Конспект урока физики в 9 классе
по теме
«Свободное падение тел. Невесомость».
подготовила учитель физики
Королева Анна Петровна
Тема урока: Свободное падение тел. Невесомость.
Цели
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
· способствовать воспитанию положительной мотивации к учебной деятельности средствами исторического материала, эксперимента, техническими средствами обучения;
· способствовать умению применять знания в новой ситуации..
Урок введения новых знаний
Методы:
· по источникам знаний: словесные, наглядные;
Формируемые умения: Наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать; работать в паре, ставить цель.
.
Оборудование:
· Трубка Ньютона.
· Насос Комовского.
· Компьютер.
· Мультимедийный проектор.
· Экран.
· Книга, листы бумаги.
· Динамометр, груз к нему.
· Полиэтиленовый пакет с водой
· Учебник А.В. Перышкина, Е. М. Гутника физика 9 класс, Москва, Дрофа, 2014 г.
Ход учебного занятия
Этап
урока. |
Содержание |
Время |
Обратная связь |
||||||||||||||||
Действия учащихся. |
Действия учителя |
||||||||||||||||||
1. Организационный момент Создать нормальную внешнюю обстановку |
Приготовление к уроку. Самоконтроль готовности к уроку. Настрой на работу. |
Приветствует, отмечает отсутствующих, требует навести порядок на рабочем месте, организует внимание, начинает урок. |
1 |
Полная готовность учащихся к занятию. |
|||||||||||||||
2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала Создать целевую установку на урок. |
Определяют и записывают тему урока, ставят перед собой цели. |
Отрывок из книги Ефима Ефимовского « След колесницы». Движенье повсюду, Быстрей ли ТО падает, ЧТО ТЯЖЕЛЕЙ? И это проверить решил Галилей. Обеспечивает мотивацию учения школьников, актуализирует субъективный опыт учащихся. |
2 |
Включение учащихся в деловой ритм, ставят перед собой цель занятия. |
|||||||||||||||
3.Этап повторения и активизации знаний учащихся Повторить систему ранее усвоенных учебных действий, необходимых для восприятия нового материала.
|
Готовятся и отвечают на вопросы (Текст на листах, на партах): 1) Чем отличается равноускоренное движение от равномерного ? 2) В чем измеряется ускорение?. 3) Ускорение равно 10 м/с2, что это означает? 4) Какие закономерности присущи только равноускоренному движению? Задачи устно: ( Текст на экране) 1.Тело прошло за первую секунду 2 метра, за вторую 4 метра , за З с 6 метров. Можно ли сказать, что данное движение равноускоренное. Почему? 2.При движении тела его скорость к концу первой секунды была 2 м/с, к концу второй секунды 4 м/с, а к концу третьей секунды 6 м/с.. Можно ли сказать, что данное движение равноускоренное. Почему? Проверяют работы у доски. |
Вызывает 1 ученика для записи формул, описывающих равноускоренное движение
Беседует с учащимися по предложенным вопросам.
Проверяет работу у доски. |
7
|
|
|||||||||||||||
4. Этап усвоения новых знаний 4.1. Сформулировать проблему на историческом материале
4.2. Актуализировать теоретические знания как опору для доказательства гипотезы
4.3.Соотнести новую информацию с установившимися представлениями. |
Вывод из 1 опыта: по представления Аристотеля быстрее падает то, что тяжелей
Вывод из 2 опыта: Существует сопротивление воздуха и его необходимо учитывать.
Вывод из 3 опыта: Если этим сопротивлением можно пренебречь, то все тела при падении движутся одинаково: начав падать одновременно, они движутся с одинаковой скоростью.
Рассматривают и обсуждают рис. 29 на стр. 55 учебника
Рассматривают и обсуждают рис. 27, стр.53 учебника. Используя этап повторения и активизации знаний учащихся, делают вывод: если сопротивление воздуха отсутствует, то падение тел будет свободным, свободное движение тел является равноускоренным движением без начальной скорости. Записывают определение свободного падения тел; значение ускорения свободного падения
Заполняют таблицу физических формул, описывающих свободное падение тел (используя формулы для равноускоренного движения).
|
Проводит опыт с падающими телами разной массы. Знакомит с представлением Аристотеля о свободном падении тел.
Формулирует сомнение Галилея: Быстрей ли то падает, что тяжелей? Проводит опыт с падающими телами одинаковой массы, но разных размеров.
Проводит опыт с падающими телами но, с устранением действия силы сопротивления на лист бумаги ( положить лист бумаги на книгу) Рассказывает об опытах Галилея и его выводах.
Опыт с трубкой Ньютона
Помогает в заполнении таблицы. |
15 |
Сформулировали проблему
Составили конспект |
|||||||||||||||
5. Первичная проверка усвоенных знаний 5.1 . Проверить понимание явления свободного падения тел
5.2 .Сформулировать новую проблему, опираясь на жизненную ситуацию.
|
Готовятся и отвечают на вопросы (Текст на листах, на партах):
2. Почему раскрытие парашюта существенно уменьшает приземление парашютиста?
Выдвигают гипотезы.
Записывают, что такое невесомость.
Испытывали ли вы состояние невесомости? Приводят примеры. |
Проверяет понимание новых знаний, корректирует ответы учащихся
Задает вопрос классу: Один мальчик провел следующий опыт. Он взял алюминиевую банку из - под колы и пробил в ней отверстие на дне и стенках, затем он эту банку сбросил с балкона. Ему хотелось выяснить: будет ли выливаться вода из банки при движении. Как вы думаете, что же при этом произошло? Проводит опыты по демонстрации невесомости (Более подробно будем изучать в 10 классе)
Предлагает дома проведите эксперимент с напольными весами |
6 |
|
|||||||||||||||
6. Закрепление новых знаний. Применить полученные знания при решении конкретной задачи. |
Решают задачу (Текст на экране, в тетрадях алгоритм решения задач по кинематике) : 1.В1589г. Галилей, изучая законы свободного падения, бросал без начальной скорости разные предметы с наклонной башни в городе Пиза. Какова высота пизанской башни и какова скорость тела в момент удара, если тело находилось в полете 3,4 с? 2. При строительстве высотного жилого дома с высоты 30 м случайно упал кирпич. За какое время он пролетит весь путь? Первые 15 метров? Вторые 15 метров? |
Показывает решение задачи в соответствии с алгоритмом решения задач по кинематике:
|
10 |
Составили конспект |
|||||||||||||||
7. Подведение итогов урока Дать анализ успешности достижения цели. |
Перечисляют элементы полученных знаний. |
Выставляет оценки за урок. |
3 |
|
|||||||||||||||
8. Сообщение задания на дом. Обеспечить понимание особенностей выполнения задания. |
Записывают задание на дом: Пар.13, упр. 13. |
Комментирует, как выполнить задание. |
1 |
Записали задание и выслушали информацию о выполнении задания |
Основная литература, используемая при разработке урока:
1) Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 9 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2003г.
2) Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 9-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика. 9 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – М.: Экзамен, 2003г.
3) Учебник А.В. Перышкина, Е. М. Гутника физика 9 класс, Москва, Дрофа, 2014 г.
4) Роджерс Э. Физика для любознательных. М.: Издательство “Мир”, 1972г.
5) Элиот Л., Уилкокс У. Физика. М.: Издательство “Наука”, 1975.
6)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.