Урок литературы на тему «Печаль моя полна тобою…»
Оценка 5

Урок литературы на тему «Печаль моя полна тобою…»

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
Взрослым
09.04.2018
Урок литературы на тему «Печаль моя полна тобою…»
Данный урок предназначен для проведения в старших классах школ, гимназий, а также для обучающихся 1-х курсов колледжей и техникумов. Методическая разработка поможет учителю рассказать об адресатах любовной лирики поэта и расширит представления обучающихся о творчестве А.С.Пушкина. Раскрыть благородство, красоту, искренность чувств поэта.
Урок литературы на тему «Печаль моя полна тобою…».doc
Урок литературы на тему «Печаль моя полна тобою…» (Стихи А.С.Пушкина о любви)  Цели и задачи урока: 1.Познакомить обучающихся с любовной лирикой поэта, с адресатами любовной  лирики А.С.Пушкина. Раскрыть благородство, красоту, искренность чувств  поэта.  2.Проследить связь литературы с музыкой, дать понятие романса. 3.Развивать навыки выразительного чтения лирических произведений.         Продолжить работу над анализом поэтического текста.  Педагогическая инструментировка: 1.Презентация. 2.Записи романсов М.Глинки, А Алябьева, Н.Римского­Корсакова на стихи  Пушкина.                                                                                                  Любви все возрасты покорны,                                                                                  Её порывы благотворны…                                                                                                              А.С.Пушкин                                              Ход урока. 1.Вступительное слово преподавателя. А.С.Пушкина часто называют «солнцем нашей поэзии». Сегодня на уроке речь  пойдёт о том, что движет это солнце. Что же? Обратите внимание на эпиграф.  «Любви все возрасты покорны, Её порывы благотворны…» ­ утверждал поэт.  Ответ прост. Любовь – вот что движет пером Пушкина. (Слайд 1).Любовь, как и  поэзия, овладевает всем существом человека, приводит в движение все его силы,  вдохновляет на самые лучшие поступки, будоражит творческое воображение. Не  случайно у Пушкина любовь и поэзия – родные сёстры. (Слайд 2). Перед вами адресаты любовной лирики Пушкина. Знакомство с ними мы начнём с А.П.Керн, урождённой Полторацкой (1800­1879), которая писала о себе: «Я  родилась в Орле, в доме моего деда Ивана Петровича Вульфа, который там  был губернатором». Губернаторский дом сгорел ещё в первой половине прошлого века. Мемориальная доска с «романтической головкой» вдохновительницы поэта установлена на стене гостиницы «Русь» близ городского парка. Пушкинским почерком выведены  строки:                                                                        Я помню чудное мгновенье:                                                                Передо мной явилась ты,                                                                Как мимолётное виденье,                                                               Как гений чистой красоты. Эта женщина интересна для биографов поэта по многим причинам: она внушила  поэту необыкновенно пылкое и страстное чувство, ей посвящено одно из самых  известных и прославленных его стихотворений, она оставила весьма интересные  воспоминания о Пушкине, до нас дошли его письма, адресованные к ней.  Последнее обстоятельство особенно важно. Пушкин писал ко многим женщинам,  которых любил, но почти все они утаили от современников и потомков эту  драгоценную корреспонденцию. А Керн заботливо сберегла ту часть, которая  пришлась на её долю. Живой голос поэта долетает до нас, и мы имеем  возможность судить по этому, правда, почти единственному, но зато весьма  яркому образцу, как говорил Пушкин с женщиной, которую любил и сердце  которой желал покорить. ­ Что же это была за женщина?  2.Сообщение обучающегося об А.П.Керн. (Слайд 3). Анна Петровна Керн (1800­1879) – дочь помещика П.М.Полторацкого и  Е.И.Вульф. В 16 лет была выдана замуж за 52­летнего генерала Е.Ф.Керна.  