ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Моисеева
Р.И.
Областное государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями
слуха»
Аннотация: В статье
рассматриваются аспекты влияния театрализованной педагогики как инновационной
технологии на речевое развитие младших школьников с нарушениями слуха. Автор
информирует об использовании театрализации в образовательной деятельности,
приводит сведения о том, что театрализация оказывается востребованной при
обучении детей родному языку, указывает на тот аспект, что в первое время учёбы
игра остаётся для детей ведущим видом деятельности, непременным атрибутом
театрального искусства. Именно театрализация способствует речевому развитию
ребёнка, в процессе которой он вербально взаимодействует с окружающими.
Представленная работа адресована преподавателям, студентам педагогических учебных заведений, педагогам образовательных организаций, а также тем, кто интересуется проблемами коррекционного образования в направлении «сурдопедагогика + театрализация».
Ключевые слова: театрализация, нарушения слуха, коррекционная деятельность, речевое развитие.
«Театр – это волшебный край,
в котором ребёнок радуется играя,
а в игре он познаёт мир».
С.И. Мерзлякова
Проблема отклоняющегося развития становится с каждым днём всё актуальнее для специалистов, работающих в области сурдопедагогики, тифлопедагогики, в сфере образования, психологии и медицины, ориентированных на решение вопроса развития человека. Для ребёнка с патологией слуха и вторичными нарушениями в речевом развитии важна среда, в которой он находится и как в ней будет организовано сопровождение. Переоценить роль родного языка как средства общения, помогающего людям – прежде всего детям с особенностями речевого развития – осознанно воспринимать окружающий мир, – невозможно. С.Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий: его лицо, он сам».
Как научить ребёнка, лишённого частично или полностью слуха, выразительной речи? Как организовать среду, активизирующую к правильной и выразительной речи? Как сделать это просто, естественно, без насилия? Одной из форм досуговой деятельности, помогающей в этом направлении, является театрализованная деятельность. Это достаточно сложное по цели и задачам направление в сурдопедагогике, поскольку для его воплощения дети должны владеть речью, а у обучающихся с нарушениями слуха вторичные нарушения – речевое развитие.
«Специальное корригирующее обучение детей, частично или полностью лишённых слуха, является одной из самых сложных и своеобразных областей педагогики. Его научное обоснование неизбежно должно опираться на углублённый психологический и физиологический анализ особенностей этих детей» [6, стр.6].
Практика показывает, что развитие и формирование устной речи детей с нарушениями слуха – одна из наиболее острых проблем в сурдопедагогике, потому как дети овладевают словесной речью только обходными путями, в условиях специального обучения. При этом они опираются на зрительное восприятие, подкреплённое речевыми, двигательными ощущениями. Президент России Владимир Путин сказал: «Наша задача создать полноценные комфортные условия для жизни инвалидов, создать такую развитую систему реабилитации, чтобы граждане с ограниченными возможностями могли быть включены в полноценную жизнь. В конечном счёте, необходимо просто в корне изменить отношение к таким людям в обществе».
На современном этапе развития коррекционного образования внедрение инновационных методов и педагогических технологий приобретает особое значение, новые качественные характеристики. Коррекционная работа с обучающимися, имеющими патологию слуха, на практике показывает свою эффективность за счёт внедрения в коррекционно-образовательный процесс интеграционного метода – театрализованной деятельности (познание, взаимодействие, коммуникация, вербализация, художественное слово, художественное творчество).
«Здоровое общество не допустит пренебрежения к инвалидам», заявил президент Владимир Путин и пообещал держать социальную поддержку этой категории граждан на контроле. В настоящее время коррекционно-образовательный процесс приобретает новые качественные характеристики за счёт внедрения инновационных методов и современных педагогических технологий, одной из которых является органично сочетающаяся с ними театрализованная деятельность. Важно помнить, в процессе подбора сказок для игр, их драматизации важен учёт индивидуальных особенностей детей. Сказки должны быть доступны по содержанию, при необходимости целесообразно упрощать текст для его восприятия слушателями младшего школьного возраста, имеющими нарушения слуха.
В процессе наблюдения за играми детей была отмечена скудная фантазия, отсутствие возможности пользоваться предметами-заместителями в свободных и организованных играх, недостаток воображения, дефицит элементарной речи, дети активно пользовались жестами, либо отказывались вступать в игру. Стоит отметить, театрализованная деятельность – это игровая площадка для раскрытия творческого потенциала ребёнка с патологией слуха, так как ребёнок, с помощью педагога, включённый в театральную педагогику, научается создавать свой художественный образ персонажа. У него легко и естественно активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, лучше развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, формируется умение видеть необычное в обычных вещах, что в конечном итоге, в целом способствует развитию и совершенствованию речи.
Театрализованная деятельность – это источник развития чувств, переживаний, открытий, приобщающих ребёнка к духовным ценностям. Всё это способствует развитию эмоциональной сферы ребёнка, подводит его к осознанию сопереживания разыгрываемым событиям. «В процессе этого сопереживания, – как отмечал психолог и педагог, академик Б.М. Теплов, – создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».
