Свойства поверх слоя жидкости_Смачивание,капилярные явления_КС

  • docx
  • 04.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Свойства поверх слоя жидкости_Смачивание,капилярные явления_КС.docx

План урока

 

Раздел долгосрочного плана: 10.2 D Жидкие и твердые тела

Школа:  

Дата:

ФИО учителя:

Класс:  10

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Поверхностное натяжение жидкости. Смачивание, капиллярные явления

Цели обучения, которые достигаются на данном  уроке (ссылка на учебную программу)

10.2.4.2 – объяснять природу поверхностного натяжения и роль капиллярного явления в повседневной жизни;

Цели урока

Учащиесясмогут:

- знать и объяснять природу поверхностного  натяжения жидкости;

- знать и объяснить капиллярный эффект;

-     называть свойства поверхностного слоя жидкости;

-  различать смачивающую и не смачивающую жидкость

-  привести примеры из повседневной жизни;

- проводят исследование по данной теме

Критерии успеха

Учащиеся:

- знают и объясняют природу поверхностного  натяжения жидкости;

- знают и объясняют капиллярный эффект;

-  различают смачивающую и не смачивающую жидкость

-  приводят примеры из повседневной жизни;

- знают и применяют формулу для решении задач;

-     называют свойства поверхностного слоя жидкости;

проводят эксперименты по определению поверхностного натяжения

Языковые цели

 

Лексика и терминология, специфичная для предмета:

Поверхностный слой жидкости, капилляры, смачивание, энергия, сила поверхностного натяжения, коэффициент поверхностного натяжения.

Полезные выражения для диалогов и письма:

Поверхностное натяжение возникает из-за направления ...

Чем меньше размеры системы, тем больше ......

Вода пытается сформировать форму с наименьшим ............

Смачивание - это способность жидкости поддерживать контакт с ......... в результате межмолекулярных взаимодействий, когда .......

Поверхностное натяжение обычно выражается в ...... (единица СИ).

Привитие ценностей

 

 

Уважение и сотрудничество:

  1. Учитель создает благоприятную, доброжелательную атмосферу для взаимодействия
  2. Учитель и ученики совместно определяют цели, критерии, правила работы в группах.

3.      Ученики содержат в порядке рабочее место

Обучение на протяжении всей жизни.

4.      Ученики добывают информацию самостоятельно.

  1. Знают и понимают цели урока. Понимают для чего нужны данные знания.

Межпредметные связи

Математика, химия, биология

Навыки использования ИКТ

-

Предварительные знания

Учащиеся должны вспомнить строение вещества в 7 классах, взаимодействие и силы притяжения молекул в 8 классах.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

 

Ресурсы

Начало урока

0-2 мин

(W) Организационный момент.

Учитель и учащиеся приветствуют друг друга. Создается благоприятная атмосфера в классе.

 

Проверка готовности к уроку учащимися.

 

Середина урока

2-7 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5-12 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12-14 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14-22 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22-38 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(W) Стадия вызова

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

1.Приведите примеры на смачивания и несмачивания

2.Должны ли смазочные жидкости смачивать трущиеся детали?

3.Как связана высота подъема жидкости в стеклянном капилляре с диаметром капилляра.

4.Зависит высота капиллярного подъема жидкости от температуры? Если зависит, то каким образом?

 

(W)Учитель и учащиеся определяют цели урока и критерии  успеха для данного урока.

 

Актуализация знаний

(G)Предложите учащимся  работоть в парах с опорными конспектами. Они могут обсудить в парах и делать некоторые заметки в тетрадь

Опорные конспекты  по Bilimland

 

(G) (E) Предложите учащимся в малых группах или в

парах проделать простые эксперименты на тему «Поверхностное натяжение жидкости. Смачивание, капилярные явления».

 

 

 

1-группа:  Определение  площади поверхности  и длины окружности мыльной пленки.

Ход эксперимента:  Возьмите  проволочные рамки и отпускаем в мыльный раствор. Аккуратно поднимая проволочную рамку,  наблюдаем за натяжением жидкости.

 

2-группа: Уменьшение силы  поверхностного  натяжения.

Оборудование и реактивы: молоко, краска гуашь, ватная палочка, средство для мытья посуды.

Окрашиваем молоко в разные цвета, затем в молоко опускаем ватную палочку, намоченную средством для мытья посуды.

