Методическая разработка Конкурсно-познавательная программа «С огнем не играйте! С огнем не шалите! Здоровье и жизни свои берегите!»

  • Игры
  • Конкурсы
  • Мероприятия
  • doc
  • 14.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В современном мире проблема пожаров, возникающих в результате неосторожного обращения человека с огнем, огнеопасными предметами и материалами сохраняет свою актуальность. Данную разработку, подготовленную на основе опыта работы, мож-но использовать во внеклассной работе, дополнительном образовании де-тей, в летних лагерях и площадках. Данное мероприятие для детей млад-шего и среднего школьного возраста можно провести в форме познава-тельно-игровой, конкурсной программы, игры-викторины − между двумя (и более) командами, т.к. такие формы проведения предполагают элемент соревновательности, дают возможность проявить себя, показать и закре-пить свои знания, умения работать в команде. Ребята с удовольствием участвуют в таких мероприятиях.
Иконка файла материала 2025г.Ткачева Г.П. Методическая разработка (1).doc

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества

г. Пугачева Саратовской области»

 

Конкурс по пожарной безопасности

«Неопалимая купина»

 

 

 

 

Номинация

«Методические разработки»

 

                Конкурсно-познавательная программа

 «С огнем не играйте! С огнем не шалите!

Здоровье и жизни свои берегите!» 

 

 

Авторы работы:

Ткачева Галина Павловна педагог дополнительного образования,

413720, г. Пугачев, ул. Сеницы, д. 31/57, кв. 32, тел. 89271331029,                   tkachevagalina2020@mail.ru.

Место работы: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества г. Пугачева Саратовской области».

 

Адрес образовательной организации:

413720, Саратовская область, г. Пугачев, ул. Кутякова, д. 47.

 

Телефон: 8(84574)4-43-84.

 

Директор: Горюнова Мария Алексеевна, тел. 89271155618.

 

 

 

 

Пугачев – 2025

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА   

      В современном мире проблема пожаров, возникающих в результате неосторожного обращения человека с огнем, огнеопасными предметами и материалами сохраняет свою актуальность. Пожар – очень опасное явление, возникающее в результате беспечного обращения с огнем и детской шалости. Борьба с ним требует от человека больших усилий. Но как правильно организовать воспитание детей? Зачастую работа родителей и педагогов по противопожарной безопасности детей сводится лишь к запретам. Однако практика показывает, что в работе с детьми эта мера не эффективна. Актуальность проблемы пожаров, прежде всего, обусловлена гибелью в огне и травматизмом несовершеннолетних детей, их неготовностью к адекватным действиям в опасных ситуациях, при пожаре. Это подчеркивает недостаточную эффективность проводимой разъяснительной работы с детьми.

      Пожароопасные ситуации с детьми являются труднопредсказуемыми. Сложно предусмотреть варианты поведения и реакции детей при реальной встрече с огненной стихией. Именно поэтому основным средством профилактики пожаров, обусловленных детской шалостью с огнем, является специальная воспитательная работа с детьми в образовательных организациях. Противопожарная пропаганда среди детей и подростков должна занимать одно из важных мест в образовательной деятельности. Обучение и воспитание следует проводить на всех этапах школьной жизни, используя адекватные тому или иному возрасту детей психолого-педагогические методы передачи знаний и формирования навыков безопасного использования огня и поведения при пожаре. Настоящие Методические рекомендации разработаны в помощь педагогическим работникам и родителям обучающихся образовательных организаций в решении вопросов обеспечения мер и профилактики пожарной безопасности, а также по формированию навыков пожаробезопасного поведения детей.

Данную разработку, подготовленную на основе опыта работы, можно использовать во внеклассной работе, дополнительном образовании детей, в летних лагерях и площадках. Данное мероприятие для детей младшего и среднего школьного возраста можно провести в форме познавательно-игровой, конкурсной программы, игры-викторины − между двумя (и более) командами, т.к. такие формы проведения предполагают элемент соревновательности, дают возможность проявить себя, показать и закрепить свои знания, умения работать в команде. Ребята с удовольствием участвуют в таких мероприятиях.

Представленный материал поможет педагогам провести данное мероприятие, полностью или частично; подготовить всевозможные интеллектуальные игры, викторины, как для индивидуальных участников, так и для команд обучающихся (сам сценарий – весь материал или частично).

