Театральная деятельность как средство развития речи у детей дошкольного возраста
Оценка 4.6

Театральная деятельность как средство развития речи у детей дошкольного возраста

Оценка 4.6
docx
16.04.2022
Театральная деятельность как средство развития речи у детей дошкольного возраста
Театральная деятельность как средство развития речи у детей дошкольного возраста.docx

Театральная деятельность как средство развития речи у детей дошкольного возраста

Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение. И эта тенденция, по мнению аналитиков постоянно растет. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. У детей наблюдается недостаток развития артикуляционной моторики, односложные ответы на вопросы, недостаток лексических и грамматических средств языка, недостаток умения строить диалог, неспособность построить монолог, недостаточное развитие интонационно - просодической стороны речи.

Одним из эффективных средств её развития является театрализованная деятельность. Театрализованные игры способствуют  развитию  всех сторон речи у детей,  и обеспечивает эмоционально-социальное благополучие ребёнка.

Для эффективного взаимодействия с детьми в данном направлении, свою работу строю с учетом основных требований к организации театрализованной деятельности в дошкольном возрасте:

- разнообразие и содержательность тематики, соответствующей возрасту;

- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребёнка, то есть во все формы организации педагогического процесса;

- развитие интереса к театрализованным играм, постоянно расширяю игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театральной игровой деятельности.

- учу детей взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Для эффективной работы практическую деятельность по вышеуказанной теме осуществляю по трем направлениям:

Первое направление - формирование предметно-пространственной развивающей среды.

Второе направление - творческая деятельность детей как совместная с воспитателем, так и самостоятельная.

Третье направление - взаимодействие с родителями и специалистами ДОУ.

 

Первое направление - Формирование развивающей среды: создание художественно-эстетического центра, включающий в себя – разно уровневый подиум, все виды. Декорации, костюмы, различные ширмы. Оформление литературного  уголка в группе.

Второе направление - Творческая деятельность детей как совместная с воспитателем, так и самостоятельная. Здесь  мне бы хотелось остановиться и раскрыть свое взаимодействие с детьми более подробно.

Речь – является высшей психической функцией. Поэтому ее развитие неразрывно связано с другими психическими процессами. Для того чтобы не навредить ребенку и для эффективного развития всех сторон речи свою работу с детьми строю по принципу 5 ступенчатой модели интеграции.

Пять ступеней интеграции - оживить, увидеть, услышать, обыграть, что побуждает  интерес к объекту познания, формируется полное яркое представление, а пятая ступень - сделать это выход на творчество.          

I ступень интеграции. «Оживить». На 1 ступени мы говорим о сказке, для примера возьму р.н. сказку «Колобок» учу детей слушать, внимательно рассматривать иллюстрации, наблюдать за голосом, мимикой и пантомимикой педагога. После прослушивания сказки и просмотра иллюстраций говорим о характере героя, и я предлагаю детям оживить их с помощью тех же средств используя костюмы , мимику, пантомимику, жесты и голос, различные виды театра (лиса ласковая, красивая но хитрая, зайчик маленький, добродушный; медведь большой грозный, но добрый и т.п.). Обязательно проговаривая все стороны наблюдения по сказке. Развивается диалогическая речь, формируется монологическая, вербальные и невербальные средства коммуникации.

II ступень интеграции. «Увидеть». На 2 ступени учу детей видеть. Например: читая другие произведения мы анализируем совместно с детьми, рассуждаем какая роль была  у медведя в сказке «Колобок» и какая в сказке теремок, делаем сравнение и выводы. Тем самым пересказывая сказку, сопоставляя роли и действия героев - речь  выступает  главным развивающимся компонентом. Происходит  обогащение и активизация словаря, формируются предпосылки к творческой деятельности.

 

Пройдя эту ступень познания, у детей развивается эстетическое восприятие, планирующее мышление, развивается познавательный интерес, фантазия, речь-описание.

III ступень интеграции. «Услышать».

На III ступени дети слышат, в песенке, прибаутке стишке, музыкальной фразе голос добра во взаимоотношениях большого и маленького героя с живыми и неживыми объектами мира, сначала на уровне интуиции, эмоций, затем сопереживания, понимания.

