Театрализация в сурдопедагогике как фактор развития речи Монография

  • docx
  • 03.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала МОНОГРАФИЯ МОИСЕЕВА 2020.docx

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

 

Раиса Моисеева

 

 

 

 

 

 

Театрализация в сурдопедагогике

как фактор развития речи

 

 

 

 

 

 

 

Монография

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема отклоняющегося развития становится с каждым днём всё актуальнее для специалистов, работающих в области сурдопедагогики, тифлопедагогики, в сфере образования, психологии и медицины, ориентированных на решение вопроса развития человека. Для ребёнка с патологией слуха и вторичными нарушениями в речевом развитии важна среда, в которой он находится и как в ней будет организовано сопровождение.

Как научить ребёнка, лишённого частично или полностью слуха, правильно говорить? Как сделать это просто, естественно, без насилия? В монографии рассматриваются аспекты влияния театрализованной педагогики как инновационной технологии на речевое развитие младших школьников с нарушениями слуха.

Представленная работа адресована преподавателям, студентам педагогических учебных заведений, педагогам образовательных организаций, а также тем, кто интересуется проблемами коррекционного образования в направлении «сурдопедагогика + театрализация».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………

 

Глава 1. Театрализация в обучении и воспитании детей с нарушениями слуха……………………………………………………………………………

 

 

1.1.

Анализ коррекционно-методической литературы

 

 

1.2.

Особенности речевого развития детей с патологией слуха………………………………………………………

 

 

1.3.

Специфика театрализованной деятельности в образовательной организации…………………………..

 

Глава 2. Обследование уровня речевого развития младших школьников…………………………………………………………………….

 

 

2.1.

Особенности становления слуховой функции у детей с нарушениями слуха………………………………………

 

 

2.2.

Произносительные навыки в процессе речевого развития…………………………………………………..

 

Глава 3. Театрализация как инновационная технология в развитии речи слабослышащих детей………………………………………………………..

 

 

3.1.

Значимость возможностей театрализации…………….

 

 

3.2.

Развитие речи детей средствами театрализованной деятельности………………………………………….......

 

 

3.3.

Театрализация как способ занятости во внеурочное время………………………………………………………

 

Заключение…………………………………………………………………...

 

Выводы………………………………………………………………………..

 

Список использованной литературы……………………………………..

 

Приложение…………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

«Театр – это волшебный край,

в котором ребёнок радуется играя,

а в игре он познаёт мир».

С.И. Мерзлякова

 

«Специальное корригирующее обучение детей, частично или полностью лишённых слуха, является одной из самых сложных и своеобразных областей педагогики. Его научное обоснование неизбежно должно опираться на углублённый психологический и физиологический анализ особенностей этих детей» [6, стр.6].

Практика показывает, что развитие и формирование устной речи детей с нарушениями слуха – одна из наиболее острых проблем в сурдопедагогике, потому как дети овладевают словесной речью только обходными путями, в условиях специального обучения. При этом они опираются на зрительное восприятие, подкреплённое речевыми, двигательными ощущениями. Президент России Владимир Путин сказал: «Наша задача создать полноценные комфортные условия для жизни инвалидов, создать такую развитую систему реабилитации, чтобы граждане с ограниченными возможностями могли быть включены в полноценную жизнь. В конечном счёте, необходимо просто в корне изменить отношение к таким людям в обществе».

На современном этапе развития коррекционного образования внедрение инновационных методов и педагогических технологий приобретает особое значение, новые качественные характеристики. Коррекционная работа с обучающимися, имеющими патологию слуха (вторично страдает речевое развитие), на практике показывает свою эффективность за счёт внедрения в коррекционно-образовательный процесс интеграционного метода – театрализованной деятельности (познание, взаимодействие, коммуникация, художественное творчество).

Стоит отметить, театрализованная деятельность – это основа для раскрытия творческого потенциала ребёнка с патологией слуха, так как ребёнок, с помощью педагога, включённый в театральную педагогику, научается создавать свой художественный образ персонажа. У него легко и естественно активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, лучше развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, формируется умение видеть необычное в обычных вещах, что в конечном итоге, в целом способствует развитию и совершенствованию речи. Подготовка к театральной сценке предполагает разучивание считалок, реплик, небольших стишков, потом ребёнок параллельно осваивает интонационно выразительность  стороны речи, мимические упражнения, работает над речевым дыханием, голосом, звуками и их сочетаниями, словом. Всё это является основой формирования у ребёнка с нарушениями слуха произносительных навыков.

