ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ В СУРДОПЕДАГОГИКЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧИ Моисеева Р.И.

  • docx
  • 03.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Моисеева Монография.docx

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ В СУРДОПЕДАГОГИКЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧИ

 

Моисеева Р.И.

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» г. Томск

 

Аннотация: Проблема отклоняющегося развития становится с каждым днём всё актуальнее для специалистов, работающих в области сурдопедагогики, тифлопедагогики, в сфере образования, психологии и медицины, ориентированных на решение вопроса развития человека. Для ребёнка с патологией слуха и вторичными нарушениями в речевом развитии важна среда, в которой он находится и как в ней будет организовано сопровождение. Как научить ребёнка, лишённого частично или полностью слуха, правильно говорить? Как сделать это просто, естественно? В монографии обобщается педагогический опыт и рассматриваются аспекты положительного влияния театрализованной педагогики как инновационной технологии на речевое развитие младших школьников с нарушениями слуха.  Представленная работа адресована преподавателям, студентам педагогических учебных заведений, педагогам образовательных организаций, а также тем, кто интересуется проблемами коррекционного образования в направлении «сурдопедагогика + театрализация».

Ключевые слова: Нарушения слуха, театральная педагогика, младшие школьники, коррекционное обучение, развитие речи.

 

«Театр – это волшебный край,

в котором ребёнок радуется играя,

а в игре он познаёт мир».

С.И. Мерзлякова

 

Проблема обучения глухих детей имеет свою историю. Долгое время глухих считали непригодными к обучению людьми. Этому способствовало неправильное понимание природы связи между слухом и речью. Нарушение речи рассматривалось как самостоятельное нарушение, не зависящее от состояния слуховой функции [6, 5]. К категории детей с нарушениями слуха относятся дети со стойким необратимым и двусторонним нарушением слуховой функции, при котором нормальное речевое общение с окружающими затруднено или невозможно. Специальное корригирующее обучение детей, частично или полностью лишённых слуха, является одной из самых сложных и своеобразных областей педагогики.

Дети с аномальным развитием слуха представляют собой разнородную группу не только по степени, характеру и времени снижения слуха, но и по уровню общего и речевого развития, наличию/отсутствию дополнительных
нарушений, что нарушает процесс коммуникативного взаимодействия. Общение направлено на установление контакта между людьми, целью его является изменение взаимоотношения между людьми; установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средством – различные формы самовыражения личности. Контакты между людьми в общении, есть необходимое условие существования индивида [12].

Слуховое восприятие слабослышащего ребёнка не находится в стабильном состоянии. Большая или меньшая ограниченность словарного запаса слабослышащего ребёнка сопровождается неправильным пониманием значений слов и недостаточностью своей речи он дополняет жестикуляцией. Дефицит слуховой информации препятствует контактам, порождает различные отклонения в речевом развитии, которое зависит от многих факторов, таких как степень и сроки снижения слуха, уровень общего психического развития, наличие педагогической помощи, речевая среда, в которой находился ребенок. Многообразные сочетания этих фактов обусловливают вариативность речевого развития.

Практика показывает, что развитие и формирование устной речи детей с нарушениями слуха – одна из наиболее острых проблем в сурдопедагогике, потому как дети овладевают словесной речью только обходными путями, в условиях специального обучения. Слуховые упражнения оказывают большое влияние не только на развитие слухового восприятия, но и на общий уровень развития ребенка, это подчеркивала еще в 1910 г. сурдопедагог Н.К. Патканова. Она считала, что упражнения по развитию слуха приносят огромную пользу, повышая общий уровень развития ребенка [6, 11]. Слуховое восприятие ребёнка с аномалией слуха развивается в процессе овладения речью. Очень медленно, даже в условиях организованного коррекционного обучения, идёт обогащение словарного запаса, при этом все обучающиеся опираются на зрительное восприятие, подкреплённое речевыми, двигательными ощущениями. Под влиянием специальных тренировочных упражнений ребёнок приучается к максимальному использованию своего остаточного слуха, научается лучше дифференцировать доступные его слуху звуковые раздражения.

Стоит отметить, в аномальном развитии психики ребёнка с нарушенными слуховыми возможностями важно не только то, что ребёнок плохо слышит, соответственно не может качественно пользоваться речью, но ещё и то, что данный недостаток в силу неблагоприятных условий приводит к нарушению многих функций и сторон психики [9].

Президент России Владимир Путин на заседании правительства сказал: «Наша задача создать полноценные комфортные условия для жизни инвалидов, создать такую развитую систему реабилитации, чтобы граждане с ограниченными возможностями здоровья могли быть включены в полноценную жизнь. В конечном счёте, необходимо просто в корне изменить отношение к таким людям в обществе» [13]. Он напомнил, что в ходе «прямой линии» неоднократно поднимался вопрос поддержки инвалидов и создания им комфортных условий.

Слухо-речевая реабилитация неслышащих и слабослышащих детей на протяжении нескольких десятилетий является одной из ведущих проблем коррекционной педагогики, в частности сурдопедагогики. В современной российской сурдопедагогике идеи создания благоприятной педагогической среды для развития ребёнка с недостатками слуха нашли своё отражение в изучении возможностей совершенствования традиционной системы обучения и воспитания неслышащих детей.  Вопросами нравственного, эстетического, экологического, трудового обучения,  создания альтернативных педагогических систем (интегрированное обучение, билингвистическое обучение и др.) занимались такие известные педагоги как О.С. Богданова, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др. [10].

Идеи гуманизации, поиски путей развития ребёнка как своеобразной индивидуальности всегда были значимы для отечественной дефектологии.
В 30-70-е и последующие годы XX столетия сурдопедагоги Р.М. Боскис, Т.А. Власова, и др. проводили всестороннее изучение психического развития детей с нарушениями слуха [1]. Занимались изучением закономерности речевого развития детей с недостатками слуха в тех или иных условиях их воспитания и обучения, прослеживали этапы формирования речи, развития ощущений и восприятия, памяти, воображения и мышления, становления черт личности отечественные сурдопедагоги Т.В. Розанова, Ж.И. Шиф и др. [7].

Проблема эмоционально-нравственного развития и воспитания детей с нарушенным слухом нашла отражение в работах Б.Д. Корсунской, О.И. Кукушкиной, М.И. Никитиной и др. [4]. Нарушение слуха в любом возрасте отражает бедность и дефицит эмоционального общения, оказывающий отрицательное влияние на общее развитие. Исследователи выявляли возможности использования разнообразных средств эмоционально-нравственного воспитания: общения (Е.И. Исенина), игры (Г.Л. Выгодская), чтения (Б.Д. Корсунская, Н.Г. Морозова, Н.А. Pay), устного народного творчества (О.Н. Грачева), специальных компьютерных технологий (О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская и др.) [11].

