КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Сюжетно – ролевая игра как основное средство социально – коммуникативного развития
дошкольников младшего возраста.
В жизни дошкольника игра занимает важное место, являясь ведущим видом их деятельности. Все дети живут в игре. Она их мир. Наибольшим развивающим эффектом обладает сюжетно- ролевая игра.
Главное ее назначение социально-коммуникативное развитие ребенка, то есть усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
-развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства к своей семье и к обществу детей и взрослых;
- формирование основ безопасности поведения в быту, социуме, природе. Играя ребенок пробует себя в различных ролях и ситуациях, согласно сюжету игры. В игре дети передают внутреннее состояние того героя, которого они в данный момент изображают. Так же сюжетно ролевая игра помогает ребенку научится взаимодействовать со взрослыми и детьми. В совместной игре дети учатся: языку общения, согласовывать свои действия с действиями другого, взаимопониманию и взаимопомощи. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх мама может быть строгой или доброй, или веселой, ласковой. Образ проигрывается, и запоминается.
Сюжетно ролевые игры наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.
Для социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста поставлены следующие цели:
- создание развивающей среды в группах для обучения детей сюжетно- ролевой игре, вызывающей постоянный интерес детей к игре;
- разработка дидактических материалов для приобретения детьми навыков социальной ориентации в быту и формирующих навыки общения.
Для достижения указанных целей поставлены следующие задачи:
1. В совместной деятельности воспитателя и детей формировать умения отражать в играх взаимоотношения между людьми.
2. Учить детей в совместной деятельности играть вместе, объединяясь необходимыми группами, для решения игровой задачи формировать навыки общения.
3. Формировать у детей умение переносить усвоенные способы игровых действий из ситуации обучения в свободную игровую деятельность через общение друг с другом.
4. Формировать поведение в игровой деятельности, учить переносить их в повседневную жизнь.
5. Учить детей через общение выражать свои чувства и понимать чувства других людей.
Большинство детей могут воспроизвести только предметные действия, многие из них просто манипулируют с игрушками. Для обогащения у детей игровых действий, развитие игрового сюжета следует проводить наблюдения с детьми за работой помощника воспитателя, дворника. Проводить беседы о
профессиях с использованием иллюстраций, рассматривание альбома «Профессий», беседы об элементарных правилах безопасного обращения с игрушками и предметами в игре, читать стихи о безопасности. Так же необходимо обратить внимание на то, что повар приготовил вкусный обед, ужин. Знакомить детей с названием блюд. Впоследствии, играя, дети не просто будут варить суп и компот, но и готовить салаты, десерты.
Для обогащения игр для детей следует подбирать простые сюжеты для инсценировок с куклой. «Мама и дочка пришли с прогулки домой», «Дочка захотела есть», «Мама сварила кашу, покормила дочку». Сюжет игры простой, но постепенно он усложняется, за счёт введения новых игровых действий: мама стирает бельё, купает куклу, лечит её, гуляет с ней и т. д.
Для развития ролевых диалогов необходимо подбирать художественную литературу: потешки, песенки, русские народные сказки, сказки К. Чуковского «Айболит», «Мойдодыр», стихи и т. д. Особый акцент делали на активизацию словаря, проводили словесные игры «Съедобное-несъедобное», «Подскажи словечко», игры-драматизации «Репка», «Колобок», «Теремок».
Следует наметить специальные мероприятия ( с родителями понаблюдать за работой продавца, парикмахера) по развитию первых сюжетно - ролевых игр. При знакомстве с фруктами дети могут играть в дидактические игры «Чудесный мешочек», «Угадай по вкусу», «Узнай по форме». Полученные знания об овощах и фруктах стали использоваться детьми в сюжетно- ролевой игре «Магазин».
Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игровой деятельности детей. В следствии этого родители правильно воспринимают все рекомендации, что очень помогает педагогам в работе. Можно предложить родители помочь изготовить разнообразные атрибуты для сюжетно- ролевых игр (сшить фартуки и шапочки для магазина, парикмахерской; пошить кукольное бельё и одежду; оформить альбомы «Прически для девочек», «Прически для мальчиков»; изготовили из подручного материала сосиски, сыр, яичницу, распечатать денежные купюры, изготовили алгоритмы игр и т. д.).
На данный момент у детей совершенствуются игровые навыки и навыки общения. Дети учатся выбирать тему для игры, согласовывать тему с другими детьми и распределять роли, подготавливать необходимое оборудование и подбирать атрибуты, развивать сюжет на основе имеющихся знаний.
Благодаря этому устанавливаются дружеские взаимоотношения в детском коллективе.
Для развития сюжетно- ролевых игр большое значение имеет организация предметно-пространственной развивающий среды. Для её обогащения в группе созданы и обогащены игровые зоны:
Уголок «Играем в театр» Уголок «Мы играем»
Уголок «Мы строим»
Детям могут быть предложены различные социальные ситуации для выявления того, как дети общаются друг с другом во время игры, обращаются к взрослому, в какие игры играют, как выбирают сюжет для игр, например: «Заболела бабушка», «Помоги маме сходить в магазин». В привычной обстановке для детей предоставляется возможность играть, используя все имеющиеся игрушки.
В процессе сюжетно- ролевых игр происходит улучшение социализации детей, формирование навыков общения, развитие умственных, психических и эмоционально-волевых возможностей. Это значит, что сюжетно- ролевая игра имеет наибольшую социальную значимость, формирует коммуникативные навыки детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.