«Тайны океана»
Знакомство с окружающим миром.
Воспитатель В.Н. Машнёва
Цель:
· Через использование художественного слова, произведений классики ввести детей в удивительный мир моря
Задачи:
· учить детей осмысливать и реализовывать собственный художественный замысел, основанный на музыкальных, живописных и литературных произведений;
· совершенствовать технические изобразительные навыки в использовании различных выразительных средств;
· развивать способность наблюдать, всматриваться, вслушиваться в окружающую жизнь, предметы, явления;
· развивать чувствительные каналы через обследование предметов;
· воспитывать чувство прекрасного, любовь и бережное отношение ко всему живому
Оборудование:
· Карта мира.
· Глобус.
· Ракушки рапана и кассиса туберозы.
· Иллюстративный материал.
Ход занятия.
Воспитатель приветствует детей и подзывает к себе.
Воспитатель: Посмотрите, какое чудо сегодня я вам принесла. Узнаёте? Что это? (ответы детей).
Воспитатель: Да, это морская раковина, зовут её Рапан. Она очень интересная. Давайте рассмотрим её, обследуем.
Воспитатель детям в руки отдаёт морскую раковину, они её рассматривают, совещаются, передают друг другу. Затем вместе с педагогом дети обсуждают и фактуру раковины, особенности строения, формы, необычность цвета.
Воспитатель: Раковина рапана – большая, красивая. Эта морская улитка живёт в Чёрном море.
Родина рапана – Тихий океан. В 1946г какая –то рапаниха в одном из дальневосточных портов приклеила свою икру к днищу судна, которое направлялось в Чёрное море. Судно обогнуло половину Земного шара и пришло в черноморский порт Новороссийск. На следующий год, недалеко от Новороссийска, нашли нового обитателя Чёрного моря – рапана. А потом он распространился по всему Чёрному морю.
На своей родине, на Дальнем Востоке, рапаны небольше 3-4см в длину, а в Чёрном море они могут быть величиной с чайную чашку. В Тихом океане их поедают морские звёзды, а Чёрном море морских звёзд нет. Рапана - хищник, ест двустворчатых моллюсков. У рапан острый язык-сверло, которым она сверлит дырки в раковинах двустворок и съедает-высасывает моллюска, как пауки, когда поймают муху или кузнечика.
Физкультминутка «Море».
И вот перед нами море, |
Развести руки в стороны |
Бушует оно на просторе. |
Поднять руки вверх и покачать |
А в море высокая ходит волна |
Развести руки в стороны, покачать руками |
И вверх до небес и вниз до дна. |
Поднять руки вверх, потом вниз |
Качает вода соленая |
Развести руки в стороны, |
Водоросли зеленые. |
Покачать руками |
Скачут дельфины |
Прыжки на двух ногах на месте. |
Подставляя солнцу спины |
Прыжки на носочках на месте. |
На волнах качаются |
Пытаются устоять на одной ноге |
Солнцу улыбаются. |
Руки развести в стороны, улыбнуться друг другу |
Воспитатель: Самка откладывает (приклеивает) на камни, водоросли, сваи и другие твердые поверхности жёсткие прозрачные трубочки, собранные в пучки-щётки, с икрой. На песчаном грунте первым попавшимся твердым предметом обычно бывает другой рапан — вот они и облепляют друг друга икрой, так что и раковин не видно. Часто на берегу можно найти раковины рапаны – красивой сферической формы, перламутровые оранжево-красные изнутри. Окраска наружной поверхности красновато- коричневая с темными полосками и пятнами.
Воспитатель: Представляете, её подняли из морских глубин. В ней когда-то жил моллюск. Ракушка - это жилище моллюска рапана, очень надежная крепость. Вход в крепость закрывается плотной пластинкой-мантией. Раковина растет вместе с моллюском, она была для него домиком. Специальными клетками края мантии наращивают известняковый панцирь из солей морской воды.
Воспитатель: Как вы думаете, сколько лет этой раковине? (ответы детей).
Воспитатель: Эта раковина очень стара. Её возраст можно определить по линиям – бороздкам, которые есть на её поверхности.
Дети пытаются посчитать линии – определяют возраст раковины.
Воспитатель: Ракушки часто используют в качестве сувениров, поделок.
Воспитатель: А вы слышали когда-нибудь, что морская раковина умеет петь, а может быть, она нашёптывает нам сказку, о том, что видела на своём веку. Люди любят прикладывать к уху раковины рапанов, чтобы послушать «шум моря». Попробуйте послушать морскую раковину, услышать её песню, звуки.
Дети по очереди делятся своими впечатлениями, о том, что они услышали.
Воспитатель: На самом деле, это шум крови в сосудах вашего уха, усиленный раковиной. Но, даже зная это, всё равно интересно послушать, особенно зимой.
Воспитатель: Я тоже хочу поделиться с вами одной сказкой–легендой, которую рассказала мне Рапан.
Сказка–легенда о жемчужине.
Оказывается не только земля, но и море ждёт дождя. Когда первые капельки дождя ударяются о поверхность воды, из синих морских глубин медленно поднимаются двухстворчатые раковины жемчужницы.
Они открывают свои перламутровые створки и ловят всего одну капельку дождя. После этого раковины – жемчужницы медленно опускаются на дно. Там в темноте, эта капля превращается в ни с чем не сравнимую по красоте горошину-жемчужину.
Говорят, если достать жемчуг со дна моря и носить его на теле, то будешь защищён от несчастий.
Интересно!?
Воспитатель: А вот ещё одна ракушка. Она обитает в Карибском море и называется Кассис Тубероза или Королевский Кассис. Раковина этого вида брюхоногих моллюсков толстостенная, тяжелая. Окраска поверхности раковины этого морского моллюска сероватая или коричневатая.
Воспитатель: А теперь давайте представим, что мы с вами опустились на дно морское, и что же мы с вами можем там увидеть?
Дети фантазируют, высказываются.
Воспитатель: ……….
Какие рыбки? (ответы детей).
Что они делают? (ответы детей).
Что вам представилось? (ответы детей).
Воспитатель: А кто-нибудь из вас может изобразить, обыграть движениями того, кого он повстречал, а мы попробуем угадать.
Дети изображают, импровизируют.
Пальчиковая гимнастика «Покажи - ка».
Покажите пальцем |
Дети сжимают правую руку в кулак. |
Зайца, |
Вытягивают средний и указательный пальцы. |
Книжку, |
Две раскрытые ладони складывают рядом. |
Мышку |
Ладони прикладывают к макушке. |
И орех. |
Сжимают кулак. |
Указательному пальцу |
Вытягивают вверх указательный палец, |
Все известно Лучше всех |
сгибают и разгибают его несколько раз. |
Упражнение повторить несколько раз, чередуя руки. |
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам нарисовать морских жителей, тех о которых вы услышали сегодня в сказке или на занятии.
Дети выбирают художественные материалы, инструменты по своему желанию и приступают к выполнению творческого задания.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.