Соотношение стиля педагога и индивидуального подхода во время учебно-воспитательного процесса в интернате для детей с нарушениями слуха
Оценка 4.6

Соотношение стиля педагога и индивидуального подхода во время учебно-воспитательного процесса в интернате для детей с нарушениями слуха

Оценка 4.6
docx
21.04.2020
Соотношение стиля педагога и индивидуального подхода во время учебно-воспитательного процесса в интернате для детей с нарушениями слуха
Соотношение стиля педагога и индивидуального подхода.docx

Сочинение по теме «Соотношение стиля педагога и индивидуального подхода во время учебно-воспитательного процесса в интернате для детей с нарушениями слуха».

Успех воспитания обеспечивается по-разному: в одном случае педагог приучает к выполнению правил, в другом — требует их выполнения, в третьем — предоставляет полную свободу выбора способа действий и ответственности за него. Однако и в том, и в том случае педагог управляет процессом воспитания.

Сущность управления состоит в том, чтобы обеспечить целенаправленность и организованность совместной деятельности людей в социальных системах, для чего прибегают к особым действиям (планированию, организации, руководству и контролю), и достижение благодаря этому поставленных целей. В. С. Лазарев пишет: «Наука управления школой призвана изучать специфические закономерные связи между тем, какие задачи и как они решаются в процессах управления школой, и результатами ее функционирования и развития в различных внешних и внутренних условиях»

По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.

Авторитарное воспитание — тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми. Чем выше социальная роль воспитателя как транслятора этой идеологии (учителя, священника, родителей, идеологических работников и т. п.), тем сильнее выражено принуждение воспитанника вести себя согласно данной идеологии. При этом доминируют такие воспитательные методы, как требование, упражнение в должном поведении с целью формирования привычного поведения и др. Принуждение является основным путем передачи социального опыта новому поколению. Степень принуждения определяется тем, насколько воспитуемый имеет право сам определять или выбирать содержание прошлого опыта и ценностной системы — семейных ценностей, норм поведения, правил общения, ценностей религии, этнической группы, партии и т. п. В деятельности воспитателя доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности, всезнайства.

Демократический стиль воспитания характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов и пр. Педагог старается принимать решения, советуясь с воспитанником, и предоставляет ему возможность высказывать свое мнение, отношение, делать самостоятельно выбор. Часто такой педагог обращается к воспитаннику с просьбами, рекомендациями, советом, реже — приказывает.  Систематически контролируя работу, всегда отмечает положительные результаты и достижения, личностный рост воспитанника и его просчеты, обращая внимание на те моменты, которые требуют дополнительных усилий, работы над собой или специальных занятий. Педагог требователен, но одновременно справедлив, во всяком случае старается таковым быть, особенно в оценке действий, суждений поступков своего воспитанника. В общении с людьми, в том числе и с детьми, всегда вежлив и доброжелателен.

Если воспитанник сам определяет свой досуг, с кем и как его будет проводить, а воспитатель дает ему полную свободу, за исключением ответственности, то можно говорить о демократическом стиле воспитания. Решения принимаются воспитателем с согласия воспитанника. Все ошибки, допущенные последним, анализируются в его присутствии. Требовательность педагога имеет характер координации действий. Чаще всего используются поощрения и советы. По терминологии взаимодействия, демократический стиль воспитания построен горизонтально.

Либеральный стиль (невмешательство) воспитания характеризуется отсутствием активного участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания. Многие, даже важные дела и проблемы фактически могут решаться без его активного участия и руководства с его стороны. Такой педагог постоянно ожидает указаний «сверху», являясь фактически передаточным звеном между взрослыми и детьми, руководителем и подчиненными. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих воспитанников. Он решает в основном те вопросы, которые назревают сами, контролируя работу воспитанника, его поведение от случая к случаю. В целом такой педагог отличается низкой требовательностью и слабой ответственностью за результаты воспитания.

Попустительский стиль воспитания характеризуется своего рода «равнодушием» (чаще всего, неосознанным) со стороны педагога в отношении развития, динамики учебных достижений или уровня воспитанности своих воспитанников. Это возможно либо от очень большой любви воспитателя к ребенку, либо от идеи полной свободы ребенка везде и во всем, либо от бездушия и равнодушия к судьбе ребенка и т. п. Но в любом случае такой педагог ориентируется на удовлетворение любых интересов детей, не задумываясь над возможными последствиями их поступков, не ставя перспектив личностного развития. Главный принцип в деятельности и поведении такого педагога — не препятствовать любым действиям ребенка, как и удовлетворять его любые желания и потребности, возможно, даже в ущерб не только себе, но и ребенку, например, его здоровью и развитию духовности, интеллекта.

На практике ни один из приведенных стилей у педагога не может проявляться в «чистом виде». Также очевидно, что применение только демократического стиля не всегда бывает эффективным. Поэтому для анализа практики воспитателя чаще применяют так называемые смешанные стили: авторитарно-демократический, либерально-демократический и пр. Каждый педагог может применять разные стили в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль воспитания, который относительно стабилен, обладает незначительной динамикой и может совершенствоваться в различных направлениях. Смена же стиля, например, переход от авторитарного к демократическому, является радикальным событием, ибо каждый стиль основывается на особенностях характера и личности педагога, и его смена может сопровождаться серьезной психологической «ломкой» человека.

Лично для меня ближе авторитарно-демократический стиль воспитания детей в нашем интернате. Иногда приходится быть авторитетом и «приказывать» детям выполнять определенные действия. Строго контролировать поведение и действия ребят. Но чаще всего я «демократ», хоть я и требовательна к ребятам, но и справедлива. Во время работы с детьми доброжелательна, вежлива и спокойна.


 

Сочинение по теме «Соотношение стиля педагога и индивидуального подхода во время учебно-воспитательного процесса в интернате для детей с нарушениями слуха»

Сочинение по теме «Соотношение стиля педагога и индивидуального подхода во время учебно-воспитательного процесса в интернате для детей с нарушениями слуха»

Степень принуждения определяется тем, насколько воспитуемый имеет право сам определять или выбирать содержание прошлого опыта и ценностной системы — семейных ценностей, норм поведения, правил общения,…

Степень принуждения определяется тем, насколько воспитуемый имеет право сам определять или выбирать содержание прошлого опыта и ценностной системы — семейных ценностей, норм поведения, правил общения,…

Либеральный стиль (невмешательство) воспитания характеризуется отсутствием активного участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания

Либеральный стиль (невмешательство) воспитания характеризуется отсутствием активного участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания

Каждый педагог может применять разные стили в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль воспитания, который относительно стабилен, обладает незначительной динамикой…

Каждый педагог может применять разные стили в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль воспитания, который относительно стабилен, обладает незначительной динамикой…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2020