Помимо произносительных навыков, сценическая деятельность предполагает владение младшими школьниками с нарушениями слуха  навыками правильного ведения диалога, поведенческими элементами слушать себя и окружающих, проявлять речевую вежливость, логически верно произносить текст, вести себя на сцене вежливо, в то же время раскованно и непринуждённо, что требует особых навыков. Основой этому является знание и отличное владение выражениями речевого этикета: рад(а) Вас видеть, будьте добры, приятного аппетита, здравствуйте, будьте любезны, пожалуйста, извините, помогите, от души прошу Вас и т.п. Выражения речевого этикета каждый воспитанник усваивают в своём темпе, в процессе межличностно-игровых отношений при обыгрывании театральных постановок: «Теремок», «Репка», «Маша и медведь», «Три медведя», «Заюшкина избушка» и др.

Стоит отметить, в процессе подготовки к каждому спектаклю, театральной сценки на первом этапе организуется эмоциональное представление сказки. Обязательно демонстрируются персонажи и их действия (показ речевых карточек, предметных и сюжетных картинок, использование персонажей кукольного театра), по ходу уточняются и объясняются значения незнакомых слов, словосочетаний, коротких предложений. Проводится беседа, предлагаются вопросы детям, при затруднении предъявляются речевые карточки с готовыми ответами.

Далее воспроизводится повторное чтение, затем чтение по ролям, после чего стоит переходить к пересказыванию сюжета слушателями, только тогда, когда сказка понятна всем ребятам (это выясняется через вопросно-ответную систему), её необходимо переносить в игру. В процессе игры выясняется характер героя, его положительные и отрицательные черты, поступки, в целом действия. Организованная и проводимая в таком ключе работа по организации театрализованной деятельности младших школьников с нарушениями слуха стимулирует учебную деятельность, активизирует познавательную, артистическую, естественную речевую деятельность, при этом происходит преобразующее воздействие на моторную, сенсорную, эмоциональную, двигательную сферу.

Таким образом, художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности ребёнка, развитие их способствует развитию личности в целом. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать в заданной ситуации подчиняясь определённому правилу поведения, определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством, театральная постановка представляет самый частый и распространённый вид детского творчества.

Можно сделать вывод, одним из самых эффективных способов воздействия на ребёнка с ОВЗ является театрализованная деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учись играя!

 

 

Глава 1. ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

 

 

«Здоровое общество не допустит пренебрежения к инвалидам», заявил президент Владимир Путин и пообещал держать социальную поддержку этой категории граждан на контроле. В настоящее время коррекционно-образовательный процесс приобретает новые качественные характеристики за счёт внедрения инновационных методов и современных педагогических технологий, одной из которых является органично сочетающаяся с ними театрализованная деятельность. Важно помнить, в процессе подбора сказок для игры-драматизации важен учёт индивидуальных особенностей детей, сказки должны быть доступны по содержанию, при необходимости целесообразно упрощать текст для его восприятия слушателями младшего школьного возраста, имеющими нарушения слуха.

 

 

 

 

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

 

 

 

 

 

 

Структура монографии

  1. Титульный лист. Заголовок должен быть кратким (5-7 слов), четко описывающим изучаемый вопрос.
  2. Оглавление. В него входит список глав и использованная литература. В отличие от диссертации располагается на второй странице.
  3. Предисловие. Сопроводительный текст в начале работе, поясняющий цель ее написание и краткое содержание каждой главы.
  4. Введение. Имеет структуру начальной главы, вводит читателя в суть вопроса или изучаемой темы.
  5. Основной раздел. Это самая внушительная по объему часть, разделенная на главы и параграфы. Первая глава касается литературного обзора, то есть рассматривает позиции авторитетных ученых, касающихся одного вопроса. Остальные главы должны последовательно раскрывать проблему.
  6. Заключение с подведением итогов и рекомендациями, указывающими способы практического применения полученных результатов.
  7. Список дополнительных материалов и предметный указатель.

Грамотно-написанная работа повышает авторитет ученого в выбранной научной отрасли и увеличивает количество ссылок/заимствований на документ.

Информация, содержащаяся в монографии:

  • литературный обзор (анализ, обобщение и т.д.) актуальных источников по теме исследования;
  • описание гипотез, концепций, относящихся к научной проблеме;

 

  •  
  • поиск и предложение аргументированных решений из создавшейся ситуации.

Рекомендуемый минимальный объем монографии – от пяти авторских листов (от 200 000 знаков с пробелами). Если размер документа больше двадцати авторских листов (от 4 000 000 знаков), он дополняется словарем терминов и именным указателем.

Что обязательно должно быть в монографии (дополнение подзаголовка)

  1. Рекомендуемая длина названия монографии – до пяти-шести слов. Не допускается употребление исчерпывающей формулировки предмета исследований, – достаточно указать необходимое направление, конкретизировав основную проблему исследования.

