Техническое совершенствование гитариста-исполнителя
Оценка 4.7

Техническое совершенствование гитариста-исполнителя

Оценка 4.7
doc
преподавание
05.08.2023
Техническое совершенствование гитариста-исполнителя
Техническое совершенствование гитариста- исполнителя.doc

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств № 19»

 

 

 

Карабаев С. А.

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГИТАРИСТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ

Методическая разработка

 

 

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2023



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Составляющие техники гитариста-исполнителя ……...…….………...5

1.1 Сущность понятия «техническое совершенствование»…………….. 5

1.2 Специфика работы над техническим материалом в классе гитары………………………………………………………………………………8

1.3 Принцип работы над концертным репертуаром……………………...11              

Глава  2  Основные виды техники гитариста исполнителя……………………..13

2.1 Развитие гаммообразной техники…………………………………….. 13

2.2 Развитие арпеджированной техники......................................................17

2.3 Развитие аккордовой техники…………………….................................20

Заключение……………………………………………………………………….. 24

Список литературы………………………………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Гитарное исполнительство, заняв достойное и равноправное место в современном мировом музыкальном пространстве, диктует новые требования и к подготовке гитаристов. В условиях, когда наблюдается стремительный рост мастерства исполнителей на гитаре, естественным является процесс повышения общих критериев оценки учащихся. Кроме того, в гитарной педагогике значительно расширился круг вопросов, подлежащих пересмотру.

Проблема совершенного и качественного обучения игре на гитаре является актуальной для преподавателей гитары уже давно. Поиск наилучшей школы игры, всесторонне охватывающей все аспекты техники и технологии эффективной методики обучения игре, является одним из самых важных для педагогов-гитаристов.

Развитие техники музыканта – одна из значимых проблем музыкальной педагогики. Ее сложность состоит в том, что педагогу приходится формировать у учащегося систему двигательных приемов и навыков. Под двигательной техникой понимается пальцевая беглость, координация движений, умение выбрать оптимальную аппликатуру, ориентироваться на гитарном грифе и струнах. Развитие техники гитариста осуществляется в процессе систематической работы над гаммами, упражнениями, этюдами. При такой работе у учащегося вырабатывается подвижный навык, позволяющий без большой предварительной подготовки решать сложные технические задачи. Важным аспектом в формировании исполнителя является музыкальный слух, который тесно связан с такими понятиями, как воображение, память, мышление и т. д. [3].

Под техникой в широком смысле подразумевается вся совокупность приобретенных знаний и навыков в области звукоизвлечения, метрической четкости, необходимых для преодоления трудностей исполнения различных музыкальных произведений и выявления в полной мере индивидуальности исполнителя. Эти знания и навыки приобретаются лишь постепенно, после долгих систематических занятий.

Актуальность данной темы состоит в том, что, работа над техническим развитием учащихся почти целиком и полностью происходит в рамках изучаемого ими репертуара. Исключение составляют гаммы, освоение которых чрезвычайно важно в музыкально-техническом развитии школьников. Но они изучаются отдельно от музыкальных произведений, да и сами учащиеся-гитаристы, как правило, относятся не очень серьезно к этому виду деятельности, т. к. не видят в этом в ближайшей перспективе положительного результата. Таким образом, развитию исполнительской техники на гитаре уделяется недостаточное внимание, что в итоге мешает полноценному художественному развитию учащихся-гитаристов и существенно ограничивает их исполнительские возможности.

Цель исследования: формирование методических рекомендаций для технического совершенствования гитариста-исполнителя.

Объект исследования: Техническое совершенствование музыканта исполнителя

Предмет исследования: Основные виды техники гитариста исполнителя

Методы исследования:

         -Теоретические: анализ, синтез, обобщение;

         -Эмпирические: наблюдение, сравнение.

Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:

1.     Раскрыть сущность понятия «техническое совершенствование».

2.     Осветить специфику работы надо техническим материалом в классе гитары.

3.     Описать принцип работы над концертным репертуаром.

4.     Проанализировать основные виды техники гитариста и дать рекомендации по их развитию.

 

 


Глава 1 Составляющие техники музыканта-исполнителя

1.1 Сущность понятия «техническое совершенствование»

 

Итак, техническое совершенствование гитариста – это обязательная и неотъемлемая часть каждодневных занятий музыканта, от начинающего до уже состоявшегося, с момента знакомства с инструментом и до самого конца исполнительской карьеры. Лишь подойдя со всей ответственностью и пониманием всей важности работы над технической стороной, исполнитель может добиться лёгкости, свободы, чистоты и скорости при игре произведений. Таким образом, развитие исполнительской техники имеет не меньшее значение, чем работа над музыкальным материалом, и только благодаря их грамотному сочетанию возможно воспитание музыканта.

Техническая оснащенность гитариста является одним из важных компонентов в обучении игре на этом инструменте. Гитара – инструмент, для игры на котором от исполнителя требуется владение навыками выполнения сложнокоординированных движений, работа над развитием которых ведется, практически, с самого начала обучения ребенка в музыкальной школе. Для контроля за динамикой и степенью развития у учащихся технических навыков, в образовательных учреждениях дополнительного образования в сфере культуры и искусства периодически, не реже двух в течение учебного года проводятся контрольные мероприятия – технические зачеты.