В Институте коррекционной педагогики Российской академии образования, при поддержке директора Института Т.А. Власовой, под руководством Е.П. Кузьмичёвой было проведено исследование развития речевого слуха детей. Вот что пишет об этой работе Т.А. Власова: «Была поставлена задача, не только найти наиболее эффективные пути для использования остаточного слуха, но и разработать принципиально новый подход к выявлению и развитию остаточной слуховой функции в целях воспитания у них речевого слуха». Чтобы повысить качество подготовки обучающихся с потерей слуха к самостоятельной жизни в современном обществе, целесообразно опираться на возможности их саморазвития. Ещё И.П. Павлов показал, что «человек есть система, единственная по высочайшему саморегулированию». В исследовании В.И. Бельтюкова констатируется, что «у детей с периферическими недостатками слуха так же, как у детей с недостатками других органов чувств, механизмы внутренней саморегуляции сохранены» [4]. 

Иными словами, в основе развития ребёнка с недостатками слуха лежат не только внешние факторы, коррекционные воздействия, но и внутренние закономерности, глубинные стремления, личностные установки. Способность глухих и слабослышащих детей к саморазвитию и самоорганизации наиболее рельефно проявляется в том, что в процессе образования они постепенно становятся субъектами деятельности, общения и познания.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и
оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Проблеме разработки стандарта образования для детей с нарушением слуха посвящены несколько разработок стандартов образования. Под руководством Л.М. Шипицыной (1996, Санкт-Петербург) разработана модель регионального образовательного стандарта для глухих и слабослышащих детей; под руководством Е.П. Кузьмичевой, Л.П. Носковой (1998, Москва) разработан стандарт основного образования неслышащих детей. Обе эти модели дополняют друг друга, т.к. в первом случае хорошо разработана структура стандарта образования, во втором – содержательная часть стандарта [9].

К настоящему времени создан государственный стандарт образования для детей с нарушением слуха. В жизнь современных детей прочно вошли информационные технологии. Практически каждый ребёнок школьного возраста имеет телефон, многие дети пользуются персональным компьютером. Компактные электронные устройства поглощают время ребёнка, вытесняют живое общение с окружающими. Театрализованная деятельность (ТД) в качестве коммуникативно-вербального средства в противовес информационным технологиям (ИТ) способствует построению живого мостика общения, указывает ребёнку дорогу в «университет» добрых нравственных чувств и положительных эмоций через элементы театральной педагогики: «глаза в глаза», «рука к руке», «плечо к плечу».

Традиции школьного театра в России были заложены ещё на Первом Всероссийском съезде деятелей народного театра в 1916 году, где масштабно обсуждался вопрос о школьном театре, была принята резолюция, затрагивающая проблемы театра для детей. «Драматический инстинкт» уже заложен в природе детей, он проявляется с самого раннего возраста, поэтому его необходимо использовать в воспитательных целях, т.е. представители съезда выразили мнение, чтобы в образовательных организациях было отведено соответствующее место, приемлемые условия для проявления детского драматического инстинкта, в соответствии возрастным особенностям и развитию детей. Были даны рекомендации, а именно, при строительстве школ определять помещения, в которых дети будут осваивать театральное искусство, представлять спектакли.

Разделяя это мнение, Бахтин Николай Николаевич – библиограф, переводчик, педагог рекомендовал учителям и родителям целенаправленно развивать в детях «драматический инстинкт». Он считал, что для детей наиболее пригодной формой театра является кукольный театр, игра способна с пользой наполнить свободное время ребёнка до 12-летнего возраста. В этой игре можно проявить себя одновременно и автором пьесы, инсценируя свои любимые сказки, повести и сюжеты, и режиссёром, и актёром, играя за всех действующих лиц своей пьесы и мастером рукодельником [14].

Известный американский учёный Стенли Холл писал: «Драматический инстинкт», который обнаруживается, судя по многочисленным статистическим исследованиям, в необыкновенной любви детей к театру и кинематографу и их страсти к самостоятельному разыгрыванию всевозможных ролей, является для нас педагогов прямо открытием новой силы в человеческой природе; та польза, которую можно ожидать от этой силы в педагогическом деле, если мы научимся пользоваться ею, как следует, может быть сравнима разве только с теми благами, какими сопровождается в жизни людей вновь открытая сила природы».

Анализ отечественной и зарубежной литературы свидетельствует о том, что семейные театральные постановки для детей и с их участием играли важную роль в их развитии. Домашние театры первыми приобщали детей к театральному искусству. Они не только приносили радость понимания искусства театра, но и воспитывали художественный вкус, учили ребенка лучше понимать окружающий его мир [3] .

Первый в России детский театр был создан в 1779 году в г. Богородице, Тульской губернии, в имении графа Бобринских, управляющим, известным учёным энциклопедистом Андреем Тимофеевичем Болотовым. В одном из залов дворца состоялась первая постановка театра, актёрами стали жившие в усадьбе дети, в том числе и сын А.Т. Болотова Павел [15].

Спустя 139 лет, 6 ноября 1918 года в Москве открылся первый в мире постоянный театр для детей, где шли спектакли театра петрушек, театра теней, марионеток. Организатором спектаклей и заведующей театром была Наталия Ильинична Сац. В феврале 1922 года первых зрителей принял театр юных зрителей (ТЮЗ) в Ленинграде, руководителем которого был А.А. Брянцев. В первых театрах шли инсценировки сказок, по праву ТЮЗ носит имя Сергея Владимировича Образцова – удивительного человека, артиста, писателя, драматурга, кукольника. Его спектакли востребованы зрителями, живут сегодня в театре. В 1936 году в Москве был создан самый крупный театр для детей – Центральный детский театр. Педагогическая часть имелась во всех детских театрах, начиная с Первого Государственного театра для детей [16].

Современная педагогика, в том числе и сурдопедагогика, рассматривает возможности театральной педагогики в качестве реального средства художественного воспитания школьников. Вопреки значительному объёму публикаций о внедрении театрализованной деятельности в образовательный процесс, её методик, острота проблемы образования и воспитания школьников с нарушениями слуха средствами театрального искусства в достаточной степени актуальна и остаётся значимо-перспективной до настоящего времени.

Ребёнок с нарушениями слуха, посредством театральной педагогики, открывает для себя новые горизонты, экспериментирует, переходит к самостоятельному творчеству по велению своей души, погружается в игровую театральную деятельность, которую открыли для него видные деятели театра: В.Н. Давыдов, К.А. Варламов, М.С. Щепкин и другие деятели театрального искусства. Театральная педагогическая традиция опирается на театральную педагогическую деятельность выше означенных деятелей театра, но, прежде всего, стоит отметить качественно новый этап в театральной педагогике  основателей К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Собственно с них начинается театральная педагогическая традиция, которую преподают в российских высших учебных заведениях.

Театр во все времена был школой талантливого актёра и почтенного зрителя. Театральное искусство – одно из звеньев в системе воздействий, определяющих процесс формирования личности. Осуществление этой работы является важным компонентом всей системы развивающего обучения и воспитания в образовательной организации и одним из направлений формирования художественной культуры у школьников.