Основные правила оформления научного труда:

  • в содержании (оглавлении) работы нумеруються уникальные подзаголовки, без дублирования названия монографии;
  • приложения (формулы, рисунки, таблицы и т.д.) нумеруются и оформляются внутритекстовой ссылкой;
  • если список использованных источников объемный или состоит из разных типов литературы, разрешается разбить его на несколько отдельных секторов/частей;
  • расшифровка аббревиатур – только при первом упоминании в тексте, так как дополнительное использование может визуально усложнить восприятие содержания монографии.

Как опубликовать монографию: требования ГОСТ к оформлению научного труда

Перед сдачей монографии в издательство, автор проверяет работу на соответствие следующим требованиям ГОСТ.

  1. Формат текстового файла – расширение .doc Microsoft Word.
  2. Размер полей – 2 см (все стороны).
  3. Приложения научного труда (графики, рисунки, таблицы, схемы, формулы) размещаются до полей печатной страницы.
  4. Шрифт текста – Arial или Times New Roman, 14 кегель, одинарный межстрочный интервал.
  5. Основной текст выравнивается по ширине, абзацный отступ – не более 1,5 см.
  6. Номера и названия рисунков, таблиц указываются под ними, выравнивание – центр страницы. Рекомендуется использовать векторный вариант изображений и их вставка в формате отдельных объектов. Для переноса формул, применяется принцип общепринятого математического переноса.
  7. Список литературных источников оформляется несколькими способами:
  8. общий перечень;
  9. отдельные списки, группированные по разделам/главам/параграфам;
  10. по алфавиту;
  11. порядку упоминания в монографии.
  12. Используемая нумерация – сквозная. Титульный лист учитывает в общее количество страниц, но не снабжается номером.

 

 

 

2

 

 

 

 

 

diplomant.su

7 подписчиков

Подписаться

Написание монографии: требования, правила, структура

24 августа 2018

493 дочитывания

1 мин.

722 просмотра. Уникальные посетители страницы.

493 дочитывания, 68%. Пользователи, дочитавшие до конца.

1 мин. Среднее время дочитывания публикации.

 

Что такое монография и для чего она необходима?

Монография – это авторский научный труд, публикуемый в виде книги, в котором с полнотой раскрывается определённая тема или проблема, а также смежные вопросы.

В данной работе освещаются новые гипотезы и решения, имеющие научную ценность. Правила написания монографии требуют ее неизменного дополнения библиографическими списками, предметными указателями, примечаниями и т. д.

Цель монографии: предоставить научному сообществу уникальную точку зрения на конкретную тему, подробно осветить методику ее изучения и предложить научные способы решения проблемы.

Написание монографии

Данный научный труд необходима при соискании ученой степени. Для успешной защиты диссертационной работы у соискателя должно быть не менее двух изданных авторских монографий. Подготовка работы должна осуществляться на основе установленных требований и отражать тему и содержание докторской диссертации.

В связи с большим количеством специальностей, в настоящее время требования ВАК к монографии не установлены. Общие правила оформления требуют соответствия темы данной работы теме диссертации, наличия в тексте научных изысканий, последних данных и новых исследовательских методов. По оценке ВАК, монография должна выражать авторскую позицию, признанную профессиональным сообществом, как научное достижение автора. Объем монографии должен составлять не менее 10 п.л., тираж не менее 500 экз. Работа должна быть подкреплена рецензиями авторитетных в данной области науки лиц.

Подготовка монографии требует в первую очередь компетентности, научного подхода, знания исследовательских методик, умения ориентироваться в информационных потоках, точного соблюдения структуры текста и требований к его оформлению.

Структура монографии

Данная работа рассматривается, как научный жанр и как научное издание.

Структура монографии как жанра включает:

·         Титульный лист

·         Вторая страница

·         Оглавление

·         Введение

·         Основная часть, включающая главы и разделы

·         Заключение

·         Выводы

·         Библиографический список, предметный указатель, дополнительные материалы и приложения

Структура монографии как научного издания включает:

·         Текст научного произведения

·         Аппарат научной монографии (выходные сведения, код УДК/ББК, аннотация, оглавление, предисловие, вступительная статья, библиографический аппарат)

Требования к монографии

Требования рассматривают не только правила ее написания, но и оформления.

Текст публикуется на странице форматом А4. Шрифт текста – Times New Roman, цвет – черный, размер шрифта – 14 пт с полуторным междустрочным интервалом. Отступ первой строки каждого абзаца – 1,25 см. Сокращения слов и словосочетаний осуществляются строго по ГОСТ. Список литературы обязателен, оформляется согласно ГОСТ 7.1 – 2003.

Требования к монографии также распространяются на оформление графических данных, которые необходимо располагать по тексту и предоставлять отдельными файлами в форматах bmp, jpg, gif, tif, ai, eps. Формулы создаются в редакторе формул программы Word или в виде чётких картинок, размещаются на отдельных строках с нумерацией и расшифровкой символов.