Согласно планам учебной работы детских музыкальных школ, зачеты для проверки уровня владения техническими навыками игры на инструменте имеют следующую структуру: у учащихся проверяются умения исполнять гаммы определенными ритмическими рисунками и в заданных темпах, а также проводятся прослушивания нескольких этюдов на различные виды техники, в зависимости от требований, изложенных в рабочих программах.

Техническое совершенствование исполнителя всегда должно развиваться вместе с музыкально-эстетическим вкусом и творческо-стилистическим   мышлением.

Развитие техники в значительной мере зависит от природных   способностей ученика. Но и учащиеся со средними исполнительскими данными могут достичь высокого технического мастерства при условии правильно организованной, систематической работы над различными видами техники: гаммообразной, арпеджированной и аккордовой. Говоря о работе над техническим материалом, подразумевается инструктивный материал, а он не может существовать без музыкальной задачи.

Слово «техника» происходит от греческого слова «технэ», которое означало искусство. Работа над техникой есть усовершенствование  самого искусства. Проблема в том, что многие музыканты-исполнители под словом техника подразумевают именно беглость, быстроту, ровность, что является ее отдельными элементами, а не техникой в целом, как ее понимали греки и как ее понимает настоящий художник. Техника – это более сложное и емкое понятие, которое связано  не только со скоростью игры, но и с точностью исполнения текста, артикуляцией, динамикой, фразировкой. Техническое оснащение музыканта является лишь средством достижения художественного замысла.

 Единство художественной и техничеcкой стороны развития ученика одна из главных целей в деятельности педагога музыканта, техника исполнителя при этом рассматривается как инструмент воспроизведения художественной цели, таким образом, разрыв исполнительской техники и содержания музыки недопустим; увлечение исполнителя одной лишь технической виртуозностью  в ущерб художественному содержанию является чуждым настоящему искусству.

Техническая оснащенность содержит в себе все, чем должен обладать музыкант-исполнитель, который стремится к содержательному исполнению. Даже состоявшиеся музыканты-исполнители уделяют значительное количество времени работе над своими техническими навыками, посвящают время игре упражнений и отработке наиболее сложных мест в музыкальных произведениях. Зачастую, музыканты включают в свой инструктивный материал и используют на постоянной основе технически сложные отрывки произведений.

Полный или частичный отказ от занятий инструктивным материалом скорее всего приведет к тому, что вся техническая база будет оттачивается в работе над музыкальными произведениям. Это в свою очередь может привести к замедлению прогресса музыканта-исполнителя, произведения станут превращаться в тренировочный материал, что повлияет на характер исполнения. Развитие техники станет протекать менее успешно, так как работа над ней будет вестись не достаточно систематично.   К счастью современная педагогика рассматривает инструктивный материал как важное, а самое главное эффективное средство для технического совершенствования музыканта-исполнителя.  [6]

Для постоянного и успешного развития технической базы музыканта-исполнителя важна планомерная работа и умение рационально подобрать и разнообразить упражнения. Музыканты и особенно юные представители  далеко не всегда испытывают достаточный интерес и зачастую выполняют эту работу очень формально, что естественно сказывается и снижает ее продуктивность. Занятия техникой следует сделать более привлекательной, разнообразить.[5] В упражнениях должен присутствовать  определенный музыкальный смысл, стремясь к которому достигается нужное звучание. С учащимися полезно придумывать совместно названия к упражнениям, которые будут вызывать образы и представление о нужном характере исполнения, побуждать учеников самих создавать варианты к некоторым из упражнений. В исполнении упражнений учащихся должна присутствовать должная ловкость, координация движений рук, пальцев, плавность смены позиций. Следует проявлять заботу не только к технике выполнения, но и качеству звукоизвлечения. Не стоит чрезмерно фокусировать внимание на движениях пальцев и рук в целом, нужно помогать искать наиболее рациональные движения.

 

 

 

1.2 Специфика работы над техническим материалом в классе гитары

 

Педагогу следует обратить внимание на то, чтобы занятия, направленные на развитие исполнительской техники, носили развивающий характер и не проводились исключительно только ради одной техники. Здесь особенно важен творческий и индивидуальный подход для того, чтобы заинтересовать учащегося. Например, когда на основе полученных в процессе урока знаний в работе над репертуаром учащиеся под контролем преподавателя стремились бы придумывать новые развивающие упражнения-этюды. Время, затрачиваемое учащимися на работу над исполнительской техникой, следует планировать заранее, охватывая все основные ее виды. Но в целом оно не должно превышать 20–30 % от общего времени занятий за инструментом. В противном случае техника может начать превалировать над музыкальностью исполнения музыкального произведения. Техническое совершенствование учащихся-гитаристов должно включать в себя работу над исполнением:

1. арпеджио;

2. интервалов и аккордов;

3. гаммообразных пассажей;

4. тремоло;

5. технического легато и мелизматики [2].

На каждом уроке целесообразно подробно рассматривать какой-нибудь один из специфических исполнительских приемов, а затем для приобретения устойчивого навыка учащимся следует отрабатывать его самостоятельно дома минимум до следующего урока. Очень полезно время от времени возвращаться к пройденному материалу. Но работа над техникой исполнения всегда должна носить циклический характер, подобно спирали, когда возвращение к изученным ранее приемам происходит с постоянным усложнением. Все упражнения должны проигрываться в различных темпах, громко и четко. Следует избегать механических бесконтрольных повторений. Это достигается только с помощью постоянного анализа действий. Очень полезно пользоваться методом преувеличения формы и активности игровых движений и их слухового осознания [15].