Учащиеся младших классов с нарушениями слуха, более чем другие дети нуждаются в речевом развитии, снятии напряжения, педагогической помощи, в специальном расширении и обогащении сенсомоторного пространства. Театрализованная деятельность, прежде всего, ориентирована на всестороннее развитие и воспитание каждого школьника, его психическое благополучие, нравственное здоровье, на решение проблем социальной адаптации школьников, приобщение их к общечеловеческим ценностям, что оказывает положительное влияние на речевое развитие.

Школьный театр является одной из форм дополнительного образования. Театрализация в обучении и воспитании детей с нарушениями слуха – одно из перспективных направлений в сурдопедагогике. Коррекционная работа на практике показывает свою эффективность за счёт внедрения в образовательный процесс интеграционного метода – театрализованной деятельности (познание, взаимодействие, коммуникация, вербализация, художественное творчество).

Говоря о системе дополнительного образования, также необходимо отметить, что кроме научности столь же важным принципом педагогики является художественность образовательного процесса. В этом смысле школьный театр активно объединяет клубное пространство неформального социо-культурного общения детей с нарушениями слуха и окружающих. Ребята с помощью театрального языка вербально взаимодействуют друг с другом, родителями, педагогами, социумом.

Стоит отметить, ТД – это основа для раскрытия творческого потенциала ребёнка с патологией слуха, так как ребёнок, с помощью педагога, включённый в театральную педагогику, научается создавать свой художественный образ. У него более естественно активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, лучше развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, формируется умение видеть необычное в обычных вещах, что в конечном итоге, в целом способствует развитию и совершенствованию речи.

Важно помнить, в процессе подбора сказок важен учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Сказки, при необходимости, в процессе предъявления текстового материала, целесообразно упрощать, адаптировать  для восприятия слушателями младшего школьного возраста, имеющими нарушения слуха, ведь данный текст дети будут предъявлять в дальнейшем дошкольникам, родителям, гостям,  значит, он должен быть хорошего речевого качества, а потому прост и понятен актёру, а затем и слушателю. Учителю необходимо уметь выбирать способы мышления и действия, позволяющие проявлять понимание и толерантность, способствующие сохранению и развитию гуманистической культуры, необходимо и важно стремиться к сотрудничеству с учениками, быть неповторимой личностью для подражания.

Современная театральная педагогика также комплексно подходит к тренировке всего спектра сенсорных способностей младших школьников с нарушениями слуха, одновременно с этим нарабатываются компетентности в создании вербального и межличностного общения, расширяется сфера самостоятельной творческо-мыслительной деятельности, всё это создаёт естественные и вполне комфортные  условия для процесса учения-общения.

Подготовка к театральной сценке предполагает разучивание считалок, реплик, небольших стишков, потом ребёнок параллельно осваивает интонационно выразительность  стороны речи, мимические упражнения, работает над речевым дыханием, голосом, звуками и их сочетаниями, словом, словосочетаниями, предложениями. Всё это он отрабатывает на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия (РСВ) и формированию произношения (ФП), что является положительной платформой формирования произносительных навыков. Зеркало в работе сурдопедагога – большой помощник, так как многие зажатия отражаются не только в звуке, но и на лице говорящего, также с помощью зеркала эффективно идёт работа над артикуляцией и дикцией.

Помимо произносительных навыков, сценическая деятельность предполагает владение младшими школьниками с нарушениями слуха  навыками правильного ведения диалога, поведенческими элементами слушать себя и окружающих, проявлять речевую вежливость, логически верно произносить текст, вести себя на сцене вежливо, в то же время раскованно и непринуждённо, что требует особых навыков.

Основой этому является знание и отличное владение выражениями речевого этикета: рад(а) Вас видеть, будьте добры, приятного аппетита, здравствуйте, будьте любезны, пожалуйста, извините, помогите, от души прошу Вас и т.п. Выражения речевого этикета каждый воспитанник усваивают в своём темпе, в процессе межличностных отношений при работе в процессе игровых упражнений.

Василий Александрович Сухомлинский утверждал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Всем известно, театр – искусство синтетическое, воздействует на ребёнка целым комплексом художественных средств: художественное слово, наглядный образ, живописно-декоративное оформление, музыка и др. Важнейшим фактором становления личности, по мнению Д.Б. Эльконина, является чрезвычайно яркая, положительно эмоционально окрашенная тенденция к овладению новым миром [10].

Такая тенденция может быть сформирована в процессе организации музыкально-театрального воспитания. Музыка и театр обладают огромной силой эмоционального воздействия. Театр способен вовлечь ребёнка в новое пространство, в котором младший школьник становится самостоятельной и активно действующей личностью, что для него чрезвычайно важно в современном мире, а это так важно для ребёнка с особенностями в развитии.

В последние десятилетия происходит осознание того, что формы поведения и мышления родителей и детей в современном обществе изменяются. Передний план высвечивает такие аспекты общения, как коммуникативное поведение, культура общения и понимания, в которых коммуникативные навыки человека приобретают особую значимость. Поскольку дети с нарушениями слуха имеют вторичный дефект – нарушения речи, они испытывают большие трудности и проблемы в коммуникативном поведении, в процессе речевого общения и понимания, то ТД способствует общению во всех своих формах, видах, типах и наиболее полно раскрывает специфику человеческого общества.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального основного образования (ФГОС НОО) социальная среда образовательного учреждения должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности, в том числе посредством создания образовательных проектов, программ совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Только при тесном взаимодействии семьи и школы театрализованная деятельность будет успешной.

В рамках компетентностного подхода современный образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинён цели становления личности школьника, развитию его креативности, самостоятельности, ответственности, самосознания и самооценки. Это необходимо для вхождения школьника с нарушениями слуха в общество и взаимодействия с окружающим миром. Для человеческого общества универсальным средством общения (коммуникации)
является речь. Поэтому одной из актуальных социально-педагогических проблем является повышение уровня речевого развития школьника с нарушениями слуха, совершенствование коммуникативной культуры как основы развития его личности.

В работах многих психологов отмечается, что в речи раскрывается направленность личности: её интересы, потребности, убеждения. В речевых свойствах личности отражается целый ряд особенностей её мышления.  Психолог Н.И. Жинкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта…». Дети, имеющие сенсоневральную тугоухость (СНТ), испытывают большие трудности в речевом развитии, в социально-психологической адаптации. Снижение слуха в значительной степени ограничивает возможности коммуникативной деятельности ребёнка, а именно, возможности речевого самовыражения и, как следствие, пространственного аудио-восприятия.

Основную задачу работы по развитию речи лингвист и методист ХХ века В.И. Чернышев сформулировал так: «…открыть уста детей». Не сковывать речь детей, сохранять их живое слово, поддержать их стремление к самовыражению через словесное творчество, развить у них врожденный дар слова – это и есть «открыть уста детей», без чего невозможно становление личности школьника. Сегодня эта мысль не утратила своей значимости. Одной из таких возможностей является способность осуществлять проекции аффективно-личностной сферы посредством различных направлений, например, методом театральной терапии.

