Тайм менеджмент для педагогов или путь к успеху
Мы часто хватаемся за работу, когда к ее сдаче остается несколько ночей. Выпадаем из жизни, забываем о сне и еде, а по завершении в который раз обещаем себе: «Больше такого не повторится», но наиболее интересно, что подобные ситуации повторяются с нами снова и снова.
В действительности успеть можно все, при этом и хорошо выспаться, и найти время на себя, друзей и любимого человека.
Что делать? Учиться тайм-менеджменту. Во-первых, потому что умение управлять (организовать) своё время в условиях повышенной занятости – это единственный путь к профессиональной и личностной успешности (само слово «успех» связано со значением «успевать» (М.Цветаева). Во-вторых, потому что успех — это мощный стимул и пусковой механизм непрерывного саморазвития и самосовершенствования, без которых не может состояться современный человек. И, наконец, потому, что успех школьников, и всей системы образования в целом, могут обеспечить только успешные взрослые: родители и учителя.
Итак, что такое тайм-менеджмент?
В нескольких словах, это наука об управлении временем как важнейшим жизненным ресурсом. Понятно, что временем, как объективной реальностью, управлять невозможно. Главное, для чего нужен тайм-менеджмент, – это достижение собственных жизненных планов и реализация потребностей.
Тайм-менеджмент необходим всем, кто добивается достойной жизни: интересной, насыщенной и безбедной, речь идёт о новом качестве жизни человека.
Тайм-менеджмент – это одна из компетенций успешного человека. Тайм-менеджменту можно учиться, наблюдая за успешными людьми
Необходимо отметить, что тайм-менеджмент сейчас одна из самых популярных тем в профессиональных кругах. Заняться самоорганизацией и сэкономить время хотят все.
Итак, три составляющих тайм менеджмента:
1. Целеполагание
2. Планирование
3. Мотивация
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Чтобы успешно достигать целей, их необходимо правильно формулировать. Для этого существует ряд методик, с помощью которых можно ставить действительно «качественные» цели.
Один из самых распространённых и действенных способов - это постановка “умных” (от англ. “smart”) целей, т.е. постановка целей с использованием S.M.A.R.T. критериев. Таким образом, цель должна быть:
§ конкретна (Specific)
§ измерима (Measurable)
§ достижима(Achivable)
§ ориентирована на результат (Result-oriented)
§ соотносима с конкретным сроком (Timed)
Конкретные цели (S). Цель должна быть чётко сформулирована. Иначе в конечном итоге может быть достигнут результат, отличающийся от запланированного.
Измеримые цели (M). Если у цели не будет каких-либо измеримых параметров, то будет невозможно определить, достигнут ли результат.
Достижимые цели (A). Не нужно ставить такие цели, которые наоборот приводили бы к увеличению стрессов в вашей жизни. Стоит ставить достаточно сложные цели, предполагающие усилия, но при этом иметь ввиду, что они должны быть достижимыми.
Ориентированные на результат цели (R). Цели должны характеризоваться исходя из результата, а не проделываемой работы. Таким образом, достигается эффективность. Можно поставить себе цель приходить на работу на час раньше, но если при этом не определить ожидаемый от этого результат, то этот час можно провести попивая кофе или просто болтая.
Цели, соотносимые с конкретным сроком (T). Любая цель должна быть выполнима в определённом временном измерении.
Главное, ставьте правильно и достигайте своих целей, живите только с позитивными установками, прогоняйте от себя лень и вы станете успешными людьми.
ПЛАНИРОВАНИЕ
Планирование времени – это подготовительный этап к успешной реализации цели.
Здесь работает правило 6 «П»: правильное предварительное планирование предотвращает плохие показатели.
Да конечно, мы многое планируем в своей профессиональной жизни: с нас постоянно требует различные программы, планы, отчёты, конспекты и т.д. Но умеем ли мы планировать свою жизнь?
1. Составьте список дел.
2. Тратить время на главное в жизни. Для того чтобы проиллюстрировать вам этот принцип, обратимся к притче:
Учитель собрал учеников, показал им кувшин и положил в этот кувшин много крупных камней так, что кувшин был заполнен камнями.
- Как вы думаете,- спросил учитель учеников,- полон ли кувшин?
- Полон, полон, - ответили ученики. Тогда учитель взял и положил в кувшин более мелкие камни.
- Как вы думаете, полон ли кувшин, - спросил учитель учеников?
