Рабочая программа по дисциплине "Литература"
Оценка 4.6

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Оценка 4.6
Документация +1
doc
русская литература
Взрослым
04.04.2018
Рабочая программа  по дисциплине "Литература"
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Литература», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образованияРабочая программа по литературе предназначена для студентов 1-го курса СПО
РП литература 2016.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 


АССОЦИАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

«ТЕХНИКУМ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММа

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОУД.02 «ЛИТЕРАТУРА»

 

для  специальностей СПО по укрупнённым группам направлений подготовки

380000 Экономика и управление

210000 Прикладная геология, горное дело,

нефтегазовое дело и геодезия

 

(технический и социально-экономический профиль)

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов 2016

 

         Рабочая программа учебной дисциплины разработана        на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой  специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) для специальностей 38.02.04 "Коммерция" (по отраслям), 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет" (по отраслям), 38.02.07 "Банковское дело" и 21.02.05 Земельно-имущественные отношения.

Организация-разработчик: АПОО «Техникум экономики и предпринимательства».

         Разработчики:  Никольская Н.Н., преподаватель высшей категории, к.ф.н.

 

Составлена в соответствии с

 ФГОС среднего общего образования

Зам. директора по УМР

_______________Старикова С.В.

«____» _______________2016 года

 

 

Одобрена цикловой комиссией                                                                                     

общих гуманитарных,

социально-экономических,

естественнонаучных и

математических дисциплин                 

Протокол № ______от_______  

Председатель цикловой комиссии

Зайцева Л.Ю.

 

           

                                                

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.     ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2.     СТРУКТУРА и  содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

6

3.     условия реализации  учебной дисциплины

 

20

4.     Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

23

 

 


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЛИТЕРАТУРА»

 

 

1.1. Область применения  рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы техникума (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальностям СПО    38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям), 38.02.04 Коммерция (по отраслям), 38.02.07 Банковское дело,  21.02.05 Земельно-имущественные отношения.

          Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

        Рабочая программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).

Рабочая программа может использоваться для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

 

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

-   развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

-    освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

-     совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

 

      Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

− эстетическое отношение к миру;

− совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

− использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

метапредметных:

− умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

− умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

− умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

предметных:

− сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

− сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

− знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

− владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы

 

 

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

      максимальной учебной нагрузки обучающегося  175часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  117 часов;

самостоятельной работы обучающегося  58 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

175

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:

 

     практические занятия

10

     контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

58

в том числе:

 

чтение   и интерпретация  обязательной литературы

40

выполнение творческих работ

18

Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачёта   

 

 


 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Литература»

              

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение. Раздел 1. Русская литература  первой  половины 19 века.

 

 

 

Тема 1.1. Общая характеристика русской классической литературы первой половины 19 века.

Содержание учебного материала:

Обзор культуры. Литературная борьба. Литературный процесс первой половины 19 века. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма. Творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя.

 

 

 

2

1

Самостоятельная работа обучающихся: составление хронологической таблицы.

1

 

Раздел 2. Русская литература второй половины 19 века.

 

 

 

Тема 1.1. Общая характеристика   русской литературы второй половины 19 века.

Содержание учебного материала:

Эпоха второй половины 19 века в России: общественная и культурная жизнь.

Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Периодизация общественной жизни России второй половины 19 века. Культурная  революция: развитие профессиональной музыки, бунт 14-ти художников.

 

 

 

2

 

 

 

 

2

Литературный процесс второй половины 19 века. Общая характеристика критического реализма.

Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Этапы развития реализма. Особенности реализма в России. Нравственные поиски героев.

Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика.

 

Самостоятельная работа обучающихся:  конспектирование, подготовка сообщений.

2

 

Тема 1.2. Жизнь и творчество И.С. Тургенева.

Биографические сведения. «Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ Базарова. Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя.

Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе.

Полемика вокруг романа. (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович).

