Такие разные животные

  • Образовательные программы
  • doc
  • 20.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Элективный курс «Такие разные животные» углубляет и расширение знаний учащихся через знакомство с многообразием представителей животного мира нашей планеты.
Иконка файла материала Такие разные животные..doc

 

 

 

Рабочая программа элективного курса

по биологии

(составлена на основе авторской программы курса

«Такие разные животные» для обучающихся 7классов)

 

для обучающихся 7а, б классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество часов – 34

Составитель: Бородачева Любовь Николаевна

 

 

2021-2022учебный год

                                                                                      

 

                                                                 Пояснительная записка.

Рабочая программа элективного курса по биологии «Такие разные животные» для7 класса составлена на основе:

- Учебного плана школы на 2020-2021учебный год (утверждён Приказом №242 от 02 сентября 2019 года);

- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации №345 от 28 декабря 2018 года (с изменениями от 08 мая 2019 года №233) «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Авторской программы курса биологии Бородачевой Л.Н. для учащихся 7 класса.

Предлагаемая программа охватывает курс «Зоология», более глубоко рассматривает вопросы, касающиеся животных и обогащает учащихся новыми знаниями.

   Элективный  курс «Такие разные животные» углубляет и расширение знаний учащихся через знакомство с многообразием представителей животного мира нашей планеты.

    В курсе особое место уделяется вопросам охраны животного мира.

Использование разнообразных форм учебно-воспитательного процесса – лекции, семинары, практические работы, экскурсии – позволяет связать изучаемый курс с жизнью. Работа учащихся с дополнительной литературой, подготовка рефератов, их защита способствуют саморазвитию, самообразованию, самоопределению учащихся.

     Курс затрагивает многие вопросы, находящиеся на стыке биологии с другими науками, прежде всего с географией и химией.

На изучение элективного курса  «Такие разные животные» в 7 классе отводится 1 часа в неделю (34 часов за учебный год).

Цель курса: формирование у учащихся интереса к изучению животных .                                                                                                                                                                      Задачи:

  1. Расширить и углубить знания учащихся о животном мире, особенностях, многообразии и их значении ..
  2. Ознакомить учащихся с основными мероприятиями, проводимыми по охране животного мира.
  3. Развивать умение сравнивать, анализировать, работать с дополнительной литературой, создавать проекты и защищать их.

В результате изучения курса должны

  Знать:

• роль в природе изученных групп животных.

• виды приспособлений животных к среде обитания и объяснять их значение;

• черты, свидетельствующие об усложнении животных по сравнению с предками, и давать им объяснение;

• значение животных в природе и жизни человека человека;

• основные экологические группы изученных групп животных;                                                                                                                                     

• правила поведения в природе;

• способы рационального использования ресурсов животных на примере своего региона.

Уметь:

• проводить самостоятельный поиск и обработку информации из различных источников                                                                                                                  • заниматься эффективными методами исследований животных.

• обеспечить более системный подход в изучении биологии, как очень важной науки.

• сравнивать, анализировать и делать выводы.

• оценивать экологический  риск взаимоотношений человека и природы.

• формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды

• развивать интеллектуальные и творческие способности

• развивать мотивацию к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.                                                                                                                   Формы организации контроля

  - коллективная (беседа, объяснение, анкетирование, экскурсии, демонстрация видеоматериалов и т.д.);

  - индивидуальная  (защита рефератов, выполнение домашних заданий, подготовка презентаций, итоговое тестирование ).

                                                                                           

 

Содержание курса

Тема 1. Многообразие животного мира (3 ч).

Многообразие животных. Классификация животных. Обитатели водной, наземно-воздушной, почвенной сред. Приспособленность организмов к среде обитания. Разнообразие форм животного мира.

Тема 2. Гиганты и карлики в мире животных (4 ч)

Гиганты океана (акулы и киты) и суши (слоны, жирафы, бегемоты, носороги, медведи, страусы, белуга). Животные –карлики: простейшие, колибри, королек, камышовая мышь, насекомые.

Тема 3. Защитные покровы животных (2 ч)

Перья, иглы и броня. Моллюски, броненосцы, черепахи, рыбы. Защитные покровы животных. Значение внешних покровов. Надежность и уязвимость защиты.

Тема 4. Ядовитые животные (3 ч)

Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. Медузы, пчелы, осы, пауки, земноводные, змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека. Животные – переносчики опасных заболеваний, меры профилактики.

Тема 5. Животные – рекордсмены (2 ч)

Самые сильные и быстрые животные планеты. Сокол, кенгуру, муравей, кузнечик, гепард. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных.

Тема 6. Животные – строители (2 ч)

Многообразие используемого животными строительного материала. Пауки, пчелы, птицы, бобры.

Тема 7. Заботливые родители (2 ч)

Забота о потомстве у животных. Типы заботы о потомстве. Взаимосвязь заботы о потомстве и плодовитости. Колюшка, пипа, питон, пеликан, волки. Забота о потомстве у беспозвоночных, некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся, подавляющего большинства птиц и млекопитающих.

