Раздел долгосрочного плана: Электромагнитные колебания |
ОГУ |
|||||||||||||||||||||||||
Дата: |
ФИО учителя: Драгун Кристина Александровна |
|||||||||||||||||||||||||
Группа: 131 (ЕМН) |
Количество присутствующих: |
Количество отсутствующих: |
||||||||||||||||||||||||
Тема урока: |
Колебательный контур. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. |
|||||||||||||||||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке |
11.4.2.1 – описывать условия возникновения свободных и вынужденных колебаний |
|||||||||||||||||||||||||
Цель урока |
расширение представлений обучающихся о взаимосвязи микро- и макропараметров идеального газа посредством введения основного уравнения МКТ идеального газа. расширение представлений обучающихся о взаимосвязи микро- и макропараметров идеального газа посредством введения основного уравнения МКТ идеального газа. расширение представлений обучающихся о взаимосвязи микро- и макропараметров идеального газа посредством введения основного уравнения МКТ идеального газа. расширение представлений обучающихся о взаимосвязи микро- и Учащиеся будут: - Называть условия возникновения свободных и вынужденных колебаний - Проводить аналогии между механическими и электромагнитными колебаниями - Исследовать графические зависимости заряда и силы тока от времени посредством компьютерного моделирования; Проводит аналогии между механическими и электромагнитными колебаниями акропарамет |
|||||||||||||||||||||||||
Критерии оценивания |
Называет условия возникновения свободных и вынужденных колебаний; Проводит аналогии между механическими и электромагнитными колебаниями; Исследует графические зависимости заряда и силы тока от времени посредством компьютерного моделирования |
|||||||||||||||||||||||||
Привитие ценностей |
Развивать самостоятельность при работе, для того, чтобы выработать необходимые навыки для обучения на протяжении всей жизни. Учащиеся должны внимательно слушать друг друга и при необходимости корректно высказывать свои мысли |
|||||||||||||||||||||||||
Языковые цели |
Учащиеся умеют применять термины: колебательный контур, свободные и вынужденные колебания, емкость конденсатора, индуктивность катушки |
|||||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи |
Математика (графики синуса и косинуса) |
|||||||||||||||||||||||||
Навыки использования ИКТ |
В ходе проведения данного урока учащиеся улучшат навыки работы при помощи компьютера. Поиск информации по темам стартера. |
|||||||||||||||||||||||||
Предварительные знания |
Механические колебания |
|||||||||||||||||||||||||
Ход урока |
||||||||||||||||||||||||||
Планируемые моменты урока |
Планируемые мероприятия |
Ресурсы |
||||||||||||||||||||||||
Начало урока
|
Стартер. Учащиеся делятся на две группы. Задние для первой группы: На листах формата А4 отразить все что помнят и знают по теме «Конденсатор» Задание для второй группы: На листах формата А4 отразить все что помнят по теме «Закон сохранения энергии». Оценить работу по критериям, разработанными совместно с учащими. |
Листы формата А4, маркеры
Критерии оценивания на доске |
||||||||||||||||||||||||
Середина урока
|
Объяснение учителя: Колебания могут происходить в системе, которая называется колебательным контуром, состоящим из конденсатора емкостью С и катушки индуктивностью L. Колебательный контур называется идеальным, если в нем нет потерь энергии на нагревание соединительных проводов и проводов катушки, т. е. пренебрегают сопротивлением R.
Давайте сделаем в тетрадях чертеж схематичного изображения колебательного контура. Чтобы возникли электрические колебания в этом контуре, ему необходимо сообщить некоторый запас энергии, т.е. зарядить конденсатор. Когда конденсатор зарядится, то электрическое поле будет сосредоточено между его пластинами. (Давайте проследим процесс зарядки конденсатора и остановим процесс, когда зарядка будет завершена).
Итак, конденсатор заряжен, его энергия равна , но , поэтому , следовательно, . Так как после зарядки конденсатор будет иметь максимальный заряд (обратите внимание на пластины конденсатора, на них расположены противоположные по знаку заряды), то при q=qmax энергия электрического поля конденсатора будет максимальна и равна . В начальный момент времени вся энергия сосредоточена между пластинами конденсатора, сила тока в цепи равна нулю. (Давайте теперь замкнем на нашей модели конденсатор на катушку). При замыкании конденсатора на катушку он начинает разряжаться и в цепи возникнет ток, который, в свою очередь, создаст в катушке магнитное поле. Силовые линии этого магнитного поля направлены по правилу буравчика.
