"Свободные тексты в современной педагогической практике"
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

"Свободные тексты в современной педагогической практике"

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
Исследовательские работы
docx
доп. образование взрослых
Взрослым
16.01.2020
Возникновение и развитие педагогики "свободных текстов". применение "свободных текстов" на уроках. развитие творческого мышления учащихся.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

СВОБОДНЫЕ ТЕКСТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ-1.docx

    

 

 

 

 

Матяшова Ольга Николаевна

учитель русского языка и литературы

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Войковская школа» Амвросиевского района

Донецкой Народной Республики

пгт. Войковский

 «СВОБОДНЫЕ ТЕКСТЫ»  В СОВРЕМЕННОЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ       ПРАКТИКЕ

 

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             

                                      В основе воспитания лежит достоинство  

                                         личности. Взаимное уважение учителя и  

                                             ученика является одним из главных

                                                            условий обновления школы.

                                                                             С. Френе  (слайд 3)

                                                                                                                                                                            

Основоположником педагогики «свободных текстов» является выдающийся французский педагог, мыслитель 20 века Селестен Френе. (слайд 4) Педагогика Френе  несёт в себе позитивную новизну, его педагогическая технология учитывает потребность ребёнка в действии и требует от педагога многоуровневой ювелирной работы. Многолетний опыт Френе говорит о возможности изменения системы образования в сторону увеличения доли осмысленной самостоятельности учащихся, их деятельной помощи в планировании образовательного процесса.

Педагогическая установка школы Френе: максимальное развитие личности ребёнка. (слайд 5)

Педагог приоритетной задачей для себя ставил создание благоприятной атмосферы в классе и развитие у детей навыков самовыражения. (слайд 6)

Дети в его классах могли свободно выражать свои мысли письменно или устно. Так называемые «свободные тексты» представляли собой мини-сочинения, в которых ученики писали о семье, друзьях, планах на будущее, делились впечатлениями и наблюдениями. «Свободный текст», по мнению Френе, это одновременно упражнение по родному языку и социально-психологический тест. Посредством его можно понять взаимоотношения ребенка с окружающим миром. В процессе написания текста ребенок чувствует себя творческой личностью, он начинает осознавать причины своих успехов и неудач.  (слайд 7)

Впоследствии детские тексты стали печатать. Делалось это только при желании самого ребенка. Типографские машины были обязательным предметом в каждой школе, работающей по методике Селестена Френе. Он видел в этой работе учебное и воспитательное значение. Считал, что набор текста помогает приобретению навыков ручного труда, развивает внимание и зрительную память, повышается грамотность.

Перед публикацией текстов дети вместе с учителем исправляли ошибки и создавали картотеку, куда записывались часто встречаемые ошибки.

Педагогические изыскания Селестена Френе в мировом масштабе не получили большое распространение. Школ, работающих по методикам Френе немного.

Основная причина ограниченного распространения данного подхода, заключается в невозможности превратить его в массовую педагогическую технологию. Ведь процесс организации обучения фактически строится на правилах составленных самими детьми и меняющихся в случае необходимости норм общежития. Такие нормы постоянно преобразуются.

В этой методике прижиться сложно. Педагогика Френе не предусматривает методистов, рекомендаций и разработок по проведению образовательных мероприятий. Чтобы работать по методике Френе, педагогу надо отказаться от традиционного и стандартного подхода к образованию.

Даже во Франции, на родине  Френе, только 1-2% педагогов применяет его принципы. Наиболее активные последователи принципов Френе - швейцарцы.

К нам эта методика попала только в 90-х годах прошлого века.

Педагогика Френе уникальна с точки зрения своей духовности, социального и общечеловеческого аспекта. (слайд 8) Современная школа предъявляет новые требования к работе педагогов. Многочисленные педагогические технологии дают возможность для выбора. Каждый учитель выбирает то, что подходит прежде для контингента его обучающихся. Главная наша цель: научить детей читать – мыслить – говорить. (слайд 9) Но это непросто.

Существуют и проблемы, затруднения.

Затруднения учащихся: (слайд 10)

1.                 Отсутствие потребности и навыков речевого самовыражения

2.                  Неразвитость фантазии, неумение сформулировать мысль.