По внутренним ощущениям следует стремиться к тому, чтобы в процессе звукоизвлечения вся энергия или сила была направлена в последнюю фалангу (самый кончик) пальца (особенно это касается правой руки, в случае с левой рукой исключение составляет прием баррэ) при обязательном условии расслабленного состояния всех мышц тела. Если в процессе занятий в какой-либо части тела (мышце или группе мышц) происходит зажим, то дальнейший технический рост будет замедлен или вообще остановлен. Анализом и развитием правильных внутренних ощущений следует серьезно заниматься не ранее чем с десятилетнего возраста, когда ребенок психологически подготовлен к самоконтролю и самоанализу не на самом примитивном уровне.

Специфика технически развивающих упражнений для учащихся младших и старших классов имеет существенные различия. Кратко рассмотрим их. Вся работа над развитием техники начинающих учащихся-гитаристов должна быть направлена на формирование основ исполнительской «школы». Этому способствует изучение и исполнение всевозможных арпеджио в стандартной аппликатуре для правой руки (палец p играет на 6, 5, 4 струнах, а пальцы i, m, a на 3, 2, 1 струнах соответственно). Изучение техники игры интервалами, аккордами (в типовой аппликатуре) и тремоло (на любой струне кроме первой) рекомендуется также ввести на начальном этапе обучения. Далее по мере стабилизации постановки рук и музыкально-технического развития учащихся-гитаристов младших классов можно приступать к работе над гаммами. Гаммы лучше всего сразу начинать играть способом звукоизвлечения «апояндо» и использовать типовую аппликатуру А. Сеговии.

В отношении изучения в младших классах технического легато и мелизматики педагогу следует особенно внимательно контролировать выполнение восходящего легато, а в работе над мелизмами следует ограничиться исполнением различных форшлагов и коротких трелей на одной струне в стандартной позиции  без  аккордового сопровождения [2].

В старших классах, когда уже заложена основа классической «школы» игры на гитаре, для достижения ощущения свободы и расширения исполнительских возможностей следует целенаправленно отходить от типовых аппликатурных формул. Развитие аккордовой техники старшеклассников целесообразно осуществлять в рамках метода импровизации и творческой интерпретации, который позволяет стимулировать развитие гармонического слуха, импровизационных навыков, способности подбора аккомпанемента по слуху с применением буквенно-цифрового обозначения аккордов.

Исполнение аккордовых последовательностей в различных тональностях способствует развитию стабильности и мобильности двигательно-моторных навыков, чувства исполнительской свободы, интерпретаторских возможностей, необходимых для достижения высокого уровня исполнительской культуры. Пассажную технику учащихся-гитаристов старших классах следует развивать в работе над гаммами. Известно, что гаммы во всех тональностях в аппликатуре А. Сеговии рекомендуется исполнять способом звукоизвлечения «апояндо» в двух и трех пальцевой аппликатуре правой руки во всевозможных комбинациях и в различном ритмическом оформлении (например: дуолями, триолями, квартолями, квинтолями и т. д.). К вышеописанным гаммам полезно будет добавить изучение гамм в широком расположении (расширенных позициях). Прием тремоло старшеклассникам следует отрабатывать в различных аппликатурных решениях (например: p, a, m, i // p, i, m, a // p, i, a, m, i // p, a, i, m, a). [10]

Работа над техническим легато включает в себя освоение этого приема в расширенных позициях в различных голосах с применением аккордов. Учащимся старших классов, особенно тем, кто планирует заниматься гитарой профессионально, следует в обязательном порядке развивать мизинец левой руки. Причем комплекс упражнений для его разработки должен строиться на исполнении арпеджио, гамм и аккордов.

 

 

1.3 Принцип работы над концертным репертуаром

 

Параллельно с работой над техническими упражнениями следует на рациональной основе разработать методику изучения концертного репертуара. Такая методика должна строиться на принципах постепенности и фрагментарности. Каждый фрагмент необходимо всегда играть «состоянием души» и стремиться получать удовольствие от самого процесса работы над музыкальным материалом в каждый момент времени. Для успешного развития координации игровых движений необходимо постоянно руководствоваться принципом логики движений и важнейшим методическим принципом приоритета правой руки.

Использование принципа логики движений позволяет избежать возникновения многочисленных двигательных «конфликтов» в процессе занятий, которые нарушают координацию и взаимодействие обеих рук. Принцип приоритета правой руки наиболее сложен для понимания и требует более тщательного изучения. Интересно, что об этой особенности впервые упоминается в XVI веке в трактате Хуана Карлоса Амата Guitarra Espanola: «Играющий на гитаре считает правую руку учителем хора, а пальцы левой руки – голосами, которыми управляет учитель» [3].

Конечно, в наше время интерпретация данного принципа значительно изменилась. Согласно этому принципу, необходимо мысленно подчинять левую руку правой. Другими словами, следует первоначально продумать действие правой руки (как, и какими пальцами играть), а далее выполнить действие левой рукой (прижать соответствующие звуки в правильной последовательности) и только после этого извлекать звук правой рукой. Самое главное, чтобы во время исполнения правая рука не опережала левую, иначе все извлекаемые звуки будут «захлебываться», исходя из этого, нужно соблюдать очередность: голова, левая рука, правая рука.