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» регулирует правовой статус всех образовательных организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют обучение. Основная цель Федерального закона РФ «Об образовании» – реализация конституционного права граждан Российской Федерации на образование и защита интересов личности, общества и государства в сфере образования. Настоящий закон устанавливает права, обязанности и меры социального обеспечения педагогов, обучающихся и их родителей; определяет механизмы и принципы получения гражданами доступного, бесплатного и качественного образования и порядок приёма в образовательные учреждения; устанавливает уровни общего образования (дошкольное, начальное, среднее, профессиональное, высшее) и регулирует порядок получения профессионального и дополнительного образования. Закон «Об образовании РФ» Глава 10 Статья 75 гласит

1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

2.  Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.

5. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ определяются в соответствии с частями 3 - 7 статьи 83 и частями 4 - 5 статьи 84 настоящего Федерального закона [17].

Организуя анализ существующих программ, рекомендованных для работы с детьми младшего школьного возраста:

ü https://docplayer.ru/27941894-Avtorskaya-programma-kruzhka;

ü teatralizovannoydeyatelnosti.html;

ü https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/02/14/plan-raboty-sroditelyamipo-teatralizovannoy;

ü https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/11/27/programma-rodnichok-dlyateatralizovannoy-deyatelnosti-mladshikh;

ü https://scienceforum.ru/2015/article/2015009440, был сделан вывод, что сегодня, на пике проблем школьного образования, фундаментально усложняются задачи, стоящие перед педагогами, родителями, учителями, воспитателями образовательных учреждений интернатного типа. Одной из важнейших задач остаётся социализация и речевое развитие обучающихся с нарушениями слуха.

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому, исследование структуры, механизмов и закономерностей адаптации младшего школьника с нарушениями слуха в разнообразных условиях (урочное и внеурочное время) приобретает всё более существенное значение.

Рассматривая речевые свойства обучающихся, поступивших в первый класс, как компонент коммуникативной культуры, было отмечено – дети с отклонениями в развитии слуха не реагируют в полной мере на обращённую речь, у них отсутствует коммуникативная культура.

Исследование на определение речевого развития проводилось в сентябре 2018 года на базе Областного государственного бюджетного образовательного учреждения «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха». В исследовании приняли участие (по согласованию с родителями) обучающиеся 1-ого дополнительного класса отделения слабослышащих детей в количестве 8-ми человек. Состояние слуховой функции представлено в таблице №1.

 

Таблица №1.

Состояние слуховой функции

П/№

Имя ребёнка

Степень сенсоневральной тугоухости (СНТ)

Возраст на момент обследования

1.

Амир

Двусторонняя СНТ IV степени

7 лет

2.

Михаил

Двусторонняя СНТ II-III степени

7 лет

3.

Семён

Двусторонняя СНГ (глухота)

6 лет 6 месяцев

4.

Елизавета

Двусторонняя СНТ IV степени

7 лет

5.

Тимофей

Двусторонняя СНТ IV степени справа, СНГ (глухота) слева

7 лет

6.

Мария

Двусторонняя СНТ III-IV степени

7 лет

7.

Полина

Двусторонняя СНТ III степени

6 лет 8 месяцев

8.

Матвей

Двусторонняя СНТ IV степени

6 лет 9 месяцев

 

Выявление объёма словарного запаса, оценки понимания обращённой речи, понимания причинно-следственных связей, родовидовых отношений, понимание отношений родства были организованы и проведены по методике Е.Г. Речицкой и Е.В. Пархалиной. Условно все вопросы составили три группы, положительный результат ответа отмечался плюсом, отрицательный – минусом. Вопросы, требующие понимания родовидовых отношений, представлены в таблице №2.

1.            Груша, яблоко, апельсин – что это?

2.            Огурец, помидор, морковь – что это?

3.            Москва, Томск, Новосибирск – что это?

4.            Автобус, трамвай, троллейбус – что это?

5.            Кошка, собака, свинья – кто это?

6.            Медведь, лиса, заяц – кто это?

7.            Ель, сосна, берёза – что это?

Таблица №2.

Понимание родовидовых отношений

Имя ребёнка

Вопросы родовидовых отношений

(сентябрь 2018)

Результат

%

1

2

3

4

5

6

7

Амир

-

+

-

-

+

+

-

42,87%

Михаил

-

+

-

-

-

+

-

28,58%

Семён

-

-

-

-

-

-

-

0%

Елизавета

+

+

-

-

+

+

-

57,16%

Тимофей

-

-

-

-

-

-

-

0%

Мария

-

+

-

-

-

+

-

28,58%

Полина

-

-

-

-

-

-

-

0%

Матвей

+

+

-

-

-

-

-

28,58%

 

Вопросы, выявляющие степень овладения знаниями и признаками предметов, явлений природы, понимание причинно-следственных связей, представлены в таблице №3.

1.            Днём светло, а ночью …?

2.            Река широкая, а ручей …?

3.            Слон тяжёлый, а бабочка …?

4.            Зимой идёт снег, а осенью идёт …?

5.            Что нужно взять в школу?

6.            Медведь большой, а заяц …?

7.            Летом тепло, а зимой …?

Таблица №3.

Понимание признаков предметов, явлений природы, связей

Имя ребёнка

Вопросы на понимание причинно-следственных связей (сентябрь 2018)

Результат

%

1

2

3

4

5

6

7

Амир

+

-

+

-

-

+

+

57,16%

Михаил

-

-

-

-

-

+

-

14,29%

Семён

-

-

-

-

-

-

-

0%

Елизавета

+

-

-

-

+

+

-

42,87%

Тимофей

-

-

-

-

-

-

-

0%

Мария

-

+

-

-

-

+

-

28,58%

Полина

-

-

-

-

-

-

-

0%

Матвей

+

+

-

-

-

-

-

28,58%

 

Вопросы, выявляющие понимание отношений родства, представлены в таблице №4.

1.            У тебя есть брат (сестра)?

2.            Твоя сестра (брат) старше тебя?

3.            Как зовут твоего (твою) дедушку (бабушку)?

4.            Сколько лет внуку твоей бабушке?

5.            Как зовут дочь (сына) твоей бабушки?

6.            У тебя есть тётя (дядя)?

7.            У тебя есть двоюродная сестра (брат)?

Таблица №4.

Понимание отношений родства

Имя ребёнка

Вопросы понимания отношений родства (сентябрь 2018)

Результат

%

1

2

3

4

5

6

7

Амир

+

-

-

-

-

+

-

28,58%

Михаил

-

-

-

-

-

+

-

14,29%

Семён

-

-

-

-

-

-

-

0%

Елизавета

+

-

-

-

-

-

-

14,29%

Тимофей

-

-

-

-

-

-

-

0%

Мария

-

+

-

-

-

+

-

28,58%

Полина

+

-

-

-

-

+

-

28,58%

Матвей

+

+

-

-

-

-

-

28,58%

 

При анализе результатов исследования речевой деятельности младших школьников с нарушениями слуха, представленные результаты показали, что у детей нарушены речевые функции, низкий словарный запас, наличие аграмматизмов и т.д. Два ребёнка не ответили ни на один вопрос. Сторона речевого развития нуждается в интенсивном педагогическом воздействии. В связи с этим, была разработана рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для обучающихся начальных классов «Театральный кузовок». Б.М. Теплов утверждал: «Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей...».  Тематическая направленность программы «Театральный кузовок» имеет общекультурную, социально-психологическую, нравственно-моральную, этическо-эстетическую, художественную базу, определяет основные направления по её реализации на основе нормативно-правового обеспечения:

1. Концепции о правах ребёнка;

2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;

3. Закона «Об образовании Томской области»;

4. Приоритетного национального проекта «Образование»;

5. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р.;

6. «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

7. Постановлении Администрации Томской области от 18.03.2013 г. № 94 а «О комплексе мер по модернизации общего образования ТО в 2013 г. и на период до 2024 года».