3.                  Отсутствие навыка аргументации

4.                 Бедность активного словарного запаса

5.                 Неверное использование речевых оборотов, модальностей, союзов

Проблемы и затруднения учителя (слайд 11)

1.                 Ограниченность освоенных дидактических форм организации работы со свободными текстами

2.                 Ограниченность учительского воздействия на мотивацию учащихся к развитию речи

3.                  Возможное подавление творческого начала ученика под влиянием рутинных форм учебной деятельности

Какие технологии приходят на помощь современному учителю?

В практику наших педагогов всё активнее входит один из элементов педагогики С. Френе – «свободные тексты».

Текст для обсуждения. Из опыта работа учителя.

Задание.

1.                 Прослушать и высказать своё мнение о прочитанном.

2.                 Вы сможете применять этот вид работы на своих уроках?

3.                 Целесообразно ли это?

4.                 Аргументируйте. (Слайд 12)

_______________________________________________________

Текст.
          Здравствуйте, дети! Урок русского языка. Вы можете писать – всё, что вы хотите…
          Можете написать письмо: однокласснику, ученикам другого класса, другой школы, своим друзьям, - письмо будет вложено в конверт и отправлен.
          Можно написать о любимой книге (фильме) - отзыв прочитают другие ученики, кто-нибудь возьмет эту книгу в руки.
          Можно придумать задачку по математике, нарисовать картинку – пусть другие попробуют решить…
          Можете писать «философские тексты»: «Как я буду воспитывать своего ребенка?», «Я хочу быть похожим на…», «10 вопросов, на которые я хотел бы получить ответ» - опубликуем в журнале.
          Каждый пишет на свою тему, но, если хотите – выберем одну тему для всех... Да, наконец, можете сами придумать тему…
          Кто хочет, садится к компьютеру и начинает писать. Но можно сначала писать от руки… Текст набран, распечатан, собираемся вместе для обсуждения: получилось ли интересно, понятно ли, что хотел автор сказать. Дети пристрастнее взрослых.
          Показываю детям скотч (маленький рулончик):
- Вот лучшее средство борьбы с безграмотностью, за несколько недель количество ошибок в ваших текстах уменьшится в 2-3 раза!
- Заклеить рот? Заклеить страницы дневника с двойками?..
- Нет, приклеить листочки с вашими текстами на стену. Читайте внимательно то, что написали!
          И пусть дети, столпившиеся у стены с вывешенными листочками, читают только свой шедевр – ну, что ж… Приятно им слышать: «Ты хороший, у тебя получилось», – а как иначе?
          Писать от себя? Чему же так можно научить? Научиться можно на образцах. Сначала нужно научиться излагать чужую мысль – потом уже писать от себя…
          Да, излагать чужую мысль – дело полезное. Но еще важнее писать о том, что думаешь. И если в изложении можно равнодушно что-то описывать – писать как надо, как учили; здесь такие штучки не пройдут. О чем бы ни писал ребенок – о любимом эстрадном певце или о смысле жизни – нужно быть искренним…
          «До тех пор пока вы говорите то, что вы не думаете и думаете то, что вы не думаете – вы будете сидеть в клетке» (Кин-дза-дза). Замените слово «говорите» на слово «пишите» - вот школьное изложение. Писать то, что не думаешь. Говорить о том, о чем нечего сказать.
          Тема, за которую они единогласно проголосовали на первом уроке – «Я критикую». Что мне не нравится в школе… Почему нет уроков на улице? Почему нам так много задают домашнего задания? Почему в столовой не дают на обед жареные пельмени? Почему на уроках музыки мы так мало поем?
          Ну, не шедевр… Одно преимущество таких текстов - но важное! - они правдивые. Ребенок пишет (чуть ли не первый раз в жизни) то, что думает. А не восхищается осенним лесом, используя список слов, написанных на доске.
          Что такое настоящая радость? Известно ли такое чувство? Кода ты себя чувствовал по-настоящему счастливым человеком? О таких вещах писать полезно, как говорят психологи.
          Потом стали предлагать дети свои темы: «Мой любимый эстрадный артист», «Моя любимая компьютерная игра».    

