Театрализованная деятельность как средство совершенствования знаний детей в изучении казахского языка

  • docx
  • 18.11.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала консультация.docx

Театрализованная деятельность как средство совершенствования знаний детей в изучении казахского языка

Одним из важнейших факторов в воспитании гражданственности и патриотизма в любом обществе является чувство глубокого уважения к языку своего государства. Чем раньше ребенок начинает изучение языка, тем легче усвоить его. Сегодня никого не нужно убеждать в необходимости знать государственный язык.

На современном этапе развития общества вопрос обучения государственному языкустановится одной из актуальнейших проблем дошкольного образования. Обучение двуязычию в детском саду предполагает практическое овладение ребенка казахским и русским языками, как средством общения.

Уважаемые педагоги, как вы думаете, какие задачи возможно поставить и реализовать в изучении казахского языка с детьми с нарушением зрения в любой организованной деятельности?(Высказывания педагогов)

Основными задачами по изучению казахского языка в детском саду являются:

С помощью игры:

·        Научить понимать обращенную речь, уметь вступать в контакт с окружающими, используя простейшие речевые средства;

·        Выражать свои мысли и впечатления;

·        Активизировать словарь;

·        Формировать произношения специфических звуков казахского языка.

Как вы думаете, какие умения и навыки развивает театрализованная игра  у детей  - дошкольников?

- умение рассказать увиденное,

-умение отличать добро от зла,

-узнавать образы – персонажи,

-прививать любовь к искусству                                                                    

 

В обучении казахскому языку детей дошкольного возраста с нарушением зрения, огромна роль театрализованной игры. По существу, играть и через игры познавать окружающий мир - это естественное состояние для ребенка этого возраста. В этом возрасте у детей преобладает наглядно - образное мышление. Поэтому очень важно не только рассказать, но и показать. Для этого необходим различный наглядный материал (картинки, игрушки, кубики, лото, книги, персонажи сказок и др.). Творческаяигра способствует формированию устойчивого интереса к учению и снятию напряжения, активизирует деятельность обучаемых и позволяет вовлечь в учебный процесс слабых и стеснительных детей. Игры по изучению казахского языка развивают познавательные интересы детей, помогают запоминанию слов, закрепляют знания, приобретаемые в организованной учебной деятельности. В ходе игры осуществляется личностно - ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их обучение в парах, в группах. Дети, играя не замечают, что идет обучение. Например: на первом этапе воспитателям в любых режимных моментах, можно научить детей называть предмет на казахском языке. На данном этапе эффективны следующие игровые технологий: «Правильно – неправильно», «Покажи- назови» и другие. На следующем этапе воспитатели могут научить детей описывать предмет, называть цвет, считать. Но необходимо обязательно проводить повторение пройденного материала, посредством диалога с детьми или в игровой театрализованной форме.

На повторение пройденного материала очень эффективны следующие игры: «Ұшты - Ұшты»,«Назови лишнее слово», «Кто больше?» и.т.д. Например: игра «Кто больше?» Кто назовет слово по определенной теме, тот и победитель. По ходу игры нужно учитывать кто усвоил тему, а кто нет. Тем самым возникает необходимость в индивидуальной работе с ребенком. В игре «Покажи и назови» отражается индивидуальная работа. Ребенку дается возможность показать иллюстрации по темам и называть их на казахском языке. Эту игру можно проводить по всем темам. В зависимости от способностей ребенка задание ребенка можно усложнять или упрощать. Например: слабому ребенку назвать слова, а он покажет, а сильный ребенок сам показывает и называет. Или слабый просто показывает, а сильный ребенок описывает, называет цвет на казахском языке.

С целью создания интереса рекомендуется разыгрывать разные игровые ситуации. Например: предложить отправиться в продуктовый магазин, на прием к врачу, поездку в Астану, и путешествие, разыграть отрывок известной сказки. Соответственно данная работа будет вестись в парах.

Например: «Я назову, а ты покажи». Один ребенок называет слово по теме, а второй ребенок показывает соответствующую рисунок, игрушку. Игра «Покажи правильно». Дети работают парами с карточками по теме. Я называю слова, а дети должны показать соответствующую карточку. Еще дети любят играть в подгруппах. А для успешной игры, реализации поставленной задачи по обучению детей и внедрению казахского языка организованной учебной деятельности необходимо наработка и систематизация доступного материала для усвоения детьми казахского языка с использованием новых форм и технологий. Поэтому рекомендуется организовать национальный мини-музей, где будет собираться дидактический, наглядный материал для изучения обычаев и традиций родного края.

 Одним из критериев игровой деятельности- это разнообразные формы работы с детьми:

 • Экскурсии-путешествия;

 • Театрализованные игры.

 

 

Как вы думаете, в чем заключается особенность театрализованной игры как формы работы с детьми?

- развитие речи ребенка,

-развитие мышления, памяти,

- творческий и интеллектуальный рост детей

Театрализованные игры применяются в основном как «зрелище» на праздниках.  Детей обучают быть «хорошим артистом», заучивать текст, интонации, движения.

Большинство театрализованных игр не продолжительны по времени и просты по своей организации (что особенно важно для малышей), мы их проводим не только на специальных занятиях, но и на утренниках. Если же игра совсем не знакома и проводится впервые, то она требует от детей высокого умственного и творческого напряжения, мы проводим ее в утренние часы, отведенные для занятий. В это время дети более продуктивно работают и лучше усваивают новое.

Главный методический прием в использовании игр – их многократное повторение, которое является необходимым условием художественного эффекта. Дети с нарушением зрения по-разному, в разном темпе воспринимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают глубже понимать ее содержание и направленность, становятся инициативнее.

Театрализованная игра – один из подходов раннего распознавания способностей ребенка, и здесь педагогу надо быть исключительно внимательным и наблюдательным, фиксировать творческий и интеллектуальный рост своих подопечных.

Особенно следует обращать внимание на то, как говорят дети. Мы считаем, что театрализованная игра способна приучить детей к искусству речевой коммуникации. Поэтому, удачно выстроенные, яркие, эмоциональные монологи и диалоги в таких играх надо при обсуждении положительно отмечать, стараться создать эмоциональный комфорт для наиболее полной творческой отдачи играющих.

В заключении хочу сказать, что дети, играя,учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В театрализованной игре воспитывается интерес к изучению государственного языка. Творческая игра- важное средство эстетического воспитания дошкольников, в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движения. В играх отражаются и развиваются знания и умения, полученные в организованной учебной деятельности, театрализованные представления и всевозможные игры приемлемы для  изучения казахского языка.