Наиболее рациональную аппликатуру в музыкальных произведениях всегда логично подбирать на основе принципов логики движений и приоритета правой руки. Работу над репертуаром следует строго регламентировать, а время, которое целесообразно отводить на этот вид деятельности, может составлять 70-80% (или более) от общего времени занятий. Освоение репертуара должно носить развивающий характер, а именно: обучение происходит на высоком уровне трудности; теоретическим знаниям тоже отводится значимая роль; изучение репертуара включает большой объем музыкального материала. Для реализации вышеизложенных принципов необходимо каждый день заниматься большим количеством музыкальных произведений (10 и более), а не только одним, которое разбирается с преподавателем в классе. Не рекомендуется много раз подряд исполнять музыкальные произведения от начала до конца [19].

Следует точно определить, какими фрагментами, сколько требуется времени на каждый из них и как над ними надо работать, а также обратить особое внимание на сложные места. Для этого нужно составлять подробный план занятий на неделю. Через неделю план корректируется таким образом, чтобы несколько из ранее пройденных музыкальных произведений и вновь проработанных на прошедшей неделе заменялись на другие. Таким способом можно постоянно расширять исполняемый репертуар и поддерживать его всегда в полной готовности. Главной задачей здесь является стремление достижения совершенного знания структуры музыкального произведения, т.е. умения играть его с любого места. Это помогает в дальнейшем избежать «заигрывания» текста. Для того чтобы развить у учащихся исполнительскую свободу и повысить надежность игры на гитаре следует избегать механических повторений. Например, очень полезно играть выбранные для занятий фрагменты в различных темпах – от трех до пяти. Особенно внимательно следует относиться к проигрыванию в медленных темпах. Чем медленнее темп, тем исполнение должно быть более тяжеловесным и наоборот. Динамика исполнения одного и того же музыкального материала также подлежит варьированию. Но в общем случае преподавателю целесообразно сразу направить ученика на то, чтобы он каждый раз ставил перед собой конкретную художественную задачу и пытался ее выполнить. Так, можно реализовать на практике творческий подход учащихся в процессе самостоятельных занятий инструментом.

Глава 2 Основные виды техники гитариста-исполнителя

2.1 Развитие гаммообразной техники

 

Основными техническими формулами для гитариста являются гаммооразная техника, арпеджио и аккорды. Последовательность и систематичность работы над этими материалами – необходимое условие для формирования основных игровых умений и навыков. Помимо этого, исполнение гамм, арпеджио и аккордов помогает укрепить теоретические знания на практике, развивая у учеников чувство лада и метроритма. Развитие техники идет успешно лишь в том случае, когда при каждом проигрывании гаммы, аккордов или арпеджио решают определенную музыкальную задачу, контролируя характер звучания, соблюдая динамические оттенки, штрихи и ритм.

Гаммы во все времена были одним из важнейших инструментов технического совершенствования музыканта. Гитаристы исполнители не являются исключением, практически во всех учебных пособиях по гитаре присутствуют гаммы с различными видами аппликатуры. С помощью гамм можно решать различные исполнительские задачи: развитие навыка скоростной игры; отработка динамики (движение от форте к пиано и наоборот); оттачивание разных аппликатур в гамме, как в правой, так и в левой руке, которые впоследствии встретятся во многих музыкальных произведениях; исполнение различных ритмических рисунков и т.д.

Самой распространенной является аппликатура Андереса Сеговии. (рис. 1). Основная цель гамм по Сеговии – освоение смены позиций. [1]

 

Untitled-5
Рисунок 1 – Гамма с аппликатурой Андреса Сегови


Развивая гаммообразуню технику, важно следить за сохранением экономичности движений пальцев, так же уделяется большая доля внимания растяжке пальцев. Для качественного исполнения пассажей гитарист должен обладать внушительной растяжкой.  Не следует полагаться на длину пальцев.  Положение кисти должно быть перпендикулярно грифу, усилия нужно сосредоточить на фалангах пальцев. Растяжка пальцев позволяет охватить больше четырех ладов, вследствие чего гораздо реже приходится прибегать к растяжению кисти. Упражнения на растяжку в том числе и гаммы позволят избежать напряжения, рывков, увеличивают устойчивость кисти, развивают эластичность и силу. Как правило, растяжение 1-го (указательный палец) и 2-го (средний палец) не составляет большого труда, более проблемными являются 4ый (мизинец) и особенно 3ий (безымянный палец) наименее самостоятельный, в отличие от остальных. [27]

Помимо развития мелкой техники в гаммообразных упражнениях, отрабатывается и смена позиций, во время которой должен соблюдаться принцип экономии движений, как пример (рис. 2).

 

Рисунок 2 – Упражнение для отработки экономии движений


Необходимо соблюдать следующие рекомендации для левой руки:

1)    Кисть держит верное положение, пальцы находятся над струной, которая должна прижиматься у порожка, соблюдается минимальная амплитуда движений;

2)    Во время восходящего движения пальцы после зажатия струны остаются на ней, во время нисходящего движения пальцы последовательно поднимаются над струной не более 3мм;

3)    Находясь на второй, первой струне нужно избежать сближения запястья с грифом, сгибания фаланг (округления пальцев), создавая подобие молоточка.

При этом задача правой руки – использование разных вариантов аппликатуры, соблюдать уверенный переход со струны на другую, а так же ритмическую ровность и чистоту интонации. Добиться «глубокого» гитарного звука.