Пушкин впервые встретился с Анной Керн в доме президента Академии  Художеств Оленина. «Позволительно ли быть такой прелестною?!» ­ сказал он,  увидев юную жену пожилого генерала Керна. Семейная жизнь Анны Петровны  была настолько неудачной, что она решилась уйти от мужа, вызвав тем самым  множество толков. Её следующая встреча с Пушкиным произошла через 6 лет,  летом 1825 года. Поэт в то время был в Михайловском, а Керн приехала  погостить к своей тётушке в соседнее поместье Тригорское. Все сидели за  обедом, вдруг вошёл Пушкин с большой палкой в руках. Поклонился, но не  сказал ни слова… Пушкин и Керн не скоро познакомились и заговорили.  Однажды он явился в Тригорское с чёрной книгой в руках и прочитал им  «Цыган». «Я никогда не забуду восторга, который охватил мою душу»,­ сказала  Керн. В течение месяца они виделись почти каждый день. Однажды тётушка  Прасковья Александровна предложила им прогуляться из Тригорского в  Михайловское. Погода была чудесная, они не вошли в дом, а просто гуляли по  саду. На следующий день Пушкин подарил Керн на прощанье главу «Евгения  Онегина». В неразрезанных страницах лежало стихотворение « Я помню чудное  мгновенье…».(Читает сразу без объявления) 4.Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье…».. Перед нами целая «поэма» о подлинной любви, о ее этапах. Попытаемся  проанализировать это стихотворение. ­Как построено стихотворение, на сколько частей его можно разделить? (Четко  делится на три равные части, по две строфы в каждой)                                       ­Как показано развитие любовного чувства? (1­ часть рассказ о любви, 2­ часть  угасание любви, 3часть­ восторг ,ощущение полноты жизни ) ­Отметим черты, которыми поэт наделяет женский образ. Есть ли в  стихотворении черты реальной А. П. Керн?(Даны самые общие контуры  пленительного женского образа. Единственная черта – нежный голос :  Керн прекрасно пела. ) ­О любви или о способности любить это стихотворение? ­Какие выразительные средства языка можете отметить?(метафора ­душе  настало пробужденье, сердце бьется в упоенье, воскресли божество, Эпитеты­  чудное мгновенье, мимолетное виденье, голос нежный, грусть безнадежная Вы, наверное, уже заметили, что это стихотворение необыкновенно музыкально.  Сам Пушкин считал, что « из наслаждений жизни одной любви музыка уступает.  Но и любовь – мелодия». Вообще музыкальность является характерной  особенностью лирики Пушкина. Многие его стихотворения были положены на  музыку, стали романсами.   5.Сообщение ученика об истории создания романса «Я помню чудное  мгновенье…». Романс – это музыкальное произведение для голоса с инструментальным  сопровождением.. Тексты романсов разнообразны. Особое развитие романс  получил в 19 веке. Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка (1804­1857) был  современником Пушкина, с которым познакомился ещё в годы учения в  благородном пансионе для детей дворян в Петербурге. Но как Глинка «нашёл  пушкинский стих»? С композитором Глинкой Анна Керн познакомилась в 1826  году. А в зиму 1828­1829 года все они: Пушкин, Глинка, Анна Керн – часто  встречались у Олениных, у Дельвига, у пианистки Марии Шимановской…Судьбе  было угодно, чтобы композитор, брак которого был неудачен (жена Глинки ко  всем прочим недостаткам обладала ещё ненавистью к музыке), полюбил столь же  сильной любовью дочь, какой поэт любил мать – Анну Керн. Катенька Керн  отвечала ему взаимностью. Она превосходно знала музыку, обнаружила тонкую,  глубокую натуру и вдохновила композитора на создание замечательного романса, который впервые был исполнен в 1830 году в присутствии поэта и А.П.Керн, а в  печати появился только спустя 9 лет, в 1839 году.  6. Звучит романс М.И.Глинки на стихи А.С.Пушкина «Я помню чудное  мгновенье…». ­ Понравился ли вам романс? ­ Смог ли М.И.Глинка воспроизвести в музыке своего романса торжественный  взлёт радости и восторга? Как вы это почувствовали?  Вывод: Поэт и композитор воздвигли «памятник нерукотворный» на все времена во славу «чудного мгновенья» любви. В музыке романса – нежность и страсть расцвета  влюблённости, горечь разлуки и одиночества, восторг новой надежды. В одном  романсе, в нескольких строчках – вся история любви, которая повторяется из  века в век. Но никто и никогда уже не сможет выразить её так, как это сделали  Пушкин и Глинка. ­А мы продолжаем наше знакомство с адресатами лирики.  