Театральная деятельность многогранна, она позволяет достичь высоких предметных, метапредметных и личностных результатов, находит своё отражение в различных формах и направлениях образования. Школьная театральная педагогика – междисциплинарное направление, обусловленное рядом социально-культурных и образовательных факторов, в полной мере решает проблемы коммуникативной культуры. На основе театрализованной деятельности реализуются все задачи воспитания, развития и обучения детей, поэтому принцип интеграции в организации внеурочной деятельности по предмету выходит на первое место в формировании универсальных учебных действий (УУД).

Включение ТД в жизнедеятельность образовательной организации помогает не только развить правильную речь, а также сформировать классическую модель поведения, повысить общую культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, старинными обрядами, народными традициями и др.

При включении ребёнка в театрализованную деятельность, наиболее успешно запоминаются словесные обозначения действий, домашних животных, основных предметов мебели и др. По мере того, как дети овладевают доступной их возрасту лексикой, возникают новые проблемы: формирование фразовой речи, многозначность слова и т.д., здесь опять на помощь приходит театральная педагогика.

Таким образом, без соответствующей и вспомогательной работы, у детей с нарушением слуха формируются только зачатки слуха, мышление почти не продвигается в своём развитии от наглядно-образного к словесно-абстрактному. Слух не становится в полной мере речевым слухом. В таком состоянии его взаимодействие с речью оказывается нарушенным, что вторично мешает формированию речевых механизмов и продолжает препятствовать дальнейшему развитию речи. Стоит отметить актуальность разработки программы школьного театра «Театральный кузовок», органично включённого во внеурочную деятельность. На современном этапе развития образования это является востребованным аспектом. Достаточный уровень сформированности коммуникативных навыков посредством ТД является одной из необходимых составляющих готовности ребёнка, поступившего в первый дополнительный класс к восприятию школьной программы, обеспечивает ему возможность успешного её освоения. Важность вопроса обучения и воспитания младших школьников с особенностями в развитии определена:

ü Законом «Об образовании»;

ü «Концепцией организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе»;

ü «Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования» и др.

Таким образом, актуальность программы «Театральный кузовок» обусловлена необходимостью включения во внеурочную деятельность детей с нарушениями слуха, так как социализирует, формирует коммуникативные навыки, привлекает к себе школьников, предполагает интенсивное развитие речевой активности, инициативы учащихся, индивидуальных склонностей и способностей.

Цель программы «Театральный кузовок» указывает на то, что развитие театрализованной деятельности детей младшего школьного возраста зависит от определённых условий. К ним относятся внутренние условия – индивидуальные возможности и способности детей – и внешние условия, к которым относится семья ребёнка, его родители, педагог, использующий потенциал педагогического процесса в организации внеурочной деятельности детей. Школьный театр предстаёт как форма художественно-эстетической деятельности, воссоздающая жизненный мир, обживаемый ребёнком с нарушениями слуха. Создание специальных условий способствует позитивной социализации, личностного и творческого развития на основе сотрудничества (ребёнок + родитель + педагог), приобщает детей к творчеству, развивает их способности (речевые, мыслительные, читательские, литературные).

Таким образом, цель школьного театра состоит в создании условий для введения во внеурочную деятельность обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями слуха новых методик театральной терапии, способствующих социализации, речевому развитию средствами театральной педагогики. Представленная цель направлена на решение определённых задач:

ü создать приемлемые условия для реализации особых образовательных потребностей неслышащих, слабослышащих, позднооглохших и имплантированных младших школьников;

ü внедрить рабочую программу «Театральный кузовок» в жизнедеятельность обучающихся начальных классов слабослышащего отделения для социального и духовно-нравственного развития, личностного становления, укрепления и поддержания здоровья;

ü обеспечить вариативность и разнообразие содержания жизнедеятельности младших школьников в условиях образовательного учреждения интернатного типа;

ü предоставить гарантии доступности участия во внеурочной жизнедеятельности для всех учащихся, включая школьников с ограниченными возможностями здоровья, находящимися на домашнем обучении;

ü формировать коммуникативно-речевые навыки младших школьников с нарушениями слуха средствами театральной педагогики;

ü организовать социокультурную среду, соответствующую возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей-инвалидов, способствующую социализации, а также усвоению комплекса знаний, умений, навыков «актёрской работы»;

ü развивать культуру и технику речи, память, воображение, речевые способности: дикцию, чистоту произношения, постановку голоса с помощью занятий в театральном кружке (законодательство не ограничивает количество и направленность посещаемых дополнительных дисциплин);

ü охранять, укреплять и защищать психофизическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;

ü обогатить общее развитие обучающихся с проблемами слуха, посредством оказания коррекционной помощи через развитие слухового восприятия (РСВ) и формирование произношения (ФП), посредством русского народного фольклора. Цель и задачи реализуются в процессе внеурочной деятельности, базируются на особых видах деятельности – творчестве и общении, в первую очередь речевом (вербальном).

Таким образом, внедрение программы по курсу внеурочной деятельности «Театральный кузовок» позволит достичь основной цели начального образования, которая сформулирована ФГОС НОО: «Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России», а также сформировать у младших школьников с нарушением слуха психологическую готовность к восприятию учебного материала по предметам, также к переходу и обучению в средней, старшей школе.

Новизна программы «Театральный кузовок» состоит в учёте требований, предъявляемых системе образования. Программа выстроена таким образом, что в процессе занятий каждый ребёнок индивидуально, в своём ритме и темпе отрабатывает методы и приёмы театрализованной деятельности, активизирующие речь, умственную и познавательную активность в соответствии с личной траекторией индивидуального развития. Это позволяет повышать обучаемость, а включение в задания методов и приёмов театральной педагогики, речевого материала, направленного на
развитие логического мышления и творческих способностей, положительно сказывается на когнитивной сфере и является существенным моментом формирования их личности.

Реалистичность с точки зрения времени заключается в уточнении содержания понятия «формирование коммуникативных навыков младших школьников средствами театрализованной педагогики», под которым понимается усвоение знаний, умений и норм взаимодействий ребёнка с окружающими. Данная программа воспитывает чувства взаимоуважения, взаимодоверия, взаимоподдержки, обучает искусству общения в различных сюжетных формах и реальных ситуациях.