-Что происходит? Объясните наблюдаемое явление. 

 

3-группа:  Капли воды на  муке.

Оборудование и реактивы: чашка с мукой, пипетка,  вода.

Нанесите капли воды пипеткой на муку.

-Что вы наблюдаете?

 

4-группа: Скрепки на стакане

 Оборудование: Стакан , колба с водой и скрепки. Наполнить стакан водой до краев Положите скрепки постепенно. Почему вода не выливается?

 

5-группа: Песок в трубке

Оборудование: 3 пластиковых стаканов, трубка а разного  диаметра с открытыми концами 3 шт, песок, вода, шприц. Поместите трубки в пластиковые стаканы  до дна трубки и положите песок в равных количествах. Залейте воду в  трубки со шприцом в равных количествах..

-Что вы наблюдали?

 

 

(W) Попросите учащихся  сделать вывод и объяснять исследование другим группам.  Каждой группе  дается   4 минуты. Они могут использовать доску, написать формулы, нарисовать графики всему классу.

 

(G)(E) Дифференциация.Наиболее сильным учащимся предложите выводить формулы.

Учитель может дополнить информацию и поощрать учеников.

 

(W)Обьяснение учителя. Используя презентацию  PowerPoint объясняет новый материал.

 

(I)(f) Решение задач. После выполнении задач ученики могут проверять друг-друга. Ответы прилагаютя.\

 

(Р)Закрепление материала

(W) Учитель задает несколько  вопросов ученикам

  • Какое явление называется поверхностным натяжением?
  • Где можно наблюдать явление поверхностное натяжение?
  • Чтотакоекапиллярныеявления?
  • Смачивает ли вода перья уток?
  • Для удаления жирных пятен ткань проглаживают горячим утюгом, подложив под неё лист бумаги. Почему жир при этом впитывается в бумагу, а не расходится по ткани?

 

 

Занимательные опыты про поверхностное натяжение:

https://www.youtube.com/watch?v=WsksFbFZeeU

Поверхностное натяжение и капиллярный эффект:
https://www.google.kz/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&

Измерение поверхностного натяжения:
http://agym.spbu.ru/docs/phys_10_8.doc

 

 

 

 

https://bilimland.kz/ru/courses/physics-ru/molekulyarnaya-fizika/svojstva-gazov-zhidkostej-i-tverdyx-tel/lesson/poverxnostnoe-natyazhenie-zhidkosti

 

https://bilimland.kz/ru/courses/physics-ru/molekulyarnaya-fizika/svojstva-gazov-zhidkostej-i-tverdyx-tel/lesson/smachivanie-kapillyarnye-yavleniya

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация

 

Дидактический материал

 

Приложение 

Конец урока

38-40 мин

 

(І)Рефлексия

(I)Домашнее задание

1. Оцените, каким должно быть ускорение свободного падения, чтобы человек мог ходить по воде в не смачиваемой водой обуви?

Прием рефлексии «Аргументация своего ответа»

1.На уроке я работал……..потому что………

2.Своей работой на уроке я………

3.Урок для меня показался…….

4.За урок я…..

5.Мое настроение……..

6.Материал урока мне был………

 

Стикеры

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности


Все учащиеся различают структуру кристаллических и аморфных тел, указывают на разницу в свойствах данных тел, воспроизводят знания по понятиям из раздела деформация тел, могут описывать диаграмму растяжение

Большинство учащихся сравнивают свойства кристаллических и аморфных тел как со стороны физики, так и со стороны химии. Решают задачи среднего уровня.

Некоторые учащиеся самостоятельно описывают диаграмму растяжение  и решают задачи повышенного уровня без или с минимальной помощью учителя

(1)   Групповая работа – работа учащихся в группе, их вовлеченность и вклад в создании постера, выступление с речью

(2)   Лабораторная работа –умение интерпретировать полученные данные и анализировать последовательность действий.

(3)   Работа с таблицей – правильное заполнение таблицы и просмотр самооценивания учащихся

(4)   Решение задач – оценивается понимание и знание формул при решении задач

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техники безопасности на данном уроке.  

 

Рефлексия по уроку

 

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. 

 

Общая оценка

 

 

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

 

                                                                                                                                                                        


 

Скачано с www.znanio.ru