Методический ликбез: технология развития критического мышления
Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
русская литература +2
Взрослым
18.03.2018
Предложенный материал предназначен для формирования представлений об инновационных технологиях у молодых учителей. Кратко, конспективно излагается суть технологии, ее основные цели, задачи, приемы. материал поможет сориентироваться в огромном количестве публикаций на данную тему, составить "дорожную карту" изучения проблем формирования критического мышления.
Технология развития критического мышления.doc
Технология развития критического мышления
Технология развития
(целостная система, формирующая навыки работы с информацией через чтение и письмо)
критического
мышления (ТРКМ)
Основные стадии (фазы) урока
Iстадия (фаза) Вызов
пробуждение имеющихся знаний,
создание ассоциаций, мотивация к
получению новой информации
II стадия (фаза) Осмысление
осмысление содержания,
получение новой информации
III стадия (фаза) Рефлексия
(размышление)
анализ, интерпретация, рождение
нового знания
Возможные приёмы и
методы
Возможные приёмы и
методы Методические приемы
Возможные приёмы и
методы
Парная мозговая атака
Групповая мозговая атака
Ключевые термины
Инсертсистема
маркировки текста
Творческие работы
(эссе, синквейны)
Таблица «ЗХУ»
Таблица «тонких» и
«толстых» вопросов
Концептуальная таблица
Плюсминусвопрос
Верные и неверные
утверждения
Двухчастный и трехчастный
дневник
Бортовой журнал
Корзина идей
Кластер
Шесть шляп мышления
Круглый стол
Дискуссия
«РАФТ» Технология развития критического мышления, направленная на формирование базовых мыслительных навыков
человека в открытом информационном пространстве и применение этих навыков на практике, была разработана в 90е
годы XX века американскими учёными преподавателями Хобарт и Вильям Смит Колледжа и Университета штата
Северная Айова (К.Мередит, Ч.Темпл, Дж.Стил). Уже в 1997 году с перспективной технологией, дающей возможность
наконец ответить на вопрос «как научить мыслить», начали работать и наши педагоги. Российские исследователи
(М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.) традиционно связывают развитие критического мышления с проблемным
обучением.
Цель, задачи: развитие критического рефлексивного мышления, интеллектуальных способностей ученика,
позволяющих ему учиться самостоятельно; развитие когнитивных и метакогнитивных умений высокого уровня, жизненно
необходимых мыслительных навыков (умение работать с информацией, анализировать различные стороны явлений,
выявлять главное и второстепенное, принимать взвешенные решения…) через новую версию формулировки общеучебных
достижений – предметных, метапредметных, личностных. Формирование навыков работы с информацией через чтение и
письмо; пробуждение исследовательской, творческой активности; предоставление условий для осмысления материала и
обобщения приобретённых знаний.
Технология развития критического мышления формирует базовые мыслительные навыки человека в открытом
информационном пространстве и учит применять эти навыки на практике. Чтение и письмо являются главными
процессами, с помощью которых мы получаем и передаем информацию. Все методы развития критического мышления
основаны на вдумчивом продуктивном чтении, в ходе которого человек учится подвергать анализу и ранжированию всю
полученную информацию.
Ключевыми требованиями к личности педагога можно назвать осознание собственного педагогического опыта,
наличие четких критериев успешности собственной педагогической деятельности; восприимчивость к инновациям,
современном образовании; умение планировать, конструировать и структурировать образовательный процесс,
корректировать цели и способы, стратегии и методы образовательной деятельности; умение создавать адекватную
обратную связь в системе «учитель – ученик», вооружить учащихся методами рефлексии собственной учебной деятельности;
способность оценивать успешность собственной деятельности с позиций ученика.
Основные понятия и термины:
Критическое мышление, проблемное обучение, рефлексия, метакогнитивные умения, метапредметные навыки, чтение,
письмо, приемы конспектирования, интерпретации, обработки текста
Приемы, методы, стратегии
Парная мозговая атака
Групповая мозговая атака
Ключевые термины
Свободное письменное задание
Таблица «ЗХУ»
Плюсминусвопрос
Верные и неверные утверждения
Корзина идей
Кластер
Инсерт
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов
Чтение с остановками
Денотатный граф
Дерево предсказаний
Шесть шляп мышления
Двухчастный дневник
Трехчастный дневник
Синквейн
Эссе
РАФТ Дискуссия
Концептуальное колесо
Стратегия «Фишбон».
Стратегия «Идеал»
Методический ликбез: технология развития критического мышления
Методический ликбез: технология развития критического мышления
Методический ликбез: технология развития критического мышления
Методический ликбез: технология развития критического мышления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.