СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ Н. М. КАРАМЗИНА «МАРФА-ПОСАДНИЦА, ИЛИ ПОКОРЕНИЕ НОВАГОРОДА».
Оценка 4.9
Лекции
doc
русская литература
Взрослым
03.04.2018
Учебный материал, представленный в этой статье "СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ НИКОЛАЯ МИХАЙЛОВИЧА КАРАМЗИНА «МАРФА-ПОСАДНИЦА, ИЛИ ПОКОРЕНИЕ НОВАГОРОДА», рассматривает особенности художественного раскрытия Карамзиным национальных черт характеров главных героев повести и их влияние на исторические процессы, происходящие в нашей стране.
статья.Своеобразие русского национального характера в исторической повести Н.doc
ОМЕТОВА ОЛЬГА ЛЬВОВНА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 города Димитровграда Ульяновской области»
СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В
ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ Н. М. КАРАМЗИНА «МАРФА
ПОСАДНИЦА, ИЛИ ПОКОРЕНИЕ НОВАГОРОДА».
Литературное наследие Карамзина огромно, многообразно по
содержанию, жанрам и форме.
Карамзин неоднократно излагал свою точку зрения о необходимости
нравственного образования русского народа средствами русской
литературы. И особое внимание отводится патриотическому воспитанию.
«Патриотизм, – говорит Карамзин, – есть любовь ко благу и славе отечества
и желание способствовать им во всех отношениях». Патриотов немало на
Руси, но патриотизм свойствен не всем; поскольку он «требует
рассуждения», постольку «не все люди имеют его». Николай Михайлович
ставит перед литературой задачу воспитать чувство патриотической любви
к Отечеству у всех граждан, «ибо русские люди еще плохо знают себя, свой
национальный характер». «Мне кажется, – продолжает Карамзин, – что мы
излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве, а смирение в
политике вредно. Кто себя не уважает, того, без сомнения, и другие
уважать не будут». Но не просто о любви говорит Карамзин, он утверждает,
что только на пути исполнения общественных должностей человек
приобретает истинное счастье: «Мы должны любить пользу отечества…
любовь к собственному благу производит в нас любовь к отечеству, а
личное самолюбие – гордость народную, которая служит опорою
патриотизма». Следовательно, «таланту русскому всего ближе и любезнее
прославлять русское». «Должно приучить россиян к уважению
собственного», – вот о чем пишет Николай Михайлович, и с этим может
справиться только национальносамобытная литература.
И начинает путь к этой самобытности с себя. Карамзин пишет статью
«О случаях и характерах в российской истории, которые могут быть
предметом художеств». С нее открывается новый, особенно плодотворный,
период творчества писателя.
что
патриотическое воспитание лучше всего может быть осуществлено на
конкретных примерах: история России дает огромный, бесценный материал.
Предметом изображения должна стать реальная,
объективная
действительность, героями– историческиконкретные русские люди,
причем их характеры должны раскрываться в патриотических деяниях.
Меняется и роль самого автора: это уже не «лжец», умеющий «вымышлять
Здесь Карамзин указывает, приятно», это писатель, являющийся «органом патриотизма». И главная его
деятельность убеждение, что «труд его не бесполезен для отечества», что
он как автор помогает согражданам «лучше мыслить и говорить».
«Героические характеры» можно с легкостью найти в русской
истории. Карамзин тут же предлагает некоторые сюжеты, в которых ярко
проявился характер русского человека: князь Олег «победитель греков»;
князь Святослав, чья легендарная храбрость служит выражением черт
русского характера. Но не только о мужских героических характерах
говорит Николай Михайлович, он выступает с предложением создать
«галерею россиянок, знаменитых в истории». Так, Марфу Посадницу он
сделал героиней своей исторической повести, указав на одно из важнейших
свойств национального русского характера способность выходить «из
домашней неизвестности на театр народный».
В чем состоит «русский национальный» характер? Ответом стала
повесть «Марфа – Посадница, или Покорение Новагорода». Устами Марфы
провозглашен новый идеал человека, человека активного, сознающего, что
его сердце, его будущее зависит во многом от него самого, от его
поведения, от его «борьбы с обидчиками».
