Сворменные образовательные технологии

  • pdf
  • 28.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Занятие 5.3. Современные образовательные технологии учебной деятельности.pdf

Современные образовательные технологии учебной деятельности

 

1. Современные образовательные технологии

-    технология совместной продуктивной деятельности 

-    технология исследовательской деятельности 

-    технология дистанционного обучения 

-    технология развития критического  мышления 

-    технология проектной деятельности 

-    технология проблемного обучения 

 

1.1. Технология совместной продуктивной деятельности

 

Основная педагогическая идея: в условиях совместной продуктивной и творческой деятельности происходит становление и развитие единства мотивационно-смысловой, нравственной и интеллектуально- коммуникативной сферы личности учащихся, учителей и родителей.

Единица образовательного процесса:

специально организуемая ситуация совместной и творческой деятельности учителя, учащихся и родителей (ситуация СПД). Идея деятельностного подхода в соответствии с ФГОС и идеи СПД имеют общие ценностные установки на системные изменения:

             целей обучения - с усвоения предметных знаний на развитие личности; 

             позиции учителя         - с предметно-ориентированной на личностно-ориентированную; 

             мотивационно-смысловые установки - от закрытости личности учителя на установку совместной деятельности; 

             характер организации учебно-воспитательной деятельности - от репродуктивных заданий на приоритет творческих и продуктивных 

             формы      учебного   взаимодействия         -        от      подражания, следования образцу на многообразие взаимодействий, актуализации личного опыта, сохранение высокого уровня активности каждого обучающегося; 

             формы контроля - путем введения само- и взаимоконтроля.  Развивающий потенциал продуктивных и творческих задач выходит далеко за рамки целей лишь познавательного развития. Эти задачи обеспечивают развитие личности в целом, продукт их решения не имеет ограничений с точки зрения меры его социальной значимости и культурной полноценности.

 

1.2. Технология исследовательской деятельности

 

В ходе исследовательской деятельности учащиеся:

-    учатся самостоятельно добывать знания; 

-    испытывают   потребность      в       непрерывном самообразовании; 

-    развивают навыки самоорганизации; 

-    формируют адекватную самооценку; 

-    приобретают навыки речевой культуры;  - осваивают умения создавать специальные материалы для представления результатов исследования. 

Структура исследования:

подготовка - проведение - презентация 1 этап – подготовка к исследовательской деятельности.

Работа с первоисточниками, научной и публицистической литературой, самостоятельный поиск и анализ информации. 2 этап – написание рефератов по теме по выбору.

Ученики усваивают и закрепляют некоторые теоретические методы исследования, способы работы с литературой, приобретают навыки оформления научной работы.

3 этап – презентация работы.

Завершение исследовательского поиска, определение практической значимости работы. Результаты могут быть представлены на научно- практических конференциях различных уровней.

Структура исследования:

подготовка - проведение - презентация 1 этап – подготовка к исследовательской деятельности.

Работа с первоисточниками, научной и публицистической литературой, самостоятельный поиск и анализ информации. 2 этап – написание рефератов по теме по выбору.

Ученики усваивают и закрепляют некоторые теоретические методы исследования, способы работы с литературой, приобретают навыки оформления научной работы.

3 этап – презентация работы.

Завершение исследовательского поиска, определение практической значимости работы. Результаты могут быть представлены на научно- практических конференциях различных уровней.

 

1.3. Технология дистанционного обучения

 

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).

Возможности использования информационных технологий:

1.          Для поиска литературы:  а) в электронном каталоге библиотеки учебного заведения;  б) в Internet с применением браузеров типа Internet Explorer, Mozilla Firefox и др., различных поисковых машин (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Aport.ru, Google.ru, Metabot.ru, Search.com, Yahoo.com, Lycos.com и т.д.); 

2.          Для работы с литературой в ходе реферирования, конспектирования, аннотирования, цитирования и т.д.; 

3.          Для автоматического перевода текстов с помощью программпереводчиков (PROMT XT), с использованием электронных словарей (Abby Lingvo 7.0.); 

4.          Для хранения и накопления информации (CD-, DVD-диски, внешние накопители на магнитных дисках, Flash-диски); 

5.          Для планирования процесса исследования (система управления Microsoft Outlook); 

6.          Для общения с ведущими специалистами (Internet, электронная почта); 

7.          Для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, WinAmp, Apollo, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACD See, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др.; 

8.          Для пропаганды и внедрения результатов исследования (выступления в видеофорумах, телемостах, публикации в СМИ, Интернет). 

 

1.4. Технология развития критического мышления

 

Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо.

Она представляет собой совокупность разнообразных приѐмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нѐм исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретѐнные знания.

Основа технологии – трѐхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия 

Первая стадия (фаза) – вызов.

Задача: не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания.

Деятельность учащихся на данной стадии: ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до еѐ изучения, задаѐт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла)

На этой стадии идѐт непосредственная работа с информацией. Приѐмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным. Деятельность учителя на этой стадии: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Деятельность учащихся: ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведѐт записи по мере осмысления новой информации.

Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление)

На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Деятельность учащихся: учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

 

1.5. Технология проектной деятельности

 

Под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно         выполняемый    детьми      комплекс   действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации.

Основные признаки отличия проектной деятельности от других видов деятельности:

-  направленность на достижение конкретных целей;

-  координированное выполнение взаимосвязанных действий;

-  ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом;

-  в определенной степени неповторимость и уникальность.

 

1.6. Технология проблемного обучения

 

Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.

Главные признаки технологии, лежащие в основе моделирования уроков:

-  создание проблемных ситуаций; - обучение учащихся в процессе решения проблем;

-  сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

4 этапа решения проблемной ситуации

              1 этап - осознание проблемы , противоречия, заложенного в вопросе, который надо разрешить; • 2 этап - формулировка гипотезы;

              3 этап решения проблемы - доказательство гипотезы;

              4 этап – формулировка общего вывода, в котором изучаемые причинноследственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления.

 

Совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – творческое усвоение содержания образования, усвоение опыта творческой деятельности.