Гаммообразная техника включает в себя и прием игры техническое легато. Техническое легато позволяет извлекать отдельные звуки только пальцами левой руки.  Отрабатывать следует сначала отдельно восходящее и нисходящее легато. [25] (рис. 3)

 


Рисунок 3 – Упражнения на техническое легато из школы Э. Пухоля

 

 

 

 

 

 

 


Затем усложнять и комбинировать восходящее и низходящее. (рис. 4)

 

Рисунок 4 – Упражнения для отработки смешанного легато

 

 

 

 

 

 

 Во время отработки восходящего технического легато пальцы нужно держать круглыми ( в форме молоточка ), замах должен быть не большим, удар самым кончиком пальца, четкий и острый. В нисходящем легато соблюдаем такую же форму пальцев, зажимаем кончиком пальца и делаем срыв с последующей опорой на нижнюю струну. Играть медленно, фокусируясь на действиях пальца для приобретения уверенности движений. [30]

Настоятельно рекомендуется в начале играть гаммы только медленно, добиваясь ровности и свободы в звучании, в противном случае исполнение  будет неровным и шероховатым. Переход к более быстрому исполнению гамм должен осуществляться постепенно и лишь после выполнения указанных требований и полной координации движения пальцев обеих рук.

Часто молодые, неопытные гитаристы стараются играть чересчур громко, форсируя звук, в особенности на басах, не сообразуясь с  возможностями инструментов. Звучный и красивый тон на гитаре является результатом эластичного, свободного удара, достижение которого осуществляется правильной постановкой руки и систематическими занятиями.

1.1   Развитие арпеджированной техники

 

Арпеджированная техника является одной из основных и полностью естественной для гитары. Основной сложностью здесь является динамически ровное звукоизвлечение пальцами правой руки. В  арпеджио, кажущимся на первый взгляд простым приемом, очень трудно добиться четкого и сбалансированного звука. [27]

Для арпеджио и балансировки звука нужно придерживаться некоторых правил. Начинаем с кончиков пальцев, они должны находиться на одной прямой линии. Струна и палец соприкасаются в двух точках, а именно мякоть и ноготь одновременно. Во время работы над упражнениями сфокусироваться нужно на кончиках пальцев, звук извлекать с применением нажима на струну внутрь гитары в сторону резонаторного отверстия. Движение пальцев естественно, весь палец (ни в коем случае не отдельные фаланги) сгибается по направлению внутрь кисти, строго соблюдая точку соприкосновения со струной. Движение большого пальца так же естественно, направленно вниз, его кончик не должен соприкасаться с другими. Кисть остается неподвижной - без «скачков» и   вся работа сосредоточенна на пальцах. [27]

Упражнения на арпеджированную технику (рис. 5) нужно выполнять разными способами: стаккато, легато, менять варианты аппликатуры. Кузин Ю.П. предлагает осваивать арпеджио начиная с открытых струн. [17]

56

Рисунок 5 – Упражнения арпеджио из школы игры Ю. Кузина

 

Играя упражнения, следует всегда применять нажим на струны, это важный элемент для достижения качественного, глубокого звука и повышения выносливости пальцев. Начинать с медленных темпов, сознательно утрируя движения пальцев, что в результате даст уверенность и расслабленность при дальнейшем ускорении. Каждой формуле на (рис. 5) 2-3 минуты. Звучание станет равномерным, значительно вырастит диапазон динамики.

Вариант упражнений на отдаленных струнах. (рис. 6)


Рисунок 6 – Упражнения на арпеджио

 

Основным способом звукоизвлечения в технике арпеджио является тирандо, но не стоит забывать и про апояндо, к примеру. Бас пальцем p играем апояндо, а i,m,a извлекаю звук способом тирандо, затем наоборот.

 Этот вариант звукоизвлечения возможно осваивать на упражнениях по школе Матео Каркасси (рис. 7). [14]

 


Рисунок 7 – Упражнения на арпеджио из школы игры М. Каркасси

Так же нужно извлекать звук апояндо отдельным пальцем  i,m или a, в то время как остальные играют тирандо, что позволяет научиться выделять при необходимости мелодию в любом голосе.[25]

Рассмотрим и другие варианты работы над арпеджированной техникой:

1)    Игра стаккато. Каждый палец заранее находится под своей струной. Пальцы не участвующие в игре не убираются. Каждый палец после извлечения звука моментально возвращается обратно на струну. Тем самым мы отрабатываем независимость каждого пальца, выносливость, а так же такой важный момент как возврат пальца к струне, что является залогом скоростной игры.

2)    Игра с подготовкой Пальцы находятся в воздухе, в полусогнутом состоянии (не сжатый кулак), на струну ставятся по очереди и после извлечения звука возвращаются в исходное положение, в то время как каждый следующий палец моментально его сменяет, встав на свою струну.

1.2   Развитие аккордовой техники

 

Аккордовая техника заключает в себе работу сразу обеих рук. Аккорды исполняются способом звукоизвлечения тирандо. В действиях левой руки большую сложность представляет сама смена аккордов.

 Осваивать аккордовую технику, так же как и остальные следует в медленном темпе. Пальцы должны готовиться во время смены позиции и еще до касания со струной приобретать нужную форму. Нужно стремиться к быстрой смене позиции, аппликатуры, стараться ставить все пальцы одновременно.

Во время исполнения и отработки аккордов нужно зажимать струны кончиками пальцев, возле порожка, иначе звучание будет не внятным и появится характерный для некачественно зажатой струны треск.

Помимо горизонтальной растяжки, о которой говорилось ранее, в аккордовой технике активно применяется вертикальное растяжение пальцев. Этот момент так же требует отдельной проработки, далеко не всегда аккорды располагаются на соседних струнах и без должной эластичности пальцев исполнители сталкиваются с большими трудностями в музыкальных произведениях.