Ожидаемый результат: Проигрывание различных жизненных ситуаций и конкурсы противопожарной тематики помогут детям надежнее усвоить эти правила, сформировать культуру безопасного и ответственного поведения в сфере пожарной безопасности.

Ожидаемые результаты. Применение данной рекомендации позволит педагогам подобрать разработки и описания наиболее приемлемых форм и методов работы с детьми и родителями, позволяющие эффективно решить вопрос профилактики противопожарной безопасности, предотвратить несчастные случаи, связанные с пожаром.

                                              Конкурсно-познавательная программа

                        «С огнем не играйте! С огнем не шалите!

                         Здоровье и жизни свои берегите!»

 

                                                           Запомнить твердо нужно нам

                                                            – Пожар не возникает сам!

                                                                                 Владимир Маяковский

Цель: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.

Задачи:

образовательные: -систематизировать знания по пожарной безопасности;

 -совершенствовать и закреплять знания по правилам пожарной безопасности в учреждении дополнительного образования, школе и в быту;

воспитательные: -воспитывать осторожность при использовании огня в различных целях;

 -воспитывать чувство долга и ответственности, взаимовыручки в трудных ситуациях.

Правила:

1.                 Учащиеся делятся на команды. Ребята придумывают название команды (слово или фразы, связанные  с пожарной безопасностью).

2.                 Каждая команда участвует в 6 конкурсах, выполняя различные задания, относящиеся к пожарной безопасности.

Конкурсы:

1. «Отгадай-ка»

2. «Вперёд, пожарные»

3. теоретический этап «Викторина»

4. эстафета «Кошкин дом»

5. «Художники»

6. «Вызов пожарных»

7. загадки для зрителей «Буриме»

 

Ход программы:

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим на очень важную и актуальную для всех нас тему. А вот какую, попробуйте определить сами. Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете либо «Это я, это я, это все мои друзья», если считаете, что вы поступайте точно так же, как было сказано. Либо отвечаете «Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья», если считаете, что к вам это не относится.

Готовы! Слушайте только внимательно!

 

1. Кто почуяв запах гари,
Сообщает о пожаре? («Это я, это я, это все мои друзья»)

 

2. Кто задорный и весёлый, верность правилам храня,

Бережёт родную школу от огня? («Это я, это я, это все мои друзья»)

 

3. Кто из вас шалит с огнем
Утром, вечером и днем? («Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья»)

 

4. Кто из вас заметив дым,
Говорит: «Пожар! Горим!» («Это я, это я, это все мои друзья»)

 

5. Кто поджёг траву у дома, подпалил ненужный сор?

А сгорел гараж знакомых и строительный забор. («Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья»)

 

6. Кто соседской детворе объясняет во дворе,

Что игра с огнём недаром завершается пожаром? («Это я, это я, это все мои друзья»)

 

7. Кто из вас, заметив дым, вызывает «01» или «112»? («Это я, это я, это все мои друзья»)

 

8. Кто украдкой в уголке жёг свечу на чердаке?

Загорелся старый стол, еле сам живой ушёл. («Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья»)

 

9. Кто, скажите честно, братцы, любит спичками играться? («Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья»)

 

10. Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички? («Это я, это я, это все мои друзья»)

 

11. Кто из вас шалит с огнём? Признавайтесь честно в том! («Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья»)

 

12. Кто костров не разжигает и другим не разрешает? («Это я, это я, это все мои друзья»)

 

13. Кто, признайтесь нам опять, любит бомбочки взрывать? («Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья»)

 

Молодцы! Вы очень внимательны были. Так о чём мы будем говорить? (ответы детей). Мы с вами будем говорить о безопасном обращении с огнём.

Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая-пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Горят предприятия и больницы, поезда и самолёты, леса, поля и дома.

Кстати, друзья, пришло время представить команды:

1 команда - «Искра». Капитан команды _____________________________________________

2 команда - «Уголёк». Капитан команды ____________________________________________

3 команда - «Пламя». Капитан команды ____________________________________________

Капитаны, ваша задача сегодня очень важная. Вы должны не только выбрать правильный ответ из множества предложенных вариантов, но и следить, чтобы команда не нарушала дисциплину. Понятно? С командами мы познакомились. Пора теперь представить жюри:

1. __________________________________________________________________

2. __________________________________________________________________

3. __________________________________________________________________

 

Мы начинаем нашу конкурсно-игровую программу!

