14 урок, 8 класс
Учитель: Брух Т.В.
Дата:_________
Тема урока: «Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритма».
Цель урока: Формирование знаний об алгоритмах и способах записей алгоритмов. Формировать умение быстро и точно определять типы алгоритмических конструкций.
Задачи урока:
Предметные:
· Познакомить со способами записи алгоритма.
· Научить записывать алгоритм
Метапредметные:
· развивать познавательный интерес;
· развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, абстрагироваться, синтезировать знания, полученные на различных предметах.
Личностные:
· воспитывать стремление к получению новых знаний, обобщению знаний из различных областей жизни;
· воспитывать коммуникативные качества, умение слушать;
· воспитывать культуру межличностных взаимоотношений, аккуратность в работе, трудолюбие.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие, отметка отсутствующих
2. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания
Алгоритм по фигурам с карточки
Вспомните, что изучали мы, занимались на прошлом уроке?
Изучали алгоритмы, исполнитель алгоритма
Давайте вспомним, что же такое алгоритм?
Алгоритм – это строго определенная конечная последовательность обязательных к выполнению действий, ведущая к результату.
Нам часто встречаются алгоритмы в жизни? Да
Приведите примеры алгоритмов? 2 – 3 примера.
Кто может быть исполнителем алгоритма?
Человек, животное, техническое устройство.
«Алгоритм» открывания двери.
· Достать ключ из кармана
Каков будет результат после выполнения последовательности действий? Почему дверь не откроется?
3. Объяснение нового материала
Свойства алгоритма:
1.Универсальность (массовость) - применимость алгоритма к различным наборам исходных данных.
2.Дискретность - процесс решения задачи по алгоритму разбит на отдельные действия.
3.Конечность - каждое из действий и весь алгоритм в целом обязательно завершаются.
4.Результативность - по завершении выполнения алгоритма обязательно получается конечный результат.
5.Выполнимость (эффективность) - результата алгоритма достигается за конечное число шагов.
6.Детерминированность (определенность) - алгоритм не должен содержать предписаний, смысл которых может восприниматься неоднозначно. Т.е. одно и то же предписание после исполнения должно давать один и тот же результат.
7.Последовательность – порядок исполнения команд должен быть понятен исполнителю и не должен допускать неоднозначности.
С помощью чего записан алгоритм? С помощью слов.
Какими еще способами записать алгоритм? Графическим, программирование
Классы алгоритмов.
1.вычислительные алгоритмы, работающие со сравнительно простыми видами данных, такими как числа и матрицы, хотя сам процесс вычисления может быть долгим и сложным;
2.информационные алгоритмы, представляющие собой набор сравнительно простых процедур, работающих с большими объемами информации (алгоритмы баз данных);
3.управляющие алгоритмы, генерирующие различные управляющие воздействия на основе данных, полученных от внешних процессов, которыми алгоритмы управляют.
По типу передачи управления алгоритмы бывают: основные (главные выполняемые программы) и вспомогательные (подпрограммы).
Для задания алгоритма необходимо описать следующие его элементы:
1.набор объектов, составляющих совокупность возможных исходных данных, промежуточных и конечных результатов;
2.правило начала;
3.правило непосредственной переработки информации (описание последовательности действий);
4.правило окончания;
5.правило извлечения результатов.
Способы описания алгоритмов.
1. Символьный, когда алгоритм описывается с помощью специального набора символов (специального языка).
1. Словесная форма записи алгоритмов обычно используется для алгоритмов, ориентированных на исполнителя-человека. Команды такого алгоритма выполняются в естественной последовательности, если не оговорено противного.
2. Графическая запись с помощью блок-схем осуществляется рисованием последовательности геометрических фигур, каждая из которых подразумевает выполнение определенного действия алгоритма. Порядок выполнения действий указывается стрелками. Графическая запись алгоритма имеет ряд преимуществ: каждая операция вычислительного процесса изображается отдельной геометрической фигурой и графическое изображение алгоритма наглядно показывает разветвления путей решения задачи в зависимости от различных условий, повторение отдельных этапов вычислительного процесса и другие детали.
3. Язык программирования
Виды блоков.
3 способа записи алгоритма
Задание. Найти путь s при известной скорости v и времени t.
I способ |
II способ |
III способ |
Чтобы определить путь нужно сначала определить скорость и время, затем перемножить значения этих величин
|
|
Язык программирования |
1.Определить значение v 2.Определить значение t 3.Вычислить s= v*t 4. Сообщить результат |
Давайте подумаем, какие названия имеют способы записи алгоритмов.
· Словесный способ (построчная запись)
· Графический способ (на языке блок-схем), пронумерованные картинки.
· Алгоритмические языки (на формальном языке) – школьный алгоритмический язык или языки программирования.
4. Практическая работа
Работа за ПК + придумать 2 своих алгоритма из 7 шагов. Работаем в текстовом редакторе
Учитель проверяет работу учеников, которые завершили работу, и выставляет оценки.
5. Подведение итогов, домашнее задание.
Теория + составить 2 алгоритма словесных и к ним блок схемы (7 действий)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.