Ученики уже задумались и на всякий случай сказали:
- Нет.
- Правильно, - подтвердил учитель и засыпал в кувшин песок.
- Ну, а теперь, полон ли кувшин, - спросил учитель?
- Нет, - ответили ученики.
- Правильно, - сказал учитель и налил в кувшин воду.
Смысл этой притчи в расстановке приоритетов или про то, что нам иногда ошибочно кажется, что места нет, там, где оно реально есть.
На первом месте всегда должны быть Вы и главные люди Вашей жизни - ради этого и стоит работать над собственной эффективностью.
Итак, расстановка приоритетов
Эффективен принцип Дуайта Эйзенхауэра (президент США в 1953 — 1961 гг.). Приоритеты устанавливаются по таким критериям как срочность и важность дела.
Матрица управления временем
Дела |
Срочные |
Несрочные |
Важные |
Критические ситуации Неотложные проблемы Проекты с «горящим сроком решения» |
Профилактические действия Поиск новых возможностей Восстановление сил Планирование |
Неважные |
Выполнение незапланированных поручений Предстоящие неотложные дела Отвлечения, некоторые телефонные звонки |
Мелочи, отнимающие время Праздное времяпрепровождение Звонки |
Как показывает матрица, виды деятельности характеризуются двумя факторами: срочностью и важностью.
Все дела подразделяются на 4 группы:
1) срочные (важные дела) — их необходимо выполнять самому;
2) срочные (менее важные дела) — их нужно делегировать;
3) менее срочные (важные задачи) — их необязательно выполнять сразу, но выполнять их нужно самому;
4) менее срочные (менее важные задачи) — от их выполнения можно воздержаться.
Каждому, кто понимает необходимость использования своего времени более эффективно, необходимо избавиться от некоторых привычек в организации своего труда (их еще называют «поглотителями времени»).
Поглотители времени (хронофаги) – это дела, люди, обстоятельства, «пожирающие время». Это то, что отвлекает от самых важных дел, приводящих к быстрому результату. Наиболее распространенные:
- болтовня на частные темы, излишняя коммуникабельность (идея фиксации коммуникации);
- плавание по Интернету;
- длительные телефонные разговоры (в идеале 3 минуты).
Как ещё можно высвободить время?
Предлагаем такой способ как параллельные дела (заведите «умную технику» в доме: посудомоечную машину, стиральную машину, микроволновую печь, мультиварку. У вас высвободится достаточно времени для другой параллельной работы.)
Есть активные и пассивные дела: например, во время поездки домой, в очереди, разговаривая по телефону можно обдумать план выступления.
Сколько планировать времени?
Формула времени. Каждый может выбрать свою.
80х20х20
Работа Х свободное время Х самообразование
Третья составляющая - МОТИВАЦИЯ, или как заставить себя что - то сделать?
Мотивация должна присутствовать в каждом успешном человеке. Мотивация – это то, что поможет вам и океан переплыть и горы свернуть. Я уверена, что у каждого были моменты в жизни, когда вы ради любимого человека могли сделать всё что угодно, дабы показать ему свою любовь. Как же сильно мотивирует любовь на различные поступки.
Сразу необходимо предупредить, что мотивация к работе, как собственно и к другим действиям не бывает постоянной, поэтому её нужно время от времени подпитывать. Так как мотивировать себя на работу, деятельность.
Хорошим мотиватором могут быть:
- мотивирующие цитаты и фразы, притчи, девизы;
- мотивирующие фильмы, музыка;
- процедуры награждения, поощрения, а также процедуры наказания;
- мотивирующие цели, план достижения цели (желательно, чтобы это вы фиксировали письменно, проговаривали).
Начинаем утро с позитива «Вставай – тебя ждут великие дела»
В заключении хочется сказать, что время самый бесценный, самый незаметный ваш ресурс. Научитесь им управлять, научитесь ставить цели, планировать дела, жизнь, чтобы однажды оглянувшись назад, вы увидели своё радостно улыбающееся Время, которого вам всегда и на всё будет хватать.
Приложение №1
Основные поглотители – времени
Литература.
1. Семиздралова, О. А. Психологическое здоровье педагога и пути его сохранения. М. «Просвещение», 2004.
2. Федорец Н. Тайм-менеджмент для педагогов: наука, искусство или осознанная необходимость? Журнал «Директор школы» № 10, 2011. Киев
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.