Растяжку необходимо увеличивать постепенно, начиная с небольшого диапазона, к примеру 1ая – 3ая струна и постепенно приближаясь к 6ой, так же стоит помнить что на протяжении всего грифа меняется его толщина ширина ладов, по этому не стоит ограничиваться первой позицией.

Начинать стоит с упражнений на 3х-4х струнах. (рис. 8)

 


Рисунок 8 – Упражнения на аккордовую технику


Сложнейшим элементом аккордовой техники в левой руке является баррэ. (рис. 9)

В процессе игры упражнений на баррэ увеличивается сила и выносливость левой руки. Баррэ ставится указательным указательным пальцем, возле порожка, при этом охватывая от 2х до всех 6 струн.


Рисунок 9 – Разновидности баррэ

Прижимать струны следует преимущественно усилием указательного пальца, стараться не перенапрягать большой палец, который служит инструментом фиксации руки, а не рычагом нажима. Извлечь качественный звук, когда слышно все прижатые струны у начинающих гитаристов получится не сразу, не стоит расстраиваться по этому поводу, ведь регулярные занятия и правильный подход, главные критерии в освоении данного приема.

Не менее важную роль в аккордовой технике играет правая рука. Ее действия следующие:

1)    Уверенное взятие указанных струн с нажимом на них и ощущения их упругости;

2)    Извлечение звуков должно быть одновременным. Пальцы i, т (а) во время извлечения звука движутся, как бы имитируя сжатие руки в кулак. Палец p – ложится на i, образуя крест, ни в коем случае не сталкивая их подушечками. Усилие сосредоточенно на кончиках пальцев, кисть не совершает «прыжки».

3)    При исполнении аккордов из 5 -  6 струн палец  p цепляет сразу несколько, например 6,5,4 для этого его движение должно стать еще более четким и резким, сохраняя нажим и читаемость каждой струны.

Следите за тем, чтобы большой палец был независим от кисти, это очень

важный момент, он дожжен обладать высокой подвижностью. Его движения должны быть экономичны, лучше не отводить его слишком далеко от струн. Для отработки техники большого пальца стоит использовать дополнительные упражнения. (рис. 10)


Рисунок 10 – Упражнения на аккорды из школы игры Э. Пухоля

 

 

Говоря об аккордовой технике, стоит вспомнить и такой прием игры как расгеадо. Для его исполнения  пальцы правой руки находятся на струнах заранее, извлечение звука идет поочередно от 6ой струны к 1ой. Палец p извлекает звук из 6ой, 5ой и 4ой струны далее остальные пальцы идут по очереди. В обратную же сторону расгеадо исполняется от 1ой до 6ой струны включительно пальцем a.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

Под техникой в широком смысле подразумевается вся совокупность приобретенных знаний и навыков в области звукоизвлечения, метрической четкости, необходимых для преодоления трудностей исполнения различных музыкальных произведений, выявления в полной мере индивидуальности исполнителя и выражения замысла композитора в контексте музыкального произведения. Эти знания и навыки приобретаются лишь постепенно, после долгих систематических занятий.

Развитие техники в значительной мере зависит от природных   способностей ученика. Но и учащиеся со средними исполнительскими данными могут достичь высокого технического мастерства при условии правильно организованной, систематической работы над различными видами техники: гаммообразной, арпеджированной и аккордовой. Говоря о работе над техническим материалом, подразумевается инструктивный материал, а он не может существовать без музыкальной задачи.

Гаммы, арпеджио, аккорды являются основными техническими формулами. Систематическая и последовательная работа над этим материалом - необходимое условие выработки основных игровых навыков и умений. Кроме того, игра гамм, арпеджио и аккордов способствует закреплению теоретических знаний на практике, развивает у учеников чувство лада и метроритма. Развитие техники идёт успешно лишь в том случае, если учащиеся при каждом проигрывании гаммы или арпеджио решают определённую музыкальную задачу, контролируют слухом характер звучания, соблюдают динамические оттенки, штрихи, ритм.

Техническое совершенствование гитариста – это регулярные занятия, каждое из которых содержит определенную задачу, выполнение которой приближает исполнителя к его цели.

 

 


Список литературы

 

1.   Агафошин, П. Школа игры на шестиструнной гитаре / П. Агафошин. – Москва : Музыка, 2004. – 184 с. – Текст : непосредственный.

2.   Бездудная К. И. Вопросы постановки исполнительского аппарата в гитарной педагогике / К. И. Бездудная // Образовательный форсайт. – 2019. - № 3. – С. 33-37. – Текст : непосредственный.

3.   Борисевич, В.Г. Преподавание гитары с позиции мышления / В.Г. Борисевич // Гитаристъ. – 2004. - № 1. – С. 62. – Текст : непосредственный.

4.   Вайсборд, М. Андрес Сеговия и гитарное искусство XX века: Очерк жизни и творчества / М. Вайсборд. – Москва : Сов. композитор, 1989. – 206 с.– Текст : непосредственный.

5.   Волков, В. Гитарные школы и методики в России / В. Волков // Гитаристъ. – 1999. - № 1. – С. 69-76. – Текст : непосредственный.

6.   Гитман, А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре / А. Гитман // Гитаристъ. – 1998. - № 10. – С. 16-19. – Текст : непосредственный.

