Данная разработка направлена на то, чтобы напомнить и закрепить основные правила безопасного поведения при передвижении в темное время суток, объяснить предназначение световозвращающих элементов, закрепить навык ношения светоотражающих элементов, правила расположения их на одежде, школьных рюкзаках и т.д. формирование у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на дороге при передвижении в темное время суток. Популяризация использования светоотражающих элементов на одежде родителями и детьми.
Возраст учащихся: 11 12 лет
Актуальность: согласно Федеральному закону «О безопасности
«Светлячки»
дорожного движения”, основными принципами обеспечения безопасности
дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан,
участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами
1хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за
обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью
граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан,
общества и государства . Обучение детей школьного возраста основам
дорожной грамотности не вызывает сомнений. Детям в школе необходимо
давать информацию о данных правилах и рассказывать о большой опасности
их несоблюдения, ведь от этого может зависеть их жизнь.
Цель:
напомнить и закрепить основные правила безопасного поведения при
передвижении в темное время суток, объяснить предназначение
световозвращающих элементов, закрепить навык ношения светоотражающих
элементов, правила расположения их на одежде, школьных рюкзаках и т.д.
формирование у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на
дороге при передвижении в темное время суток. Популяризация
использования светоотражающих элементов на одежде родителями и детьми.
Задачи:
Образовательная формирование знаний о дороге, правилах движения в
темное время суток.
Развивающая развитие способностей к ориентировке на улице в темное
время суток, обогащение словарного запаса.
Воспитательная воспитание уважения к тем, кто находится за рулем
автомобиля.
Продолжительность занятия: урок 40 минут.
Место проведения: учебный класс.
2Используемые средства: ситуационные картинки по ПДД,
светоотражающих элментов, видеофильм «Стань заметней в темноте! »
набор
Планируемый результат:
УУД:
Личностные результаты:
разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход,
пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в
зависимости от ситуации.
Регулятивные результаты:
умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
формирование рефлексивных умений — предвидение возможных
опасностей в реальной обстановке;
формирование умения планировать и оценивать результаты своего
поведения;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности.
Учащиеся должны знать и уметь:
1. Поведение на улице (как безопасно перейти улицу, перекресток и т. д.) и
правила движения по дороге (как ходить по загородной дороге и переходить
ее);
2. Научится понимать сигналы светофоров и регулировщиков; усваивают, где
3можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах и т. д.;
3. Научится пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем (соблюдать
Правила ожидания транспорта на остановке, правила посадки и высадки и т.
п.);
4. Познакомится со значением важнейших дорожных знаков, линий дорожной
(дороги).
разметки
проезжей
улицы
части
Оценивать
5.
6. Ориентироваться в дорожных ситуациях.
свое
поведение
на
дорогах.
Есть
у
нас
значок
такой,
Фликер
Но
значок
он
не
называется,
простой,
Светоотражающий.
на
Фликер
брюки
Фликер
Чтоб
на
жизнь
сохранить
курткуи
ты
и
на
так
про
каждый
них
не
ремень
день!
забудь
И сразу надень, коль готовишься в путь!
1
СЛАЙД
Вступительное
учителя:
Здравствуйте, уважаемые учащиеся, родители и гости! Наша встреча
слово
посвящена очень важной проблемевоспитанию у детей навыков безопасного
поведения на дороге. Резкое возрастание в последние годы автомобилизации
городов и поселков порождает множество проблем, среди которых детский
дорожнотранспортный травматизм. И поэтому в наше время родители
должны уделять особое внимание безопасности детей на дороге. Не совсем
безопасно переходить дорогу по пешеходному переходу даже в светлое время
4суток. А в темное время суток, когда ситуация ухудшается еще и плохой
видимостью на дорогах, необходимо быть предельно внимательными.
Актуальность и практическая значимость сегодняшнего мероприятия
продиктована самой жизнью. Ежегодно на дорогах России гибнут люди, и
дети не исключение. Поэтому мы решили рассказать о современных способах
защиты – фликерах. Ученики нашего класса провели целое расследование в
этой области. И вот, что они расскажут.