Теория литературы: Развитие понятия о родах и жанрах литературы (роман). Замысел писателя и объективное значение художественного произведения.

Практическая работа №1 «Комплексный анализ X главы».

14

 

 

2

 

 

 

 

Самостоятельная работа обучающихся:   заполнение таблиц, составление опорного конспекта, тезисов ответа, выписка цитатных характеристик, подготовка сообщений по литературно-критическим статьям, домашнее сочинение.

6

 

Тема 1.3. А.Н.Островский.

Биографические сведения. Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского.

«Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Говорящие фамилии. Смысл названия.

Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры и противоречивость натуры. Образы Кабанихи и Дикого.

Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.

Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы.

Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев о драме «Гроза».

 

6

 

 

2

 

Самостоятельная работа обучающихся:  составление цитатного плана, подготовка выразительного чтения,  анализ статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве», домашнее сочинение-рецензия, подготовка сообщений о жизни и творчестве Н.Лескова.

5

 

Тема 1.4. Н.С.Лесков.

Биографические сведения. Тема праведничества в творчестве Н.Лескова. Русский национальный характер. Особенности сюжета повести. Характеристика купеческого сословия.  Уголовное дело или нравственное преступление? Символика финала.

2

 

2

 

Самостоятельная работа обучающихся:  чтение повести  «Леди Макбет Мценского уезда»,  составление развёрнутого конспекта, письменный ответ на вопросы.

3

 

Тема 1.5. И.А. Гончаров (обзорное изучение).

Сведения из биографии.

«Обломов». Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. Обломов. Противоречивость характера. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Решение автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына). Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху.

Роман «Обломов» в оценке критиков (Н. Добролюбова, Д. Писарева, И. Анненского и др.).

Теория литературы: социально-психологический роман.

 

4

 

 

1

 

Самостоятельная работа обучающихся:  выборочное чтение глав романа, подготовка сообщений о жизни и творчестве Ф.Тютчева, А.Фета, Н.Некрасова.

2

 

Тема 1.6. Лирика второй половины 19 века.

 

Биографические сведения. Философичность – основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.

Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета.

Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40-х–50-х и 60-х–70-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Разнообразие интонаций. Поэтичность языка. Интимная лирика.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни. Образ женщины в поэме. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Своеобразие языка. Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века.

Критики о Некрасове (Ю. Айхенвальд, К. Чуковский, Ю. Лотман).

Теория литературы: развитие понятия о народности литературы. Понятие о стиле. Поэма-эпопея.

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Практическая работа № 2 «Сопоставительный анализ стихотворений А.Фета и Ф.Тютчева.

1

 

Контрольная работа

2

 

Самостоятельная работа обучающихся:  реконструирование стихотворений, чтение наизусть, групповая работа, комплексный анализ стихотворения по выбору, чтение поэмы, составление хронологической ленты.

5

Тема 1.7. М.Е. Салтыков-Щедрин

 

Сведения из биографии.

Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.

Теория литературы: развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»).

3

 

 

 

 

2

Практическая работа №3 Комплексный анализ сказки «Премудрый пескарь»

1

 

 

Самостоятельная работа обучающихся:   написание рецензии или письма от лица одного из героев, оформление титульного листа сказки «Пропала совесть».

1

Тема 1.8. Ф.М. Достоевский

 

Сведения из биографии.

«Преступление и наказание». Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе.

Критика вокруг романов Достоевского (Н. Страхов, Д. Писарев, В. Розанов и др.).

Теория литературы: проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя. Полифонизм романов Ф.М. Достоевского.

 

8

 

 

2

 

Самостоятельная работа обучающихся:   составление схем, подготовка к ролевой игре, составление устного ответа, домашнее сочинение.

5

 

Тема 1.9. Л.Н. Толстой

 

Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя.

Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира». Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи. Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе.

Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма.

Идейные искания Толстого.

Мировое значение творчества Л. Толстого. Л. Толстой и культура XX века.