7.   Давыдова, Ж. Л. Постановка игрового аппарата как основа обучения и воспитания гитариста-исполнителя / Ж. Л. Давыдова // Актуальные вопросы развития исполнительского мастерства на оркестровых народных инструментах, творческий обмен педагогическим опытом: сборник работ по материалам Региональной научно-практической конференции. Редактор-составитель Р.М. Ноздрина, Т.В. Выдрик. 2017. – С. 56-60. – Текст : непосредственный.

8.   Доценко, В. Р. История музыки Латинской Америки XVI–XX веков / В. Р. Доценко. – Москва : Музыка, 2010. – 368 с. – Текст : непосредственный.

9.   Доценко, В.И. Методические рекомендации и приемы игры на классической гитаре / В.И. Доценко. – Харьков, 2009. – 65 с. – Текст : непосредственный.

10.            Иванова, Е.А Приемы игры на классической гитаре / Е.Иванова. – Новокузнецк. – 2006. – 34с. – Текст : непосредственный.

11.            Иванов-Крамской, А. Школа игры на шестиструнной гитаре / А. Иванов-Крамской. – Москва : Музыка, 1986. – 152 с. – Текст : непосредственный.

12.            Как научить людей играть на гитаре : сост. В. Кузнецов, - М.: «Издательский дом» Классика XXI, 2006. – 200 с. – Текст : непосредственный.

13.            Карачевская М. От Баха до Вила-Лобоса /М. Карачевская // Музыка и время. – 2010. – № 8. – С. 39. – Текст : непосредственный.

14.            Каркасси, М. Школа игры на шестиструнной гитаре / М. Каркасси. – Москва : Кифара, 2002. – 148 с. – Текст : непосредственный.

15.            Касаткина, Т. М. О свободе исполнительского аппарата инструменталиста / Т. М. Касаткина // Обучение и воспитание: методика и практика. – 2013. –  № 9. – С. 89-95. – Текст : непосредственный.

16.            Кирьянов, Н.Г. Искусство игры на классической шестиструнной гитаре. – Москва : Музыкальное издательство «ТОРОПОВЪ», 2002. – Текст : непосредственный.

17.            Кузин, Ю. Азбука гитариста : пособие для преподавателей ДМШ (с нотным приложением) / Ю. Кузин; под ред. В. Каленова. – Новосибирск : НМК,1999.-ч.2.Инструментальный период . – 72 с. – Текст : непосредственный.

18.            Кузин, Ю. Азбука гитариста: пособие для преподавателей ДМШ (с нотным приложением) / Ю. Кузин; под ред. В.Каленова. – Новосибирск : НМК,1999.- Ч.1. Донструментальный этап .- 40 с. – Текст : непосредственный.

19.            Кузин, Ю. Чтение с листа на гитаре в первые годы обучения / Ю.Кузин. – Новосибирск, 1997.-63с. – Текст : непосредственный.

20.            Малинников, В. Вступительная статья к нотному изданию // Вилла-Лобос Э. Пьесы для фортепиано / сост., ред. и вступ. ст. В. Малинникова. – Москва : Музыка, 1970. – С. 3-4. – Текст : непосредственный.

21.            Мариз, В. Эйтор Вила Лобос. Жизнь и творчество / В. Мариз. – Москва : Музыка, 1977. –144 с. – Текст : непосредственный.

22.            Нейгауз, Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога шестое издание / Г.Нейгауз. – Москва : Неглиниая, 1999. – 232 с. – (Классика – XXI). – Текст : непосредственный.

23.            Пичугин, П. А. Эйтор Вилла-Лобос и бразильская национальная музыкальная культура. – URL : https://ru68guit.livejournal.com/20354.html (дата обращения 26.03.2021). – Текст : электронный.

24.            Поздняков, П. В. Сравнительный анализ авторских и редакторских обозначений в «12 этюдах для гитары» Э. Вила-Лобоса / П. В. Поздняков // Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: тезисы Пятой международной научно-практической конференции. Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова. – Тамбов: Издательство: Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В.Рахманинова», 2010. – С. 30-33. – Текст : непосредственный.

25.            Пухоль, Э. Школа игры на шестиструнной гитаре / Э. Пухоль. - Москва : Сов. композитор,1992. – 190 с. – Текст : непосредственный.

26.            Рехин, И. Современная гитарная музыка для детей / И. Рехин // Гитаристъ. – 2005. - № 1. – С. 30-31. – Текст : непосредственный.

27.            Руднев, С. Сократить время, или Как повысить эффективность игры на гитаре / С. Руднев. – Москва : Альпина Паблишер, 2015. – 112 с. – Текст : непосредственный.

28.            Сеговия, А. Моя гитарная тетрадь / перевод Якушевой Л. и Ларичева Е. / А. Сеговия. – Москва : Музыка,1995. – 48 с. – Текст : непосредственный.

29.            Таранов, Р. А. Формирование тембральной палитры звука гитары в процессе развития эмоцинально-образных ассоциаций / Р. А. Таранов // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Труды научно-практической конференции. 2015. – С. 174-178. – Текст : непосредственный.

30.            Тюрнина, К. А. Методические аспекты постановки исполнительского аппарата начинающего гитариста / К. А. Тюрнина // Вопросы образования: история, теория, практика:Сборник научных статей. В 2-х частях. Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», Институт педагогики и психологии детства, Кафедра педагогики; ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина», Институт социальных и политических наук, Департамент философии; ГБОУ СПО «Свердловское муз. училище имени П. И. Чайковского (колледж)». Екатеринбург, 2016. – С. 185-188. – Текст : непосредственный.

