Таблица Психологические особенности лиц с нарушением слуха
Оценка 4.9

Таблица Психологические особенности лиц с нарушением слуха

Оценка 4.9
docx
21.04.2020
Таблица Психологические особенности лиц с нарушением слуха
Таблица Психологические особенности лиц с нарушением слуха.docx

Таблица «Психологические особенности лиц с нарушением слуха»:

Категория лиц с ОВЗ

Познавательная

сфера

Эмоциональная

сфера

Волевая сфера

Дошкольники с

нарушениями слуха

Внимание: ведущим видом является непроизвольное внимание. Оно вызывается интересными, новыми и необычными для ребенка предметами и явлениями. Устойчивость внимания с возрастом меняется: если поначалу ребенок не может заниматься каким-либо делом более 3 мин, то к концу дошкольного возраста это время измеряется уже 10—12 мин, а при смене заданий в конце данного периода это уже может быть 40 мин. 

Восприятие: аналитический тип восприятия преобладает над синтетическим. Зрительному восприятию формы предметов способствует практическая предметно-манипулятивная деятельность детей при одновременном овладении соответствующими словесными обозначениями. формируется целостный образ предметов

 

Доречевое мышление инертное, лишенное подвижности. Усваивая обозначения предметов, их признаков, отношений, ребенок приобретает способность осуществлять мысленные действия с образами этих предметов. 

Речь:дети не понимают обращенной речи и не умеют пользоваться своим слухом, хотя многие их них обладают значительными остатками слуха

реагируют на шепот. Однако, в отличие от глухих, у слабослышащих детей, не имеющих речи к старшему дошкольному возрасту, мы не наблюдаем никакого обеднения лепета.

К концу дошкольного периода появляются слова, а у некоторых детей — фразы; их речь чаще всего страдает фонетическими и грамматическими

искажениями.

 

наблюдается отставание и своеобразие в развитии речи, которое накладывает отпечаток на формирование у дошкольников сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Сенсорная депривация, отсутствие эмоционального воздействия взрослого на ребёнка через устную речь, приводит к возникновению стойких нарушений коммуникации, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью. - недостаточность идентификации эмоции по её внешнему выражению и  смешение сходных эмоциональных состояний;

- наблюдаются трудности вербализации эмоций.

 - способность говорить об эмоциях даже в простой форме слабо развита.




Наблюдается эгоистическая направленность детей.

Завышенная самооценка.

Младшие школьники

с нарушениями слуха

Произвольное внимание. Объем внимания меньшая устойчивость
внимания, большая утомляемость. Переключаются медленнее, чем их слышащие сверстники. Не могут распределять внимание, т.е.
одновременно слушать и писать.

 

Образная память развита лучше, чем словесная. Словесная память имеет ряд особенностей:
при запоминании слов: замены одного слова другим, неточное запоминание слова в определенной грамматической форме, трудности в воспроизведении названия действий; при запоминании текста особое значение имеет степень понимания, осмысления представленной в тексте информации.

 

Наглядное мышление сформировано гораздо лучше, чем словесно-логическое.
длительное время мыслят
не словами, а образами, это обусловливает отставание в речи в словесно логическом мышлении. Мыслительные операции имеют специфические особенности за счет преобладания образного мышления над словесным

-ограниченность или недостаточность сведений об эмоциях

-трудности вербализации

-наиболее знакомыми оказываются слова обозначающие эмоции –страх, гнев, радость

-наименее знакомыми  словами оказываются – стыд, интерес, вина

-затруднение вызывает установление причин возникновения эмоций человека как чужих,  так и своих

 

Межличностные отношения выстраиваются в
первую очередь со взрослыми, а на их основе –
формируется модель отношений с детьми. На самооценку заметно влияют мнение учителей, возможно проявление агрессивного поведения «неагрессивная агрессивность» 

Самооценка может быть завышена.

Намечаются положительные сдвиги в развитии дружеских и нравственных чувств.

Ученики 5- 8 классов

с нарушениями слуха

Произвольное внимание. Недостаточность словесно-логического мышления. Успешно выполняют задания по наглядному комбинированию, ориентируются в наглядном счете, характерен охватывающий тип запоминания, при котором ребенок понимает и запоминает общий смысл текста и ключевые его слова, а в дальнейшем пополняет его недостающими элементами.

Развития произвольного внимания Указательный жест, затем речевая инструкция взрослого выделяют из окружающих предметов вещь, на которую направляется внимание ребенка.

Память совершенствуется в ходе формирования словесной речи, в процессе игровой и учебной деятельности. 

 

-овладение понятиями, относящимся к эмоциям и высшим социальным чувствам;

-более успешное понимание эмоций по внешнему выражению и словесному описанию;

-правильное определение причин возникновения эмоций у других людей,овладевают многими понятиями, относящимися к эмоциям и высшим социальным чувствам, лучше опознают эмоции по их внешнему выражению и словесному описанию, правильно определяют причины их вызывающие.

Постепенно ребенок начинает управлять своим поведением на основе самоинструкций.

 

Старшеклассники с

нарушениями слуха

Произвольное внимание, оно становится сознательным и контролируемым, вырабатываются такие его свойства, как устойчивость, распределение, переключаемость. Развитие словесной памяти, полное понимание и запоминание текста.

Развитие познавательной сферы - памяти, речи, словесно-логического мышления,

Появляются значительные возможности выражения эмоций в мимике и пантомимике. Недостаток в понимании речевой интонации и в развитии словесной речи восполняется повышенным вниманием к мимике и жестам окружающих, обозначением эмоциональных состояний средствами жестовой речи.

 

Подвержены конфликтам, часто используемое поведение в конфликтах – соперничество, желания быть лидерами.

В основном активны и доброжелательны, но при этом каждый сам по себе.

 

Обнаруживается умение критически оценить себя и сопоставить свои поступки с поступками других людей. увеличивается адекватность самооценок. Происходит обогащение и осмысление  жизненного опыта.

 


 

Таблица «Психологические особенности лиц с нарушением слуха»:

Таблица «Психологические особенности лиц с нарушением слуха»:

Доречевое мышление инертное, лишенное подвижности

Доречевое мышление инертное, лишенное подвижности

Сенсорная депривация, отсутствие эмоционального воздействия взрослого на ребёнка через устную речь, приводит к возникновению стойких нарушений коммуникации, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью

Сенсорная депривация, отсутствие эмоционального воздействия взрослого на ребёнка через устную речь, приводит к возникновению стойких нарушений коммуникации, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью

Наглядное мышление сформировано гораздо лучше, чем словесно-логическое

Наглядное мышление сформировано гораздо лучше, чем словесно-логическое

Развития произвольного внимания

Развития произвольного внимания

Происходит обогащение и осмысление жизненного опыта

Происходит обогащение и осмысление жизненного опыта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2020