Размер шрифта в таблицах может составлять от 10 пт до 14 пт. Нумерация таблиц сквозная, арабскими цифрами.

Объем монографии может варьироваться, но обязательно должен составлять более 10 печатных листов.

Обязательное требование – наличие официальных и заверенных рецензий, написанных лицом или лицами, авторитетными в той научной сфере, вопросы которой затронуты в работе. Рецензии должны быть заверены по месту работы рецензентов.

В связи с тем, что данная работа имеет статус книги, ей в обязательном порядке присваиваются индексы ББК и УКД, а также Международный стандартный номер ISBN.

Соблюденные требования и структура закрепляют ее научную ценность, обеспечивают допуск работы к публикации, а, следовательно, и успешную защиту диссертации.

 

 

Структура монографии

Данная работа рассматривается, как научный жанр и как научное издание.

Структура монографии как жанра включает:

·         Титульный лист

·         Вторая страница

·         Оглавление

·         Введение

·         Основная часть, включающая главы и разделы

·         Заключение

·         Выводы

·         Библиографический список, предметный указатель, дополнительные материалы и приложения

Структура монографии как научного издания включает:

·         Текст научного произведения

·         Аппарат научной монографии (выходные сведения, код УДК/ББК, аннотация, оглавление, предисловие, вступительная статья, библиографический аппарат)

Требования к монографии

Требования рассматривают не только правила ее написания, но и оформления.

Текст публикуется на странице форматом А4. Шрифт текста – Times New Roman, цвет – черный, размер шрифта – 14 пт с полуторным междустрочным интервалом. Отступ первой строки каждого абзаца – 1,25 см. Сокращения слов и словосочетаний осуществляются строго по ГОСТ. Список литературы обязателен, оформляется согласно ГОСТ 7.1 – 2003.

Требования к монографии также распространяются на оформление графических данных, которые необходимо располагать по тексту и предоставлять отдельными файлами в форматах bmp, jpg, gif, tif, ai, eps. Формулы создаются в редакторе формул программы Word или в виде чётких картинок, размещаются на отдельных строках с нумерацией и расшифровкой символов.

Размер шрифта в таблицах может составлять от 10 пт до 14 пт. Нумерация таблиц сквозная, арабскими цифрами.

Объем монографии может варьироваться, но обязательно должен составлять более 10 печатных листов.

Обязательное требование – наличие официальных и заверенных рецензий, написанных лицом или лицами, авторитетными в той научной сфере, вопросы которой затронуты в работе. Рецензии должны быть заверены по месту работы рецензентов.

В связи с тем, что данная работа имеет статус книги, ей в обязательном порядке присваиваются индексы ББК и УКД, а также Международный стандартный номер ISBN.

Соблюденные требования и структура закрепляют ее научную ценность, обеспечивают допуск работы к публикации, а, следовательно, и успешную защиту диссертации.

 

9. Общие рекомендации по написанию монографии

Несмотря на то, что монография – это не строго научная работа, как диссертация, а скорее научно-публицистическая, все же ее написание и издательство регламентируется требованиями ученой комиссии. Придерживайтесь следующих рекомендаций при создании рукописи:

  1. Название должно быть коротким, простым и понятным читателю, даже не сильно знакомому с определенным направлением науки. Достаточно названия из 5-6 слов.
  2. Оформление должно соответствовать ГОСТу. Шрифт, отступы, сокращения, формулы – весь материал оформляют согласно требованиям.
  3. Оглавление должно быть выполнено в едином стиле и совпадать с основным текстом, быть понятным и удобным для читателя. Закончив написание рукописи, нужно проверить, совпадают ли названия всех разделов, нумерации страниц.
  4. На каждый рисунок, таблицу в тексте должна быть ссылка. Сверьте нумерацию таблиц, формул, рисунков по тексту.
  5. Ссылки на литературные источники следует оформлять в соответствии с ГОСТом. Номера ссылок по тексту и их порядковый номер в списке должны совпадать. Если в списке очень много источников или они разноплановые, удобней сделать отдельные списки литературы к каждому разделу.
  6. Все аббревиатуры нужно расшифровывать при первом использовании. Не следует злоупотреблять сокращениями, они усложняют восприятие информации. Использовать аббревиатуры в заголовках только в случае крайней необходимости.
  7. Не стоит многократно повторять одни и те же ссылки (например, «там же, с. 115), особенно если полная ссылка на источник была много страниц назад. Читателю будет неудобно пользоваться такими посланиями.
  8. Хорошо и внимательно вычитывайте материал перед отправкой в издательство. Лучше распечатать работу и проверять ее в бумажном варианте, так как на компьютере не всегда можно заметить ошибку или опечатку. Делайте перерыв каждый раз, когда просмотрели несколько страниц. Если не хотите заморачиваться с вычиткой, целесообразней нанять корректора для этой работы.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru