Техническое обеспечение ЕАИС и его задачи
Оценка 4.7

Техническое обеспечение ЕАИС и его задачи

Оценка 4.7
docx
18.02.2022
Техническое обеспечение ЕАИС и его задачи
Техн обеспеч ЕАИС и его задачи.docx

Техническое обеспечение ЕАИС и его задачи

 

Понятие Автоматизированных информационных систем

Автоматизированная информационная система (АИС) – это комплекс, который включает упорядоченную совокупность информации, математические модели, технические и программные средства, коммуникационное оборудование, лингвистические средства, а также системный персонал для удовлетворения информационных потребностей пользователей и для принятия решений. Каждая АИС ориентирована на ту или иную предметную область. 32 Под предметной областью понимают область проблем, знаний человеческой деятельности, имеющую определенную специфику и круг фигурирующих в ней предметов. При этом каждая автоматизированная система ориентирована на выполнение определенных функций в соответствующей ей области применения.

В зависимости от особенностей автоматизированной профессиональной деятельности можно выделить следующие АИС:

1. системы поддержки принятия решений;

2. автоматизированные информационные вычислительные системы;

3. системы автоматизации проектирования;

4. проблемно-ориентированные имитационные системы;

5. автоматизированные системы обучения;

6. автоматизированные информационно-справочные системы;

7. автоматизированные системы управления.

Для повышения эффективности формирования и осуществления единой таможенной политики государств Таможенного союза применяется Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС).

ЕАИС – организационно-техническая система, обеспечивающая выработку и принятие решений на основе автоматизации информационных процессов и технологий на всех уровнях организационной структуры таможенных органов.

Она предназначена для комплексной автоматизации деятельности таможенных органов и включает в себя 88 информационно-программных средств, которые эксплуатируются на всех уровнях иерархии организационной структуры таможенных органов: ФТС России, 8 региональных таможенных управлений, 4 специализированных региональных таможенных управления, 11 таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, 87 таможен, 10 учреждений, находящихся в ведении ФТС России, 553 таможенных поста и 20 представительств таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах. и информационного взаимодействия между собой и с внешними объектами. ЕАИС является одним из компонентов информационно-технической инфраструктуры таможенных органов и представляет собой совокупность информационных ресурсов (центральных и региональных баз данных), программных средств, информационно-вычислительных и телекоммуникационных систем и сетей. Предназначена для комплексной автоматизации деятельности таможенных органов всех уровней и организации информационного взаимодействия между собой и внешними объектами, совершенствования существующих, а также в обеспечений создания и развития новых информационных автоматизированных таможенных технологий, базирующихся на современных программно- технических средствах.

Исходя из этого, назначением ЕАИС является:

1. обеспечение подразделений таможенной службы России и правительственных органов, информацией, необходимой для ведения таможенной статистики;

2. совершенствование системы организационно-экономического управления таможенными органами всех уровней управления;

3. автоматизация таможенного оформления документов на товары;

4.повышение эффективности таможенного контроля за багажом следующих через границу пассажиров;

5. обеспечение централизованного взимания и контроля начисления таможенных платежей;

6. информационная поддержка борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил;

7. совершенствование методов и средств нетарифного регулирования и контроль исполнения лицензий и квот и др. Факторы, определяющие основные характеристики ЕАИС:

8. постоянный рост числа пользователей;

9.постоянный рост объемов грузоперевозок;

10.изменение нормативной базы;

11. необходимость интеграции с зарубежными партнерами;

12. необходимость интеграции с другими ведомствами. ЕАИС ТС представляет собой иерархическую многоуровневую систему и состоит из вычислительных комплексов:

13. центрального аппарата ФТС ТС;

14. региональных таможенных управлений (РТУ), специализированных РТУ таможен непосредственно подчиненных ФТС ТС;

15. таможен региональных таможенных управлений;

16.таможенных постов (пунктов пропуска).

ЕАИС является составной частью информационного пространства государств-членов Таможенного союза и предназначена преимущественно для обеспечения информационных обменов органов государственной власти и управления государств между собой и органами государств-членов Таможенного союза по вопросам таможенного законодательства и контроля. Состав подсистем, создаваемых в рамках ЕАИС ФТС и автоматизируемых ими функций, определяется на основе принятых государствами-участниками Таможенного союза соглашений.

Техническое обеспечение ЕАИС и его задачи

Интеграция действующих в рамках ЕАИС ФТС подсистем государств, членов Таможенного союза должна максимально сохранять их информационные и технические основы и обеспечивать преемственность накопленного научно-технического опыта каждого из государств. В структуре ЕАИС ФТС России выделяют функциональную часть, отражающую цели и задачи управления, и обеспечивающую, содержащую средства решения задач.

В структуре комплекса задач автоматизации системы управления таможенного органа выделяют:

1. Информационно-расчетные подзадачи – задачи сбора и обработки статистики внешнеэкономической деятельности, специальной таможенной статистики, специальной статистики о технологии таможенной деятельности.

2. Системный анализ деятельности таможенного органа – количественный многофакторный сравнительный анализ показателей деятельности таможенных постов, таможен, региональных таможенных управлений и таможенной системы в целом, оценка результатов ее модернизации и развития.

3. Поддержка принятия решений сотрудниками таможенного органа в целях оперативного управления на основе мониторинга и прогнозирования параметров ВЭД, моделирования вариантов принимаемых решений и оценки их эффективности, формирования банков оптимальных оперативно-ситуационных моделей ВЭД, таможенной деятельности, таможенных технологий и др.

4. Планирование и программно-целевое управление путем выявления проблемных вопросов в деятельности таможенного органа, исследования факторов, влияющих на деятельность таможенного органа, моделирования и оценки стратегий и модернизации таможенной системы, обоснования целевых направлений, формирования программ, программных направления и мероприятий модернизации ФТС России, моделирования и оценки эффективности планируемых решений.

Техническое обеспечение ЕАИС представляет собой совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков. Техническое обеспечение ЕАИС построено по иерархическому принципу, где структурной единицей можно считать ВК таможенного органа. В состав вычислительного комплекса таможенного органа входят автоматизированные рабочие места должностных лиц, объединенные локальной вычислительной сетью (ЛВС), серверное и телекоммуникационное оборудование, аппаратура связи, обеспечивающие обработку, прием, передачу таможенной информации, функционирование ЛВС. Базовыми объектами ЕАИС ТО являются главный и региональные центры обработки данных (ЦОД). Главный ЦОД входит в состав центрального ВК и расположен в ЦИТТУ ФТС России, региональные ЦОД – в состав региональных вычислительных комплексов, расположены в РТУ. ЦОД представляет собой совокупность технических, программных телекоммуникационных средств, обеспечивающих обработку, хранение, передачу 37 больших объемов таможенной информации. В целях организации круглосуточного режима работы технических средств ЦОД оборудован необходимыми инженерными системами (пожаротушения, кондиционирования, бесперебойного гарантированного энергосбережения, мониторинга и управления компонентами ЦОД).

Наиболее крупным и производительным является Главный ЦОД, который обеспечивает:

1. работу программного обеспечения автоматизированных систем на уровне центрального аппарата и подразделений ЦИТТУ ФТС России;

2. ведение (сбор, хранение, резервирование, предоставление данных) центральной базы данных таможенных органов;

3. взаимодействие с участниками ВЭД (Автоматизированная система внешнего доступа таможенных органов – система контролируемого безопасного информационного взаимодействия компонентов информационных систем таможенных органов с внешними информационными ресурсами и телекоммуникационными сетями);

4.внутриведомственное и межведомственное взаимодействие.

Обмен информацией между Главным ЦОД и региональными ЦОД осуществляется по ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети таможенных органов. Информационное обеспечение ЕАИС – это совокупность системы классификации и кодирования, системы показателей, унифицированных систем таможенной документации и файлы без данных. Информация, циркулирующая в ЕАИС ТО, может быть разделена по функциональному принципу на следующие категории:

1.исходные данные таможенной информации (электронные копии таможенных документов);

2. нормативно-справочная информация;

3. служебная переписка таможенных органов;

4. регламентная отчетная информация таможенных органов.

Электронные копии таможенных документов содержат данные об участниках ВЭД, товарах, брокерах (таможенных представителях), стоимостных характеристиках, платежах, отметках об этапах прохождения таможенного оформления и контроля. Нормативно-справочная информация формируется на основе единой системы классификации и кодирования включает в себя ряд международных, общегосударственных, межведомственных и отраслевых классификаторов и справочников. Система классификации и кодирования должна отвечать следующим требованиям:

1. быть единой для всех компонентов ЕАИС;

2. полностью охватывать все классифицируемые объекты: иметь достаточную и экономически оправданную глубину;

3. обладать определенной гибкостью и избыточностью. 38 Информация в ЕАИС ТО хранится в виде записей в базах данных таможенных органов различных уровней, среди них БД деклараций на товары, таможенных приходных ордеров, актов таможенного досмотра, участников ВЭД и т.д. Основным инструментом реализации информационных таможенных технологий является программное обеспечение. Программное обеспечение представляет собой совокупность программных средств (ПС) регулярного применения.

