Возрастной этап |
Признаки возрастного этапа |
Социальная ситуация развития |
Характеристика ведущей деятельности |
Кризисные проявления |
Основные новообразования |
Особенности поведения и ведущие направленности жизнедеятельности |
Новорожденность (1-2 мес.) |
Адаптация ребенка к новым, внеутробным условиям жизни. |
Полная биологическая зависимость от матери. |
|
Кризис новорожденности. Признаки: потеря в весе. |
Комплекс оживления |
Малое различие сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность ,установление эмоциональной связи с матерью. |
Младенческий возраст ( от 2-х месяцев до 1 года ) |
Психика ребенка развивается в результате совместной деятельности ребенка и взрослого. |
Неразрывная связь ребенка со взрослым. Ситуация “МЫ” |
Непосредственно-эмоциональное общение, или ситуативно-личностное общение со взрослым. |
Аффективные вспышки, если взрослые не понимают или не хотят выполн. его желания. |
Ходьба или попытки ходьбы и первые слова. Потребность в общении со взрослым. Дифференцированные ощущения и эмоциональные состояния. Восприятие объектов. Автономная речь.Начальные формы наглядно-действенного мышления. Кратковременная фиксация на объектах.(непроизвольное внимание) |
Действия с предметами. |
Раннее детство ( 1-3 года) |
Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка ситуативно. |
Сотрудничество со взрослым Ситуация “РЕБЕНОК - ПРЕДМЕТ - ВЗРОСЛЫЙ”. Познание мира окруж. Вещей. |
Предметно-манипулятивная деятельность. |
Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Упрямство, строптивость, своеволие, симптом обесценивания. |
Речь и наглядно-действенное мышление. Сознание «Я сам». Возникает игра с сюжетом. |
Способность к передвижению. Способность ориентироваться в пространстве. Благодаря этому возможность изучит большее кол-во окруж. вещей. |
Дошкольный возраст (3 – 7 лет) |
Познание мира человеческих отношений. Творчество. Первоначальное становление личности. |
Отделение ребенка от взрослого. Две системы социальных отношений: “ребенок - взрослый” и “ребенок - дети”. Имитация мира человеческих отношений. |
Сюжетно-ролевая игра. |
Поведение теряет детскую непосредственность. Манерничанье, паясничанье, кривляние. Появление оспаривания выполнять родительскую просьбу, отказ от привычных дел и обязанностей. Демонстративная «взрослость». |
Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Творчество. |
Игра. |
Младший школьный возраст (7 – 11 лет) |
Начало школьной жизни, с приобретением соответствующей позиции, мотивации, обязанностей. |
Переход от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Социальный статус школьника. |
Учебная деятельность. |
"Я сам" в социальном смысле. Глубокий мотивационный кризис, когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции исчерпана (учебе превратилась в житейскую обязанность), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют. Снижение продуктивности и способности к учебной. Негативизм. |
Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. Чувство компетентности. |
«Школьная жизнь». Учеба. |
Подростковый возраст (11 – 15 лет) |
Переход от детства к взрослости. Половое созревание. |
Стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира. Эмансипация от взрослых и группирование. |
Интимно-личностное общение в процессе обучения и организационно-трудовой деятельности. |
Становление человека как субъекта собственного развития. |
Чувство «взрослости». (младший подростковый возраст)Самооценка. «Я-концепция»(старш. Подростк. Возраст). |
Стремление подростка занять положение в группе сверстников. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.