Программа "Шахматы стартовая"
Оценка 5

Программа "Шахматы стартовая"

Оценка 5
Образовательные программы
doc
физическая культура +1
1 кл—4 кл
13.10.2023
Программа "Шахматы стартовая"
Рабочая программа "Шахматы стартовая"
шахматы стартовая 3 часа.doc

Департамент образования мэрии города Новосибирска

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский (физкультурный) центр № 1 «ЛИГР»

 

Рассмотрена на заседании педагогического совета Учреждения

«___»_________2021 г.,

Протокол № ____________

Утверждаю

Директор МБУДО ДЮ(Ф)Ц №1 «ЛИГР»

___________________ И.П.Самодумов

Приказ №_____ от «____» _______2021 г.

 

 

 

 

 

 

Дополнительная ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   оБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  программа

физкультурно-спортивной направленности

«Шахматы»

 Подвид: разноуровневая, стартовый уровень.

 

Возраст учащихся: 7-18 лет

срок реализации программы: 3 года

 

 

Автор - составители программы:

Педагог дополнительного образования Романько А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2021

 

Внутренняя экспертиза проведена. Программа рекомендована к рассмотрению н Педагогическом совете Учреждения.

Зам. директора  по УВР                      _________________/_____________

                                                             Подпись                                 ФИО

 

                                            «____»__________2021 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

4

1.1

Пояснительная записка

4

1.2

Цель и задачи программы

8

1.3

Содержание программы

8

1.3.1

Учебный план

8

1.3.2

Содержание учебного плана

9

1.3.3

Планируемы результаты

14

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

15

2.1

Календарный учебный график

15

2.2.1

Условия реализации программы

15

2.2.2

Материально-техническое обеспечение

15

2.2.3

Информационное обеспечение

16

2.2.4

2.2.5

Кадровое обеспечение

Формы аттестации и оценочные результаты

16

16

2.5

Методические материалы

18

2.6

Рабочая программа воспитания

20

3

Литература

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

 

1.1.     Пояснительная записка

Шахматы представляют собой универсальный педагогический инструмент, чем больше распространены в стране шахматы, тем больше креативно мыслящих людей, способных принимать ответственные и логичные решения, готовых бороться для претворения их в жизнь.

Как справедливо подметил многократный чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов: «Шахматы учат контролю за временем, анализу, планированию, прогнозированию и самодисциплине».

Программа направлена на формирование интеллектуально-нравственной культуры учащихся на основе межпредметной интеграции в единой системе основного и дополнительного образования. В отличие от других программ по обучению шахматам программа не направлена на воспитание профессиональных гроссмейстеров. Программа помогает всестороннему развитию личности, развитию у учащихся пространственного и системного мышления, навыков стратегического планирования, а также помогает повысить интеллект.

Направленность программы:  Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей младшего школьного возраста игре в шахматы» (далее - программа) имеет физкультурно-спортивную направленность.

Данная программа имеет базовый уровень освоения.

Актуальность. В настоящее время важность современного образования настолько велика, что ЮНЕСКО провозгласила ХХI век веком образования. В центре современной концепции российского образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Нынешнее поколение должно научиться жить в поле неопределённости, быть готовым к динамичной смене общественно-политической обстановки, к смене работы, места жительства, к постоянной профессиональной учёбе, к повышению своего культурного уровня. И в этом ракурсе шахматное образование обретает огромное социально-образовательное и воспитательное значение в жизни подрастающего поколения.

Современное образование поставило перед школой новую задачу: заинтересовать детей игрой в шахматы.

До самого последнего времени шахматы воспринимались большей частью как вид спорта. Однако в последние годы акцент смещен в сторону их образовательных возможностей, рассматривая шахматы как учебную дисциплину, в которой красной нитью проходит идея достижения значимых для системы образования, а не для спорта, целей. Ключевая задача – интеллектуальное развитие подрастающего поколения, косвенная задача – обучение игре в шахматы, как атрибуту мировой культуры.