Программное обеспечение ЕАИС является инструментом реализации информационных технологий на всех уровнях деятельности таможенных органов. Оно представлено совокупностью программных средств и инструктивно-методических материалов и подразделяется на общесистемное и прикладное. В ЕАИС ТО используются:

1. системные ПС (операционные системы и средства их расширения);

2. системы управления базами данных (СУБД);

3.ПС управления информационными ресурсами, дисковыми массивами, сетевым оборудованием;

4. ПС защиты информации (от несанкционированного доступа, антивирусные, криптографические);

5. ПС, созданные в интересах ФТС России по ее заказу и включенные в фонд алгоритмов и программ (ФАП) ФТС России.

В ЕАИС ТО должны использоваться только лицензионные ПС (на которые ФТС России имеет неисключительное право) и ПС, созданные в интересах ФТС России по ее заказу и включенные в ФАП ФТС России (далее информационно-программные средства (ИПС)). ИПС ЕАИС ТО являются результатом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), выполняемых за счет средств федерального бюджета, и подлежат государственному учету, права на них принадлежат Российской Федерации.

ФТС России проводит активную работу по организации электронного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти. Переход на межведомственное электронное взаимодействие, которое является одним из элементов механизма единого окна, имеет большую значимость в части обеспечения 100% электронного декларирования, сокращения сроков совершения таможенных операций в пунктах пропуска, а также формирования национального сегмента РФ интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Союза. ФТС России осуществляет информационный обмен с таможенными службами зарубежных государств, не входящих в ЕАЭС, в целях упрощения осуществления таможенных процедур и ускорения перемещения товаров через пограничные пункты пропуска РФ. Направления совершенствования для развития ЕАИС ТО неразрывно связано развитием таможенной службы Российской Федерации, обеспечением деятельности таможенных органов и должно осуществляться с учетом следующих основных требований:

1.соответствие ЕАИС ТО таможенному законодательству Таможенного союза, правовым актам Президента Российской Федерации. Правительства Российской Федерации общепризнанным принципам и нормам международного права и международных договоров, законодательства Российской Федерации в области таможенного регулирования и другим правовым актам в области таможенного дела;

2. совместимость и интеграция (в необходимых случаях) информационных компонентов (ИК) ЕАИС ТО, а также с взаимосвязанными функционально и технологически другими информационными системами на основе стандартных протоколов многоуровневого взаимодействия открытых систем;

3. открытость и масштабируемость создаваемых ИК ЕАИС ТО, обеспечивающих в перспективе на 5 – 10 лет возможность внедрения новых средств вычислительной техники и программных средств в рамках реализованных проектных решений и позволяющих проведение модернизации и дальнейшего их развития;

4. минимизация сроков проектирования и ввода в эксплуатацию ИК ЕАИС ТО, обеспечение возможности поэтапного внедрения;

5. экономическая обоснованность создания новых ИК ЕАИС ТО, обеспечение возможности рационального использования в их составе эксплуатируемых в настоящее время в таможенных органах технических и программных средств, а также результатов выполненных научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских работ;

6. обеспечение высокой надежности и непрерывности функционирования ИК ЕАИС ТО, передачи, а также использования значимой для совершения таможенных операций и таможенного контроля информации без потери ее актуальности (в режиме близком к реальному времени), дублирование и резервирование наиболее значимых элементов ИК ЕАИС ТО, позволяющее осуществлять восстановление работоспособности функциональных подсистем в максимально короткие сроки;

7. совершенствование мер защиты от ошибочных действий персонала, приводящих к их аварийному состоянию, от случайных изменений и разрушения информации и программ, а также несанкционированного доступа.

Приоритетными направлениями развития ЕАИС ТО в ближайшие годы являются:

1. интеграция приложений и информационных ресурсов ЕАИС ТО, в том числе межведомственная интеграция и интеграция в рамках Таможенного союза, Евразийской экономической комиссии;

2. реализация межведомственного электронного взаимодействия, оказания государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде.