Теория литературы: понятие о романе-эпопее.

 

9

 

2

Практическая работа №4 «Анализ дневниковых записей Л.Н.Толстого».

1

 

 

Самостоятельная работа обучающихся:  составление тезисного плана-схемы, сопоставительный пересказ-анализ, составление сравнительной характеристики героев, домашнее сочинение. 

6

Тема 1.10. А.П.Чехов

 

Сведения из биографии.

Комедия «Вишневый сад». Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа в журналах. Чехов – репортер. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова.

Комедия «Вишневый сад». Драматургия Чехова. Театр Чехова – воплощение кризиса современного общества. «Вишневый сад» – вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. Чехов и МХАТ. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра.

Критика о Чехове (И. Анненский, В. Пьецух).

Теория литературы: развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок; пауз, переклички реплик и т.д.). Своеобразие Чехова-драматурга.

 

7

 

2

Практическая работа №5 «А.П.Чехов - человек, писатель, гражданин».

1

 

 

Самостоятельная работа обучающихся:   составление опорных конспектов, домашнее сочинение, подготовка докладов.

3

Раздел 2. Русская литература 20 века.

 

 

 

 

Тема 2.1.

 Концепция человека 20 века. Русская действительность и литературный процесс 20 века.

Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Неповторимость развития русской культуры. Живопись. Музыка. Театр. Феномен русского меценатства. Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе XX века. Общечеловеческие проблемы начала XX века в прозе и поэзии. Новаторство литературы начала XX века. Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет. Роль искусства в жизни общества. Полемика по вопросам литературы.

 

2

2

Тема 2.2.  А.И. Куприн, И.А.Бунин.

 

Биографические сведения. Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого. Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе. Поэтика И. А. Бунина.

«Гранатовый браслет». Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества. Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Символическое и реалистическое в творчестве Куприна.

 

3

 

 

 

 

 

2

Практическая работа №6 «Не сотвори себе кумира».

1

 

Тема 2.4.  А.М. Горький.

 

Сведения из биографии. Пьеса «На дне». Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения.

«На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького – драматурга. Горький и МХАТ. Горький – романист.

Критики о Горьком. (А. Луначарский, В. Ходасевич, Ю. Анненский).

Теория литературы: развитие понятия о драме.

 

3

 

2

Практическая работа №7 «Ницшеанские идеи в творчестве М.Горького».

1

 

 

Самостоятельная работа обучающихся: чтение пьесы, сопоставительный анализ образов,  домашнее сочинение.

3

Тема 2.5. Русский модернизм.

 

 

Обзор русской поэзии  конца XIX – начала XX в. Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил Кузмин др.; общая характеристика творчества (стихотворения не менее трех авторов по выбору).

Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века; формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов.

Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф. Анненский, М.И. Цветаева.

Символизм. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок).

 Акмеизм. Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н.С.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак).

Сведения из биографии. Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России. Поэма «Двенадцать»: Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.

Теория литературы: развитие понятия о художественной образности (образ-символ), развитие понятия о поэме.

Поэтическая новизна ранней лирики Маяковского: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных».

Теория литературы: традиции и новаторство в литературе. Новая система стихосложения. Тоническое стихосложение.

Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России в лирике Есенина. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов.

Теория литературы: развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности.

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа №8 «Анализ поэтического текста».

 

1

 

 

Самостоятельная работа обучающихся:  чтение наизусть, сочинение-миниатюра, подготовка сообщений.

4

Тема 2.6. Литература 20-30-х гг. 20 века.

 

Сведения из биографии.  «Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны. Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных людей. Отношение автора к героям романа. Честь – лейтмотив произведения. Тема Дома как основы миропорядка. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры. Революция в России и эксперимент профессора Преображенского: два плана повести «Собачье сердце».

Теория литературы: разнообразие типов романа в советской литературе.

