Бернард Шоу (1856-1950гг.)
Положил начало интеллектуального театра, воспитывающего сознание и разум зрителей.
Суть и смысл творчества для Шоу заключались в словах: «Самая смешная шутка на свете – говорить людям правду».
Эдвард Мунк «Крик»
Экспрессионизм (фр.–«выражение»).
Драматургию немецкого экспрессионизма называли «драмой крика».
Маленький, раздавленный обстоятельствами жизни, предстал на сцене театра Германии. Он напоминает известную гравюру норвежского художника Эдварда Мунка «Крик»
К началу XX века в театральном искусстве сложилось художественное направление – сюрреализм (сверхреализм).
Его последователи отрицали логику в искусстве и предлагали художникам обратиться к сферам человеческого подсознания, сохраняя при этом лишь некоторые черты действительности.
Жан Поль Сартр (1905-1980гг.)
В 1943г. он поставил знаменитую драму-притчу «Мухи» на сюжет античного мифа об Оресте. Свободный и смелый человек Орест приходит в город Аргос и видит как запуганы, духовно сломлены и морально уничтожены его жители. Орест освободил аргосцев от страха, чувства вины и отчаяния.
Театр абсурда
Абсурдистское направление в западноевропейской драматургии и театре, возникшее в середине XX века. Часть литературы абсурда. В абсурдистских пьесах, в отличие от логичных пьес обычной драматургии, автор передает читателю и зрителю свое ощущение какой-либо проблемы, постоянно нарушая логику, поэтому зритель, привыкший к обычному театру, оказывается сбит с толку и испытывает дискомфорт, что и является целью «нелогичного» театра, нацеленного на то, чтобы зритель избавился от шаблонов в своем восприятии и взглянул на свою жизнь по-новому
Наследие Брехта.
Художественные принципы эпического театра Брехта развивали многие режиссёры мира.
В Италии они были положены в основу уникальной режиссуры Джорджа Стрелера (1921 – 1997 г.г.) в миланском «Пикколо – театре» (1047 г.)
В России были поставлены спектакли по произведениям Брехта: «Добрый человек из Сезуана» (Юрий Любимов в Театре на Таганке, 1964 г.), «Кавказский меловой круг»
(Роберт Стуруа в Театре им. Ш. Руставели, 1975 г.), «Трёхгрошовая опера» (Валентин Плучек в Театре сатиры и Владимир Машков в «Сатириконе» 1996 – 1997 г.г.)
Питер Брук (родился в1925г.).
Стремился максимально приблизить зрителя к разыгрываемому представлению. Главное действие разворачивается в партере, окруженном с трех сторон зрителям, иногда действие разыгрывалось прямо под открытым небом. Одна из лучших работ Питера Брука – постановка чеховского «Вишневого сада».
«Эпический театр» (нем. episches Theater) — театральная теория драматурга и режиссёра Бертольта Брехта, оказавшая значительное влияние на развитие мирового драматического театра[1].
Теоретически разработанные Брехтом методы построения пьес и спектаклей: соединение драматического действия с эпической повествовательностью, включение в спектакль самого автора, «эффект очуждения» как способ представить явление с неожиданной стороны, а также принцип «дистанцирования», позволяющий актёру выразить своё отношение к персонажу, разрушение так называемой «четвёртой стены», отделяющей сцену от зрительного зала, и возможность непосредственного общения актёра со зрителем — прочно вошли в европейскую театральную культуру.
Свою теорию, опирающуюся на традиции западноевропейского «театра представления», Брехт противопоставлял «психологическому» театру («театру переживания»), который связывают обычно с именем К. С. Станиславского, именно для этого театра разработавшего систему работы актёра над ролью. При этом сам Брехт, как режиссёр, в процессе работы охотно пользовался и методами Станиславского и коренное различие видел в принципах взаимоотношений между сценой и зрительным залом, в той «сверхзадаче», ради которой ставится спектакль. В последние годы Брехт готов был отказаться от термина «эпический театр», как слишком расплывчатого, но более точного названия для своего театра не нашёл
Основатели Московского Художественного театра (МХТ),
1898 и создатели «системы» сценического творчества.
Главной их идеей стала духовная и жизненная правда, являвшаяся высшим критерием режиссуры и актерской игры.
Театр не может и не должен работать для «забавы сытых людей»
Утвердить правду жизни на сцене, изгнать «гадость» театральщины с подмостков, сделать заметнее фальшь и лицемерие в окружающем мире – вот что была должна решить сценическая реформа, предпринятая Станиславским и Немировичем – Данченко.
Общая совместная работа режиссёра и драматурга.
Первостепенное значение театра в «системе» Станиславского получило подтекст, «подводное течение» пьесы.
«Сверхзадача». Актёру необходимо понять суть («зерно») роли, образа.
«Искусство перевоплощения». Внешнее и внутреннее.
Законы сотрудничества режиссёра и актёра в процессе создания спектакля.
В 1902 году покидает МХТ и становится самостоятельным режиссёром. Он создаёт «Товарищество новой драмы» в которой вырабатывает собственное художественное мировоззрение.
В постановках особенно заметно влияние символизма.
В 1906 году Он ставит в петербургском театре В.Ф. Комиссаржевской спектакль «Балаганчик» по пьесе А.А. Блока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.