31.            Федотова, В. Н. Творчество Эйтора Вила-Лобоса и европейская музыка / В. Н. Федотова // PHILHARMONICA. INTERNATIONAL MUSIC JOURNAL. – 2016. – № 2. – С. 3-12. – Текст : непосредственный.

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 19»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 19»

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………………………

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………………………

Введение Гитарное исполнительство, заняв достойное и равноправное место в современном мировом музыкальном пространстве, диктует новые требования и к подготовке гитаристов

Введение Гитарное исполнительство, заняв достойное и равноправное место в современном мировом музыкальном пространстве, диктует новые требования и к подготовке гитаристов

Эти знания и навыки приобретаются лишь постепенно, после долгих систематических занятий

Эти знания и навыки приобретаются лишь постепенно, после долгих систематических занятий

Глава 1 Составляющие техники музыканта-исполнителя 1

Глава 1 Составляющие техники музыканта-исполнителя 1

Развитие техники в значительной мере зависит от природных способностей ученика

Развитие техники в значительной мере зависит от природных способностей ученика

Полный или частичный отказ от занятий инструктивным материалом скорее всего приведет к тому, что вся техническая база будет оттачивается в работе над музыкальными произведениям

Полный или частичный отказ от занятий инструктивным материалом скорее всего приведет к тому, что вся техническая база будет оттачивается в работе над музыкальными произведениям

Специфика работы над техническим материалом в классе гитары

Специфика работы над техническим материалом в классе гитары

По внутренним ощущениям следует стремиться к тому, чтобы в процессе звукоизвлечения вся энергия или сила была направлена в последнюю фалангу (самый кончик) пальца (особенно это…

По внутренним ощущениям следует стремиться к тому, чтобы в процессе звукоизвлечения вся энергия или сила была направлена в последнюю фалангу (самый кончик) пальца (особенно это…

В старших классах, когда уже заложена основа классической «школы» игры на гитаре, для достижения ощущения свободы и расширения исполнительских возможностей следует целенаправленно отходить от типовых…

В старших классах, когда уже заложена основа классической «школы» игры на гитаре, для достижения ощущения свободы и расширения исполнительских возможностей следует целенаправленно отходить от типовых…

Принцип работы над концертным репертуаром

Принцип работы над концертным репертуаром

Работу над репертуаром следует строго регламентировать, а время, которое целесообразно отводить на этот вид деятельности, может составлять 70-80% (или более) от общего времени занятий

Работу над репертуаром следует строго регламентировать, а время, которое целесообразно отводить на этот вид деятельности, может составлять 70-80% (или более) от общего времени занятий

Так, можно реализовать на практике творческий подход учащихся в процессе самостоятельных занятий инструментом

Так, можно реализовать на практике творческий подход учащихся в процессе самостоятельных занятий инструментом

Рисунок 1 – Гамма с аппликатурой

Рисунок 1 – Гамма с аппликатурой

Необходимо соблюдать следующие рекомендации для левой руки: 1)

Необходимо соблюдать следующие рекомендации для левой руки: 1)

Рисунок 3 – Упражнения на техническое легато из школы

Рисунок 3 – Упражнения на техническое легато из школы

Настоятельно рекомендуется в начале играть гаммы только медленно, добиваясь ровности и свободы в звучании, в противном случае исполнение будет неровным и шероховатым

Настоятельно рекомендуется в начале играть гаммы только медленно, добиваясь ровности и свободы в звучании, в противном случае исполнение будет неровным и шероховатым

Упражнения на арпеджированную технику (рис

Упражнения на арпеджированную технику (рис

Основным способом звукоизвлечения в технике арпеджио является тирандо, но не стоит забывать и про апояндо, к примеру

Основным способом звукоизвлечения в технике арпеджио является тирандо, но не стоит забывать и про апояндо, к примеру

Развитие аккордовой техники

Развитие аккордовой техники

Рисунок 8 – Упражнения на аккордовую технику

Рисунок 8 – Упражнения на аккордовую технику

Прижимать струны следует преимущественно усилием указательного пальца, стараться не перенапрягать большой палец, который служит инструментом фиксации руки, а не рычагом нажима

Прижимать струны следует преимущественно усилием указательного пальца, стараться не перенапрягать большой палец, который служит инструментом фиксации руки, а не рычагом нажима

Говоря об аккордовой технике, стоит вспомнить и такой прием игры как расгеадо

Говоря об аккордовой технике, стоит вспомнить и такой прием игры как расгеадо

Вывод Под техникой в широком смысле подразумевается вся совокупность приобретенных знаний и навыков в области звукоизвлечения, метрической четкости, необходимых для преодоления трудностей исполнения различных музыкальных…

Вывод Под техникой в широком смысле подразумевается вся совокупность приобретенных знаний и навыков в области звукоизвлечения, метрической четкости, необходимых для преодоления трудностей исполнения различных музыкальных…

С писок литературы 1. Агафошин,

С писок литературы 1. Агафошин,

Иванов-Крамской, А. Школа игры на шестиструнной гитаре /

Иванов-Крамской, А. Школа игры на шестиструнной гитаре /

Нейгауз, Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога шестое издание /

Нейгауз, Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога шестое издание /

Тюрнина, К. А. Методические аспекты постановки исполнительского аппарата начинающего гитариста /

Тюрнина, К. А. Методические аспекты постановки исполнительского аппарата начинающего гитариста /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.08.2023