2
СЛАЙД
1 ученик: Маленькие блестящие брелочки придумал британский дорожный
рабочий 70 лет назад. Как это часто бывает, ему подсказала природа.
Проезжая ночью по неосвещенной дороге, он заметил, что глаза кота на
обочине отражают свет фар. Все потому, что глаза домашнего любимца имеют
отражающий слой, который отражает свет таким образом, что часть лучей
возвращается по тому же пути, по которому они попали в глаза. В абсолютной
темноте кошка не видна, но если посветить ей в мордочку фонариком или
светом фар, то при благоприятных условиях кошку можно заметить на
расстоянии до 80 метров!!! На основе принципа световозвращения учеными
были разработаны специальные материалы, так светоотражающие материалы
попали на одежду. (демонстрирует ленты). Аксессуары же, которые пешеход
может использовать для своей пассивной защиты на дорогах, британские
ученые так и назвали «Cats Eyes» или «кошачьи глаза.
СЛАЙД
2 ученик:
понимаются различные браслеты, чехлы, брелки, наклейки, имеющие
Под световозвращающими аксессуарами в данном случае
3
световоотражающую поверхность. Можно купить светоотражатели разных
цветов. В общем, вещь отличная. Встречаются разные типы аксессуаров.
Например, детям понравятся световозвращающие наклейки в виде
5улыбающихся смайликов. А ещѐ светоотражающие датчики используют для
создания компьютерных мультфильмов. На человека надевается костюм с
датчиками, он производит различные движения, данные с датчиков попадают
на камеры, поступают в компьютер, и мультяшка точно повторяет движения
актера!
СЛАЙД
3 ученик:
носить светоотражающие элементы только с одной стороны или на груди.
Фликеры должны быть видны из любого направления. Нельзя
4
Проезжая с другой стороны, водитель их просто не заметит. На пешеходе
должно находиться не меньше 4 фликеров: на левой и правой руках, на поясе
и рюкзаке. А вообще, чем больше фликеров, тем лучше. Особенно это
касается маленьких детей. Из за своего маленького роста дети почти
незаметны для автомобилиста. Фликеры должны прикрепляться к детским
коляскам, санкам, скейтбордам, велосипедам и обязательно со всех сторон.
Световозвращающий элемент снижает риск наезда на пешехода в
4 ученик:
тёмное время суток в 6,5 раз. Водители автомобилей в темное время суток
обнаруживают пешехода, имеющего светоотражатель, со значительно
большего расстояния. При движении с ближним светом фар расстояние
обнаружения увеличивается с 2540 метров до 130140, а при движении с
дальним светом – до 400 метров.
5 ученик: В скандинавских странах световозвращательные приспособления
используются около 30 лет и имеют положительный опыт – снижение риска
наезда автомобиля на пешехода в тёмное время суток на 85%. Для лицевой
стороны использован световозвращающий материал жёлтого цвета,
обладающий наибольшим коэффициентом световозвращения.
6 ученик:
находящийся за рулем человек сумел отреагировать на внезапно
Согласно международным исследованиям, для того чтобы
6появившегося в свете фар пешехода, требуется 2 секунды, за это время
автомобиль проедет 50 метров. Да, и в таком случае водителю удастся только
объехать пешехода, а на торможение понадобится еще пара десятков метров.
В вечернее время суток, когда улицы и дворы плохо освещены, водители
обнаруживают пешехода, имеющего светоотражающие элементы, со
значительно большего расстояния по сравнению с пешеходами, их не
имеющих: если машина движется с ближним светом фар, обзор водителя
увеличивается с 2540 метров до 130140 метров, а если с дальним
увеличивается до 400 метров.
