Рабочая программа элективного курса
по биологии
(составлена на основе авторской программы курса
«Такие разные животные» для обучающихся 7классов)
для обучающихся 7а, б классов
Количество часов – 34
Составитель: Бородачева Любовь Николаевна
2021-2022учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса по биологии «Такие разные животные» для7 класса составлена на основе:
- Учебного плана школы на 2020-2021учебный год (утверждён Приказом №242 от 02 сентября 2019 года);
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации №345 от 28 декабря 2018 года (с изменениями от 08 мая 2019 года №233) «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Авторской программы курса биологии Бородачевой Л.Н. для учащихся 7 класса.
Предлагаемая программа охватывает курс «Зоология», более глубоко рассматривает вопросы, касающиеся животных и обогащает учащихся новыми знаниями.
Элективный курс «Такие разные животные» углубляет и расширение знаний учащихся через знакомство с многообразием представителей животного мира нашей планеты.
В курсе особое место уделяется вопросам охраны животного мира.
Использование разнообразных форм учебно-воспитательного процесса – лекции, семинары, практические работы, экскурсии – позволяет связать изучаемый курс с жизнью. Работа учащихся с дополнительной литературой, подготовка рефератов, их защита способствуют саморазвитию, самообразованию, самоопределению учащихся.
Курс затрагивает многие вопросы, находящиеся на стыке биологии с другими науками, прежде всего с географией и химией.
На изучение элективного курса «Такие разные животные» в 7 классе отводится 1 часа в неделю (34 часов за учебный год).
Цель курса: формирование у учащихся интереса к изучению животных . Задачи:
В результате изучения курса должны
Знать:
• роль в природе изученных групп животных.
• виды приспособлений животных к среде обитания и объяснять их значение;
• черты, свидетельствующие об усложнении животных по сравнению с предками, и давать им объяснение;
• значение животных в природе и жизни человека человека;
• основные экологические группы изученных групп животных;
• правила поведения в природе;
• способы рационального использования ресурсов животных на примере своего региона.
Уметь:
• проводить самостоятельный поиск и обработку информации из различных источников • заниматься эффективными методами исследований животных.
• обеспечить более системный подход в изучении биологии, как очень важной науки.
• сравнивать, анализировать и делать выводы.
• оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
• формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды
• развивать интеллектуальные и творческие способности
• развивать мотивацию к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук. Формы организации контроля
- коллективная (беседа, объяснение, анкетирование, экскурсии, демонстрация видеоматериалов и т.д.);
- индивидуальная (защита рефератов, выполнение домашних заданий, подготовка презентаций, итоговое тестирование ).
Содержание курса
Тема 1. Многообразие животного мира (3 ч).
Многообразие животных. Классификация животных. Обитатели водной, наземно-воздушной, почвенной сред. Приспособленность организмов к среде обитания. Разнообразие форм животного мира.
Тема 2. Гиганты и карлики в мире животных (4 ч)
Гиганты океана (акулы и киты) и суши (слоны, жирафы, бегемоты, носороги, медведи, страусы, белуга). Животные –карлики: простейшие, колибри, королек, камышовая мышь, насекомые.
Тема 3. Защитные покровы животных (2 ч)
Перья, иглы и броня. Моллюски, броненосцы, черепахи, рыбы. Защитные покровы животных. Значение внешних покровов. Надежность и уязвимость защиты.
Тема 4. Ядовитые животные (3 ч)
Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. Медузы, пчелы, осы, пауки, земноводные, змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека. Животные – переносчики опасных заболеваний, меры профилактики.
Тема 5. Животные – рекордсмены (2 ч)
Самые сильные и быстрые животные планеты. Сокол, кенгуру, муравей, кузнечик, гепард. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных.
Тема 6. Животные – строители (2 ч)
Многообразие используемого животными строительного материала. Пауки, пчелы, птицы, бобры.
Тема 7. Заботливые родители (2 ч)
Забота о потомстве у животных. Типы заботы о потомстве. Взаимосвязь заботы о потомстве и плодовитости. Колюшка, пипа, питон, пеликан, волки. Забота о потомстве у беспозвоночных, некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся, подавляющего большинства птиц и млекопитающих.
Тема 8. Язык животных (4 ч)
Язык и общение животных. Способность животных к символизации. Язык животных и методы его изучения. Танец пчел, ультразвуки летучих мышей, дельфинов, пение птиц, общение млекопитающих. Голоса птиц. Химический язык, его расшифровка и использование человеком.
Тема 9. Этология животных. (3 ч)
Интеллект животных. Способность к обучению. Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных. Сверхъестественные способности у животных.
Тема 10. Животные герои песен, сказок и легенд (2 ч)
Животные – герои народных сказок. Животные – герои легенд и русско-народных песен.
Тема 11. Животные – символы (2 ч)
Изображение животных на гербах и флагах стран мира.
Конкурс знатоков пословиц и поговорок с упоминанием животных.
