Тема № 1. СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ, БИОЛОГИЧЕСКИЕ
НАУКИ, УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ
ПЛАН:
1. Биология как наука.
2. Свойства живых организмов.
3. Уровни организации жизни.
4. Методы биологии.
5. Клеточная теория.
1. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.
БИОЛОГИЯ - ___________________________________________________________
________________________________________________________________________
Системы биологических наук:
Наука |
Что изучает |
Примеры, ученые - основатели наук |
• Науки, изучающие систематические группы живых организмов |
||
Систематика |
наука о видовом разнообразии, распределении и описании современных и вымерших группах организмов |
Введение бинароной номенклатуры Карлом Линнеем |
Вирусология |
наука о вирусах; |
|
Микробиология |
наука о микроорганизмах; |
Открытие туберкулёзной палочки Робертом Кохом |
Микология |
наука о грибах; |
|
Ботаника (фитология) |
наука о растениях; |
Альгология – о водорослях, Лихенология – о лишайниках, Бриология – о мхах, Дендрология – о древесных растениях |
Зоология |
наука о животных; |
Орнитология – о птицах, Арахнология – о паукообразных, Гельминтология – о паразитических червях, Энтомология – о насекомых, Ихтиология – о рыбах и бесчелюстных, Этология – наука о поведении животных |
Антропология |
наука о человеке. |
Происхождение и развитие человека |
• Науки, изучающие разные уровни организации всего живого: |
||
Анатомия |
наука о внутреннем строении. |
Строение печени |
Морфология |
наука о внешнем строении |
Строение организма Ромашки полевой |
Физиология |
наука о жизнедеятельности целостного организма и его частей. Подразделы: физиология растений, животных, человека; |
Проведение нервного импульса; Выработка условного рефлекса |
Генетика |
наука о наследственности и изменчивости организмов. |
Наследование генов, отвечающих за окраску плода |
• Науки, изучающие структуру, свойства и проявления коллективной жизни живых организмов: |
||
Экология |
наука об отношениях живых организмов между собой и окружающей их средой; |
Пищевые цепи, влияние факторов окружающей среды на численность популяции зайца |
Биогеография |
наука о закономерностях географического распространения живых организмов.
|
Распространение сумчатых млекопитающих |
• Науки о развитии живой материи: |
||
Онтогенез (биология индивидуального развития) |
наука о развитии живого организма от момента его зарождения до смерти; |
Метаморфозы насекомых, развитие лягушки |
Эмбриология |
наука, изучающая развитие эмбрионов (начальный этап онтогенеза). |
Зародыши позвоночных животных |
Эволюционное учение |
наука об историческом развитии живой природы; |
Процессы экологического и географического видообразования |
Филогения |
наука о конкретных путях и этапах исторического развития живой материи на нашей планете |
|
Палеонтология |
наука о развитии жизни в прошлые геологические времена. |
Изучение ископаемых остатков |
• Науки, использующие различные методы исследований: |
||
Селекция |
наука о методах создания новых и улучшения существующих пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов. |
|
Биохимия |
наука о химических веществах и процессах в живых организмах; |
|
Биофизика |
наука о физических и физикохимических явлениях в живых организмах. |
Явление осмоса и диффузии в клетках |
• Прикладные науки: |
||
Биотехнология |
совокупность методов получения полезных для человека продуктов и явлений с помощью живых организмов; |
Получение растения с генетически изменёнными признаками |
Бионика |
разработка технических устройств по подобию живых систем, растениеводство, животноводство, ветеринария и др. |
|
Растениеводство \ Животноводство |
разработка технологий выращивания с\х растений \ животных; |
|
Агробиология |
принципы применения основных биологических закономерностей в практике сельскохозяйственного производства. |
Изучение взаимодействия культурных дикорастущих растений в агроценозе |
Гигиена |
раздел медицины, изучающий влияние жизни и труда на здоровье человека и его сохранение |
Основатель Э.Г. Геккель |
|
2. СВОЙСТВА/ ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ |
|
|
Свойство |
Характеристика |
||
1) Раздражимость |
Способность организма реагировать на внешние и внутренние раздражители (рефлексы - у животных; тропизмы, таксисы и настии - у растений); |
||
2) Рост и развитие |
Все организмы растут в течение своей жизни; Под развитием понимают как индивидуальное развитие организма (онтогенез), так и историческое развитие живой природы (филогенез). |
||
3) Приспособленность (адаптации) |