7.Сообщение ученика о М.Н.Волконской. (Слайд 4,5). Волконская Мария Николаевна – дочь генерала Раевского. Пушкин был знаком с  семьёй Раевских ещё по Петербургу, встречался с ними в Киеве, Екатеринославе  и особенно сблизился во время совместного путешествия на Кавказские  минеральные воды и по Крыму. За эти годы между Пушкиным и Раевской  установились дружеские отношения. Общение их продолжалось в Одессе и  Кишинёве. Последняя их встреча произошла в Москве, накануне отъезда Марии  Волконской в Сибирь к сосланному мужу. Некоторые исследователи творчества  Пушкина видели в Волконской предмет «утаённой любви» поэта, который  посвятил ей такие строки:                                                                            На холмах Грузии лежит ночная мгла;                                                                   Шумит Арагва предо мною.                                                                   Мне грустно и легко; печаль моя светла;                                                                   Печаль моя полна тобою,                                                                  Тобой, одной тобой… Унынья моего                                                                 Ничто не мучит, не тревожит,                                                                 И сердце вновь горит и любит – оттого,                                                                Что не любить оно не может.   8.Анализ стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». ­Каким настроением проникнуто стихотворение?(Настроение грусти и  печали) ­Чем вызвано такое настроение?(Расставание с любимой)  ­Какую роль в стихотворении играет описание природы? (Помогает понять  состояние души человека ) ­Найдите в тексте стихотворения примеры «цветописи» (ночная мгла, печаль  светла, сердце горит)  ­Как изменяется колорит в произведении? (Общий фон стихотворения меняется  от темного к светлому, яркому.) ­Какие еще фигуры речи можете отметить?(оксюморон­светлая печаль) Эта фигура речи передает настроение произведения­все стихотворение  проникнуто настроением « светлой печали». ­ Позднее это стихотворение Пушкин переадресовал Н.Н.Гончаровой? ­ Н.В.Гоголь писал о лирике Пушкина: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, всё просто…всё исполнено внутреннего блеска,  который раскрывается не вдруг; всё лаконизм, каким всегда бывает чистая  поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове  бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт…» Можно ли отнести его слова к стихотворению «На холмах Грузии лежит ночная  мгла…»? Почему? Вывод: Это произведение волнует нас не словесной красивостью, а глубиной мысли и  чувства, которое окрашено светлой грустью, выражено просто, тепло и чарующе  музыкально. В этом конкретном чувстве, принадлежащем поэту, каждый читатель узнаёт нечто ему близкое. ­Следующее знакомство  9.Сообщение ученика об А.А.Олениной. (Слайд 6). Выразительное чтение стихотворения « Я вас любил…» Анна Алексеевна Оленина ­ дочь президента Академии Художеств. В мае 1827 года Пушкин приезжает в Петербург и сразу же восстанавливает свои  связи с домом Олениных, где его принимают гостеприимно и дружелюбно.  Увлечение Пушкина Аннет Олениной было серьезным. Пушкин имел с Олениной  "тайные свидания" в летнем саду, навещал её в загородном имении Олениных ­  Приютино. В летние дни 1828 года, когда Пушкин самым серьёзным образом  подумывал о браке с Олениной, её отец узнаёт о решении Государственного  Совета учредить за Пушкиным секретный надзор. Его вывод однозначен: Аннет,  его дочь не может быть женою опального поэта. Чтобы рассорить Аннет с  Пушкиным, в ход была пущена интрига. В.Д.