26 марта 1970 года спектаклем «Город на заре» А. Арбузова в постановке Н. Аронецкой состоялось его официальное открытие.
Изучая историю становления нашего театра с его зарождения, а дальше с 1969 года, собирая материал о Надежде Степановне Аронецкой, она после себя оставила совсем немного документов в письменном виде, статей написанных о её спектаклях, немного фотографий чёрно – белых, но зато более сотни спектаклей. Всё, что я сумел узнать и восстановить память о ней, о её стиле работы – это мои беседы с актёрами и администрацией театра. При жизни о Надежде Степановне никто не писал, кроме официальных небольших статей о её спектаклях и наградах.
Театр.docx
Театр – наша гордость.
Театр — это форма общественного развития людей, он неотделим от жизни
народа, его национальной истории и культуры. Расцвет или упадок театра,
развитие в нём тех или иных форм работ, тенденций, идей в жизни общества
и характер его связей с современностью обусловлены особенностями
социальной структуры общества, его духовными запросами. Художественного
подъёма театр достигает обычно тогда, когда он, проникаясь передовыми
идеями общества, борется за гуманистические идеалы, глубоко и правдиво
раскрывает сложность внутреннего мира человека, его общественные
устремления.
Новая страница в истории театрального искусства нашего края началась с
1969 года, с выходом приказа Министерства культуры МССР от 11 августа
1969 года «Об организации Русского драматического театра в г. Тирасполе».
26 марта 1970 года спектаклем «Город на заре» А. Арбузова в постановке Н.
Аронецкой состоялось его официальное открытие.
Изучая историю становления нашего тетра с его зарождения, а дальше с
1969 года, собирая материал о Надежде Степановне Аронецкой, она после
себя оставила совсем немного документов в письменном виде, статей
написанных о её спектаклях, немного фотографий чёрно – белых, но зато
более сотни спектаклей. Всё, что я сумел узнать и восстановить память о ней,
о её стиле работы – это мои беседы с актёрами и администрацией театра. При
жизни о Надежде Степановне никто не писал, кроме официальных небольших
статей о её спектаклях и наградах. Поэтому, когда я решил собрать материал
о Надежде Степановне к 45- летнему юбилею театра 26 марта 2015 года, то
все работники театра с большой радостью делились со мной, чтобы ещё
многие люди узнали об их любимом режиссёре и педагоге. Я нашёл такую
запись. Надежда Степановна говорит: «Мы зашли в это пустое здание, где не
было ни ниточки, ни иголочки, ничего, ничего не было …Мы все подошли к
сцене, положили на неё цветы и поклялись служить верой и правдой
искусству для людей». Дальше Надежда Степановна говорила: « Я не ставила
задачи, ставить на первых порах какие – то большие спектакли, а открыть в
каждом из них индивидуальные особенности, а потом, чтобы они их
использовали на сцене». С приездом Надежды Степановны жизнь в театре
забила ключом. Молодые художники, декораторы, техники, портные, актёры,
все без опыта работы, им не было и 30 лет, но в каждом Надежда Степановна
открывала талант, шлифовала его подобно алмазу, оттачивала, и театр стал
светиться. Она заражала их своей энергетикой, и вела их до последнего дня
своей жизни. Ещё Надежда Степановна говорила: « В театре должны
работать исключительные люди, одержимые, влюблённые в свою профессию,
отдавать себя без остатка сцене». Сильная, творческая личность, живущая
театром всю свою жизнь, Надежда Степановна, сумела создать такой
коллектив, научила их служить сцене и вложить в них любовь к своей работе,
которая есть в коллективе до сих пор. Продолжая работать в театре, все они
чтут и исполняют всё, что входило в «… школу Н. С. Аронецкой». Сегодня
задают вопрос великие режиссёры мира, а где можно узнать о « школе Н. С.
Аронецкой», где методика этой школы, как изучить этот опыт? А его нет на
бумаге, он выстрадан и заложен в сердца людей, с которыми она работала, и
эта школа передаётся уже молодому поколению, причём ни в чём, не отступая
1 от принципов заложенных Надеждой Степановной. Для артистов и
сотрудников театра, театр стал вторым домом.
В народе говорят, что театр начинается с вешалки, но Надежда Степановна
учила по - другому. Театр – это актёры, любовь к сцене, она предательства не
прощает, очень напряжённый творческий труд, одержимость, посвящённость
своему делу и любовь к зрителю. Сделать из каждого актёра алмаз. Как
проходили репетиции и постановка спектаклей? Дисциплина была
чрезвычайно жёсткой, похвала очень скромная, если Надежда Степановна
говорила « да», «да», то все актёры понимали, что это самый высокий уровень
похвалы. Но при такой строгой дисциплине все актёры и сотрудники,
говорили о ней с большой любовью и преданностью. Первые шаги молодого
коллектива привлекли внимание театральной общественности. Появились
статьи в журналах «Театр», «Театральная жизнь», «Молодой коммунист», в
союзных, республиканских газетах. Творческие отчеты Тираспольского театра
с успехом прошли в г. Кишиневе, в г. Одессе, на сцене Центрального Дома
работников искусств в Москве.
