Учитель – тьютор в начальной школе.
Оценка 4.6

Учитель – тьютор в начальной школе.

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
доп. образование взрослых
02.01.2020
Учитель – тьютор в начальной школе.
Целесообразность учителя - тьютора в современном учебном процессе
тьютор.docx

Учитель – тьютор в начальной школе.

Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 77 г. Владивостока Семёнова Галина Анатольевна

Я размышляла о значении тьютора в сопровождении внеурочной деятельности младшего школьника. Речь идет о важности развития познавательного интереса младших школьников средствами тьюторского сопровождения.

- Каковы задачи учителя-тьютора в начальной школе?

Над этим и другими вопросами предлагаю подумать.

- Тьютор – кто это?

- Внеурочная работа…как ее организовать?

Непросто все разложить по полочкам нам, учителям. Пробую разобраться. Читаю новый Стандарт, захожу на сайт Межрегиональной тьюторской ассоциации , работаю с коллегами.

«Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.»[2, с.3] Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

Как нам сделать внеурочную деятельность полноценным пространством воспитания и образования?

Мы знаем психологические особенности детей младшего школьного возраста. Понимаем, что содержание внеурочной деятельности на начальном этапе задаётся желанием детей в играх организовать ситуацию под свои интересы, под свою индивидуальность. В процессе свободной игры выявляются индивидуальные особенности, индивидуальные способности, интересы, склонности детей.

Мы убеждаемся, что в школу сейчас приходят дети XXI века, поэтому трудно учить и воспитывать их, опираясь на дидактику Я.А. Коменского. Достойно ответить на вызовы времени сможет только педагог, постоянно осуществляющий в отношении их ценностное самоопределение и способный организовать и поддержать самоопределение детей.

С какой позицией должен быть этот педагог? Воспитателя? Да, но не только. Возможно, это педагог с тьюторским подходом.

Разработка проекта профессионального стандарта тьюторского сопровождения ведется с 2009 года Межрегиональной тьюторской ассоциацией. В нем речь идет и о тьюторе начальной школы (тьюторское сопровождение формирования и реализации индивидуальных образовательных программ в начальной школе).

Что должен делать тьютор?

·         Сопровождать выявление познавательных интересов и постановку индивидуальных образовательных целей в соответствии с возрастом тьюторанта, образовательным запросом семьи и другими факторами.

·         Сопровождать планирование тьюторантом мероприятий по реализации индивидуальной образовательной программы, ее элементов в соответствии с возрастом, образовательным запросом семьи, особенностями среды и другими факторами.

·         Сопровождать контроль, оценку, рефлексию в деятельности тьюторанта и коррекцию индивидуальной образовательной программы.

·         Выбирать, адаптировать и разрабатывать на основе образцов диагностические и обучающие материалы при сопровождении формирования и реализации индивидуальных образовательных программ.

В центре деятельности тьютора начальной школы - познавательный интерес школьника, индивидуальная образовательная программа. Именно в младшем школьном возрасте происходит становление познавательных интересов. Младший школьный возраст является периодом впитывания, накопления знаний об окружающем мире и отношении к нему человека. Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины мира.

Важно не упустить возможность развить познавательный интерес.

По мнению Л.С. Выготского: «Познавательный интерес как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах. Педагогический закон гласит: прежде чем ты захочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность» [1, с.125].

Кто направит деятельность ребенка? Возможно, педагог с позицией тьютора.

«Тьютор» – это педагог, который сопровождает индивидуальную образовательную программу ребенка. Он не передает общих знаний, умений или навыков, он не воспитывает, его задача – помочь ребенку зафиксировать собственные познавательные интересы, определить какие-то предпочтения, помочь понять, где и каким образом можно это реализовать, помочь выстроить свою программу». (Ковалева Т.М.)[4]

В чем состоит сущность тьюторского действия? Ответ на этот вопрос можно найти у Т.М. Ковалевой. «Во-первых, это создание среды выбора. Например, если ребенку хочется рисовать или играть на музыкальном инструменте, важно создать так называемую «избыточную» среду. Иначе как ребенок поймет, что ему нравится играть на скрипке, если он скрипки не видел никогда, а видел только баян, например. Ребенку нужно дать возможность познакомиться с разными видами музыкальных инструментов.

Во-вторых, это навигация, когда ребенку уже предложены различные варианты, и тьюторанту надо все их попробовать. Тьютор обсуждает риски и преимущества дальнейшего выбора, проговаривая и анализируя вместе с тьюторантом, к какой стратегии ведет тот или иной шаг.

В-третьих, это обсуждение следующего шага в реализации образовательной программы. Например, ребенку нравятся яркие цвета, он хочет ими рисовать. А потом в процессе тьюторской работы выясняется, что с помощью ярких цветов не только рисовать можно, но использовать их в аппликации и т.д.» [4]

В российском образовании пока имеется небольшой опыт тьюторского сопровождения учащихся начальной школы, который обсуждается на разных конференциях. И этот опыт показывает, что «в начальной школе задача учителя-тьютора состоит в оказании помощи младшему школьнику в фиксации, реализации и осознании познавательного интереса, образовательного запроса. Учитель, использующий тьюторскую технику, при этом осуществляет: выявление, фиксацию и формирование познавательного интереса младшего школьника; выявление индивидуальных проблем, связанных с познавательным интересом; обучение младших школьников способам работы с познавательным интересом; совместный анализ способов и ресурсов, использованных во время работы; содействие в определении необходимых «проб выбора»; организацию рефлексии учащимся своей деятельности; предоставление рекомендаций о способах получения необходимой информации». [3, с.89]

Сейчас мы говорим об актуальности использования тьюторского сопровождения в качестве педагогической технологии, способной обеспечить новое качество образования, его доступность и эффективность.

Во внеурочной деятельности надо создать образовательную развивающую среду, в которой будет проводиться индивидуальная работа в различных областях детского познавательного интереса. Индивидуальная образовательная программа во внеурочной деятельности может представлять такую организацию жизни в школе, в которой ребенок должен быть активен, инициативен. Важно создать условия для проявления индивидуальности и предложить способы для осознания школьником своего познавательного интереса, образовательного запроса и действия.

Для начального образования использование тьюторского сопровождения в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов позволит реализовать лучшие возможности этих стандартов, в первую очередь во внеурочной деятельности.

Вопросы по этой теме изучаются учителями нашей школы .

- Нужен ли тьютор современной школе?

- В начальной школе нужен тьютор или учитель с тьюторской позицией?

- Можно ли отнести внеурочную деятельность к области ответственности тьютора?

Предлагаю поразмышлять.

Список литературы

1.       Л.С. Выготский. Педагогическая психология. Москва, «Педагогика», 1991.

2.      Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Москва, «Просвещение», 2010.

3. «Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора». Материалы Всероссийского научно-методического семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика», Москва, 2009.

4. www.thetutor.ru

 

Учитель – тьютор в начальной школе.

Учитель – тьютор в начальной школе.

Учитель – тьютор в начальной школе.

Учитель – тьютор в начальной школе.

Учитель – тьютор в начальной школе.

Учитель – тьютор в начальной школе.

Учитель – тьютор в начальной школе.

Учитель – тьютор в начальной школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.01.2020