Тема 12. Вымершие и редкие животные планеты (2ч)
Вымершие и редкие животные нашей планеты, причины сокращения численности и вымирания животных. Тема 13. Охрана животного мира (3ч)
Мероприятия по охране животного мира. Животные Красная книга России. Животные Красная книга Волгоградской области.
Итоговое занятие.(1 ч)
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Основные направления воспитательной деятельности |
|
планируемая |
фактическая |
||||
|
Тема 1. Введение. Многообразие животного мира |
3 |
|
|
|
1. |
Многообразие и классификация животных. |
1 |
|
|
7 |
2. |
Среда обитания организмов. |
1 |
|
|
7,8 |
3. |
Приспособленность организмов к среде обитания.(П/Р №1) |
1 |
|
|
7,8 |
|
Тема 2. Гиганты и карлики в мире животных. |
4 |
|
|
|
4. |
Гиганты океана (акулы и киты). |
1 |
|
|
4,7 |
5. |
Гиганты суши (слоны, жирафы, бегемоты, носороги, медведи, страусы). |
1 |
|
|
4,7 |
6. |
Животные –карлики (колибри, королек, камышовая мышь). |
1 |
|
|
4,7 |
7. |
Одноклеточные животные. |
1 |
|
|
7,8 |
|
Тема 3. Защитные покровы животных. |
2 |
|
|
|
8. |
Защитные покровы животных(перья, иглы и броня) . |
1 |
|
|
8 |
9. |
Надежность и уязвимость защиты. |
1 |
|
|
8 |
|
Тема 4. Ядовитые животные. |
3 |
|
|
|
10. |
Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. |
1 |
|
|
8 |
11. |
Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека. |
1 |
|
|
1,8 |
12. |
Животные – переносчики опасных заболеваний, меры профилактики. |
1 |
|
|
7,8 |
|
Тема 5. Животные – рекордсмены |
2 |
|
|
|
13. |
Самые сильные и быстрые животные планеты. (сокол, кенгуру, муравей, кузнечик, гепард). |
1 |
|
|
4,8 |
14. |
Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных. |
1 |
|
|
4,8 |
|
Тема 6. Животные – строители. |
2 |
|
|
|
15. |
Многообразие используемого животными строительного материала. |
1 |
|
|
8 |
16. |
Животные строители (пауки, пчелы, птицы, бобры). |
1 |
|
|
8 |
|
Тема 7. Заботливые родители. |
2 |
|
|
|
17. |
Забота о потомстве у животных. |
1 |
|
|
7 |
18. |
Типы заботы о потомстве. Взаимосвязь заботы о потомстве и плодовитости. |
1 |
|
|
7 |
|
Тема 8. Язык животных. |
3 |
|
|
|
19. |
Язык и общение животных. |
1 |
|
|
8 |
20. |
Язык животных и методы его изучения. |
1 |
|
|
8 |
21. |
Химический язык, его расшифровка и использование человеком. |
1 |
|
|
8 |
|
Тема 9. Этология животных. |
3 |
|
|
|
22. |
Интеллект животных. Способность к обучению. |
1 |
|
|
8 |
23. |
Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. |
1 |
|
|
8 |
24. |
Сверхъестественные способности у животных. |
1 |
|
|
8 |
|
Тема 10. Животные герои песен, сказок и легенд. |
2 |
|
|
|
25. |
Животные – герои народных сказок. |
1 |
|
|
3,7 |
26. |
Животные – герои легенд и русско-народных песен. |
1 |
|
|
3,7 |
|
Тема 11. Животные – символы. |
2 |
|
|
|
27. |
Изображение животных на гербах стран мира. |
1 |
|
|
3,7 |
28. |
Изображение животных на флагах стран мира. |
1 |
|
|
3,7 |
|
Тема 12. Вымершие и редкие животные планеты |
2 |
|
|
|
29. |
Вымершие животные нашей планеты. |
1 |
|
|
8 |
30. |
Редкие животные нашей планеты, причины сокращения численности и вымирания животных. |
1 |
|
|
8 |
|
Тема 13. Охрана животного мира. |
3 |
|
|
|
31. |
Мероприятия по охране животного мира. |
1 |
|
|
7 |
32. |
Животные Красной книга России. |
1 |
|
|
1,7 |
33. |
Животные Красной книга России. |
1 |
|
|
1,7 |
34. |
Итоговое занятие |
1 |
|
|
|
Рекомендуемая литература
1. Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 2006
2. Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 2004.
3. Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 2006
4.Адольф Т. А. Заповедными тропами. Москва. «Просвещение», 1999.
5. Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 2002.
6. Шпинар 3. В. История жизни на Земле / худож. 3. Буриан. Прага: Атрия, 1997.
7. Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1998.
8. Красная книга Волгоградской области
Интернет-ресурсы
http://school-collection.edu.ru/) «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов».
http://www.fcior.edu.ru/
www.bio.1september.ru – газета «Биология».
www.bio.nature.ru – научные новости биологии.
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
http://video.edu-lib.net – учебные фильмы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.