во дворе ­ всё должно быть чистым и праздничным. 2 ученик: Раньше был широко распространён обычай очищения водой ­  купание в реке, озере или обливание до восхода солнца.  3 ученик: Ещё в этот день собирали и жгли ветви можжевельника для  окуривания жилища. Считалось, что целебный можжевеловый дым защищает  человека от нечисти и болезней.  4ученик: Еще в  Великий Четверг считали три раза  все деньги, которые есть,  чтоб весь год деньги "водились".     Начиная с четверга  и до Пасхи, из дома ничего нельзя было отдавать.   5 ученик: В Страстную Пятницу верующим людям работать запрещалось. В  деревнях делали только две работы: пекли куличи и сажали капусту  6 ученик: С пятницей перед Пасхой тоже связано много разных примет.  Например, в этот день нужно   обметать углы тряпкой, а потом эту тряпку не  стирали, хранили как есть. Считалось, что  тряпка поможет при болях в  пояснице, если обвязать себя ею. Этой же тряпкой вытирали  ноги в бане  после мытья, чтобы ноги не болели. 7 ученик: В Великую Субботу красили яйца. Считалось, что яйца,  покрашенные в субботу, сохраняются на протяжении всех праздников. 8ученик: Вся подготовка к празднику должна быть закончена до Светлого  Воскресенья. Утром в Пасху умывались водой, приготовленной  с Чистого  Четверга. В нее клали серебряное колечко, ложку, или монетку. Умывались,  чтобы быть здоровыми, красивыми и богатыми.  Воспитатель: А теперь вашему внимаю сказка «Пасхальный колобок»  как вы, наверное уже догадались речь пойдет о куличе.(актёры 1  класс) (Приложение № 1)Слайд №10. Воспитатель: Сказку с вами посмотрели Кулич мы испекли. Но что  ещё принято готовить на Пасху?                                                          5Воспитатель:  На Пасху принято красить яйца разными красками, но среди  разноцветных яиц центральное место принадлежит ярким красным яйцам  Слайд №11. Красное яйцо ­ символ Воскресения, символ Пасхи. Как из яйца  возникает новая жизнь, так и мир заново родился через Воскресение  Христово. Красный цвет знаменует радость Воскресения, возрождения рода  человеческого, но это и цвет пролитой на кресте Крови Христовой, которой  искуплены грехи мира..                                                                           Слайд №12.Крашенки — от слова красить.                                          А если на общем цветном фоне обозначаются пятна, полоски, крапинки  другого цвета — это была крапанка т. е. покрывают каплями.                         Слайд №13,14.Еще есть писанки . Писанки – это произведения народного  искусства. Для рисунка используют элементы растительности и животного  мира, геометрические фигуры, сюжетный рисунок. В каждой области свой  характерный орнамент и цвет.                                                                 Слайд №15,16.Драпанки – узор наносят на скорлупу острым предметом –  ножом, шилом, ножницами, толстой иглой. Но сначала узор надо нанести  карандашом. Воспитатель: Ребята, а давайте выберем из яиц в презентации  те, которые, по­вашему, являются крашенками, крапанками и писанками,  драпанки.                   (Дети определяют и показывают). Ребята, а сейчас вашему вниманию  представим небольшую сценку «Золотое  яичко» (приложение № 2)    Слайд №17.                                                                 Воспитатель: А сейчас всем нам я предлагаю расписать яйца. У вас  на столах листы с яйцами фломастеры и цветные карандаши. Давайте  попробуем расписать наши яйца. (приложение№ 3) Слайд №18. Слайд №19.Воспитатель: В Великий пост всякие игры и увеселения были  запрещены, а с Пасхи начинались весёлые развлечения молодёжи. Гуляния  проводились на открытом воздухе. Так с Пасхи начинали качаться на качелях, 6открывались гуляния с весёлыми играми,  игровыми хороводами,  хороводными песнями.       