При разрядке конденсатора ток не сразу достигает своего максимального значения, а постепенно. Это происходит потому, что переменное магнитное поле порождает в катушке второе электрическое поле. Вследствие явления самоиндукции там возникает индукционный ток, который, согласно правилу Ленца, направлен в сторону, противоположную увеличению разрядного тока. Когда разрядный ток достигает своего максимального значения энергия магнитного поля максимальна и равна: , а энергия конденсатора в этот момент равна нулю. Таким образом, через t=T/4 энергия электрического поля полностью перешла в энергию магнитного поля. (Давайте понаблюдаем процесс разрядки конденсатора на динамической модели. Обращаю ваше внимание на то, что такой способ представления процессов зарядки и разрядки конденсатора в виде потока перебегающих частиц, является условным и выбран для удобства восприятия. Вы прекрасно знаете, что скорость движения электронов очень мала (порядка нескольких сантиметров в секунду). Итак, вы видите, как, при уменьшении заряда на конденсаторе изменяется сила тока в цепи, как изменяются энергии магнитного и электрического полей, какая между этими изменениями существует связь. Так как контур является идеальным, то потерь энергии нет, поэтому общая энергия контура остается постоянной). С началом перезарядки конденсатора разрядный ток будет уменьшаться до нуля не сразу, а постепенно. Это происходит опять же из-за возникновения противо э. д. с. и индукционного тока противоположной направленности. Этот ток противодействует уменьшению разрядного тока, как ранее противодействовал его увеличению. Сейчас он будет поддерживать основной ток. Энергия магнитного поля будет уменьшаться, энергия электрического – увеличиваться, конденсатор будет перезаряжаться. Таким образом, полная энергия колебательного контура в любой момент времени равна сумме энергий магнитного и электрического полей
Колебания, при которых происходит периодическое превращение энергии электрического поля конденсатора в энергию магнитного поля катушки, называются ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫМИ колебаниями. Так как эти колебания происходят за счет первоначального запаса энергии и без внешних воздействий, то они являются СВОБОДНЫМИ.
Просмотр видео ресурса по теме «Электромагнитные колебания»
Закрепление пройденного материала. Решение задач. Учащиеся работают в парах. Первая пара решившая задачу правильно озвучивает решение и получает количество баллов указанных на слайдах. Оценивание: Примеры дескрипторов Задача1.
Задача 2.
Задача 2.
|
Презентация «Электромагнитные колебания»
Видеоролик «Электромагнитные колебания»
Раздаточный материал для учащихся
|
||||||||||||||||||||||||
Конец урока |
Рефлексия
Домашнее задание: ü §26-30 Физика 10 класс 2ч. ЕМН, Б.Кронгарт, Д.Казахбаева, 2019г. §5-8 |
§26-30 Физика 10 класс 2ч. ЕМН, Б.Кронгарт, Д.Казахбаева, 2019г.
|
||||||||||||||||||||||||
Оценивание – как планируете оценить степень освоения учащимися материала ? |
Анализ-как планируете помочь и поддержать учащихся? Какие требования планируете к ученикам с высокими способностями? |
Соблюдение правил техники безопасности и здоровья
учащихся. |
||||||||||||||||||||||||
Методы самооценивания,взаимооценивания в течении всего урока. Метод поощрения. |
Дифференциация может быть в форме выборочных задач, ожидаемых результатов от конкретных учеников, личной поддержки учеников, учебных материалов и ресурсов на основе индивидуальных способностей студентов (сводная теория Гарднера).
|
Проследить за правильной посадкой по местам.
Своевременно использовать ИКТ. Организационные и психологические аспекты ситуации. |
||||||||||||||||||||||||
Рефлексия на уроке Правильно ли заданы цели обучения / цели обучения? Все ли школьники имели доступ к CF? Если нет, то почему? Исправлена ли классификация? Остались ли сроки занятия? Почему было отклонение от плана уроков? Организационная часть мероприятия - очень хорошая часть
|
Используйте этот раздел, чтобы высказать свое мнение об уроке. Ответьте на вопросы в левом столбце о своем уроке.
|
|
|
Общая оценка Хорошие два момента на уроке (подумайте о преподавании и обучении)? 1:
2:
Может ли это улучшить или повлиять на урок (о преподавании и обучении)? 1:
2:
Что я узнал о классе или успехе / трудности отдельных учеников во время урока, и что следует подчеркнуть на следующих занятиях?
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.