Программа «Театральный кузовок» способствует развитию у школьника умение чувствовать своё внутреннее состояние, ощущать свои переживания. Более того, благодаря мышечно-эмоциональной релаксации стабилизируется настроение самого школьника, снимается психическая напряженность, вследствие чего повышается возможность самоуправления мимикой. Программа обладает структурой и содержанием, где обобщены техники, методы и приёмы театральной педагогики, позволяющие корректировать психомоторику, сенсорные процессы, слуховой анализатор. Индивидуально-дифференцированный подход позволяет уделять должное внимание каждому участнику, что особенно важно для детей, имеющих вторичные нарушения.

Содержание программы «Театральный кузовок» нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся общечеловеческими ценностями через собственное творчество и освоение прошлого опыта. Программа важна для педагогов, родителей, которые организуют досуг детей, стремятся вовлечь школьников и детский коллектив в разнообразные виды искусства и творческой деятельности в нём, ориентирована на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности, имеет определённый курс на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми.

Структура программы «Театральный кузовок» состоит из образовательно-воспитательных блоков (теория, практика). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностного практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать своими руками декорации для спектаклей, кукольного театра; сценические костюмы для представлений, посильную атрибутику. Результаты обучения достигаются в каждом образовательном блоке. В планирование содержания включены итоговые задания: тесты, викторины, речевые игры, квесты и др.

Объектом программы выступает социально-психологическая адаптация детей младшего школьного возраста с особенностями в развитии – нарушениями слуха посредством включения в их жизнедеятельность театральной педагогики.

Предметом программы являются навыки социальной адаптации: коммуникативный, социально-перцептивный, интерактивный, социально-психологический, формирующиеся у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха при введении их в театрализованную деятельность.

Структура программы согласуется с целью и задачами и состоит из пяти глав:

ü  первая глава раскрывает аспекты целевого направления программы, включает новизну, актуальность, цели, задачи, а также характеризует особенности развития детей с нарушениями слуха;

ü  вторая глава освещает информативное направление программы, куда входят педагогические принцип, целевые ориентиры, мотивы, ценности, кадровый потенциал;

ü  третья глава описывает содержание образовательных областей;

ü  в четвёртой главе рассматривается организация процесса обучения, основные блоки, функции, приёмы, методики;

ü  пятая глава оснащена предметно-практическим направлением, содержит планирование, учебно-тематический план, представляет ожидаемые результаты.

Программа составлена с учётом и использованием современных инновационных приёмов и методов. Огромное значение придаётся индивидуальной и групповой работе. Используется дыхательная и артикуляционная гимнастика, развивающие игры и игры упражнения для моторики рук, упражнения для развития артикуляционного аппарата на основе РСВ и ФП. Эти задания предлагаются в начале каждого занятия театрального кружка с обязательным обоснованием: что именно эти упражнения активизируют слух, развивают речь, память, внимание, артикуляционный аппарат, мелкую моторику и т.д.

В каждое занятие включаются упражнения на развитие произвольного внимания, памяти, фантазии, согласованности коллективных действий. Содержание программы расширяет представления учащихся о художественных стилях и направлениях в искусстве, формирует чувства гармонии, сплачивает коллектив, расширяет культурный диапазон учеников, повышает их культуру поведения, развивает способность ориентироваться в предлагаемых обстоятельствах, во времени, пространстве, умение быстро овладевать новым движением, темпом, пластикой тела, ритмом. Педагогические принципы, лежащие в основе программы, отвечают всем коррекционно-педагогическим требованиям:

ü  принцип дифференцированного подхода к образованию особенного ребёнка, соблюдение его интересов (в основе лежит системно-деятельностный подход);

ü  принцип учёта его индивидуальных возможностей и способностей, положения ребёнка с нарушениями слуха в семье, школе (в основе лежит решение проблем с максимальной пользой и в интересах ребёнка);

ü  принцип создания ситуации успеха (в основе лежит использование методик, способствующих раскрытию индивидуальных способностей детей с нарушениями слуха в театрализованной деятельности);

ü  принцип интегрированности в общую образовательную среду (в основе лежит включение младших школьников во внеурочную деятельность, окружающий социум);

ü  принцип вариативности (в основе лежит создание вариативных условий для получения начального образования детьми, имеющими дефицитарное развитие);

ü  принцип взаимодействия с социальными партнёрами (в основе лежит обеспечение сотрудничества с социально-культурными учреждениями, учреждениями дополнительного образования).

Целевые ориентиры программы «Театральный кузовок». Как отмечено в ФГОС НОО основными результатами театрализованной деятельности или целевыми ориентирами выступают следующие направления:

ü  младший школьник овладевает основными культурными способами деятельности, учится проявлять инициативу и самостоятельность;

ü  у ребёнка формируется установка положительного отношения к миру, к людям и самому себе;

ü  ребёнок младшего школьного возраста активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

ü  обучающийся младших классов способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам, адекватно проявляет свои чувства;

ü  достаточно хорошо овладевает устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих чувств, построения речевого высказывания в ситуации общения;

ü  подросток подвижен, вынослив, может контролировать свои движения и управлять ими;

ü  ребёнок-инвалид по слуху способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в театрализованной деятельности.

Таким образом, организуя театрализованную деятельность в образовательной организации, успешно реализуются основные направления ФГОС НОО, развивается личность младшего школьника с нарушениями слуха, его индивидуальные особенности. Посредством ТД ребёнок познаёт окружающий мир, учится перевоплощаться в роль, используя при этом разные средства выразительности: мимику, пантомимику, интонацию.

В мотивационной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Это означает: что бы ни делал ребёнок, в мотив его деятельности должно входить представление о другом человеке. Здесь актуализируется необходимость опоры на возрастные особенности младших школьников, для которых наиболее значимыми другими являются их сверстники. Соответственно педагогическая работа направлена на развитие не только личных мотивов, но и так называемых групповых мотивов. Причём эти мотивы имеют просоциальный (общественно значимый) характер, т.е.  «связаны с осознанием общественного значения деятельности, с ответственностью перед группой или обществом» [5].

В случае действия просоциальных мотивов младший школьник с нарушениями слуха начинает идентифицировать себя с группой, жить проблемами, интересами и целями своей группы – в данном случае театрального коллектива:

ü  побуждаются просоциальные мотивы, овладевает достаточно устойчивыми ценностными ориентациями, чувством ответственности и долга;

ü  готов на долгосрочное участие в коллективном творчестве и понимает не только свою значимость, но и значимость именно взаимодействия в работе над созданием спектакля;

ü  развивается мотивационная сфера, формируется характер общения, желание быть в системе коллективных мероприятий;

ü  повышается интерес к театральному искусству, стремление совершенствовать свои навыки работы в данном направлении;

ü  закрепляются знания о театрализованной деятельности, профессиях, связанных с театром (режиссёр, художник, декоратор, бутафор, актёр);

ü  совершенствуются знания, навыки, умения при изготовлении атрибутики, элементов костюмов, декорации, оформлении для сцены и пр.;

ü  формируются необходимые личностные качества. Это повышает уровень общей культуры, развивает трудолюбие, упорство в достижении цели, самодисциплину, т.е. качества, необходимые ребёнку-актёру и одновременно важные для дальнейшей жизни, профессионального самоопределения, саморазвития и самореализации, связей.

