СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ Н. М. КАРАМЗИНА «МАРФА-ПОСАДНИЦА, ИЛИ ПОКОРЕНИЕ НОВАГОРОДА».
Оценка 4.9

СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ Н. М. КАРАМЗИНА «МАРФА-ПОСАДНИЦА, ИЛИ ПОКОРЕНИЕ НОВАГОРОДА».

Оценка 4.9
Лекции
doc
русская литература
Взрослым
03.04.2018
СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ Н. М. КАРАМЗИНА «МАРФА-ПОСАДНИЦА, ИЛИ ПОКОРЕНИЕ НОВАГОРОДА».
Учебный материал, представленный в этой статье "СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ НИКОЛАЯ МИХАЙЛОВИЧА КАРАМЗИНА «МАРФА-ПОСАДНИЦА, ИЛИ ПОКОРЕНИЕ НОВАГОРОДА», рассматривает особенности художественного раскрытия Карамзиным национальных черт характеров главных героев повести и их влияние на исторические процессы, происходящие в нашей стране.
статья.Своеобразие русского национального характера в исторической повести Н.doc
ОМЕТОВА ОЛЬГА ЛЬВОВНА Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя школа  №2 города Димитровграда Ульяновской области» СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ Н. М. КАРАМЗИНА «МАРФА­ ПОСАДНИЦА, ИЛИ ПОКОРЕНИЕ НОВАГОРОДА». Литературное   наследие   Карамзина   огромно,   многообразно   по содержанию, жанрам и форме. Карамзин неоднократно излагал свою точку зрения о необходимости нравственного   образования   русского   народа   средствами   русской литературы. И особое внимание отводится патриотическому воспитанию. «Патриотизм, – говорит Карамзин, – есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях». Патриотов немало на Руси,   но   патриотизм   свойствен   не   всем;   поскольку   он   «требует рассуждения», постольку «не все люди имеют его». Николай Михайлович ставит перед литературой задачу воспитать чувство патриотической любви к Отечеству у всех граждан, «ибо русские люди еще плохо знают себя, свой национальный характер». «Мне кажется, – продолжает Карамзин, – что мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве, а смирение в политике   вредно.   Кто   себя   не   уважает,   того,   без   сомнения,   и   другие уважать не будут». Но не просто о любви говорит Карамзин, он утверждает, что   только   на   пути   исполнения   общественных   должностей   человек приобретает   истинное   счастье:   «Мы   должны   любить   пользу   отечества… любовь   к   собственному   благу   производит   в   нас   любовь   к   отечеству,   а личное   самолюбие   –   гордость   народную,   которая   служит   опорою патриотизма». Следовательно,  «таланту русскому всего ближе и любезнее прославлять   русское».   «Должно   приучить   россиян   к   уважению собственного», – вот о чем пишет Николай Михайлович, и с этим   может справиться только национально­самобытная литература. И начинает путь к этой самобытности с себя. Карамзин пишет статью «О   случаях   и   характерах   в   российской   истории,   которые   могут   быть предметом художеств». С нее открывается новый, особенно плодотворный, период   творчества   писателя.   что патриотическое   воспитание   лучше   всего   может   быть   осуществлено   на конкретных примерах: история России дает огромный, бесценный материал. Предметом   изображения   должна   стать   реальная,   объективная действительность,   героями–   исторически­конкретные   русские   люди, причем   их   характеры   должны   раскрываться   в   патриотических   деяниях. Меняется и роль самого автора:  это уже не «лжец», умеющий «вымышлять   Здесь   Карамзин   указывает, приятно», это писатель, являющийся «органом патриотизма». И главная его деятельность ­ убеждение, что «труд его не бесполезен для отечества», что он как автор помогает согражданам «лучше мыслить и говорить». «Героические   характеры»     можно   с   легкостью   найти   в   русской истории. Карамзин тут же предлагает некоторые сюжеты, в которых ярко проявился характер русского человека: князь Олег ­ «победитель греков»; князь   Святослав,   чья   легендарная   храбрость   служит   выражением   черт русского   характера.   Но   не   только   о   мужских   героических   характерах говорит   Николай   Михайлович,   он   выступает   с   предложением   создать «галерею россиянок, знаменитых в истории». Так, Марфу Посадницу он сделал героиней своей исторической повести, указав на  одно из важнейших свойств   национального   русского   характера   ­   способность   выходить   «из домашней неизвестности на театр народный». В   чем   состоит   «русский   национальный»   характер?   