У крестьян существовало поверье, что на Пасху солнце играет. Это  древняя народная пасхальная примета. Для этого надо встать рано утром и  смотреть на утреннее восходящее светило. Оно, то появляется, то прячется за горизонтом, меняет форму и цвет своих лучей. Хорошо заметно как они  преобразуются в желтый, красный и оранжевый. Удивительное явление,  которое можно увидеть только весной ­ на Пасху. И многие старались  подкараулить это мгновение. Дети обращались к солнцу с песенками. Давайте  и мы покличем весну. (Дети встают в круг и читают закличку.) Все:   Солнышко красно,            Гори­гори ясно!             В небо пташкой залети,            Нашу землю освети,             В небе рыбкой поплыви,             Нашу землю оживи!            Всех на свете ребятишек             Обогрей, оздорови!            Солнышко, ведрышко,             Выгляни в окошечко!             Солнышко, покатись,             Красное, нарядись! Воспитатель: А давайте мы с вами поиграем в те игры в которые играли на  Руси на пасху.   Слайд№ 20.                                                                                     1.Игра “Покрути яйцо”По команде дети одновременно раскручивают свои  крашенки. Чьё яйцо дольше крутится, тот и победитель, он забирает  яйцо проигравшего. 72.Игра “Битки”       Играющие выкрикивают: “Раз, два, три! Моё яйцо,  окрепни! К бою готов!” Игроки бьют крашенками любой стороной, обычно острой. Чьё яйцо разобъется, или даст трещину, тот проигравший. 3.Игра «Катание с горки»Это своеобразный Пасхальный боулинг. С  искусственно сделанной горки участник скатывает яйцо. Если оно сбивает какой­то из стоящих внизу подарков, то участник забирал его себе. 4. «Игра эстафета».Дайте каждому ребенку по ложке и по одному яйцу  (сваренному вкрутую) на каждую команду. Начертите на полу или на земле  линии старта и финиша. Дети выстраиваются друг за другом на линии старта.  У каждого в руке своя ложка. Первые соревнующиеся из каждой команды  должны положить яйцо в ложку и с ложкой в руке  добежать до линии  финиша и обратно, после чего передать яйцо следующему игроку. Таким  образом, все члены команды по очереди должны пробежать с яйцом в ложке  от старта до финиша и обратно, стараясь не выронить яйцо. Выигрывает та  команда, которая быстрее выполнит задание и с наименьшим количеством  падений яйца на землю.  Воспитатель: И, конечно же, люди обращали внимание и примечали погоду в  этот светлый праздник. Давайте  мы вспомним пасхальные приметы. (Класс делится на три группы. Детям раздаются  карточки с  пасхальными приметами, из которых нужно собрать  приметы.) (приложение№4) 1. Если  на Пасху пойдет дождь ­ весна дождливая будет.     Если на Пасху весь снег растаял,­ значит урожай в этом году будет  богатый. 82.На Пасху небо ясное и солнце играет ­ к хорошему урожаю и красному    лету. Увидеть на Пасху разноцветный закат – к большой удаче.                 3.  Гроза на пасхальной неделе – к поздней  и сухой осени.      На Пасху бросать и лить за окно нельзя ­ Христос под окнами ходит.  Слайд №21,22.Учитель: «Христос воскрес!» ­ «Воистину воскрес!» Так  радостно приветствуем мы и поздравляем друг друга с Пасхой. А знаете  почему? Это святые апостолы спрашивали друг у друга: «Христос воскрес?» и тут же  отвечали: «Воистину воскрес!» И обязательно целовали друг друга, выражая  этим любовь и примирение.     Вашим друзьям и родным будет очень приятно, если вы в этот праздник  позвоните им, поздравите с праздником и пожелаете счастья и благополучия.   Воспитатель:  А сейчас давайте споём песню. Дети исполняют песню  «Пасхальная песенка».Слайд №23. Рефлексия.            Слайд №24.                                                                                На выбор, воспитанникам, предоставляется вырезанные из картона  пасхальные яйца, трёх цветов.                                                                                   