 

1. Конкурс «Отгадай-ка»

Ведущий: Я буду читать вам загадки, а та команда, которая знает ответ, поднимает сигнальную карточку. Право на ответ даётся первой той команде, которая быстрее подняла сигнальную карточку. За каждый правильный ответ присуждается балл. Выкрикивать с места нельзя. Готовы?

 

1. Шипит и злится,

Воды боится,

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает. (огонь)

 

2. Что бывает.

Если птички

Зажигают дома спички? (пожар)

 

3. Летела мошка –

Осиновая ножка.

На стог села –

Всё сено съела. (спичка)

 

4. То назад, то вперёд

Ходит, бродит пароход.

Остановишь – горе,

Продырявит море. (утюг)

 

5. Стоит столб, горит свет, а углей нет. (свеча)

 

6.  На крыше — столбом, в избе — скатертью. (дым)

 

7. К дальним сёлам, городам

Кто идёт по проводам?

Светлое величество,

Это … (электричество)

 

8. Жевать – не жую, а всё поедаю. (огонь)

 

9. В воду идёт красным, а выходит чёрным. (уголь)

 

10. Висит – молчит, а повернёшь – шипит, и пена летит. (огнетушитель)

 

11. Красненький петушок по улице бежит, где пройдёт, остаётся уголёк. (пожар)

 

12. Мала, да зла, чуть свечу, а как упаду – много горя принесу. (искра)

 

13. Поднимается всё выше,

Поднялась до самой крыши,

Помогла забраться в дом,

Чтобы справиться с огнём (пожарная машина)

 

Подведение итогов конкурса «Отгадай-ка».

 

2. Конкурс «Вперёд, пожарные»

Ведущий: А кто приезжает на пожарной машине? Пожарные! Когда случается пожар, профессиональную помощь оказывают пожарные. Люди огненной профессии. Пожарные одеты в специальные огнеупорные костюмы, а голову защищает каска. Они приезжают на специальной пожарной машине, которая оснащена высокой лестницей, баком с водой и шлангом. Опасна и трудна работа людей, избравших для себя профессию пожарного. Пожарные были героями во все времена. От четких действий пожарных зависит жизнь людей. Их всегда отличали любовь к своей профессии, отвага, самоотверженность, готовность прийти на помощь. Ожидая приезда пожарных, старайся сохранять спокойствие: тебя обязательно спасут. Если соблюдать все правила пожарной безопасности при эксплуатации бытовой электротехники, газовых приборов и отопительных печей, внимательно, бережно обращаться с горящими предметами и легковоспламеняющимися материалами, то можно избежать пожаров. Пожар опасен открытым огнем, высокой температурой воздуха, ядовитыми газами, дымом и другими неблагоприятными факторами. С давних времен известно, что пожар легче предупредить, чем погасить.

Кто-нибудь хочет стать пожарным? Или может кто-то когда-то думал об этом? Сейчас будет конкурс, где мы частично облачимся в этот образ.

Участвует вся команда. По сигналу первый участник команды надевает каску пожарного, проходит гусиным шагом, т.к. в помещении большая задымлённость, спасает животного из огня (в роли животного служат игрушки) и возвращается назад. Затем он снимает каску и передаёт эстафету следующему участнику. Тот в свою очередь, также надевает каску, и бежит спасать другого животного с огня и т.д. Конкурс продолжается до тех пор, пока вся команда не выполнит задание. Вперёд!

 

Подведение итогов конкурса «Вперёд, пожарные».

 

3. Теоретический этап «Викторина»

Ведущий: Каждой команде по очереди задаю вопрос. Если они дают правильный ответ, то команде присуждается 1 балл. Если команда не знает правильного ответа, то они не получают ни одного балла.