Сведения из биографии Шолохова. Мир и человек в рассказах М. Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М. Шолохова.

Тема революции и гражданской войны  в «Донских рассказах». Реализация формулы «Брат на брата, сын на отца». Христианские ценности и будущее России.

«Поднятая целина». Тема коллективизации в романе. Роман о судьбах русского народа и казачества. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Образы Давыдова, Нагульнова и Размётнова. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя.

Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя.

 

8

 

 

2

 

Самостоятельная работа обучающихся:  составление аннотации на повесть, подготовка докладов, письменный анализ рассказа.

4

 

Тема 2.7. Литература военных лет  и «военная проза» .

 

Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи.

Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.

Публицистика военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой.

Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др.Повести и романы  В. Быкова, К Воробьёва, Ю.Бондарева. Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации в произведениях В.Быкова «Сотников».

 

3

2

Практическая работа №9 «Вечные темы в поэзии военных лет».

1

 

 

Самостоятельная работа обучающихся:  чтение наизусть,  рецензия на самостоятельно прочитанное произведение.

4

Тема 2.8. Литература 60-80-х гг.

 

Смерть И.В.Сталина. XX съезд партии. Изменения в общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов.

Отражение конфликтов истории в судьбах героев: П.Нилин «Жестокость», А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича», В.Дудинцев «Не хлебом единым...» и др.

Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Б.Ахмадуллиной, Е.Винокурова, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Б.Окуджавы и др. Развитие традиций русской классики в поэзии Н.Федорова, Н.Рубцова, С.Наровчатова, Д.Самойлова, Л.Мартынова, Е.Винокурова, Н.Старшинова, Ю.Друниной, Б.Слуцкого, С.Орлова, И.Бродского, Р.Гамзатова и др.

Размышление о прошлом, настоящем и будущем Родины, утверждение нравственных ценностей в поэзии Н. Рубцова.

 «Деревенская проза». Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного жизнью своей с землей, в произведениях Ф. Абрамова, М. Алексеева, С. Белова, С. Залыгина, В. Крупина, П. Проскурина, Б. Можаева, В. Шукшина и др.

 «Один день Ивана Денисовича». Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести. Мастерство А. Солженицына – психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя.

Авторская песня. Ее место в историко-культурном процессе (содержательность, искренность, внимание к личности). Значение творчества А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы и др. в развитии жанра авторской песни.

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

 

2

 

Практическая работа № 10 «Комплексный анализ текста».

1

 

 

Самостоятельная работа обучающихся:  рецензия на самостоятельно прочитанное произведение, пересказ-анализ повести, чтение наизусть, подготовка докладов.

4

Раздел 3. Современная литература.

 

Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями. Споры о путях развития культуры. Позиция современных журналов.

1

1

116-117 Дифференцированный зачёт.

 

2

 

Всего

175/117

 

 

 

 

 

 

 


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных дисциплин.

Оборудование учебного кабинета: портреты писателей, схемы и таблицы, учебники литературы, художественная литература.

Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон, аудио и видеозаписи.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для обучающихся

Художественные тексты

Литература ХIХ в.

И.А. Гончаров. Обломов.

Н.А. Некрасов. В дороге. Нравственный человек. Колыбельная песня. Тройка. Когда из мрака заблужденья… Вчерашний день, часу в шестом… Я не люблю иронии твоей… Мы с тобой бестолковые люди… Давно отвергнутый тобой… Школьник. Праздник жизни – молодости годы… Где твое личико смуглое… Внимая ужасам войны… Стихи мои, свидетели живые… В столицах шум, гремят витии… Что ты, сердце мое, расходилося… Поэт и гражданин. Размышления у парадного подъезда. Песня Еремушке. Рыцарь на час. Песни о свободном слове. Газетная. Умру я скоро… Ликует враг, молчит в недоуменье… Зачем меня на части рвете… Зеленый шум. Надрывается сердце от муки… Памяти Добролюбова. Не рыдай так безумно над ним… Пророк. Три элегии. Зине (Ты еще на жизнь имеешь право…). Угомонись, моя муза задорная… Зине (Двести уж дней…). Сеятелям. Музе. Друзьям. Горящие письма. Баюшки-баю. О муза, я у двери гроба… Коробейники. Железная дорога. Мороз – Красный нос. Дедушка. Русские женщины. Современники. Кому на Руси жить хорошо.