Понимая, что только единая школа является залогом стабильности, Надежда
Степановна Аронецкая привлекала в театр талантливую молодежь со всей
республики, совмещая работу по постановке спектаклей с напряженным
учебным процессом, принимаемых ею студийцев. Надежда Степановна
Аронецкая стояла у истоков открытия факультета искусств Тираспольского
университета.
В 1978 г. за особые заслуги в деле развития искусства, подготовки и
воспитания кадров, активное участие в общественной жизни республики
главному режиссеру Тираспольского республиканского театра Н. С.
Аронецкой было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств
МССР».
В 1979 году Надежда Степановна расстается с театром официально по
достижению пенсионного возраста, но театр, созданный ею, продолжал
действовать и творить дальше, потому как основу труппы составляли ее
ученики.
В 1984 году Н. С. Аронецкая возвращается в театр, в качестве
приглашенного режиссёра. И ставит ряд спектаклей.
28 апреля 1993 г театр понёс большую утрату в связи со смертью Надежды
Степановны Аронецкой.
За заслуги в воспитании молодого поколения театрального искусства и
большой вклад в работу нашего театра, имя Н. С. Аронецкой увековечено в
названии нашего театра.
28 июля 2001 года Приднестровскому Государственному театру драмы и
комедии было присвоено имя Надежды Степановны Аронецкой.
А в 2005 году было принято решение увековечить ее имя на мраморной
доске. На здании театра была открыта мемориальная доска «Н. С. Аронецкой
- основателю тираспольского театра». Право открыть ее было, предоставлено
ученикам Надежды Степановны – Народным и Заслуженным артистам ПМР и
МССР. На открытии с речью выступили:
Алла Равло - Доряну, народная артистка ПМР: «Если ты пошел на эту Голгофу,
как она любила говорить, то нужно всех влюблять, вести за собой. Поэтому
хочется сегодня низко поклониться Надежде Степановне, и пожелать, чтобы
наш коллектив, наш театр достигал больших и больших успехов».
2 Мария Кырмыз: «Единожды открыв этот театр, Надежда Степановна
Аронецкая определила традиции и законы построения этого театра.
Коллектив работает, по сей день, согласно школе русского, классического,
психологического театра. И это передается через учеников Надежды
Степановны молодому актерскому поколению». Церемония открытия
мемориальной доски прошла в торжественной обстановке. В своих речах,
выступающие отмечали большие заслуги Н. С. Аронецкой в подготовке
замечательных артистов, представителей других профессий, без которых
невозможна жизнь театра, его уникального творческого коллектива. В этот
же день в здании театра прошло открытие музея Н. С. Аронецкой.
Более 40- ка спектаклей успела поставить Надежда Степановна Аронецкая за
годы своей режиссёрской работы в г. Тирасполе. Самыми популярными
спектаклями были «Василий Теркин» по поэме А.Твардовского, получивший в
1975 г. семь серебряных медалей имени А. Попова на Всесоюзном смотре –
конкурсе патриотических спектаклей к 30 – летию Победы Великой
Отечественной войны. Лауреатами стали режиссёр Н.С.Аронецкая, художник-
постановщик А. Желудев, актеры: Е. С. Толстов, В. К. Уваров, М. Исаев, А.
Алексеев, В. Сухомлинов.
« А зори здесь тихие», « На бойком месте», «Преданья старины глубокой»,
«Вдовий дом», «Захарова смерть», «Самодуры», «Русские потешки», «Восемь
женщин» и много, много других спектаклей, поставленных Н.С. Аронецкой, до
сих пор остаются в памяти ее учеников и зрителей города.
В Государственном театре драмы и комедии имени Аронецкой начался новый
сезон, юбилейный, 45-й. По традиции его открывала последняя премьера
прошлого сезона. Это лирическая комедия «Тот самый Мюнхгаузен».
«Приднестровский государственный театр драмы и комедии им. Н. С.
Аронецкой закрыл 44 по счёту театральный сезон. На прощание зрителям
актёры подарили премьерный спектакль Григория Горина «Тот самый
Мюнхгаузен» по постановке известного питерского режиссёра Анатолий
Стрельникова. Спектакли 2014 года: «Дочь русского актёра», автор П.
Григорьев, режиссёры – постановщики Народные артисты ПМР Алла Доряну и
Евгений Толстов, « Смешные жеманницы», автор Жан Батист Мольер,
режиссёр – постановщик Д. Ахмадиев, «Люди, звери и бананы», автор А.
Соколова, режиссёр Д. Ахмадиев, «Леди Макбет Мценского уезда», автор Н.
Лесков, режиссёр Д. Ахмадиев. Готовится премьера спектакля к 45 летнему
юбилею театра 26 марта 2015 года «Театр. Чайка. Жизнь», авторы Н. Коляда,
А. Чехов, инсценировка и постановка Д. Ахмадиев.
В настоящее время наш театр достиг многих высот, известен далеко за
пределами республики, живёт сложной, но красивой жизнью. Поздравляем
весь коллектив театра с праздником, с днём рождения!!! Желаем большой
зрительской любви. Театр – это всегда праздник.
Учитель истории и обществознания Тидва Ольга Ивановна.
3
ТЕАТР
ТЕАТР
ТЕАТР
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.