Полторацкая, тётка Олениной,  мечтая о браке своего брата с племянницей, сгущая краски, передаёт  непочтительные речи Пушкина о ней. Цель достигнута... Аннет возмущена, и отношение с семейством Олениных резко меняется к худшему. Пушкин остро  переживает своё неудачное сватовство. Но как бы ни складывались их отношения, Оленина была центральным образом его лирики 1828 года, это она вдохновила  поэта на создание одного из самых больших циклов любовных стихотворений,  среди них многократно положенное на музыку « Я вас любил…».                                                                  Я вас любил: любовь еще, быть может,                                                                  В душе моей угасла не совсем;                                                                  Но пусть она вас больше не тревожит;                                                                 Я не хочу печалить вас ничем.                                                               Я вас любил безмолвно, безнадежно,                                                               То робостью, то ревностью томим;                                                             Я вас любил так искренно, так нежно,                                                            Как дай вам бог любимой быть другим.  10.Анализ стихотворения « Я вас любил…». ­ О чем это стихотворение? Чем поражает оно нас? (Это признание поэта в  угасании любви, неизбежности расставания) ­Как вы восприняли заключительную строку? (Поэт сознательно побеждает  страсть, потому что покой любимой ему дорог: «Я не хочу печалить вас ничем».  Любимой женщине он желает полного счастья.) ­ В чём сила любви лирического героя? ( Он отпускает свою возлюбленную, не  желая ей зла) Вывод: Это стихотворение передает переживания лирического героя, который расстается с любимой женщиной. Это один из самых грустных моментов любви. Именно  тогда в человеке нередко просыпается обида, ревность, мстительность. Но ничего этого в стихотворении нет. Есть только вполне естественная печаль, вызванная  расставанием с женщиной, любовь к которой «угасла не совсем», благодарность  за те счастливые мгновения, которые она ему подарила, и искреннее пожелание  любимой женщине счастья и любви с другим.  Мы открываем самые прекрасные и самые трагические страницы в жизни  Пушкина. По шутливому признанию поэта, Гончарова была его сто тридцатой любовью. Но  те увлечения, те порывы страстей, которые волновали его раньше, не были тем  всеобъемлющим чувством, которое захватило его теперь. Бурно прожитая  молодость прошла, настала пора зрелости. Жажда семейного счастья владела им  в эти годы. Пушкин встретил Натали в декабре 1828 года. 11. Сообщение ученика о Н.Н.Гончаровой. (Слайд 7, 8, 9). Наталье Николаевне Гончаровой минуло только 16 лет, когда она впервые  встретилась с Пушкиным на одном из балов в Москве зимой 1829 года. Наталья Николаевна была скромна до болезненности: при первом знакомстве с  поэтом его знаменитость, властность не только сконфузили, а как­то даже  придавили ее. Она стыдливо отвечала на восторженные фразы, но эта  восторженная скромность только возвысила ее в глазах поэта. Наталья была действительно прекрасна. Все в ней было удивительно хорошо и  проникнуто глубокой порядочностью. Все было без всякой фальши. Вскоре  Пушкин сделал ей предложение, но получил неопределенный ответ; ему  напрямик не отказали, но велели повременить, так как дочь еще слишком молода. Отчаявшись, Пушкин в ту же ночь, в мае 1829 года, уехал в действующую армию  на Кавказ, где шла война России с Турцией.  Вернувшись в сентябре, Пушкин спешит к Гончаровой, но Наталья принимает его  холодно и безразлично, так что поэт, потеряв всякую надежду, отправляется в  Петербург. В марте он едет в Москву, а в апреле 1830 года вновь делает предложение и на  этот раз получает согласие родителей. 6 мая состоялась помолвка. Пушкин пережил много месяцев ожидания. Свадьба откладывалась то из­за  отсутствия приданного, то из­за неустроенности его материальных дел, по  которым он ездил в Болдино, то из­за вспыхнувшей холеры, задержавшей его  возвращение в Москву. И только 18 февраля 1831 года состоялось венчание  Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Николаевны Гончаровой. 