И.С. Тургенев. Отцы и дети.

А.Н. Островский. Свои люди – сочтемся. Бедная невеста. Бедность – не порок. Доходное место. Гроза. На всякого мудреца – довольно простоты. Горячее сердце. Бешеные деньги. Волки и овцы. Бесприданница. Лес. Без вины виноватые.

М.Е. Салтыков-Щедрин. История одного города. Господа Головлевы.  Сказки (3–4 по выбору).

Н.С. Лесков. Очарованный странник. Левша. «Леди Макбет Мценского уезда».

Ф.И. Тютчев. С поляны коршун поднялся… Весенняя гроза. Не то, что мните вы, природа... Есть в осени первоначальной… Цицерон. Фонтан. Не верь, не верь поэту, дева… Русской женщине. Эти бедные селенья… О, как убийственно мы любим… Последняя любовь. Весь день она лежала в забытьи… Накануне годовщины 4 августа 1864 г. Умом Россию не понять… Нам не дано предугадать… Я встретил вас…

А.А. Фет. На заре ты ее не буди… Поделись живыми снами… Шепот, робкое дыханье… Сияла ночь… Как беден наш язык… Я тебе ничего не скажу… Еще люблю, еще томлюсь…

Ф.М. Достоевский. Бедные люди. Белые ночи. Преступление и наказание.

Л.Н. Толстой. Детство. Отрочество. Юность. Казаки. Война и мир. Анна Каренина. Смерть Ивана Ильича. Крейцерова соната. Воскресение. После бала. Хаджи-Мурат.

А.П. Чехов. Смерть чиновника. Хамелеон. Унтер Пришибеев. Толстый и тонкий. Злоумышленник. Тоска. Горе. Враги. Степь. Скучная история. Дуэль. Попрыгунья. Душечка. Дом с мезонином. Палата № 6. Случай из практики. Мужики. В овраге. Человек в футляре. Крыжовник. О любви. Дама с собачкой. Ионыч. Невеста. Чайка. Три сестры. Дядя Ваня. Вишневый сад.

Литература конца ХIХ – начала ХХ в.

Л.Н. Андреев.  Стена. Баргамот и Гараська. Жизнь Василия Фивейского. Красный смех. Иуда Искариот. Рассказ о семи повешенных.

А.А. Ахматова. Сероглазый король. В Царском селе. Сжала руки под темной вуалью… Вижу выцветший флаг над таможней… Песня последней встречи. Прогулка. Все мы бражники здесь, блудницы... Проводила друга до передней… Мне голос был… Тайны ремесла. Есть в близости людей заветная черта... Петроград, 1919. Клятва. Мужество. Реквием.

К.Д. Бальмонт. Я мечтою ловил уходящие тени... Я вольный ветер… Ангелы опальные. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце... Я – изысканность русской медлительной речи... В домах. Я не знаю мудрости... Есть в русской природе усталая нежность...

А. Белый. Мои слова. В полях. Объяснение в любви. Заброшенный дом. Тройка. Отчаянье. Из окна вагона.

А.А. Блок. Возмездие. Соловьиный сад. Двенадцать. Лирика.

В.Я. Брюсов. Юному поэту. Грядущие гунны. Близким. Кинжал. Нам проба. К счастливым. Довольно. Ассарогадон. Конь блед. Каменщик. Работа. Принцип относительности.

И.А. Бунин. Солнечный удар. Чистый понедельник. Листопад. Антоновские яблоки. Деревня. Суходол. Господин из Сан-Франциско.