Взаимосвязь развития мотивации и коммуникативных навыков заключается в том, что хорошо организованный театральный коллектив, действующий в особой эстетико-коммуникативной среде и имеющий продуманное педагогическое руководство, обеспечивает условия для многообразных форм социализации и одновременно обусловливает возможности творческого развития каждой личности. Самая сложная педагогическая задача при этом заключается в том, чтобы в глазах участников студии воспитательная функция коллектива являлась вторичной по сравнению с его социально полезной функцией.

Важно отметить планируемые результаты освоения программы «Театральный кузовок». Одним из важнейших является положение о том, что все формы занятий в школьном театре способствуют творческому развитию участников, вырабатывают в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению инициативы. В связи с этим преобладают коллективные формы работы. Они создают предпосылки для яркого, интересного, открытого и доброжелательного общения младших школьников, для их взаимовлияния друг на друга.

Стоит отметить, что значимость познания для процессов творческого развития и социализации младшего школьника с особенностями в развитии подчеркивалась отечественным психологом Л.С. Выготским. Согласно его концепции, главная установка теории творческого развития растущего человека состоит в том, что обучение должно «забегать вперёд развития», вести за собой, ориентируясь не на вчерашний день в умственной деятельности учащихся, а на зону ближайшего развития [2].

Поэтому весьма важным аспектом выступает взаимодействие с родителями. Театральные постановки, рекомендованные для домашнего просмотра, в кругу семьи младшим школьникам слабослышащего отделения – русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка ряба», «Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «По щучьему велению», «Теремок»;  произведения русских и советских писателей: К.И. Чуковского: «Муха Цокотуха», «Мойдодыр», В.Г. Сутеева «Кто сказал мяу?», С.Я. Маршака: «Сказка о глупом мышонке», «Кошкин дом», «Кто колечко найдёт?», В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», А.К. Толстого «Буратино», Андерсена «Гадкий утёнок» и др. Данные произведения в известной степени способствуют выработке ориентации на зону ближайшего развития. Выстраивание внеурочного процесса как процесса освоения ценностей культуры, позволяет, преодолевая различные жизненные и социокультурные препятствия, совершить личности с особенностями слухового развития прорыв в мир высоких духовных идей – мир, который «концентрирует энергию социальных взаимодействий прошлых поколений», то есть обладает определённым энергетическим зарядом.

В результате внеурочной деятельности по дополнительному образованию у младших школьников с нарушениями слуха:

ü  активизируются различные речевые умения в условиях реальных ситуаций общения;

ü  обогащается словарный запас, происходит усвоение значения многозначных слов;

ü  формируется навык звукопроизношения, умение пользоваться речевым аппаратом, дифференцировать звуки;

ü  развивается умение владеть голосом (высотой и силой), регулировать речевое дыхание;

ü  формируются навыки членораздельного произношения, обеспечивающего необходимую базу для полноценного речевого мышления на основе устной речи.

Стоит отметить, в процессе подготовки к каждому спектаклю, театральной сценки на первом этапе организуется эмоциональное представление сказки. Обязательно демонстрируются персонажи и их действия (показ речевых карточек, предметных и сюжетных картинок, использование персонажей кукольного театра), по ходу уточняются и объясняются значения незнакомых слов, словосочетаний, коротких предложений. Проводится беседа, предлагаются вопросы детям, при затруднении предъявляются речевые карточки с готовыми ответами.

Далее воспроизводится повторное чтение, затем чтение по ролям, после чего стоит переходить к пересказыванию сюжета слушателями, только тогда, когда сказка понятна всем ребятам (это выясняется через вопросно-ответную систему), её необходимо переносить в игру. В процессе игры выясняется характер героя, его положительные и отрицательные черты, поступки, в целом действия. Организованная и проводимая в таком ключе работа по организации театрализованной деятельности младших школьников с нарушениями слуха стимулирует учебную деятельность, активизирует познавательную, артистическую, естественную речевую деятельность, при этом происходит преобразующее воздействие на моторную, сенсорную, эмоциональную, двигательную сферу. У детей формируются универсальные учебные действия (УУД).

Личностные УУД. Посредством и благодаря включению младшего школьника в театрализованную деятельность, происходит формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности – готовности к сотрудничеству и дружбе, установки на здоровый образ жизни.

Познавательные УУД. Младшие школьники начинают устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий, выстраивают рассуждения в форме связи простых суждений о герое произведения, его положительных и отрицательных характеристик.

Коммуникативные УУД. Дети вступают в диалог, понимают возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умеют находить общее решение, работать в группах,
контролировать действия партнёра по деятельности. Задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Регулятивные УУД. Каждый ребёнок в соответствии с индивидуальными особенностями развития моделирует различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. Различает допустимые и недопустимые формы поведения, адекватно принимает оценку учителя и одноклассников, способен осуществлять контроль по результату и по способу действия.

Стоит отметить, художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности ребёнка, развитие их способствует развитию личности в целом. ТД создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать в заданной ситуации подчиняясь определённому правилу поведения, определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.

Поэтому, наряду со словесным творчеством, театрализованная деятельность представляет самый частый и распространённый вид детского творчества, является одним из самых эффективных способов эмоционального воздействия на ребёнка, где ярко и образно проявляется принцип обучения: учись играя!

Итак, в мае 2019 года была завершена работа по развитию речевой деятельности детей 1-ого дополнительного класса, в том числе посредством театрализованной деятельности с активным включением её в жизнедеятельность обучающихся. Было проведено повторное определение качества уровня речевого развития детей с нарушениями слуха, подведены итоги, направленные на усовершенствование речевой активности.

На данном этапе имеется возможность констатировать значительные достижения в речевом развитии детей. Процентное соотношение родовидовых отношений показано в приведённой ниже таблице №5.

Вопросы, требующие понимания родовидовых отношений, представлены в таблице №5.

1.            Груша, яблоко, апельсин – что это?

2.            Огурец, помидор, морковь – что это?

3.            Москва, Томск, Новосибирск – что это?

4.            Автобус, трамвай, троллейбус – что это?

5.            Кошка, собака, свинья – кто это?

6.            Медведь, лиса, заяц – кто это?

7.            Ель, сосна, берёза – что это?

Таблица №5.

Понимание родовидовых отношений

Имя ребёнка

Вопросы родовидовых отношений

(май 2019)

Результат

%

1

2

3

4

5

6

7

Амир

+

+

-

-

+

+

+

71,45%

Михаил

+

+

+

+

-

+

+

85,74%

Семён

+

+

-

-

-

+

-

42, 87%

Елизавета

+

+

+

+

+

+

+

100%

Тимофей

+

+

-

-

-

+

-

42,87%

Мария

+

+

-

+

-

+

+

71,45%

Полина

+

+

-

-

+

+

-

57,16%

Матвей

+

+

-

+

+

+

+

85,74%

Таблица №6.