Красное – занятие понравилось;                                                                                Жёлтое – мне было не совсем комфортно на занятии;                                            Синее ­ занятие не понравилось.                                                                                На входной двери, приклеен плакат с нарисованной вазой, при выходе из  кабинета, каждый ребёнок приклеивает клеем (карандаш) выбранное  пасхальное яйцо. 9Приложение №1 Сказка «Пасхальный колобок» 1­и ведущий. Жили­были бедные дед и баба. 2­й ведущий. Очень бедные. 1­й ведущий. У них не было курочки Рябы. 2­й ведущий. Ох, не было. 1­й ведущий. Она не снесла им яичка. Ведущие (вместе). И не могли они испечь пасхального куличика! 2­й ведущий. Дед бабе говорит: Дед. Чем же, милая, нам на Пасху разговеться­то? Баба. Ох, уж и не знаю, милай. Ведь мука у нас давно уже кончилась. 10Дед. Давай, баба, не будем унывать, а помолимся Богу да по амбару  пометем, по сусекам поскребем, может, хоть на колобок наберется. 1 ­и ведущий. Так они и сделали по амбару помели, по сусекам  поскребли, мучицу на водице замесили, слезицей посолили. 2­й ведущий. Бога поблагодарили. 1­й ведущий. Испекли постный колобок и на окно положили Ведущие (вместе). До утра простынуть. 2­й ведущий. А наутро проснулся Колобок раньше всех. Колобок. Что­то дедушки и бабушки не слышно. Спят поди  Намаялись со мной вчера, даже обедню проспали Покачусь­ ка я в  церковь, пока они спят, окроплюсь у батюшки святой водой, хоть  этим старичков утешу 1­й ведущий. Соскочил колобок с подоконника на землю и айда в  церковь Да не по дороге, а прямиком через лес. Навстречу ему волк.  Волк. тебя Колобок, Колобок, я съем. Колобок. Что ты, Волк, ведь я еще не освященный. По амбару метен,  по сусекам скребен, на водице мешен, слезицей солен, но еще не  освящен. Жди меня здесь. 2­й ведущий. Колобок покатился дальше, а навстречу ему медведь Медведь. Колобок, Колобок, я тебя съем. 11Колобок. Что ты, Медведь, ведь я еще не освященный. По амбару  метен, по сусекам скребен, на водице мешен, слезицей солен, но еще  не освящен. Жди меня здесь. 1­й ведущий. Колобок покатился дальше, а навстречу ему лиса. Лиса. С праздником тебя, Колобок. Далеко ли ты, мой сладенький,  направился, Колобок. Я, Лиса, в церковь спешу. Лиса. Куда, сладенький? Я что­то не расслышала. Колобок. В церковь Божию, святой водой окропиться. Лиса. Я что­то глуховата стала. Подойди ко мне, мой постненький,  поближе Колобок. Я, Лисонька, в церковь тороплюсь, у батюшки святой водой окропиться, а ты меня здесь подожди. 2­й ведущий. Прикатился Колобок в церковь и сразу к батюшке.  Окропился святой водой, а батюшка его спрашивает: Батюшка. Где же, Колобок, твое красное яичко? Колобок. Нет у меня, батюшка, красного яичка. Мои дедушка и  бабушка бедные. Батюшка. На, возьми, Колобок, отнеси яички дедушке и бабушке. 1­й ведущий. А тут прихожане услыхали разговор, надавали Колобку яичек целую корзину. 122­й ведущий. Катится Колобок обратно через лес прямиком, а  навстречу ему волк, медведь и лисица. Звери. С праздником тебя, Колобок, с наступающим Христовым  Воскресением! Будет нам чем на Пасху разговеться! Колобок. Экие вы, звери, неразумные! Ведь я же постный: по  амбарам метен, по сусекам скребен, на водице мешен, слезицей солен  Как же вы мною разговеетесь? Звери. Что же нам тогда делать? Колобок. Возьмите вот по красному яичку, а как ночью обедня  отойдет, разговеетесь. Звери. Ну, спасибо тебе, Колобок! Передай поклон дедушке и  бабушке! 1­й ведущий. Прибежал Колобок домой. Дед и Баба. Где ты был, Колобок? Мы о тебе сильно беспокоились! Колобок. Я. дедушка и бабушка, в церкви был, святой водицей  окропился и вам красных яичек принес. Будет чем на Пасху  разговеться!                                                                                     