В процессе исторического развития и под действием естественного отбора организмы приобретают приспособления к условиям окружающей среды. Организмы, не обладающие необходимыми приспособлениями, вымирают. |
||
4) Единство химического состава |
В состав организма входят соединения углерода – белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. В неживой природе эти соединения не образуются. Основные органогены – С, О, N и Н. |
||
5) Саморегуляция |
Поддержание постоянства внутренней среды организма (гомеостаза). |
||
6) Клеточное строение |
Все существующие на Земле организмы состоят из клеток. Исключение - вирусы, проявляющие свойства живого только в других организмах |
||
7) Изменчивость |
Способность организмов приобретать новые признаки и свойства в результате влияния внешней среды и изменений наследственного аппарата. |
||
8) Наследственность |
Способность организма передавать свои признаки из поколения в поколение с помощью носителей информации – молекул ДНК и РНК. |
||
9) Самовоспроизведение (размножение) |
Способность живых систем воспроизводить себе подобных. В основе лежит процесс удвоения молекул ДНК с последующим делением клеток. |
||
10) Обмен веществ и энергии |
Свойство всех живых систем связанное с постоянным поступлением энергии извне и удалении продуктов жизнедеятельности. |
||
11) Дискретность и целостность |
Живая система состоит из отдельных частей. При взаимодействии отдельных частей образуется целая система. |
||
3. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ
Уровень организации (примеры) |
Характери стика |
Компонент ы |
Процессы |
Науки изучающ ие уровень |
Примеры из зааний |
1. Молекулярногенетический (гены, молекулы, вирусы) |
Все организмы состоят из молекул. |
Отдельные биополиме ры (ДНК, РНК, белки, липиды, углеводы); |
Репликация, рекомбинац ия, репарация, транскрипци я, трансляция, рецепция. |
Биохимия, биофизика , молекуляр ные биология и генетика |
Нуклеиновые кислоты, белки клетки; Молекула иРНК; Генные мутации |
2) Клеточный (клетка, бактерии, одноклеточные) |
Основной уровень жизни, т.к. клетка – структурна я и функционал ьная единица всех организмов |
Комплексы молекул химических соединений и органоиды клетки |
Регуляция химических реакций; деление клеток; биосинтез, фотосинтез; |
Цитология , цитогенет ика, эмбриолог ия, микробио логия |
Строение эритроцита; Хлоропласт; Хромосомные мутации |
3) Тканевый (ткань) |
Ткани растений и животных (группы клеток, сходных по строению, происхожде нию и выполняем ым функциям) |
Клетки, сходные по строению и функциям + межклеточн ое вещество |
Обмен веществ; раздражимо сть, рост, регенерация. |
Анатомия, физиологи я |
Многослойны й эпителий |
4) Органный (органы) |
Органы и системы органов состоящие из различных тканей и выполняющ их сходные функции |
Ткани разных типов входят в состав органов |
Пищеварени е; газообмен; транспорт веществ; движение и др. |
Анатомия, физиологи я |
Сердце кошки; Работа мышцы |
5) Организменный(о рганизм \ особь) |
Отдельная особь (в т.к. одноклеточ ные и бактерии) |
Одно- или многоклето чный организм; |
Обмен веществ; раздражимо сть; размножени е; онтогенез; |
Анатомия, физиологи я, генетика; |
Строение бактерий; Одна утка; Фенотипичес кое проявление |
|
|
|
нервногуморальная регуляция; |
|
геномных мутаций |
6) Популяционновидовой (популяция) |
Популяции одного вида и сам вид. С этого уровня начинает осуществля ться эволюция. |
Группы родственны х особей, объединенн ых общим генофондо м + взаимодейс твием с окружающе й средой |
Обмен ген. информации при скрещивани и, изменение генофонда, выработка адаптаций; видообразов ание; внутривидов ые отношения; |
Экология, генетика популяци й, эволюция; |
Слон африканский; Озимая пшеница, устойчивая к поражению грибамипараз итами; Генофонд всех особей вида сосна сибирская; |
7) Экосистемный, биоценотический (экосистема) |
Уровень сообщества, где взаимодейс твуют виды между собой и с окружающе й средой |
Популяции разных видов; факторы среды; сети питания |
Биологическ ий круговорот веществ и поток энергии, поддержива ющие жизнь; Межвидовы е отношения; |
Биогеогра фия, экология; |
Симбиоз рака отшельника и актинии; Озеро, как местообитани я лягушки озёрной; Пищевые сети; Лиственный лес |
8) Биосферный (биосфера) |
Высший уровень организаци и, включает биосферу – живую оболочку Земли |
Биогеоцено зы и антропоген ное воздействие |
Активное взаимодейст вие живого и неживого вещества планеты; биологическ ий глобальный круговорот; биогеохими ческое участие человека в процессах биосферы |
Экология и ее направлен ия (космичес кая, глобальна я, социальна я) |
Круговорот воды; Биогенная миграция атомов; Оболочка Земли, преобразован ная деятельность ю живых организмов |
4. МЕТОДЫ БИОЛОГИИ