7 ученик: По результатам исследований расстояние, с которого
«обозначенный пешеход» становится более заметен водителю проезжающего
автомобиля, увеличивается в 1,53 раза, что дает водителю дополнительное
время на принятие правильного решения во избежание возможного наезда на
пешего участника дорожного движения, в связи с чем снижается риск наезда
транспортного средства на пешехода на 85%.
Кроме этого, светоотражатели имеют свойство отражать свет в том же
направлении, откуда он падает, поэтому светоотражающий элемент будет
виден всегда, даже в ненастье (дождь, туман)
СЛАЙД 56
Учитель: Теперь носить световозвращающий элемент на одежде в темное
время суток — положено по закону.
Начиная с 1 июля 2015 года все пешеходы при переходе дороги и движению
по обочинам или краю проезжей части в темное время суток вне населенных
7пунктов обязаны иметь при себе светоотражающие, световозвращающие
элементы. За отсутствие светоотражателя, световозвращателя пешеход может
быть оштрафован.
Штраф, предусмотренный частью 1 статьи 12.29 КоАП за отсутствие
предмета со светоотражателем у пешехода, будет минимальным и
составит 500 рублей, а пункт 4.1 ПДД обязывет пешеходов носить
световозвращающие значки, браслеты, подвески, наклейки, ленты вне
населенного пункта. В городе пешеходам рекомендуется носить
светоотражатели.
СЛАЙД 7
1 ученик: ФЛИКЕРЫ. Что они собой представляют?
Это световозвращатели, которые производятся в виде значков, подвесок,
термонаклеек на одежду и наклеек на металл. Фликеры изготавливаются по
специальной технологии из мягкого пластика ярких цветов, эти
привлекательные на вид изделия крепятся на одежду, сумки или рюкзачки с
помощью булавки или шнурка, входящего в комплект. А термонаклейки легко
крепятся на ткань с помощью утюга.
СЛАЙД 8
2 ученик: ТЕСЬМА представляет собой цветную тканую ленту, в которую
вплетены световозвращающие нити различной ширины. Ткань серебристо
серая, представляет собой совокупность стеклянных микролинз с высокой
световозвращающей способностью, внедрённых в специальный клеевой слой,
нанесенный на хлопковую, нейлоновую или хлопковополиэфирную
8текстильную основу. Тесьма применяется для отделки спортивной, рабочей,
детской одежды, страховочных поясов, рюкзаков, сумок, обуви и т.д.
СЛАЙД 8
3 ученик:
НАРУКАВНЫЕ ПОВЯЗКИ представляют собой цветную
тканую ленту с нанесенной на неё световозвращающей полосой. То, что
световозвращающие ленты – не украшение рабочего костюма, а средство
защиты, знают сегодня многие. А ведь совсем недавно, какихнибудь лет
десять назад, в нашей стране рабочая одежда отделывалась деталями из
серебристой ткани, выполнявшей лишь декоративную функцию. В настоящее
время детали из материала, светящегося в темноте, стали обязательными
элементами сигнальной одежды. При дневном свете материал имеет
серебристосерый цвет, а в темное время суток в свете фар или другого
источника света становится яркобелым.
СЛАЙД 9
4 ученик: Нарукавные повязки из световозвращающего материала располагают
на одежде так, чтобы они не были закрыты при движении человека и зрительно
воспринимались. Рекомендуется наносить их в виде горизонтальных и
вертикальных полос на полочку, спинку, внешнюю часть рукавов, нижнюю
наружную часть брюк, а также на головные уборы, рукавицы, обувь и другие
предметы одежды.
Светоотражатели (световозвращатели, фликеры) — это не только
модно, стильно и современно, но еще и безопасно. Подумайте о себе и
своих близких
9Беседа сопровождается демонстрацией светоотражающих элементов,
учся в доступной форме объясняются правила ношения.