Тема 8. Язык животных (4 ч)

Язык и общение животных. Способность животных к символизации. Язык животных и методы его изучения. Танец пчел, ультразвуки летучих мышей, дельфинов, пение птиц, общение млекопитающих. Голоса птиц. Химический язык, его расшифровка и использование человеком.

Тема 9. Этология животных. (3 ч)

Интеллект животных. Способность к обучению. Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных. Сверхъестественные способности у животных.

Тема 10. Животные герои песен, сказок и легенд (2 ч)

Животные – герои народных сказок. Животные – герои легенд и русско-народных песен.

Тема 11. Животные – символы (2 ч)

Изображение животных на гербах и флагах стран мира.

Конкурс знатоков пословиц и поговорок с упоминанием животных.

Тема 12. Вымершие и редкие животные планеты (2ч)

Вымершие и редкие животные нашей планеты, причины сокращения численности и вымирания животных.                                                                   Тема 13. Охрана животного мира (3ч)

Мероприятия по охране животного мира. Животные Красная книга России. Животные Красная книга Волгоградской области.

Итоговое занятие.(1 ч)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Основные направления воспитательной

деятельности

планируемая

фактическая

 

Тема 1. Введение. Многообразие животного мира

3

 

 

 

1.

Многообразие и классификация животных.

1

 

 

7

2.

Среда обитания организмов.

1

 

 

7,8

3.

Приспособленность организмов к среде обитания.(П/Р №1)

1

 

 

7,8

 

Тема 2. Гиганты и карлики в мире животных.

4

 

 

 

4.

Гиганты океана (акулы и киты).

1

 

 

4,7

5.

Гиганты суши (слоны, жирафы, бегемоты, носороги, медведи, страусы).

1

 

 

4,7

6.

Животные –карлики (колибри, королек, камышовая мышь).

1

 

 

4,7

7.

Одноклеточные животные.

1

 

 

7,8

 

Тема 3.  Защитные покровы животных.

2

 

 

 

8.

Защитные покровы животных(перья, иглы и броня) .

1

 

 

8

9.

Надежность и уязвимость защиты.

1

 

 

8

 

Тема 4. Ядовитые животные.

3

 

 

 

10.

Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез.

1

 

 

8

11.

Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека.

1

 

 

1,8

12.

Животные – переносчики опасных заболеваний, меры профилактики.

1

 

 

7,8

 

Тема 5. Животные – рекордсмены

2

 

 

 

13.

Самые сильные и быстрые животные планеты. (сокол, кенгуру, муравей, кузнечик, гепард).

1

 

 

4,8

14.

Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных.

1

 

 

4,8

 

Тема 6. Животные – строители.

2

 

 

 

15.

Многообразие используемого животными строительного материала.

1

 

 

8

16.

Животные строители (пауки, пчелы, птицы, бобры).

1

 

 

8

 

Тема 7. Заботливые родители.

2

 

 

 

17.

Забота о потомстве у животных.

1

 

 

7

18.

Типы заботы о потомстве. Взаимосвязь заботы о потомстве и плодовитости.

1

 

 

7

 

Тема 8. Язык животных.

3

 

 

 

19.

Язык и общение животных.

1

 

 

8

20.

Язык животных и методы его изучения.

1

 

 

8

21.

Химический язык, его расшифровка и использование человеком.

1

 

 

8

 

Тема 9. Этология животных.

3

 

 

 

22.

Интеллект животных. Способность к обучению.

1

 

 

8

23.

Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы.

1

 

 

8

24.

Сверхъестественные способности у животных.

1

 

 

8

 

Тема 10. Животные герои песен, сказок и легенд.

2

 

 

 

25.

Животные – герои народных сказок.

1

 

 

3,7

26.

Животные – герои легенд и русско-народных песен.

1

 

 

3,7

 

Тема 11. Животные – символы.

2

 

 

 

27.

Изображение животных на гербах стран мира.

1

 

 

3,7

28.

Изображение животных на флагах стран мира.

1

 

 

3,7

 

Тема 12. Вымершие и редкие животные планеты

2

 

 

 

29.

Вымершие животные нашей планеты.

1

 

 

8

30.

Редкие животные нашей планеты, причины сокращения численности и вымирания животных.                                                                  

1

 

 

8

 

Тема 13. Охрана животного мира.

3

 

 

 

31.

Мероприятия по охране животного мира.

1

 

 

7

32.

Животные Красной книга России.

1

 

 

1,7

33.

Животные Красной книга России.

1

 

 

1,7

34.

Итоговое занятие

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуемая литература

 

 

1. Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 2006

2. Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 2004.

3. Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 2006

4.Адольф Т. А. Заповедными тропами. Москва. «Просвещение», 1999.

5. Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 2002.

6. Шпинар 3. В. История жизни на Земле / худож. 3. Буриан. Прага: Атрия, 1997.

7. Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1998.

8. Красная книга Волгоградской области

 

Интернет-ресурсы

http://school-collection.edu.ru/) «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов».

http://www.fcior.edu.ru/

www.bio.1september.ru – газета «Биология».

www.bio.nature.ru – научные новости биологии.

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

http://video.edu-lib.net – учебные фильмы.