 

1. Нужно ли во время пожара выбивать окна в квартире? (Нельзя, т.к. приток свежего воздуха усилит горение)

 

2. Почему во всех учреждениях двери должны открываться наружу? (Чтобы при эвакуации людей не создавалась давка и столпотворение)

 

3. Можно ли включать свет, если произошла утечка газа? Ответ пояснить. (Нельзя, т.к. при возникновении искры может произойти взрыв)

 

4. Как нужно правильно тушить горящую одежду на человеке? (Его нужно остановить, уронить на землю и катать, пока не погаснет пламя; можно накрыть плотной тканью или верхней одеждой, оставив голову открытой)

 

5. Чем лучше смазывать место ожога – маслом или спиртом? (Ни в коем случае ни тем, ни другим – только холодная вода, снег или лёд)

 

6. Можно ли заливать телевизор водой? Если можно, то при каких условиях? (Можно, но перед этим нужно выключить телевизор из розетки или обесточить квартиру через электрощит; воду нужно заливать через отверстие в задней стенке и при этом стоять обязательно сбоку или сзади телевизора, т.к. может взорваться кинескоп)

 

7. От чего чаще всего страдают люди при пожаре: от огня или дыма? (От дыма гораздо чаще: достаточно двух-трёх вдохов угарного газа, чтобы получить сильное отравление продуктами горения)

 

8. На сколько минут может задержать огонь плотно закрытая дверь? (Около 15 минут)

 

9. Назовите правильные действия, если в квартире сильное задымление. (Установить, где находится источник задымления; вызвать пожарную охрану; пробираться к выходу на четвереньках или ползком, прикрыв дыхательные пути тканью, лучше всего мокрой; по пути плотно закрывать все двери, чтобы преградить дорогу огню)

 

Подведение итогов конкурса «Викторина»

 

4. Эстафета «Кошкин дом»

Ведущий: Эй, пожарная бригада,

Поторапливаться надо!

Запрягайте десять пар.

Едем, едем на пожар.

Тили-тили, тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

 

Ребята, а скажите, откуда взяты эти слова? (С.Я. Маршак «Кошкин дом»). Представьте, что мы герои этого произведения. И нам надо помочь кошке спасти её дом. Для этого каждый участник с команды по очереди бежит до импровизированного озера (таз с водой), наливает в стакан воду и бежит до «Кошкина дома» (ведро), выливает воду и передаёт эстафету следующему участнику и т.д. Выиграет та команда, у которой оказалось больше воды. Итак, внимание, пожар!

 

Подведение итогов конкурса «Кошкин дом».

 

5. Конкурс «Художники»

Ведущий: У нас есть ребята, которые умеют рисовать? Но я вас сейчас обрадую, обрадую всех. Участвует вся команда. На время мы с вами станем художниками. По очереди каждый участник с команды бежит до мольберта и на листе бумаге вносит в картину свой штрих. В итоге у команды должна получиться одна общая картина, а вот какая мы посмотрим позже. Правило одно, вы должны нарисовать картину, связанную с пожарной службой, с пожарными, на тему: «Пожарная безопасность».

 

Подведение итогов конкурса «Художники».

 

6. Конкурс «Вызов пожарных»

Ведущий: Если где-то задымится,

Если что-то загорится,

По тревоге как один

Позвони по … (дети хором «01» или «112»)

Позвони по телефону,

Где горит и что горит,

Кто при этом говорит!

Ребята, большая часть пожаров происходит по вине самих людей, от их небрежности в обращении с огнем. Пожар может возникнуть всюду, где огонь оказался без контроля. Помните, пожар легче не допустить, чем тушить. И в жизни всякое бывает. Вы можете стать очевидцами пожара. Как себя вести во время пожара, поможет нам следующий конкурс «Позвони пожарному!».

Ребята, а по какому номеру надо звонить? (ответы детей). А что вы скажете по телефону? (ответы детей). При пожаре вам нужно набрать номер 01 или 112. Сказать, что у вас горит. Затем, назвать адрес, где произошёл пожар (обязательно назвать город это или село). Кто сообщил о пожаре. Участвует вся команда. При слове: «Пожар!», по очереди каждый участник команды бежит до телефонного аппарата и вызывает пожарную службу.

 

Подведение конкурса «Позвони пожарному».

 

Ведущий: Ребята, помните, что маленькая спичка может обернуться большой бедой. Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности.

 

Подведение итогов (судьи)

 

                           7. Загадки для зрителей (буриме)

Ведущий: Пока наши судьи подсчитывают ваши результаты, я, дорогие зрители, участники команд, посмотрю, как вы умеете отгадывать БУРИМЕ. Кто-нибудь знает, что такое буриме? (ответы детей) Я читаю вам стихи, а вы говорите последнее слово, так чтобы оно рифмовалось и конечно подходило по смыслу.