13Приложение №2 Сценка "Золотое яичко" Ведущая: Жили­были дед да баба, Была у них курочка­ряба. Снесла курочка  яичко, Не простое ? золотое. Баба: Эй, старик, проснись скорей! Дед: Волки что ли у дверей? Ты чего шумишь, старуха? Баба: Да смотри, что я нашла: Наша курочка­пеструха 14Под кустом яйцо снесла. Дед: Ну снесла, какое дело? Что ты баба обалдел?! Баба: Да яйцо­то непростое, А, гляди­ка, золотое. Дед: Золотое, в самом деле? Мы с тобой разбогатели. Баба: Ох, горит, слепит глаза! Дед: Чудеса! Баба: Чудеса! Дед: Ты в сундук запри его. (слышен стук в дверь) Баба: Нету дома никого! Дед: Ты пойди запри засов, Да спустить бы надо псов. Баба (возвратившись): В среду в город я поеду, Там базар бывает в среду. Богатеев много там! Им яичко и продам. Вот обновок накуплю я, Разных юбок сорок штук, Шаль в цветочках голубую, 15До краев набью сундук. Дед: Что ты мелешь небылицы! Ишь, сыскалась молодица Наряжаться в разный хлам. Нет уж, если мы богаты, Я построю вместо хаты Трехэтажные палаты. И беседки по углам. Баба: Наказанье с глупым мужем! Что ты, старый, не блажи! Мы живем других не хуже, Ни к чему нам этажи! А за ети за беседки Засеют тебя соседки. Дед: Я хозяин или нет?! (Яйцо падает и разбивается) Баба (плача): Ох, яичко покатилось, Покатилось и разбилось. Дед: Успокойся, хватит, баба. 161718192021Текст песни «Христианские ­ Пасхальная песенка» Сегодня у окошка чирикнул воробей  Вставай скорее крошка  Проснись скорее,скорее  Уж всюду льётся пение  Христос воскрес,воскрес!  Сегодня воскресение!  Поют Земля и лес!  Сегодня воскресение!  Поют Земля и лес!  Христос воскрес  Воистину воскрес!  Христос воскрес  Нам радость шлёт с небес!(2р.)  И ты пой вместе с нами  Спасителю хвалу  Он яркими лучами  Рассеял ночь и мглу  Пусть всюду льётся пение  Христос воскрес,воскрес!  Сегодня воскресение!  Поют Земля и лес!  Сегодня воскресение!  Поют Земля и лес! 22Частушки.                                                                                                                   1. Вот и Пасха пришла Кто нас покачает? Как у нонешних ребят Веревок не хватает. 2. Подкачнуся высоко И увижу далеко, Где мой братка гуляет, Червонное яйцо катает. 3. Начинаю я припевку Первую, начальную. Я хочу развеселить  Публику печальную. 4. Чтобы печка разгорелась, Надо жару поддавать. Чтобы песня лучше пелась, Надо пляской помогать. 5. У меня коса большая, Ленточка коротенька, Про меня не думай, парень, Я еще молоденька. 6. На окошке два цветочка, Голубой да аленький. Я парнишка боевой Хоть и ростом маленький. 7. За частушки, друг мой милый, Три рубля тебе я дам. По глазам по вашим видно, Что понравились мы вам.                                                8. Целый день я так старался                                                  На девчонок не смотрел,                                                  Еле­еле удержался                                                  Дернуть за косу хотел! 9. Мы частушки вам пропели 23Хорошо ли плохо ли А теперь мы вас попросим Чтобы вы похлопали! Список литературы. Источники 1. http://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/vospitatelnaya­ rabota/2012/10/28/vneklassnoe­meropriyatie­paskha­prazdnik 2. http://ped­kopilka.ru/blogs/cherepahina­marija/scenarii­vospitatelnogo­ meroprijatija­pasha­prazdnik­svetlogo­hristova­voskresenija.html 3. http://www.uchportal.ru/load/192­1­0­16604 4. http://www.teacherjournal.ru/shkola/nachalnaya­shkola/1637­meropriyatie­ qpasxaq.html 5. Источник: http://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv35.htm 24Приложение №4. Если  на Пасху пойдет дождь –  весна дождливая будет. На Пасху небо ясное и солнце играет ­  к хорошему урожаю и красному лету.  На Пасху бросать и лить за окно нельзя – Христос под окнами ходит.                     Если на Пасху весь снег растаял,  значит урожай в этом году будет богатый. 25Увидеть на Пасху разноцветный закат –  к большой удаче.  Гроза на пасхальной неделе – к поздней  и сухой осени. 2627