Современные образовательные технологии учебной деятельности
- технология совместной продуктивной деятельности
- технология исследовательской деятельности
- технология дистанционного обучения
- технология развития критического мышления
- технология проектной деятельности
- технология проблемного обучения
1.1. Технология совместной продуктивной деятельности
Основная педагогическая идея: в условиях совместной продуктивной и творческой деятельности происходит становление и развитие единства мотивационно-смысловой, нравственной и интеллектуально- коммуникативной сферы личности учащихся, учителей и родителей.
Единица образовательного процесса:
специально организуемая ситуация совместной и творческой деятельности учителя, учащихся и родителей (ситуация СПД). Идея деятельностного подхода в соответствии с ФГОС и идеи СПД имеют общие ценностные установки на системные изменения:
• целей обучения - с усвоения предметных знаний на развитие личности;
• позиции учителя - с предметно-ориентированной на личностно-ориентированную;
• мотивационно-смысловые установки - от закрытости личности учителя на установку совместной деятельности;
• характер организации учебно-воспитательной деятельности - от репродуктивных заданий на приоритет творческих и продуктивных
• формы учебного взаимодействия - от подражания, следования образцу на многообразие взаимодействий, актуализации личного опыта, сохранение высокого уровня активности каждого обучающегося;
• формы контроля - путем введения само- и взаимоконтроля. Развивающий потенциал продуктивных и творческих задач выходит далеко за рамки целей лишь познавательного развития. Эти задачи обеспечивают развитие личности в целом, продукт их решения не имеет ограничений с точки зрения меры его социальной значимости и культурной полноценности.
1.2. Технология исследовательской деятельности
В ходе исследовательской деятельности учащиеся:
- учатся самостоятельно добывать знания;
- испытывают потребность в непрерывном самообразовании;
- развивают навыки самоорганизации;
- формируют адекватную самооценку;
- приобретают навыки речевой культуры; - осваивают умения создавать специальные материалы для представления результатов исследования.
Структура исследования:
подготовка - проведение - презентация 1 этап – подготовка к исследовательской деятельности.
Работа с первоисточниками, научной и публицистической литературой, самостоятельный поиск и анализ информации. 2 этап – написание рефератов по теме по выбору.
Ученики усваивают и закрепляют некоторые теоретические методы исследования, способы работы с литературой, приобретают навыки оформления научной работы.
3 этап – презентация работы.
Завершение исследовательского поиска, определение практической значимости работы. Результаты могут быть представлены на научно- практических конференциях различных уровней.
Структура исследования:
подготовка - проведение - презентация 1 этап – подготовка к исследовательской деятельности.
Работа с первоисточниками, научной и публицистической литературой, самостоятельный поиск и анализ информации. 2 этап – написание рефератов по теме по выбору.
Ученики усваивают и закрепляют некоторые теоретические методы исследования, способы работы с литературой, приобретают навыки оформления научной работы.
3 этап – презентация работы.
Завершение исследовательского поиска, определение практической значимости работы. Результаты могут быть представлены на научно- практических конференциях различных уровней.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).
Возможности использования информационных технологий:
1. Для поиска литературы: а) в электронном каталоге библиотеки учебного заведения; б) в Internet с применением браузеров типа Internet Explorer, Mozilla Firefox и др., различных поисковых машин (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Aport.ru, Google.ru, Metabot.ru, Search.com, Yahoo.com, Lycos.com и т.д.);
2. Для работы с литературой в ходе реферирования, конспектирования, аннотирования, цитирования и т.д.;
3. Для автоматического перевода текстов с помощью программпереводчиков (PROMT XT), с использованием электронных словарей (Abby Lingvo 7.0.);
4. Для хранения и накопления информации (CD-, DVD-диски, внешние накопители на магнитных дисках, Flash-диски);
5. Для планирования процесса исследования (система управления Microsoft Outlook);
6. Для общения с ведущими специалистами (Internet, электронная почта);
7. Для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, WinAmp, Apollo, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACD See, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др.;
8. Для пропаганды и внедрения результатов исследования (выступления в видеофорумах, телемостах, публикации в СМИ, Интернет).
Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо.
Она представляет собой совокупность разнообразных приѐмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нѐм исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретѐнные знания.
Основа технологии – трѐхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия
Первая стадия (фаза) – вызов.
Задача: не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания.
Деятельность учащихся на данной стадии: ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до еѐ изучения, задаѐт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла)
На этой стадии идѐт непосредственная работа с информацией. Приѐмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным. Деятельность учителя на этой стадии: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
Деятельность учащихся: ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведѐт записи по мере осмысления новой информации.
Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление)
На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.
Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
Деятельность учащихся: учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.
1.5. Технология проектной деятельности
Под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации.
Основные признаки отличия проектной деятельности от других видов деятельности:
- направленность на достижение конкретных целей;
- координированное выполнение взаимосвязанных действий;
- ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом;
- в определенной степени неповторимость и уникальность.
Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.
Главные признаки технологии, лежащие в основе моделирования уроков:
- создание проблемных ситуаций; - обучение учащихся в процессе решения проблем;
- сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.
4 этапа решения проблемной ситуации
• 1 этап - осознание проблемы , противоречия, заложенного в вопросе, который надо разрешить; • 2 этап - формулировка гипотезы;
• 3 этап решения проблемы - доказательство гипотезы;
• 4 этап – формулировка общего вывода, в котором изучаемые причинноследственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления.
Совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – творческое усвоение содержания образования, усвоение опыта творческой деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.