Таблица «Психологические особенности лиц с нарушением слуха»:
Категория лиц с ОВЗ |
Познавательная сфера |
Эмоциональная сфера |
Волевая сфера |
Дошкольники с нарушениями слуха |
Внимание: ведущим видом является непроизвольное внимание. Оно вызывается интересными, новыми и необычными для ребенка предметами и явлениями. Устойчивость внимания с возрастом меняется: если поначалу ребенок не может заниматься каким-либо делом более 3 мин, то к концу дошкольного возраста это время измеряется уже 10—12 мин, а при смене заданий в конце данного периода это уже может быть 40 мин. Восприятие: аналитический тип восприятия преобладает над синтетическим. Зрительному восприятию формы предметов способствует практическая предметно-манипулятивная деятельность детей при одновременном овладении соответствующими словесными обозначениями. формируется целостный образ предметов
Доречевое мышление инертное, лишенное подвижности. Усваивая обозначения предметов, их признаков, отношений, ребенок приобретает способность осуществлять мысленные действия с образами этих предметов. Речь:дети не понимают обращенной речи и не умеют пользоваться своим слухом, хотя многие их них обладают значительными остатками слуха реагируют на шепот. Однако, в отличие от глухих, у слабослышащих детей, не имеющих речи к старшему дошкольному возрасту, мы не наблюдаем никакого обеднения лепета. К концу дошкольного периода появляются слова, а у некоторых детей — фразы; их речь чаще всего страдает фонетическими и грамматическими искажениями.
|
наблюдается отставание и своеобразие в развитии речи, которое накладывает отпечаток на формирование у дошкольников сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Сенсорная депривация, отсутствие эмоционального воздействия взрослого на ребёнка через устную речь, приводит к возникновению стойких нарушений коммуникации, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью. - недостаточность идентификации эмоции по её внешнему выражению и смешение сходных эмоциональных состояний; - наблюдаются трудности вербализации эмоций. - способность говорить об эмоциях даже в простой форме слабо развита.
|
Наблюдается эгоистическая направленность детей. Завышенная самооценка. |
Младшие школьники с нарушениями слуха |
Произвольное внимание. Объем внимания меньшая
устойчивость
Образная память развита лучше, чем словесная.
Словесная память имеет ряд особенностей:
Наглядное мышление сформировано гораздо лучше, чем
словесно-логическое. |
-ограниченность или недостаточность сведений об эмоциях -трудности вербализации -наиболее знакомыми оказываются слова обозначающие эмоции –страх, гнев, радость -наименее знакомыми словами оказываются – стыд, интерес, вина -затруднение вызывает установление причин возникновения эмоций человека как чужих, так и своих
|
Межличностные
отношения выстраиваются в Самооценка может быть завышена. Намечаются положительные сдвиги в развитии дружеских и нравственных чувств. |
Ученики 5- 8 классов с нарушениями слуха |
Произвольное внимание. Недостаточность словесно-логического мышления. Успешно выполняют задания по наглядному комбинированию, ориентируются в наглядном счете, характерен охватывающий тип запоминания, при котором ребенок понимает и запоминает общий смысл текста и ключевые его слова, а в дальнейшем пополняет его недостающими элементами. Развития произвольного внимания Указательный жест, затем речевая инструкция взрослого выделяют из окружающих предметов вещь, на которую направляется внимание ребенка. Память совершенствуется в ходе формирования словесной речи, в процессе игровой и учебной деятельности.
|
-овладение понятиями, относящимся к эмоциям и высшим социальным чувствам; -более успешное понимание эмоций по внешнему выражению и словесному описанию; -правильное определение причин возникновения эмоций у других людей,овладевают многими понятиями, относящимися к эмоциям и высшим социальным чувствам, лучше опознают эмоции по их внешнему выражению и словесному описанию, правильно определяют причины их вызывающие. |
Постепенно ребенок начинает управлять своим поведением на основе самоинструкций.
|
Старшеклассники с нарушениями слуха |
Произвольное внимание, оно становится сознательным и контролируемым, вырабатываются такие его свойства, как устойчивость, распределение, переключаемость. Развитие словесной памяти, полное понимание и запоминание текста. Развитие познавательной сферы - памяти, речи, словесно-логического мышления, |
Появляются значительные возможности выражения эмоций в мимике и пантомимике. Недостаток в понимании речевой интонации и в развитии словесной речи восполняется повышенным вниманием к мимике и жестам окружающих, обозначением эмоциональных состояний средствами жестовой речи.
|
Подвержены конфликтам, часто используемое поведение в конфликтах – соперничество, желания быть лидерами. В основном активны и доброжелательны, но при этом каждый сам по себе.
Обнаруживается умение критически оценить себя и сопоставить свои поступки с поступками других людей. увеличивается адекватность самооценок. Происходит обогащение и осмысление жизненного опыта. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.