Театральная деятельность как средство развития речи у детей дошкольного возраста
Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение. И эта тенденция, по мнению аналитиков постоянно растет. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. У детей наблюдается недостаток развития артикуляционной моторики, односложные ответы на вопросы, недостаток лексических и грамматических средств языка, недостаток умения строить диалог, неспособность построить монолог, недостаточное развитие интонационно - просодической стороны речи.
Одним из эффективных средств её развития является театрализованная деятельность. Театрализованные игры способствуют развитию всех сторон речи у детей, и обеспечивает эмоционально-социальное благополучие ребёнка.
Для эффективного взаимодействия с детьми в данном направлении, свою работу строю с учетом основных требований к организации театрализованной деятельности в дошкольном возрасте:
- разнообразие и содержательность тематики, соответствующей возрасту;
- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребёнка, то есть во все формы организации педагогического процесса;
- развитие интереса к театрализованным играм, постоянно расширяю игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театральной игровой деятельности.
- учу детей взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Для эффективной работы практическую деятельность по вышеуказанной теме осуществляю по трем направлениям:
Первое направление - формирование предметно-пространственной развивающей среды.
Второе направление - творческая деятельность детей как совместная с воспитателем, так и самостоятельная.
Третье направление - взаимодействие с родителями и специалистами ДОУ.
Первое направление - Формирование развивающей среды: создание художественно-эстетического центра, включающий в себя – разно уровневый подиум, все виды. Декорации, костюмы, различные ширмы. Оформление литературного уголка в группе.
Второе направление - Творческая деятельность детей как совместная с воспитателем, так и самостоятельная. Здесь мне бы хотелось остановиться и раскрыть свое взаимодействие с детьми более подробно.
Речь – является высшей психической функцией. Поэтому ее развитие неразрывно связано с другими психическими процессами. Для того чтобы не навредить ребенку и для эффективного развития всех сторон речи свою работу с детьми строю по принципу 5 ступенчатой модели интеграции.
Пять ступеней интеграции - оживить, увидеть, услышать, обыграть, что побуждает интерес к объекту познания, формируется полное яркое представление, а пятая ступень - сделать это выход на творчество.
I ступень интеграции. «Оживить». На 1 ступени мы говорим о сказке, для примера возьму р.н. сказку «Колобок» учу детей слушать, внимательно рассматривать иллюстрации, наблюдать за голосом, мимикой и пантомимикой педагога. После прослушивания сказки и просмотра иллюстраций говорим о характере героя, и я предлагаю детям оживить их с помощью тех же средств используя костюмы , мимику, пантомимику, жесты и голос, различные виды театра (лиса ласковая, красивая но хитрая, зайчик маленький, добродушный; медведь большой грозный, но добрый и т.п.). Обязательно проговаривая все стороны наблюдения по сказке. Развивается диалогическая речь, формируется монологическая, вербальные и невербальные средства коммуникации.
II ступень интеграции. «Увидеть». На 2 ступени учу детей видеть. Например: читая другие произведения мы анализируем совместно с детьми, рассуждаем какая роль была у медведя в сказке «Колобок» и какая в сказке теремок, делаем сравнение и выводы. Тем самым пересказывая сказку, сопоставляя роли и действия героев - речь выступает главным развивающимся компонентом. Происходит обогащение и активизация словаря, формируются предпосылки к творческой деятельности.
Пройдя эту ступень познания, у детей развивается эстетическое восприятие, планирующее мышление, развивается познавательный интерес, фантазия, речь-описание.
III ступень интеграции. «Услышать».
На III ступени дети слышат, в песенке, прибаутке стишке, музыкальной фразе голос добра во взаимоотношениях большого и маленького героя с живыми и неживыми объектами мира, сначала на уровне интуиции, эмоций, затем сопереживания, понимания.
Подбирая для этого стихи, потешки с различными функциональными репликами, способствую усвоению разнообразия этих реплик. Диалоги с использованием вопросов и ответов представлены во множестве стихотворных произведений для детей. Чтение стихотворений по ролям позволяет детям освоить не только форму различных высказываний диалога, но и правила очередности, усвоить вопросительную, повествовательную, побудительную и другие виды интонации.
Пройдя эту ступень интеграции, у детей развивается эстетическое восприятие, эстетическое суждение, образное внимание. Мышление, воображение. Формируется монологическая речь, развивается диалогическая.
IV ступень интеграции «Обыграть». Обыгрывают образ героев сказки «Колобок» в пантомимике, в театре, в подвижной, дидактической игре.
Учу детей:
1. Владеть своим телом.
2. С помощью рук создавать выразительные образы, подчинять мимику образу, настроению.
Пройдя четвертую ступень интеграции, у детей развивается образное мышление, в основе которого лежит поисковая деятельность, речь-рассуждение, речь-описание, анализирующее восприятие.
Пятая ступень: «сделать» (совместная творческая деятельность детей родителей и педагогов)
Реализация тематических недель, проведение детских утренников или завершение проекта, показ театрализованных постановок для родителей и воспитанников детского сада.
К этой ступени дети подходят уже с сформировавшимся интересом к объекту познания, и готовы приступать к творческой реализации. Используя активный и пассивный словарь. Например: выступая в роли чтеца, ведущей является монологическая речь, а выстраивая диалог с героями, дети пользуются диалогической речью. Развивая её интонационно-просодическую сторону.
На V ступени учу ребят накопленные зрительные образы использовать при замысле, при этом у детей появляется интерес к созданию образа для реализации его в творческой деятельности.
Пройдя пятую ступень интеграции, ребёнок реализует все свои знания и умения, полученные на предыдущих IV ступенях, что в свою очередь развивает у ребёнка планирующее мышление, самодеятельность, монологическую речь, поисковую деятельность, образное мышление, коммуникативные способности, что способствует развитию всех сторон речи дошкольника.
Третье направление – взаимодействие с родителями и специалистами ДОУ, она включает следующие компоненты:
- Совместное посещение театров семьями.
- Проведение родительского собрания на тему: «О чем расскажет детям сказка».
- Привлечение родителей к участию и оформлению Художественно-эстетического центра, литературного уголка, изготовление костюмов, масок для инсценировок и сюжетно-ролевых игр (участие родителей в образовательном процессе позволяет значительно повысить эффективность работы и создать единое пространство для речевого развития, а так же помогает детям преодолеть те или иные трудности в речевом развитии).
- Провожу консультация для родителей «Роль театра в жизни детей» с целью повышения педагогической грамотности у законных представителей.
Выстраивая свою практическую работу по трем основным направлениям, могу сказать, что речь ребенка активно развивается в процессе игры, так как игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве.
Театрализация в первую очередь - это импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно связана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, систематизируя все в единый процесс
Театрализовано-игровая деятельность всесторонне развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию коммуникативных способностей, а следовательно, и развитию всех сторон, ребенок через игру с интересом осваивает все богатство родного языка и его выразительные средства.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.