Технологическая карта урока «Табличный способ решения логических задач»
Предмет: информатика
ФИО учителя: Вдовина Татьяна Викторовна
Тема урока: Табличный способ решения логических задач
Класс: 5, УМК Л.Л.Босова «Информатика»
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Научиться представлять информацию в табличной форме и решать логические задачи
Задачи:
Предметные УУД: формирование умений и навыков представления информации в виде таблиц и решения логических задач.
Метапредметные: способствовать формированию УУД.
Познавательные: преобразовывать одни формы представления в другие; умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами;
Регулятивные: умение упорядочивать информацию, развитие познавательного интереса, логического мышления.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении, умение сотрудничать со сверстниками и учителем.
Личностные УУД: формирование основ ИКТ-компетентности, учить проверять себя; учить давать оценку своим действиям.
Методы и формы организации познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, учебник Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020.
Ход урока
Этап урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Самоопределение к деятельности Орг. момент |
Формировать умение оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. Проверить готовность к уроку, дать положительный настрой на урок. |
1.Приветствие; 2.Проверка готовности учащихся к уроку. |
Выполнили самооценку готовности по критериям: • наличие тетради и письменных принадлежностей |
Личностные Регулятивные Мотивация к учебной деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний |
Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний |
1) Повторение основных структурных компонентов таблицы: Из каких частей состоит любая таблица? [головки (заголовков столбцов), боковика (заголовков строк) и прографки. 2) В каких ситуациях удобно представлять информацию в виде таблицы? (для представления и обработки информации) 3) Можно ли с помощью таблиц решать задачи? (можно, потому что удобно фиксировать наличие или отсутствие связей между объектами) |
Отвечают на вопросы учителя по материалу предыдущего урока
Из каких частей состоит любая таблица?
В каких ситуациях удобно представлять информацию в виде таблицы?
Можно ли с помощью таблиц решать задачи? |
Познавательные Регулятивные Личностные |
||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Постановка цели |
Постановка цели и задачи урока |
Сегодня мы познакомимся с табличным способом решения логических задач. Мы уже пришли к выводу, что удобно фиксировать наличие или отсутствие связей между объектами с помощью таблиц. На сегодняшнем уроке мы научимся решать логические задачи используя наши навыки построения таблиц. |
Ставят цель и задачи урока |
Регулятивные, личностные |
||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Объяснение новых знаний
|
|
1. Просмотр презентации «Табличный способ решения логических задач» 1) Чтение условия задачи. Сколько мальчиков участвовало в разговоре? (4) 2) Сколько строк и столбцов будет в таблице?(4+1=5) Как обозначается в таблице соответствие?(+)Несоответствие? (-) 3) Рассматриваем первое высказывание. Выясняем несоответствие и ставим в нужной ячейке – (Балашов не Володя) 4) Рассматриваем второе высказывание. Выясняем несоответствие и ставим в ячейке – (Балашов не Алик) 5) Рассматриваем третье высказывание. Выясняем соответствие (Петров Миша) и ставим + в нужной ячейке, и – в оставшихся ячейках столбца «Петров» и в строчке «Миша» 6) В столбце «Балашов осталась одна ячейка, ставим в нее + (Балашов Юра) и проставляем - в оставшихся ячейках в строчке «Юра» Рассматриваем четвертое высказывание. Выясняем несоответствие (Лунин не Алик), ставим – в нужной ячейке. Значит, фамилия Алика – Симонов, а Лунин – Володя. Учитель с помощью наводящих вопросов помогает учащимся выстроить цепочку логических умозаключений, заполнить исходную таблицу и решить задачу. Задаёт вопросы, слушает ответы, организует обсуждение демонстрационного материала, комментирует ответы, объясняет новый материал, поощряет работу учащихся. |
Смотрят слайды, воспринимают и анализируют информацию, задают вопросы. |
Предметные УУД Метапредметные Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Первичное закрепление |
Закрепление материала |
Предлагается решить задачу с готовой таблицей. Задача: Три друга - Алёша, Боря и Витя учатся в одном классе. Один из них ездит домой из школы на автобусе, другой — на трамвае, третий — на троллейбусе. Однажды после уроков Алёша пошёл проводить своего друга до остановки троллейбуса. Когда мимо них проходил автобус, третий друг крикнул из окна: «Боря, ты забыл в школе тетрадку!» Кто на чём ездит домой?
Учитель с помощью презентации и наводящих вопросов контролирует процесс решения задачи.
Организует работу учащихся, следит за правильным ходом работы, контролирует и наблюдает за активностью учеников. |
В процессе коллективной работы рассуждают, высказывают умозаключения, решают задачу, заносят результаты своих рассуждений в таблицу. |
Предметные Познавательные Регулятивные |
||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Практическая работа |
Закрепление материала |
Самостоятельное решение задач. У вас на компьютерах есть файл, который называется " задачи". В нем три задачи разного уровня сложности. Номер обозначает уровень сложности задачи: задача 1– простая, 2– сложнее, 3 – еще сложнее. Вы сами выбираете уровень сложности, составляете таблицу к задаче и решаете ее. У вас есть 10 минут. Учитель контролирует действия учащихся при решении задачи, в случае необходимости по просьбе учащихся помогает наводящими вопросами. |
Учащиеся сами выбирают уровень задачи, составляют таблицу в текстовом процессоре, решают задачи. В случае необходимости обращаются к учителю за помощью. |
Предметные, познавательные, регулятивные, личностные, |
||||||||||||||||||||||||||||||||
7.Итог занятий. Рефлексия деятельности |
Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. |
Что нового вы сегодня узнали? Что не получилось? Что было трудно? Анализ успешности усвоения материала и деятельности учащихся.
|
Отвечают на вопросы Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки. |
Предметные, познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные |
||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Домашнее задание |
Формирование умения в домашних условиях применять правило, изученное на уроке Взаимодействие в образовательном процессе |
Учитель фиксирует оценки учащихся, сообщает домашнее задание (§9, вопросы к параграфу). |
Записывают домашнее задание в дневник |
Предметные, познавательные, личностные, коммуникативные |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.