Ответом   стала повесть «Марфа – Посадница, или Покорение Новагорода». Устами Марфы провозглашен новый идеал человека, человека активного, сознающего, что его   сердце,   его   будущее   зависит   во   многом   от   него   самого,   от   его поведения, от его «борьбы с обидчиками». В   повести   «Марфа   –   Посадница,   или   Покорение   Новагорода» описывается уже не «летопись человеческого сердца», а эпизод из большой государственной   истории   —   последние   дни   и   падение   Новгородской республики, персонифицированной в лице Марфы Борецкой, легендарной защитницы   новгородской   вольности.   Двойное   заглавие   определяет   связь исторического   события   («Покорение   Новагорода»)   и   деяний   героини («Марфа­Посадница»).   Здесь   характер   героини   раскрывается   не   в   плане «истории души», а в контексте ее общественных идеалов и гражданской позиции.  Повествование   «Марфы…»,   подобно   драматическому   действию, начинается   и   продолжается   в   настоящем   времени,   создавая   иллюзию сиюминутности.   В   повести   нет   авторского   описания   сражений   и   битв, рассказы о них вложены в уста вестников. Большинство повествовательных фрагментов оформлено в диалогической структуре. Конфликт новгородцев и московитов сознательно уподобляется Карамзиным классицистическому конфликту   страсти   и   разума:   одушевляющая   новгородцев   любовь   к вольности   выступает   как   личная   страсть,   мужество   московитов интерпретировано как страсть общественная. Важно   отметить,   что   у   Карамзина   народ   становится   активно действующим персонажем,  обретает голос, собственное мнение. Писателя очень заинтересовала судьба женщины, которая посмела выступить против царя, сумела повести за собой народ. Она всегда с народом: в горе и в радости, не стыдится встать на колени перед народом, чтобы в последний раз   уговорить   идти   на   битву   с   войском   Иоанна,   вдохновляет   воинов Новгородских на сражение, открывает свои закрома и все отдает народу, чтоб   люди   не   умерли   с   голоду.   Ее   власть   над   народом   базируется   на единении с легендарным  прошлым, в простате доводов и личном участии в судьбах. В   образе   Марфы   воплощена   идея   патриотизма   ­   верность   идеалам свободы Новгорода. Драма ее обусловлена объективной логикой истории (   «хотела   (весьма   некстати!)   быть   Катоном   своей   республики»).   При политическом поражении она одерживает моральную победу.  Так последняя повесть Карамзина, уподобляющая тайну человеческой судьбы   тайне   судьбы   народной,   поднимает   на   уровень   историко­ философской проблемы мысль о равновеликости истории души и истории Отечества, высказанную писателем в одной из первых его повестей. Именно   в  этой   жанровой   разновидности   повести   впервые   возникает образ фатальной надличностной силы, которая на уровне отдельно взятой человеческой   жизни   принимает   облик   стихийной   страсти,   а   на   уровне истории народа — облик таинственного Промысла, судьбы. Карамзин   пишет:   «Хочу   запечатлеть   память   русского   геройства   в несчастиях, поскольку именно они более всего открывают силу и характер людей и народов».  Очерк  «Марфа   посадница»   заканчивается   обращением:   «Марфа, сильная   духом,   нам   помоги…».   Слышится   в   этом   обращении   Николая Константиновича   просьба   об   особой   помощи:   о   помощи   в   обретении духовной силы на общее благо.  БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 1. Журнал "Вестник Европы", 1803, № 12 2. Иванов М.А. Рерихи и Тверской край. ­ Тверь, 2007 3.   Карамзин   Н.   М.   О   случаях   и   характерах   в   российской   истории, которые могут быть предметом художеств.­  http://rvb.ru/18vek/karamzin/ 4. Карамзин Н. М. Бедная Лиза. Повести.­ М. Искательница,2015 5.   Козлова   Н.Н.   Женщина   в   политике:   образ   Марфы   Борецкой   в исторической   повести   «Марфа­Посадница»   Н.   М.   Карамзина.   ­ womaninrussiansociety.ru 6. http://otherreferats.allbest.ru

СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ Н. М. КАРАМЗИНА «МАРФА-ПОСАДНИЦА, ИЛИ ПОКОРЕНИЕ НОВАГОРОДА».

СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ Н. М. КАРАМЗИНА «МАРФА-ПОСАДНИЦА, ИЛИ ПОКОРЕНИЕ НОВАГОРОДА».

СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ Н. М. КАРАМЗИНА «МАРФА-ПОСАДНИЦА, ИЛИ ПОКОРЕНИЕ НОВАГОРОДА».

СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ Н. М. КАРАМЗИНА «МАРФА-ПОСАДНИЦА, ИЛИ ПОКОРЕНИЕ НОВАГОРОДА».

СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ Н. М. КАРАМЗИНА «МАРФА-ПОСАДНИЦА, ИЛИ ПОКОРЕНИЕ НОВАГОРОДА».

СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ Н. М. КАРАМЗИНА «МАРФА-ПОСАДНИЦА, ИЛИ ПОКОРЕНИЕ НОВАГОРОДА».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2018