Текст – это не только возможность быть искренним и думать о других людях, это еще и возможность думать о самом себе. Где еще и когда будет такой шанс -- без нравоучения, вскользь и незаметно говорить о важном для подростка, о смысле?

Новая функция школы: от сортировки – к вовлечению и участию. (слайд 13)

В качестве основного требования Государственный стандарт (ГОС) Донецкой Народной Республики выдвигает на первый план результаты освоения школьниками общеобразовательной программы по следующим направлениям:

Личностные, включающие готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. (слайд 14)

Метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности, построение индивидуальной образовательной траектории. (слайд 15)

Предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. (Слайд 16)

Таким образом, обучение, в основе которого лежит личностно-ориентированный и деятельностный подходы, диктует  требование развивать мыслительную и речевую деятельность учащихся.(Слайд 17)

Фундаментом коммуникативно-деятельностного подхода являются три универсальных принципа образования:

1) принцип текстуальности, создающий условия для освоения культурных ценностей посредством чтения текстов;

2) принцип коммуникативности, позволяющий организовать учебную деятельность как речевое взаимодействие автора и адресата текстов культуры;

3) принцип рефлективности, обеспечивающий освоение субъектом учебно-познавательного процесса  всех компонентов коммуникативной деятельности и осознание своей позиции в коммуникации. (слайд 18)

Речемыслительные способности учащихся становятся содержанием обучения, а создание условий  для формирования данных способностей – одной из главных задач процесса обучения русскому языку.

Какие же видоизменения произошли в работе со свободными текстами?

Развитие монологической речи, грамотности  и мышления.

Мышление – опосредованное обобщённое познание объективной реальности.

При работе со свободными текстами ученик:

·                   Сопоставляет;

·                   Сравнивает;

·                   Различает;

·                   Раскрывает отношения и опосредование;

·                   Раскрывает новые свойства;

·                   Выявляет взаимосвязи. (слайд 19)

Грамотность: способность понимать, интерпретировать, использовать и создавать текстовую и визуальную информацию в различных форматах, контекстах и для различных задач.

«Свободный текст» - это не столько учебное упражнение, сколько важный социально-психологический тест, с помощью которого можно лучше понять взаимоотношения ребенка с окружающим миром, ведь составляя свободные тексты, а потом презентуя  их, ребенок ощущает себя творческой личностью, действует методом проб и ошибок и начинает осознавать причины своих успехов и неудач. (Слайд 20 )

Свободные тексты можно использовать на всех уроках. Они могут быть рифмованные и нерифмованные. Но это стихотворные формы, требующие достаточно строгого алгоритма. (Слайд 21)

Рассмотрим виды свободных текстов. (Слайд 22)

Синквейн (сенкан)

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее существенные учебные понятия, и выражать всё это  кратко. (слайд 23)

Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по определённым правилам.

Правила написания синквейна:

первая строка – одно слово, существительное, отражающее тему синквейна;

вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвёртая строка - фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза по теме.

пятая строка - слово, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новое понимание  темы, выражает личное отношение к теме. (слайд 24)

Составляя синквейн, ученик может обращаться к тексту содержания изучаемой темы.

Работая над синквейном, ребёнок реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные.

Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.

Работа над созданием синквейна является одним из эффективных методов развития образной речи, который позволяет быстро увидеть результат.

Синквейн можно использовать на разных этапах урока: актуализации,  осмысления, рефлексии.

Таким образом, составление синквейна позволяет сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. (слайд 25)

Примеры.

Морфема, 5 класс.(Кривенко Е.) (слайд 26)

Морфема

Значимая, важная, маленькая.

Строит, изменяет, определяет.

Строительный материал для слов.

Словообразование.  

(Слайд 27 ) Даймонд – характеристика, сравнение двух противоположных понятий. Английское «Diamond»  от греческого «алмаз, бриллиант» Даймонд  состоит из 7 строк.

Алгоритм написания даймонда: (Слайд 28)

Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия.

Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного.

Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие.

Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд.

Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.

Пример.     Павленко М. 7 класс.  (слайд 29)

А.М. Горький «Детство»

Бабушка

Добрая,  милосердная

Любит, помогает, заботится.

Бабушка ласковая, а дед грубый.

Ссорится, дерётся, жадничает.

 Жёсткий, надменный.   