Подбирая для этого стихи, потешки с различными функциональными репликами, способствую усвоению разнообразия этих реплик. Диалоги с использованием вопросов и ответов представлены во множестве стихотворных произведений для детей. Чтение  стихотворений по ролям позволяет детям освоить не только форму различных  высказываний диалога, но и правила очередности,  усвоить вопросительную, повествовательную, побудительную и другие виды интонации.    

Пройдя эту ступень интеграции, у детей развивается эстетическое восприятие, эстетическое суждение, образное внимание. Мышление, воображение. Формируется монологическая речь, развивается диалогическая.

IV ступень интеграции «Обыграть». Обыгрывают образ героев сказки «Колобок» в пантомимике, в театре, в подвижной, дидактической игре.

Учу детей:

1. Владеть своим телом.

2. С помощью рук создавать выразительные образы, подчинять мимику образу, настроению.

Пройдя четвертую ступень интеграции, у детей развивается образное мышление, в основе которого лежит поисковая деятельность, речь-рассуждение, речь-описание, анализирующее восприятие.

Пятая ступень: «сделать» (совместная творческая деятельность детей родителей и педагогов)

Реализация тематических недель, проведение детских утренников или завершение проекта, показ театрализованных постановок для родителей и воспитанников детского сада.

К этой ступени дети подходят уже с сформировавшимся интересом к объекту познания, и готовы приступать к творческой реализации. Используя активный и пассивный словарь. Например: выступая в роли чтеца,  ведущей является монологическая речь, а выстраивая  диалог с героями, дети пользуются  диалогической речью. Развивая её интонационно-просодическую сторону.

На V ступени учу ребят накопленные зрительные образы использовать при замысле, при этом у детей появляется интерес к созданию образа для реализации его в творческой деятельности.

Пройдя пятую ступень интеграции, ребёнок реализует все свои знания и умения, полученные на предыдущих IV ступенях, что в свою очередь развивает у ребёнка планирующее мышление, самодеятельность, монологическую речь, поисковую деятельность, образное мышление, коммуникативные способности, что способствует развитию всех сторон речи дошкольника.

Третье направление – взаимодействие с родителями и специалистами ДОУ, она включает следующие компоненты:

- Совместное посещение театров семьями.

- Проведение родительского собрания на тему: «О чем расскажет детям сказка».

- Привлечение родителей к участию и оформлению Художественно-эстетического центра, литературного уголка, изготовление костюмов, масок для инсценировок и сюжетно-ролевых игр (участие родителей в образовательном процессе позволяет значительно повысить  эффективность работы  и создать единое пространство для речевого развития, а так же помогает детям преодолеть  те или иные трудности в речевом развитии).

- Провожу консультация для родителей «Роль театра в жизни детей» с целью повышения педагогической грамотности у законных представителей.

Выстраивая свою практическую работу по трем основным направлениям, могу сказать, что речь ребенка активно развивается в процессе игры, так как игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве.

Театрализация в первую очередь - это импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно связана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, систематизируя все в единый процесс

Театрализовано-игровая деятельность всесторонне развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию коммуникативных способностей, а следовательно, и развитию всех сторон, ребенок через игру с интересом осваивает все  богатство родного языка и его выразительные средства.


 

Театральная деятельность как средство развития речи у детей дошкольного возраста

Театральная деятельность как средство развития речи у детей дошкольного возраста

Первое направление - Формирование развивающей среды: создание художественно-эстетического центра, включающий в себя – разно уровневый подиум, все виды

Первое направление - Формирование развивающей среды: создание художественно-эстетического центра, включающий в себя – разно уровневый подиум, все виды

Пройдя эту ступень познания, у детей развивается эстетическое восприятие, планирующее мышление, развивается познавательный интерес, фантазия, речь-описание

Пройдя эту ступень познания, у детей развивается эстетическое восприятие, планирующее мышление, развивается познавательный интерес, фантазия, речь-описание

К этой ступени дети подходят уже с сформировавшимся интересом к объекту познания, и готовы приступать к творческой реализации

К этой ступени дети подходят уже с сформировавшимся интересом к объекту познания, и готовы приступать к творческой реализации

Театрализовано-игровая деятельность всесторонне развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует…

Театрализовано-игровая деятельность всесторонне развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2022