М. Горький. Макар Чудра. Старуха Изергиль. Челкаш. Скуки ради. Песня о Соколе. Двадцать шесть и одна. Фома Гордеев. Песня о Буревестнике. Мещане. На дне. Мать. Городок Окуров. Рассказы из сборника «По Руси». Несвоевременные мысли.

Н.С. Гумилев. Капитаны. Рабочий. Слоненок. Телефон. Заблудившийся трамвай. Озеро Чад. Жираф. Телефон. Юг. Рассыпающая звезды. О тебе. Дагомыс. Слово.

А.И. Куприн. Молох. Олеся. Поединок. Гамбринус. Белый пудель. Гранатовый браслет. Суламифь.

В.В. Маяковский. Я сам (автобиография). Послушайте! Мама и убитый немцами вечер. Гимн судье. Облако в штанах. Ода революции. Левый марш. О дряни. Прозаседавшиеся. Необычайное приключение… Окна РОСТА.

Д.С. Мережковский. Парки. Дети ночи. Двойная бездна. Молитва о крыльях. Чужбина – родина. Бог. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы.

М. Цветаева. Моим стихам, написанным так рано... Змея оправдана звездой... На плече моем на правом... Вот опять окно… Кто создан из камня, кто создан из глины… Белая гвардия, путь твой высок… Маяковскому. Если душа родилась крылатой… Мракобесие. Смерч. Содом. Вскрыла жилы: неостановимо... Уж сколько их упало в эту бездну... Поэма воздуха. Крысолов. Мой Пушкин.

 

Литература ХХ в.

М. Горький. Старуха Изергиль. Челкаш. Фома Гордеев. На дне.

В. Маяковский. Ночь. Из улицы в улицу. А вы могли бы? Несколько слов обо мне самом. Нате. Вам. Послушайте. Кофта фата. Адище города. Скрипка и немножко нервно. Левый марш. Приказ по армии искусства. Хорошее отношение к лошадям. Прозаседавшиеся. Лиличка! Любовь. Письмо товарищу Кострову... Письмо Татьяне Яковлевой. Уже второй должно быть ты легла... Про это. Хорошо! Во весь голос. Клоп. Баня.

С. Есенин. Поет зима – аукает… Выткался на озере алый свет зари... Шел Господь пытать людей в любови... Гой ты, Русь, моя родная... Письмо матери. Отговорила роща золотая... О Русь, взмахни крылами... Корова. Песнь о собаке. Устал я жить в родном краю... Я обманывать себя не стану... Я последний поэт деревни... Нивы сжаты, рощи голы... Да, теперь решено, без возврата... Мне осталась одна забава... Не жалею, не зову, не плачу... Я спросил сегодня у менялы... Шаганэ, ты моя, Шаганэ… Пускай ты выпита другим… Ты меня не любишь, не жалеешь... Собаке Качалова. Я иду долиной, На затылке кепи... Клен ты мой опавший, клен заледенелый... Мы теперь уходим понемногу… До свиданья, друг мой, до свиданья… Русь Советская. Русь уходящая. Письмо к женщине. Анна Снегина.

М. Булгаков. Белая гвардия. Собачье сердце. Мастер и Маргарита.

И. Бабель. Конармия.

А. Фадеев. Разгром. Молодая гвардия.

М. Шолохов. Тихий Дон. Судьба человека. Поднятая целина.

А. Ахматова. Сероглазый король. Сжала руки под темной вуалью… Как соломинкой, пьешь мою душу... Песня последней встречи. Вечером. В последний раз мы встретились тогда... Проводила друга до передней... Лучше б мне частушки задорно выкликать... Он любил... Я научилась просто, мудро жить... Все мы бражники здесь, блудницы… Смятение. Я пришла к поэту в гости… Думали: нищие мы… Не с теми я, кто бросил землю... Все расхищено, предано, продано... Реквием.