Дед Каширин.

Что такое хайку? (слайд 30)

Ха́йку (яп. 俳句) — жанр традиционной японской лирической поэзии вака, известный с XIV века. В самостоятельный жанр эта поэзия, носившая тогда название хокку, выделилась в XVI веке; современное название было предложено в XIX веке поэтом Масаока Сики.

Хайку — менее всего описание. Нужно не описывать, говорили классики, а называть вещи (буквально «давать имена вещам» — на-о нору) предельно простыми словами и так, словно называешь их впервые.

Алгоритм написания хайку:                            (слайд 31)

Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то

Строчка 2: Какого?

Строчка 3: Как?

Примеры хайку.

Дуб

Я видел старый дуб,

Вечно  растущий, могучий,

В восхищении.

Берёза

Я видела берёзу-девушку,

нарядную.

Радостно.

Стих в виде хайку написать несколько труднее, потому что в нем выражается личное переживание человека. Вместе с тем эта стихотворная форма также имеет определённые плюсы. В хайку самым гармоничным образом сочетается работа с понятием и эмоциональное отношение к нему.

Стихотворение «Я»   (слайд 32)

Требования к составлению:

·                   Пишется от лица предметов окружающей среды или героев литературного произведения, фильма, спектакля;

·                   Словом «Я» начинается каждая нечётная строка.

Пример.                 Новогрено В. (8 класс)      (слайд 33)

М.Ю. Лермонтов «Парус»

Я – парус,

Скользящий по глади морской.

Я – парус,

Меня гладит море нежной рукой.

Я – парус,

Играющий с бурей, бегущий вперёд.

Я – парус,

Куда меня жизни дорога зовёт?     

                                                               

Коллективная работа 7 класс.     (слайд 34)

Я – море.

Безбрежное, манящее к себе.

Я – море.

Бурлящее, готовое к борьбе.

Я – море.

Солнца палящего рай.

Я – море.

Необузданной стихии край.

                                                          Загоряев А. 8 класс (Слайд 35)

Я – море.

Тихое и бурное.

Я – море.

Лазурное и багровое.

Я – море.

Ограниченное и бесконечное.

Я – море.

Шумное и безмолвное.

Я – море.

Временное и вечное.

 

(слайд 36)  Стихотворение по метафоре – нерифмованное стихотворение, состоящие из 6 строк, в которых отражены характеристики предмета в определенной последовательности.

Структура:

·                   Состоит из шести характеристик, расположенных в определённой последовательности

·                   Последовательность: цвет, вкус, запах, внешность, звук, качество переживаний

·                   Первое слово каждой строки – название стихотворения.

Пример.  (слайд 37)

Любовь  алая. Она похожа на рассвет.

Любовь  слаще мёда.

Любовь  ароматная, как весенние цветы.

Любовь. Ты изящна и красива. Ты длиною в вечность. 

Любовь! Ты разлилась в музыке всего мира!

Любовь. Что я знаю о тебе? Всё и ничего…

11-словие   (слайд 38)

Структура:

·                   Состоит из 11 слов (как знаменательных, так и служебных)

·                   Расположено на 5 строках (1,2,3,4,5)

·                   Первая строка – цвет, качество (прилагательное)

·                   Вторая  строка – о чём пишу (прилагательное + существительное)

·                   Третья строка – тема расширяется (три слова)

·                   Четвёртая строка – о себе (четыре слова)

·                   Пятая строка – результат, вывод (слово).

Пример.    (слайд 39)

Кровавый.

Куликовская битва.

Битва за свободу.

Я  знаю историю Родины.

Победа.

Составление истории-пирамиды.        (слайд 40)

Структура:

Первая строка – имя героя истории (человек, животное, растение, предмет)

Вторая строка – два слова, описывающие героя

Третья строка – три слова, описывающие место события

Четвёртая строка – четыре слова с описанием проблемы (что произошло)

Пятая строка – пять слов о первом событии

Шестая строка – шесть слов о втором событии

Седьмая строка – семь слов о развязке.

Пример.       (слайд 41)

Коллективная работа. 4 класс

С. Есенин. Лебёдушка

                                                Лебёдушка

                                         Белоснежная, нежная.

                                      Озеро, затон, побережье.