 

1. Пожар мы быстро победим,

Коль позвоним по … (01 или 112)

 

2. Если всё в дыму у нас,

Надевай … (противогаз)

 

3. Мчалась лестница всё выше,

Поднялась до самой … (крыши)

 

4. Коль не тратишь время даром,

Быстро справишься с … (пожаром)

 

5. При пожаре не зевай,

Огонь водою … (заливай)

 

6. Знать обязан каждый житель,

Где висит … (огнетушитель)

 

7. На пожаре ждёт беда,

Если кончилась … (вода)

 

8. Ох, опасные сестрички,

Эти маленькие … (спички)

 

9. У пожарных не напрасно

Цвет машины ярко … (красный)

                      Молодцы, ребята!

Ведущий: В жаркий бой с огнем коварным

Не пойдешь без тренировки.

Тот, кто хочет быть пожарным,

Должен сильным стать и ловким.

 

И ребята сегодня нам это доказали. Они были не только сильными и ловкими, но и веселыми, неунывающими.

Пришло время огласить результаты.

Правила пожарные без запинки знайте

Правила пожарные строго соблюдайте!

 

Награждение.

После награждения проводится учебная эвакуация с привлечением пожарной службы.

 

 

Рефлексия. Итак, ребята! Подведены итоги нашей конкурсно-познавательной программы! Дорогие участники. Мы поздравляем вас, вы все сегодня стали победителями! Вы так точно, метко и ярко справлялись со всеми заданиями!

Помните, что сила у огня большая-пребольшая! Но если с этой силой обращаться неразумно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. В результате – огромные потери, десятки тысяч унесенных человеческих жизней. И чаще всего страдаете вы – дети! Для того чтобы эта страшная беда вас не коснулась, правила безопасности при обращении с огнем нужно не только знать, но и обязательно выполнять. Берегите свою жизнь, будьте здоровы! Спасибо вам ребята, до свидания! До новых встреч!

 

После мероприятия можно провести учебную эвакуацию с привлечением пожарной службы.

 

 

 

 

 

                                 Список литературы

 

1. Азбука пожарной безопасности. – УГПС ГУВД МО [Текст] / Учебное пособие, 2000.  

2. Анастасова, Л.П., Иванова Н.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Учись быть самостоятельным [Текст] / Альбом-задачник. – М.: Вентана-Граф, 2008.  

3. Беседы о правилах пожарной безопасности [Текст] / Т. А. Шорыгина. – Москва, Сфера, 2012.

4. Пожарная безопасность: учебное пособие для членов добровольных  Дружин юных пожарных / О. Д. Ратникова, В. В. Володченкова, А. А. Чистякова, Н. В. Баранова — Москва : ФГБУ ВНИИПО МЧС России, 2017.

5. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов; под ред. С. Н. Егорова. — Москва: Просвещение, 2022.

6. Что нужно знать о пожаре, или три «П» на «пятерку» - Волкова П.С. под редакцией Чернова В.Н. 2018 г.

7. Чрезвычайные ситуации: энциклопедия школьника / под общ. ред. С. К. Шойгу; худож. С. В. Тараник. – Москва, 2018. – 397 с.: ил.

 

 

Список сайтов, рекомендуемых для посещения:

1. http://www.vniipo.ru/ − «Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны»

2. http://www.sec4all.net/stat-all.html – сайт по безопасности

3. http://www.0-1.ru/ – справочник пожарного

4. http://www.aha.ru/~zav777/ – московская пожарная охрана

5. http://www.mchsrb.ru/fire/common.shtml – сайт МЧС

6. http://www.mchsrb.ru/fire/years.shtml – сайт «Пожарный»

7. http://www.fireman.ru/myzei/istor1/istor.htm – история пожарной охраны

8. http://www.fireman.ru/myzei/memor/s-p/memo.htm – книга памяти пожарных, погибших при исполнении служебного долга в мирное время

9. http://www.fireman.ru/myzei/myz-tex.htm – музей пожарной техники и средств пожаротушения

10. http://www.mchsrb.ru/fire/recomend.shtml – рекомендации по пожарной безопасности

11. http://www.fireman.ru/bd/ppb/1p10.htm – действия при пожаре

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также