Б. Пастернак. Февраль. Достать чернил и плакать!.. Марбург. Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе… Весна. Август. Объяснение. Зимняя ночь. Гамлет. Нобелевская премия. На Страстной. Доктор Живаго.

М. Цветаева. Вы, идущие мимо меня... Моим стихам, написанным так рано... Уж сколько их упало в эту бездну… Никто ничего не отнял... Вчера еще в глаза глядел... Стихи к Блоку. Мне нравится, что вы больны не мною... Поэт. Диалог Гамлета с совестью. Все повторяю первый стих… Знаю, умру на заре...

М. Зощенко. Аристократка. Брак по расчету. Любовь. Счастье. Баня. Нервные люди. Кризис. Административный восторг. Обезьяний язык. Воры. Муж. Сильное средство. Галоша. Прелести культуры. Мещане. Операция. Мелкий случай. Серенада. Свадьба. Голубая книга.

А. Сурков. Бьется в тесной печурке огонь…

К. Симонов. Стихи из сб. «Война». С тобой и без тебя… Живые и мертвые (1-я книга).

А. Твардовский. Я убит подо Ржевом... В тот день, когда окончилась война… Василий Теркин. За далью – даль.

М. Исаковский. Враги сожгли родную хату... Летят перелетные птицы... В лесу прифронтовом. Катюша.

В. Некрасов. В окопах Сталинграда.

А. Солженицын. Один день Ивана Денисовича. Матренин двор. Крохотки.

В. Гроссман. Жизнь и судьба.

Ю. Бондарев. Горячий снег.

В. Васильев. А зори здесь тихие.

В. Быков. Сотников. Знак беды.

В. Астафьев. Царь-рыба (рассказы «Капля», «Уха на Боганиде», «Царь-рыба», «Сон о белых горах» и др.). Прокляты и убиты.

В. Шукшин. Чудик. Микроскоп. Сапожки. Забуксовал. Срезал. Крепкий мужик. Ораторский прием. Верую. Мастер. Танцующий Шива. Калина красная.

В. Белов. Привычное дело.

В. Распутин. Прощание с Матерой. Нежданно-негаданно.

Ю. Трифонов. Обмен.

В. Маканин. Полоса обменов. Кавказский пленный.

Л. Петрушевская. Время – ночь. Три девушки в голубом.

Т. Толстая. Рассказы.

Ю. Домбровский. Факультет ненужных вещей.

В. Ерофеев. Москва – Петушки.

С. Довлатов. Чемодан.

Н. Рубцов. Подорожник.

Д. Самойлов. Голоса за холмами.

И. Бродский. Часть речи.

Ю. Кузнецов. После вечного боя.

А. Вампилов. Утиная охота. Провинциальные анекдоты.

 

Учебники и учебные пособия

1.Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2012.

2.Русская литература XX века: Учебное пособие / Е.С. Роговер. - 2-e изд., доп. и перераб. - М.: Форум; СПб.: САГА, 2012. - 496 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91134-187-9

3.Русская и зарубежная литература: Учебник / Под ред. проф. В.К. Сигова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 512 с.: 60x90 1/16. - (Среднее профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-16-004520-7

4.Уроки поэзии: Поэтические шедевры русских поэтов XVIII - XIX вв.: Учебное пособие / Г.А. Обернихина, В.А. Обернихин. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 464 с.: 60x90 1/16. - (Среднее профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-16-004784-3

5. Русская и зарубежная литература: Учебник / Под ред. проф. В.К. Сигова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 512 с.

6. Русская литература ХIХ века. 1890–1870 [Электронный ресурс] : учеб. пособие / под ред. С.А. Джанумова, Л.П. Кременцова.– 3-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2011. – 288 с.

7. История русской литературы XX века: Учебник / В.Д. Серафимова. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013.

Для преподавателей

История русской литературы XIX в., 1800–1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. – М., 2000.

История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2001.

История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. – М., 2001.

Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. – М., 2002.