 

 На данный момент в Российской Федерации осуществляется практически 100% электронное декларирование (99,9% деклараций подается в электронном виде), то есть общение инспектора и декларанта отсутствует. В настоящее время ФТС России взаимодействует в электронном виде примерно с 25 ведомствами, у которых может получить информацию о документах, которые ими выдаются. Таким образом, декларанты избавлены от необходимости предоставлять в таможенные органы те документы, которые они получили в этих ведомствах (например, лицензии, которые выдает Минпромторг, или декларации соответствия, выдаваемые Росаккредитацией). Эти документы инспектор в процессе совершения таможенных операций может запросить в соответствующем органе исполнительной власти и в режиме времени, близком к реальному (1-2 минуты), получить в электронном виде.

Ежедневно таможенные органы формируют около 30 тысяч запросов на получение таких сведений. В свою очередь и ФТС России является поставщиком определенной информации для заинтересованных министерств и ведомств, в инфраструктуре Единой системы межведомственного электронного взаимодействия. В таможенном органе есть свои сервисы, по которым также в электронном виде в режиме времени, близком к реальному, предоставляется информация.

Взаимодействие с таможенными службами государств - членов ЕАЭС началось в конце 2010 г., когда Таможенный союз только был создан. Фактически уже тогда был организован обмен информацией по транзитным перевозкам по территории ТС в режиме времени, близком к реальному, и с января 2011 г. таможенные органы РФ начали получать в онлайн-режиме от белорусских и казахстанских таможенных органов информацию о транзитных грузах, которые перемещались на территорию ТС через пункты пропуска данных государств. Сейчас в этот процесс плавно влились Армения и Киргизия. Информационное взаимодействие в онлайн-режиме осуществляется также в отношении подтверждения фактического вывоза товаров. Российские таможенные инспекторы имеют возможность при подтверждении фактического вывоза товаров за пределы ЕАЭС получить информацию из экспортных деклараций, которые оформляются таможенными органами других стран Союза.

  

Заключение

В заключении проделанной работы хочется отметить что таможенные органы РФ в значительной степени не смогут быстро функционировать без автоматизированных информационных систем. Благодаря ей таможенные органы могут осуществлять работу как с лицами внутри таможенного союза, так и с иностранными государствами.

Информационная система таможенных органов относится к классу больших и сложных динамических систем. Она состоит из большого числа элементов, реализующих управленческие функции внешнеэкономической деятельности. Управленческая система имеет многоуровневую структуру, обширные 40 внутренние и внешние информационные связи. Для обеспечения нормативного функционирования такой сложной системы, где взаимодействуют разнообразные материальные, трудовые и финансовые ресурсы, отражающие их информационные потоки, осуществляются управления, как отдельными структурными элементами, так и системами в целом. Изменения, произошедшие с созданием таможенного союза, требуют адекватного отражения в информационных потоках многоуровневой структуры управления таможенными органами. Будучи важнейшей функцией, управление ориентированно на достижении стоящих перед каждой системой целей, на создание условий их выполнения. До последнего времени преобладающими были цели: обеспечение устойчивости структуры и ее эффективного функционирования.


 

Техническое обеспечение ЕАИС и его задачи

Техническое обеспечение ЕАИС и его задачи

Исходя из этого, назначением ЕАИС является: 1

Исходя из этого, назначением ЕАИС является: 1

В структуре комплекса задач автоматизации системы управления таможенного органа выделяют: 1

В структуре комплекса задач автоматизации системы управления таможенного органа выделяют: 1

ВЭД (Автоматизированная система внешнего доступа таможенных органов – система контролируемого безопасного информационного взаимодействия компонентов информационных систем таможенных органов с внешними информационными ресурсами и телекоммуникационными сетями);…

ВЭД (Автоматизированная система внешнего доступа таможенных органов – система контролируемого безопасного информационного взаимодействия компонентов информационных систем таможенных органов с внешними информационными ресурсами и телекоммуникационными сетями);…

ПС, созданные в интересах ФТС России по ее заказу и включенные в фонд алгоритмов и программ (ФАП)

ПС, созданные в интересах ФТС России по ее заказу и включенные в фонд алгоритмов и программ (ФАП)

Приоритетными направлениями развития

Приоритетными направлениями развития

Информационная система таможенных органов относится к классу больших и сложных динамических систем

Информационная система таможенных органов относится к классу больших и сложных динамических систем
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2022