Табличный способ решения логических задач

  • docx
  • 05.06.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта урока.docx

Технологическая карта урока «Табличный способ решения логических задач»

Предмет: информатика

ФИО учителя: Вдовина Татьяна Викторовна

Тема урока: Табличный способ решения логических задач

Класс: 5, УМК Л.Л.Босова «Информатика»

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: Научиться представлять информацию в табличной форме и решать логические задачи

Задачи:

Предметные УУД: формирование умений и навыков представления информации в виде таблиц и решения логических задач.

Метапредметные: способствовать формированию УУД.

Познавательные: преобразовывать одни формы представления в другие; умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами;

Регулятивные: умение упорядочивать  информацию, развитие познавательного интереса, логического мышления.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении, умение сотрудничать со сверстниками и учителем.

Личностные УУД: формирование основ ИКТ-компетентности, учить проверять себя; учить давать оценку своим действиям.

Методы и формы организации познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор,  учебник Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020.

 

Ход урока

 

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Самоопределение к деятельности Орг. момент

Формировать умение оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. Проверить готовность к уроку, дать положительный настрой на урок.

1.Приветствие; 

2.Проверка готовности учащихся к уроку.

Выполнили самооценку готовности по критериям:

• наличие тетради и письменных принадлежностей

Личностные Регулятивные Мотивация к учебной деятельности

2. Актуализация знаний

Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний

1)      Повторение основных структурных компонентов таблицы:

Из каких частей состоит любая таблица? [головки (заголовков столбцов), боковика (заголовков строк) и прографки.

2)      В каких ситуациях удобно представлять информацию в виде таблицы? (для представления и обработки информации)

        3) Можно ли с помощью таблиц решать задачи? (можно,    потому что удобно фиксировать наличие или отсутствие связей между объектами)

Отвечают на вопросы учителя по материалу предыдущего урока

 

Из каких частей состоит любая таблица?

 

В каких ситуациях удобно представлять информацию в виде таблицы?

 

Можно ли с помощью таблиц решать задачи?

Познавательные Регулятивные Личностные

3. Постановка цели

Постановка цели и задачи урока

Сегодня мы познакомимся с табличным способом решения логических задач. Мы уже пришли к выводу, что удобно фиксировать наличие или отсутствие связей между объектами с помощью таблиц. На сегодняшнем уроке мы научимся решать логические задачи используя наши навыки построения таблиц.

Ставят цель и задачи урока

Регулятивные, личностные

4. Объяснение новых знаний

 

 

1.      Просмотр презентации «Табличный способ решения логических задач»

1)              Чтение условия задачи. Сколько мальчиков участвовало в разговоре? (4)

2)   Сколько строк и столбцов будет в таблице?(4+1=5)

Как обозначается в таблице соответствие?(+)Несоответствие? (-)

3)   Рассматриваем первое высказывание. Выясняем несоответствие и ставим в нужной ячейке – (Балашов не Володя)

4)   Рассматриваем второе высказывание. Выясняем несоответствие и ставим в ячейке – (Балашов не Алик)

5)   Рассматриваем третье высказывание. Выясняем соответствие (Петров Миша) и ставим + в нужной  ячейке, и – в оставшихся ячейках столбца «Петров» и в строчке «Миша»

6)   В столбце «Балашов осталась одна ячейка, ставим в нее + (Балашов Юра) и проставляем  - в оставшихся ячейках в строчке «Юра»

Рассматриваем четвертое  высказывание. Выясняем несоответствие (Лунин не Алик), ставим – в нужной ячейке. Значит, фамилия Алика – Симонов, а Лунин – Володя.

Учитель с помощью наводящих вопросов помогает учащимся выстроить цепочку логических умозаключений, заполнить исходную таблицу и решить задачу. Задаёт вопросы, слушает ответы, организует обсуждение демонстрационного материала, комментирует ответы, объясняет новый материал, поощряет работу учащихся.

Смотрят слайды, воспринимают и анализируют информацию, задают вопросы.

Предметные УУД

Метапредметные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные Личностные УУД

5.Первичное закрепление

Закрепление материала

Предлагается решить задачу с готовой таблицей.

Задача: Три друга - Алёша, Боря и Витя учатся в одном классе. Один из них ездит домой из школы на автобусе, другой — на трамвае, третий — на троллейбусе.

Однажды после уроков Алёша пошёл проводить своего друга до остановки троллейбуса.

Когда мимо них проходил автобус, третий друг крикнул из окна: «Боря, ты забыл в школе тетрадку!»

Кто на чём ездит домой?

 

 

Алеша

Боря

Витя

Автобус

 

 

 

Трамвай

 

 

 

троллейбус

 

 

 

Учитель с помощью презентации  и наводящих вопросов контролирует процесс решения задачи.

 

Алеша

Боря

Витя

Автобус

-

-

+

Трамвай

+

-

-

троллейбус

-

+

-

 

 

 

Организует работу учащихся, следит за правильным ходом работы, контролирует и наблюдает за активностью учеников.

В процессе коллективной работы рассуждают, высказывают умозаключения, решают задачу, заносят результаты своих рассуждений в таблицу.

Предметные

Познавательные

Регулятивные

6. Практическая работа

Закрепление материала

Самостоятельное решение задач.

У вас на компьютерах есть файл, который называется " задачи". В нем три задачи разного уровня сложности. Номер обозначает уровень сложности задачи: задача 1– простая, 2– сложнее, 3 – еще сложнее. Вы сами выбираете уровень сложности, составляете таблицу к задаче и решаете ее. У вас есть 10 минут.

Учитель контролирует действия учащихся при решении задачи, в случае необходимости по просьбе учащихся помогает наводящими вопросами.

Учащиеся сами выбирают уровень задачи, составляют таблицу в текстовом процессоре, решают задачи. В случае необходимости обращаются к учителю за помощью.

Предметные, познавательные, регулятивные, личностные,

7.Итог занятий. Рефлексия деятельности

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. 

Что нового вы сегодня узнали? Что не получилось? Что было трудно? Анализ успешности усвоения материала и деятельности учащихся.

 

Отвечают на вопросы

Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки.

Предметные, познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные

8. Домашнее задание

Формирование умения в домашних условиях применять правило, изученное на уроке Взаимодействие в образовательном процессе

Учитель фиксирует оценки учащихся, сообщает домашнее задание (§9, вопросы к параграфу).

Записывают домашнее задание в дневник

Предметные, познавательные,  личностные, коммуникативные