12. Преподаватель: Поэт счастлив, вводя в свой дом красавицу­жену. Любовь открывает перед поэтом прелесть и богатство мира, формирует его идеал красоты, который замечательно воплотил Пушкин в стихотворении «Мадонна» ,  посвященном Наталье Гончаровой. В светлом, божественном лике, изображенном  на картине, поэт узнает прекрасные черты любимой женщины, он преисполнен  благодарности за эту встречу, которую даровала ему судьба..  13. Выразительное чтение стихотворения «Мадонна». (Слайд 9). 14. Анализ стихотворения «Мадонна». ­ Обратите внимание на форму этого стихотворения. (Количество строф,  рифмовка – это сонет). Вспомните, что это за жанр? ­Главные в смысловом отношении слова поэты обычно выносят в конец строки и  закрепляют их с помощью рифмы. Найдите главные слова во втором трёхстишии.  (Творец, образец, Мадонна.) ­ Мадонной католики называют Богородицу. Данное стихотворение дало повод  для обвинения поэта в кощунстве. Почему Пушкин так называет свою  возлюбленную? ­ Какую цель ставил перед собой поэт, обожествляя любимую? 15.Преподаватель. И современники, и потомки до сих пор ведут споры о роли Н.Н.Гончаровой в  жизни А.С.Пушкина: её обвиняют и оправдывают, упрекают и защищают, видят в  ней то «погубительницу», то ангела­хранителя. Где же можно найти истину о  жене поэта? Конечно же, в его письмах. … С твоим лицом ничто сравнить нельзя на свете – а душу твою люблю я  ещё более твоего лица…                                                                                               (21 августа 1833 года) …Конечно, друг мой, кроме тебя в жизни моей утешения нет – и жить с  тобой в разлуке так же глупо, как и тяжело…                                                                                                  (30 июня 1834 года.) … Я женат – и счастлив; одно желание моё, чтоб ничего в жизни моей не  изменилось – лучшего не дождусь…                                                                                                 (24 февраля 1831 года.) За 6 лет, которые они провели вместе,­ четверо детей, дом, семья. Перед смертью Пушкин скажет: «Жена моя – ангел».  16. Подведение итогов урока. Сегодня на уроке мы говорили о любовной лирике поэта и об её адресатах;  назвали всего четыре имени, на самом деле их гораздо больше. Но я надеюсь, что  у вас не создалось впечатление о Пушкине, как о человеке ветреном, не  способном на глубокое искреннее чувство. Ведь это совсем не так. Даже  современники и возлюбленные поэта это понимали. Одна из них,  М.Н.Волконская, писала: «Как поэт, он считал своим долгом быть влюблённым  во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался. В  сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал всё, что видел». Не забывайте о том, что истинная возлюбленная в жизни каждого поэта – это  Муза, покровительница его творческого гения.  17. Подведение итогов, выставление оценок.  Домашнее задание.  Стихотворение « Мадонна» выучить наизусть; письменно ответить на вопрос:   Как выражает поэт свой идеал счастья в стихотворении «Мадонна»?

Урок литературы на тему «Печаль моя полна тобою…»

Урок литературы на тему «Печаль моя полна тобою…»

Урок литературы на тему «Печаль моя полна тобою…»

Урок литературы на тему «Печаль моя полна тобою…»

Урок литературы на тему «Печаль моя полна тобою…»

Урок литературы на тему «Печаль моя полна тобою…»

Урок литературы на тему «Печаль моя полна тобою…»

Урок литературы на тему «Печаль моя полна тобою…»

Урок литературы на тему «Печаль моя полна тобою…»

Урок литературы на тему «Печаль моя полна тобою…»

Урок литературы на тему «Печаль моя полна тобою…»

Урок литературы на тему «Печаль моя полна тобою…»

Урок литературы на тему «Печаль моя полна тобою…»

Урок литературы на тему «Печаль моя полна тобою…»

Урок литературы на тему «Печаль моя полна тобою…»

Урок литературы на тему «Печаль моя полна тобою…»

Урок литературы на тему «Печаль моя полна тобою…»

Урок литературы на тему «Печаль моя полна тобою…»

Урок литературы на тему «Печаль моя полна тобою…»

Урок литературы на тему «Печаль моя полна тобою…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018