Динамика уровня родовидовых отношений

Имя ребёнка

Сентябрь 2018

Май 2019

Результат%

Амир

42,87%

71,45%

+28,58%

Михаил

28,58%

85,74%

+57,16%

Семён

0%

42, 87%

+42,87%

Елизавета

57,16%

100%

+42,84%

Тимофей

0%

42,87%

+42,87%

Мария

28,58%

71,45%

+42,87%

Полина

0%

57,16%

+57,16%

Матвей

28,58%

85,74%

+57,16%

Вопросы, выявляющие степень овладения знаниями и признаками предметов, явлений природы, понимание причинно-следственных связей, представлены в таблице №6.

1.            Днём светло, а ночью …?

2.            Река широкая, а ручей …?

3.            Слон тяжёлый, а бабочка …?

4.            Зимой идёт снег, а осенью идёт …?

5.            Что нужно взять в школу?

6.            Медведь большой, а заяц …?

7.            Летом тепло, а зимой …?

Таблица №7.

Понимание признаков предметов, явлений природы, связей

Имя ребёнка

Вопросы понимания признаков предметов, явлений природы, причинно-следственных связей (май 2019)

Результат

%

1

2

3

4

5

6

7

Амир

+

+

+

+

+

+

+

100%

Михаил

+

-

+

-

+

+

+

71,45%

Семён

+

+

-

+

-

+

+

71,45%

Елизавета

+

+

+

+

+

+

+

100%

Тимофей

+

+

+

-

+

+

+

85,74%

Мария

+

+

+

+

+

+

+

100%

Полина

+

+

-

+

+

+

+

85,74%

Матвей

+

+

+

+

+

+

+

100%

 

Таблица №8.

Динамика уровня понимания признаков предметов, явлений природы, причинно-следственных связей

Имя ребёнка

Сентябрь 2018

Май 2019

Результат%

Амир

57,16%

100%

+42,84%

Михаил

14,29%

71,45%

+57,16%

Семён

0%

71,45%

+71,54%

Елизавета

42,87%

100%

+42,84%

Тимофей

0%

85,74%

+85,74%

Мария

28,58%

100%

+42,84%

Полина

0%

85,74%

+85,74%

Матвей

28,58%

100%

+42,84%

 

Вопросы, выявляющие понимание отношений родства, представлены в таблице №8.

1.            У тебя есть брат (сестра)?

2.            Твоя сестра (брат) старше тебя?

3.            Как зовут твоего (твою) дедушку (бабушку)?

4.            Сколько лет внуку твоей бабушке?

5.            Как зовут дочь (сына) твоей бабушки?

6.            У тебя есть тётя (дядя)?

7.            У тебя есть двоюродная сестра (брат)?

Таблица №9.

Понимание отношений родства

Имя ребёнка

Вопросы понимания отношений родства (май 2019)

Результат

%

1

2

3

4

5

6

7

Амир

+

+

+

+

+

+

+

100%

Михаил

+

+

+

+

+

+

-

85,74%

Семён

+

+

+

+

-

+

-

71,45%

Елизавета

+

+

+

+

+

+

+

100%

Тимофей

+

+

+

+

-

+

+

85,74%

Мария

+

+

+

+

+

+

-

85,74%

Полина

+

+

+

+

+

+

-

85,74%

Матвей

+

+

+

+

+

+

+

100%

 

Таблица №10.

Динамика уровня понимания отношений родства

Имя ребёнка

Сентябрь 2018

Май 2019

Результат%

Амир

28,58%

100%

+71,42%

Михаил

14,29%

85,74%

+71,45%

Семён

0%

71,45%

+71,45%

Елизавета

14,29%

100%

+85,71%

Тимофей

0%

85,74%

+85,74%

Мария

28,58%

85,74%

+57,16%

Полина

28,58%

85,74%

+57,16%

Матвей

28,58%

100%

+71,42%

Таким образом, характер исследований выявил отчётливую динамику в показателях родовидовых отношениях, понимания признаков предметов, явлений природы, причинно-следственных связей, понимания отношений родства обучающимися 1-ого подготовительного класса. Табличное изображение позволило увидеть, как результативность выросла от 14,29% до +71,45%, в некоторых случаях до +85,74%. Три ребёнка в понимании отношения родства показали 100% результат.

Включение театрализации в жизнедеятельность детей с аномалией слуха способствует не только пополнению знаний и умений, но является средством формирования речевой деятельности, общих игровых навыков, личностных качеств ребёнка, его адекватного поведения в различных жизненно-социальных ситуациях. Внеурочная театрализованная деятельность удачно вписывается в систему коррекционного образования и воспитания младших школьников с нарушениями слуха, способствуя развитию и формированию личности. Эффективность занятий достигается путём проведения коррекционных упражнений, подбору специальных упражнений, стимулирующих развитие ребёнка и использованию театрального искусства в качестве коррекционного воздействия на ребёнка (развитие речи, мимики, жестикуляции, преодоление трудностей в общении, пластическое развитие и пр.).

Таким образом, цель, представленная в программе «Театральный кузовок» достигнута. Задачи исследования решены. Актуальность нашла своё подтверждение, действительно и реально: школьный театр создаёт максимально благоприятные условия для развития речевого развития, творческого потенциала личности ребёнка с особенностями в слуховом развитии; школьный театр определяет путь ребёнка в культуру, к нравственным ценностям, истокам своего народа, путь к себе!

 

Литература

 

1.   Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2004.

2.   Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО Пресс, 2002.- С. 449

3.   Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 в театрализованной деятельности М.: просвещение 1998. http://wiki.iro.yar.ru/images/3/33/%

4.   Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Гончарова Е.Л. Как сделать видимыми скрытые проблемы в развитии ребёнка: Методическое пособие к  компьютерной программе «Мир за твоим окном». М.: Полиграф сервис, 2003.

5.   Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.

6.   Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха : учеб. пособие.- М. : Владос, 2001.

7.   Психология глухих детей / Под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. -М.: Педагогика, 1971. -448 с.

8.   Речицкая Е.Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы. М.: ВЛАДОС, 2005. - 156 с.

9.   Сурдопедагогика / под ред. Е.Г. Речицкой. - М. : Владос, 2004.

10.        Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1999. - 360 с. Ш. Эльконин Д.Б. Символика и ее функции в игре детей / 7 Дошкольное воспитание. 1966. - № 3.

11.        https://www.dissercat.com/content/teatralizovannaya-igra-kak-sredstvo-emotsionalno-nravstvennogo-

12.        https://multiurok.ru/files/osobennosti-detei-s-narusheniem-slukha.htm

13.        https://dobro.ru/projects/11239

14.        http://www.hrono.ru/biograf/bio_b/bahtin_nn.html

15.        https://ru.wikipedia.org/wiki/%

16.        https://otvet.mail.ru/question/11067318

17.        https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/


 

Скачано с www.znanio.ru