Литературные манифесты от символизма до наших дней. – М., 2000.

Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. – М., 2003.

Михайлов О. Жизнь Бунина. – М., 2002.

Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в.  – М., 2001.

Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2001.

Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2002.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н.   – М., 2001.

Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 2001.

Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2000.

Тимина С.И. Русская проза конца ХХ в. – М., 2001.

 

Интернет-ресурсы:

1. http://feb-web.ru/ (электронная библиотека)

2. http://www.rvb.ru/ (русская виртуальная библиотека)

3. http://www.pushkinskijdom.ru/ (сайт содержит список изданий литератур)

4. http://teneta.rinet.ru/rus/ee/egorova-lp_chekalov-pk_historia_russkoi_literatury.html(список литературы)

 

 

 

 

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических  занятий, контрольных работ, уроков развития речи, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

 

знать/понимать:

·                образную природу словесного искусства;

·                содержание изученных литературных произведений;

·                основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIXXX вв.;

·                основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

·                основные теоретико-литературные понятия;

 

уметь:

·                воспроизводить содержание литературного произведения;

·                анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

·                соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

·                определять род и жанр произведения;

·                сопоставлять литературные произведения;

·                выявлять авторскую позицию;

·                выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

·                аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

·                писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

·                участия в диалоге или дискуссии;

·                самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

·                определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

·                определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

 

 

 

 

Тестирование, подробный и выборочный пересказ, терминологический диктант, лекция-провокация, диагностическая работа, фронтальный опрос, индивидуальный ответ у доски.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплексный анализ текста, сочинение, составление тезисного  плана,  подготовка монологических высказываний, практическая работа, написание рецензии, выписывание цитатных характеристик, подготовка сообщений, докладов, индивидуальный и фронтальный опрос, тестирование.

 

 

 

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка докладов, реферирование и конспектирование материала, презентации, практическая работа, фронтальный опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа, чтение текстов по выбору, домашнее сочинение,  подготовка докладов, реферирование и конспектирование материала, презентации

 

 

 


Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа  по дисциплине "Литература"

АССОЦИАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

АССОЦИАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований

СОДЕРЖАНИЕ стр

СОДЕРЖАНИЕ стр

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИТЕРАТУРА» 1

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИТЕРАТУРА» 1

Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: • личностных : − сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного…

Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: • личностных : − сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного…

Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 175часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов; самостоятельной работы…

Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 175часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов; самостоятельной работы…

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература»

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература»

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература»

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература»

Самостоятельная работа обучающихся : чтение повести «Леди

Самостоятельная работа обучающихся : чтение повести «Леди

Поэма-эпопея. 9 2

Поэма-эпопея. 9 2

Страдание и очищение в романе

Страдание и очищение в романе

Тема 1.10. А.П.Чехов Сведения из биографии

Тема 1.10. А.П.Чехов Сведения из биографии

Тема 2.2. А.И. Куприн, И.А.Бунин

Тема 2.2. А.И. Куприн, И.А.Бунин

Тема 2.5. Русский модернизм.

Тема 2.5. Русский модернизм.

Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта

Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта

Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя

Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя

Тема 2.8. Литература 60-80-х гг

Тема 2.8. Литература 60-80-х гг

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа  по дисциплине "Литература"

УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Крыжовник. О любви. Дама с собачкой

Крыжовник. О любви. Дама с собачкой

Я обманывать себя не стану...

Я обманывать себя не стану...

Д. Самойлов . Голоса за холмами

Д. Самойлов . Голоса за холмами

Контроль и оценка результатов освоения

Контроль и оценка результатов освоения

XIX – XX вв.; · основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; · основные теоретико-литературные понятия; уметь: · воспроизводить содержание литературного произведения; · анализировать…

XIX – XX вв.; · основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; · основные теоретико-литературные понятия; уметь: · воспроизводить содержание литературного произведения; · анализировать…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2018