                              Гуляли, дозорила, напал, погибла.

                               Утро, роса, цветы, радость, дети..

                          Орёл, змея, злоба, когти, крылья, слёзы.

    Распустила, оттолкнула, побежали, раздирал, летели, хоронились.

Составление высказывания о предмете, животном, человеке, явлении природы  (слайд 42)

Структура:

Одно слово – тема (то, о чём будет речь).

Два слова, которые отвечают на вопросы какой? (какая? какое? какие?).

Три слова, которые отвечают на вопрос что делает? (что делал? и под.)

Четыре слова – предложение о своём отношении к предмету.

Одно слово – заключение.

Примеры.

Котёнок.                   5 класс описание животного (слайд 43).

Маленький пушистый.

Играет, шалит, мяукает.

Забочусь о своём котёнке.

Друг.

 

Глагол.                      4 класс (слайд 44)

Самостоятельный, двигающийся.

Бегает, сидит, улыбается, грустит.

Определяю время и лицо глагола.

Действие.

(Слайд 45 ) Ещё один вид «стихотворения» придумали учитель Сторожева Т.Ю. и её ученики. Они назвали это штрихами – штрихи к правилам, штрихи к мыслям, штрихи, позволяющие проверить словарный запас школьников, их умение видеть и применять части речи, составлять тематические сложные (красивые!) предложения.

(Слайд 46) Штрихи пишутся по следующим правилам:

1-я строка. 1 существительное.

2-я строка. 2 прилагательных.

3-я строка. 3 причастия.

4-я строка. 4 глагола.

5-я строка. 5 наречий (или деепричастий)

6-я строка. Сложносочинённое или сложноподчинённое предложение по теме.

Работы-примеры учащихся по теме «Весна»:

(слайд 47) Молодость,

Зажигательная, весёлая,

Восхитительная, влюблённая, пламенная.

Расцветает, оживляет, приходит, пробуждает,

Не останавливая, не забывая, не старея, не думая, не уставая.

Молодость просыпается весной в каждом живом существе, даже трухлявый пень возрождается с появлением первых весенних лучей солнца.

 (Слайд 48) Ручей,

Свежий, прохладный,

Звенящий, пробуждающий, зовущий.

Бежит, поёт, журчит, течёт,

Радуя, осветляя, возрождая, призывая, оповещая.

Когда на улице появляются первые журчащие вестники весны, жизнь пробуждается от весеннего сна.

Практическая работа.

Выберите один из свободных текстов, который вам больше всего понравился. Обоснуйте свой выбор.

Где и как вы можете его применить на уроке?

(слайд 49) Сделаем выводы:

1. Свободный текст учит искренности.

2. Возможность пережить еще раз радостные моменты жизни
          3.Приятность общения на любую тему.
          4. Возможность быть искренним и думать о других людях, это еще и возможность думать о самом себе.

5. Свободный текст дает возможность сохранить в себе ребенка.

«Свободный текст» - это не столько учебное упражнение по русскому языку, сколько важный социально-психологический тест, с помощью которого можно лучше понять взаимоотношения ребенка с окружающим миром, ведь составляя свободные тексты, а потом печатая их, ребенок ощущает себя творческой личностью, действует методом проб и ошибок и начинает осознавать причины своих успехов и неудач.

 

 

 

 

                                Список литературы

1.                 Педагогика С.Френе // Первое сентября –1999. – №50.

2.                 Педагогика успеха и радости Селестена Френе// Лаборатория гуманной педагогики. Социальная сеть работников образования. 12.10.2012. URL: http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/pedagogika-uspeha-i-radosti-selestena-frene

3.                 Френе С. Избранные педагогические сочинения// Вступит. Статья Б.Л. Вульфсона. – М. Прогресс, 1990. – 296 с.

4.                 Быстрицкая Я. Воспитание по Френе: свободу - текстам! // Обучение за рубежом. – 2000. – №10.

5.                 Инновационные педагогические технологии. [Электронный ресурс] // Электронная онлайн библиотека. URL: http://banauka.ru/2441.html

Информация взята с сайта биржи Автор24: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_vospitaniya/sistema_vospitaniya_v_shkole_s_frene/ .

 

 

скачать по прямой ссылке