Подготовка к театральной сценке предполагает разучивание считалок, реплик, небольших стишков, потом ребёнок параллельно осваивает интонационную выразительность стороны речи, мимические упражнения, работает над речевым дыханием, голосом, звуками и их сочетаниями, словом, словосочетаниями, предложениями, короткими фразами. Основой для подготовки и проведения театрализованных сценок, сказок, представлений является не только специально написанный к данному случаю сценарий, а также, в обязательно порядке, адаптированный текст, построенный по определённым правилам, способствующим формированию у ребёнка с нарушениями слуха произносительных навыков.
В процессе проектирования театрально-предметно-пространственной среды, обеспечивающей включение каждого ребёнка с особенностями в развитии учитываются:
· его возрастные особенности;
· особенности семейного воспитания;
· особенности эмоционально-личностного развития;
· индивидуальные социально-психологические особенности;
· предпочтения, потребности, склонности, любознательность, интересы.
Помимо произносительных навыков, сценическая деятельность предполагает владение младшими школьниками с нарушениями слуха навыками правильного ведения диалога, поведенческими элементами слушать себя и окружающих, проявлять речевую вежливость, логически верно произносить текст, вести себя на сцене вежливо, в то же время раскованно и непринуждённо, что требует особых навыков. Основой этому является знание и отличное владение выражениями речевого этикета: рад(а) Вас видеть, будьте добры, приятного аппетита, здравствуйте, будьте любезны, пожалуйста, извините, помогите, от души прошу Вас и т.п. Выражения речевого этикета каждый воспитанник усваивает в своём темпе, на первом этапе считывает нотированную информацию с речевой карточки, далее в процессе искусственно созданных социальных ситуаций, затем в произвольных межличностно-игровых отношениях и в итоге при обыгрывании театральных постановок: «Теремок», «Репка», «Маша и медведь», «Три медведя», «Заюшкина избушка», декламации коротких стихов, мини-рассказов и др.
Стоит отметить, в процессе подготовки к каждому спектаклю, театральной сценки на первом этапе организуется эмоциональное представление сказки. Обязательно демонстрируются персонажи и их действия (показ речевых карточек, предметных и сюжетных картинок, использование персонажей кукольного театра), по ходу уточняются и объясняются значения незнакомых слов, словосочетаний, коротких предложений. Проводится беседа, предлагаются вопросы детям, при затруднении предъявляются речевые карточки с готовыми ответами. Далее воспроизводится повторное чтение, затем чтение по ролям (роли выбирают по желанию), после чего стоит переходить к пересказыванию сюжета слушателями, только тогда, когда сказка понятна всем ребятам (это выясняется через вопросно-ответную систему), её необходимо переносить в игру. В процессе игры закрепляются знания о характере героя, усваиваются его положительные и отрицательные черты, поступки, в целом действия.
Отличительной особенностью в процессе театрализованного представления, важно донести до сознания детей наличие в том или ином представлении конфликта. Объяснить детям, что конфликт – это столкновение взглядов, действий, идей, стремлений, это борьба противоборствующих сил. Без выше означенных моментов, театрализованное представление не будет иметь положительную динамику, что любой зритель непременно это отметит. Поэтому, без наличия конфликта не возможно определить экспозицию, завязку, развитие действий, кульминацию, развязку и финал действия.
Стоит отметить, в процессе погружения обучающихся с особенностями в развитии в атмосферу театра, у них развивается не только речь, а также познавательные способности. Опираясь на речевой опыт, полученный в процессе театрализованной деятельности, у ребёнка непроизвольно создаётся положительная установка на проявление интереса к обучению. По мнению Л.С. Выготского примеряя на себя образы, у детей развивается ассоциативное мышление, творческое воображение, память, они учатся слушать и слышать окружающих, вербально взаимодействовать друг с другом, сотрудничать с классным руководителем, учителями, воспитателями, родителями. Удачное выступление на сцене, принятое окружающими – это есть успех ребёнка.
Примеряя на себя образ, постепенно дети расстаются со стеснением, забывают о зажимах и речевых преградах в процессе социального общения. Когда ребёнок играет определённую роль, перевоплощаясь в персонажа, он полностью раскрепощается, осознаёт и понимает, что если и допустил ошибки, теряться не следует, необходимо сослаться на тот факт, что ошибка допущена не им, а тем персонажем, которого он играет – вот это важно доносить до сознания ребёнка с особенностями в развитии.
Организованная и проводимая в таком ключе работа по организации театрализованной деятельности младших школьников с нарушениями слуха стимулирует учебную деятельность, активизирует познавательную, артистическую, естественную речевую деятельность, при этом происходит преобразующее воздействие на моторную, сенсорную, эмоциональную, двигательную сферу.
Таким образом, театрализованная деятельность создаёт условия для развития художественно-творческих способностей, являющихся одним из компонентов общей структуры личности ребёнка. Этот вид деятельности требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать в заданной ситуации подчиняясь определённому правилу поведения, определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством, театральная постановка представляет самый частый и распространённый вид детского творчества. Можно сделать вывод, одним из самых эффективных способов воздействия на ребёнка с нарушениями слуха является театрализованная деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учись играя!
Литература
1. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети – М.: Советский спорт. 2014. С.6.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.