4.1. Методы цитологии
Метод |
Описание и применение |
Примеры из ЕГЭ |
Световое микроскопирование
|
Наблюдение живых и неживых объектов. Клетки рассматривают в проходящем свете; Можно увидеть: клетки, вакуоли растений, ядро, хлоропласты, клеточную стенку. Изображения – цветные и ч\б; НЕдорогостоящий и НЕтрудоемкий метод; |
Ответ «микроскопия \ микроскопирование»: * Определение количества эритроцитов в пробе крови человека; * Изучение строения клеток кожицы лука; * Изучение особенностей фаз митоза на фиксированном препарате; * Определение структуры митохондрий |
Электронное микроскопирование
|
Наблюдение неживых объектов, дает большее увеличение. Через объект проходит поток электронов и создается изображение на фотопластинке; Можно увидеть: рибосомы, микротрубочки, мембраны ЭПС, вирусы; |
|
Изображения – ч\б; Дорогостоящий и трудоемкий метод; |
|
Центрифугирование
|
Разделение смесей на составляющие под действием центробежной силы. Органоиды клетки разделяются по плотности и молекулярной массе (от тяжелого к легкому): ядро → митохондрии и хлоропласты → лизосомы → рибосомы. |
* Избирательное выделение органоидов клетки для последующего изучения; * Разделение легких и тяжелых фракций органических соединений. |
Хроматография
|
Разделение содержимого клетки и анализ смеси веществ (белки, пигменты). Основан на распределении компонентов между двумя фазами: неподвижной (нанесенной на колонку) и подвижной, протекающей через неподвижную. |
* Разделение основных пигментов из экстракта листьев. |
Электрофорез
|
Близкий к хроматографии метод, разделению веществ в геле способствует электрический ток. проводится в хроматографической камере с электродами. |
Выделение фрагмента ДНК и его изучение в УФизлучении, благодаря окрашиванию. |
Рентгеноструктурный анализ
|
Основан на дифракции рентгеновских лучей. |
Можно изучить строение молекул белков, нуклеиновых кислот, других веществ, входящих в состав цитоплазмы. |
Метод меченых атомов(= авторадиография) |
В изучаемой молекуле один атом заменяют на радиоактивный (его излучение легко обнаружить). |
Применяется при изучении биосинтеза белка, проницаемость клеточной оболочки, осаждение веществ в |
|
|
органе \ ткани. |
Метод культуры клеток и тканей |
Выращивание клеток (тканей и целых органов) на искусственной питательной среде. |
Применимо для всех живых клеток. |
4.2. Методы биотехнологии
Биотехнология – наука, изучающая создание новых организмов, их частей или продуктов их жизнедеятельности с помощью разнообразных методов.
Генная инженерия |
|
Клеточная инженерия |
• совокупность методов, позволяющих путем операций in vitro переносить генетическую информацию из одного организма в другой. Основная задача – получение необходимых белков в промышленном масштабе. |
|
• создание клеток с новыми свойствами с помощью специальных методов. Новые клетки создаются из отдельных фрагментов разных клеток, принадлежащих разным видам организмов. При этом образуется клетка, обладающая признаками нескольких исходных организмов. |
• Получение гормона инсулина, антибиотиков |
|
|
5. КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ
История создания:
• 1590 - Братья Янсен изобрели первый микроскоп (соединили 2 линзы);
• 1665 - Роберт Гук усовершенствовал микроскоп, ввел термин «КЛЕТКА»;
• Вторая половина 17 века – Антони ван Левенгук – открыл бактерии;
• 1827 – Карл Бэр обнаружил яйцеклетку млекопитающих;
• 1831-33 – Роберт Броун впервые описал ядро растительной клетки;
• 1838-39 – М. Шлейден (ботаник) и Т. Шванн (зоолог) обобщили данные и сформулировали первую версию клеточной теории;
• 1858 – Р. Вирхов доказал, что каждая клетка возникает из предшествующей клетки.
Положения современной клеточной теории:
1. Клетка – элементарная структурная единица живого.
|
Все организмы состоят из клеток. Вне клетки жизни нет (исключение - вирусы). |
2. Клетка – функциональная единица живого. |
Клетка проявляет весь комплекс жизненных функций. |
3. Клетки всех организмов гомологичны. |
Все клетки сходны по своему химическому составу и имеют общий план строения. Сходное клеточное строение организмов – свидетельство того, что все живое имеет единое происхождение. |
4. Клетка – генетическая единица живого. |
Клетка – единица размножения и развития живого. В хромосомах клетки содержится информация о развитии всего организма. |
5. Клетки многоклеточных организмов дифференцированы. |
В многоклеточных организмах клетки дифференцированы (разнообразны) по строению и функциям. Они объединены в ткани, органы и системы органов. |
6. Клетка образуется от клетки (Р.Вирхов). |
Новая клетка образуется путем деления материнской клетки. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.