В повести «Марфа – Посадница, или Покорение Новагорода»
описывается уже не «летопись человеческого сердца», а эпизод из большой
государственной истории — последние дни и падение Новгородской
республики, персонифицированной в лице Марфы Борецкой, легендарной
защитницы новгородской вольности. Двойное заглавие определяет связь
исторического события («Покорение Новагорода») и деяний героини
(«МарфаПосадница»). Здесь характер героини раскрывается не в плане
«истории души», а в контексте ее общественных идеалов и гражданской
позиции.
Повествование «Марфы…», подобно драматическому действию,
начинается и продолжается в настоящем времени, создавая иллюзию
сиюминутности. В повести нет авторского описания сражений и битв,
рассказы о них вложены в уста вестников. Большинство повествовательных
фрагментов оформлено в диалогической структуре. Конфликт новгородцев
и московитов сознательно уподобляется Карамзиным классицистическому
конфликту страсти и разума: одушевляющая новгородцев любовь к
вольности выступает как личная страсть, мужество московитов
интерпретировано как страсть общественная.
Важно отметить, что у Карамзина народ становится активно
действующим персонажем, обретает голос, собственное мнение. Писателя
очень заинтересовала судьба женщины, которая посмела выступить против
царя, сумела повести за собой народ. Она всегда с народом: в горе и в
радости, не стыдится встать на колени перед народом, чтобы в последний раз уговорить идти на битву с войском Иоанна, вдохновляет воинов
Новгородских на сражение, открывает свои закрома и все отдает народу,
чтоб люди не умерли с голоду. Ее власть над народом базируется на
единении с легендарным прошлым, в простате доводов и личном участии в
судьбах.
В образе Марфы воплощена идея патриотизма верность идеалам
свободы Новгорода. Драма ее обусловлена объективной логикой истории
( «хотела (весьма некстати!) быть Катоном своей республики»). При
политическом поражении она одерживает моральную победу.
Так последняя повесть Карамзина, уподобляющая тайну человеческой
судьбы тайне судьбы народной, поднимает на уровень историко
философской проблемы мысль о равновеликости истории души и истории
Отечества, высказанную писателем в одной из первых его повестей.
Именно в этой жанровой разновидности повести впервые возникает
образ фатальной надличностной силы, которая на уровне отдельно взятой
человеческой жизни принимает облик стихийной страсти, а на уровне
истории народа — облик таинственного Промысла, судьбы.
Карамзин пишет: «Хочу запечатлеть память русского геройства в
несчастиях, поскольку именно они более всего открывают силу и характер
людей и народов».
Очерк «Марфа посадница» заканчивается обращением: «Марфа,
сильная духом, нам помоги…». Слышится в этом обращении Николая
Константиновича просьба об особой помощи: о помощи в обретении
духовной силы на общее благо.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Журнал "Вестник Европы", 1803, № 12
2. Иванов М.А. Рерихи и Тверской край. Тверь, 2007
3. Карамзин Н. М. О случаях и характерах в российской истории,
которые могут быть предметом художеств. http://rvb.ru/18vek/karamzin/
4. Карамзин Н. М. Бедная Лиза. Повести. М. Искательница,2015
5. Козлова Н.Н. Женщина в политике: образ Марфы Борецкой в
исторической повести «МарфаПосадница» Н. М. Карамзина.
womaninrussiansociety.ru
6. http://otherreferats.allbest.ru
СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ Н. М. КАРАМЗИНА «МАРФА-ПОСАДНИЦА, ИЛИ ПОКОРЕНИЕ НОВАГОРОДА».
СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ Н. М. КАРАМЗИНА «МАРФА-ПОСАДНИЦА, ИЛИ ПОКОРЕНИЕ НОВАГОРОДА».
СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ Н. М. КАРАМЗИНА «МАРФА-ПОСАДНИЦА, ИЛИ ПОКОРЕНИЕ НОВАГОРОДА».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.