СЛАЙД 1011
Учитель: Статистика показывает, что в тех странах, где использование
светоотражающих элементов стало обязательным для всех пешеходов,
аварийность в темное время суток снизилась в 6 раз. Светлая, яркая одежда
или какаянибудь яркая деталь – например, желтый или белый шарф, шапка
делают пешехода гораздо заметнее в темное время суток. Но значительно
эффективнее обозначают пешего участника движения элементы в одежде из
материала со светоотражающим эффектом. В темное время суток водители
автомобилей обнаруживают пешехода, имеющего световозвращатели со
значительно большего расстояния по сравнению с пешеходом, не имеющим
последних.
Учащимся предлагается еще раз повторить для чего предназначены
светоотражающие элементы, с какой целью их необходимо носить
пешеходам.
СЛАЙД 1219
Вопросы:
1.
2.
3.
4.
Назовите основные правила безопасного поведения на дороге в темное
время суток.
Какие световозвращающие элементы вы знаете?
Объясните предназначение световозвращающих элементов.
Расскажите о принципе действия световозвращающих элементов.
105.
Помогают ли эти элементы водителю вовремя заметить пешехода в
темноте?
СЛАЙД 2023
Учитель: Уважаемые родители! Мы еще раз убедились в том, что фликер
вещь необходимая. Однако его наличиене гарантия полной безопасности. Не
забывайте соблюдать правила дорожного движения! А сейчас я предлагаю вам
оценить результативность сегодняшнего мероприятия. У вас на столах лежат
цветные карточки. Выразите свою позицию, подняв соответствующую
карточку.
Если информация была полезнойподнимите карточку зеленого цвета. Если
актуальнакарточку желтого цвета. Если информация была не нужной
цвета.
поднимите
А для того, чтоб вы помнили о необходимости светоотражающих элементов
карточку
красного
на одежде пешехода, мне бы хотелось вручить вам памятки.
Спасибо за внимание! Берегите себя и своих близких! И помните
ФЛИКЕР — НЕОБХОДИМОЕ СРЕДСТВО БЕЗОПАСНОСТИ НА ДОРОГЕ.
Использованная литература:
1.
В.И.Ковалько «Школа светофорных знаний» Минск, ООО «ФУАинформ»
2005
2.
3.
4.
5.
Г.П.Шалаева «Дорожные знаки для маленьких пешеходов», Москва 2007
Н.И.Клочанов «Дорога, ребенок, безопасность», РостовнаДону «Феникс»
2004
Н.Баранник «ПДД детям», Москва 2006
Библиотечка ЮИД «Парад шарад», Казань 2003
116.
7.
8.
9.
С.Новиков «1ое сентября или безопасный путь в школу» Москва 1996
А.Добрушин «Как уберечь детей от опасности при переходе улицы» Санкт
Петербург 1999
«Дорожная азбука» Москва 2000
ОБЖ «Правила и безопасность дорожного движения» 14 кл. Москва 1997
10. Серия «Мир вокруг тебя» «Знакомьсяэто улица!» Минск, 1998
11. Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических
занятий в 1–4 классах / авт.сост. Е.Ю. Лавлинскова.– Волгоград: Учитель.
12. Ковалько В.И. Игровой курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1–4
классы. – М.: ВАКО, 2006. 2008.
13. Правила дорожного движения Российской Федерации. М.: Мир Автокниг,
2006.
14. Дети и дорога. Методический комплект для учителей начальных классов
учебных заведений// Ч.II., М., 1994.
Pro Школу. ru Интернет – портал. Е. Е. Поликарпова.
Три сигнала светофора. Дидактические игры и викторины. М.,
Просвещение, 1998 год.
15.
16.
17. Школьникам о правилах дорожного движения. М. Н. Филенко, М.,
Просвещение, 1985 год.
18. Конкурсы, КВН, викторины, ребусы. М. Р. Максиняева. М., Сфера, 2004
год.
Интернет – ресурсы
:
19.
http://www.gibdd.ru/r/44/news/
1220.
21.
22.
23.
http://nsportal.ru/
http://dohcolonoc.ru/
http://planetadetstva.net/info/sajtdlyadoshkolnikov
http://www.moidetsad.ru/konsultac26.html
13