         В действительности, способность действовать в «уме» у ребенка на пороге школы недостаточна. Исследования ученых доказывают, что для значительного числа детей, приходящих в школу, характерна возрастная несформированность школьно - значимых функций: организации деятельности, внимания, памяти, мышления, речи. Наибольшие трудности в начальной школе испытывают дети, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи. А это закладывается с раннего детства.

В настоящее время способность действовать в «уме» рассматривается как одна из универсальных характеристик человеческого сознания, которая представляет собой ключевое условие для развития интеллекта. По мнению современных исследователей, способность действовать  в «уме» представляет собой нерасторжимое единство, сплав внимания, мышления, воображения.

                        Вместе с тем развитие способности действовать в «уме» представляется важным не только для учебной, но и для всех видов деятельности ребенка, так как каждый из них требует выполнение операции в определенной последовательности. Если ребенок заранее не способен предвидеть себе то,  что получится в результате его действий, спланировать путь к достижению цели и разработать способ получения положительного результата, то он не сможет освоить школьную программу.

Шахматы являются отличным тренажером для развития интеллектуальных способностей. Регулярные занятия шахматами – это психологическая школа успеха. Благодаря этой игре активизируется и усовершенствуется вся интеллектуально-волевая сфера. Тренируется и внимание (когда игрок следит за ходами соперника), и воображение (когда продумывается следующий ход и варианты смены позиции на доске), и мышление (в процессе поиска лучшего хода), и выдержка и постоянное следование к цели.

Шахматные занятия в детском объединении помогают овладевать младшим школьникам, независимо от их способностей и возможностей здоровья, основами математического и шахматного языков, умением выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритм выполняемых действий, что создаёт необходимую мотивацию и базу для успешной организации процесса обучения детей в дальнейшем.

Данный курс позволит не только привить детям интерес к шахматам (значимую для досуговой сферы), но и создать у ребенка добротную элементную базу, основу дальнейшего совершенствования у тех ребят, которые решат продолжить обучение по углубленному курсу программы «Шахматы» в ДЮ(Ф)Ц № 1  «ЛИГР»

Отличительная особенность программы. Особенностью организации процесса обучения по данной программе является внедрение технологии обучения младших школьников, основанной на авторской «задачной» методике И.Г. Сухина. Предложенная программа  составлена на основе   программ  "Шахматы, первый год", Шахматы, второй год" И. Г. Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок.

В их числе:

- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;

- применение нестандартных дидактических заданий и игр;

- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;

- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;

- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры.

Новизна. Новизна данной программы опирается на понимание роли шахмат в интеллектуальном развитии учащегося. Показана специфика использования шахматного материала как средства развития способности действовать "в уме" у младших школьников, которая заключается в том, что шахматы понимаются как четко структурированная система постепенно усложняющихся дидактических шахматных заданий. Обучение игре в шахматы – не самоцель, шахматы – средство обучения. Шахматы для младших школьников рассматриваются не как спортивная игра с победителями и побежденными, а как дисциплина, процесс обучения которой выстраивается в формах, доступных для детей соответствующей возрастной группы. Из всего многообразия шахматного материала отобран такой, который позволяет поэтапно формировать данную способность. Материал по истории шахмат тематически в программе не выделен, педагог использует его в процессе обучения самостоятельно.

Педагогическая целесообразность. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, ребёнок в простой и доходчивой форме, через разнообразные доступные методы и приёмы работы развивает личностные качества: получает знания, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах, анализирует, становится собраннее, самокритичнее, обогащаются мыслительные процессы.

Наряду с этим с помощью шахмат ведётся работа по правильной организации досуга младших школьников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

Программа позволяет:

- обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, снизить уровень стресса;

- массово приобщить к игре шахматы детей, начиная с раннего возраста;

- посредством игры способствовать умственному и духовному развитию детей;

- своевременно выявить талантливых детей, предоставить возможности для раскрытия их творческого потенциала;

- приобщить детей к здоровому образу жизни и массовому спорту.

Характерной особенностью шахмат в школе является то, что при обучении игре воспитание не выпадает из педагогического поля, какими бы не были его содержание, технология или организационные формы     .

Адресат программы. Программа адресована детям в возрасте 7-11 лет (младшие школьники), не умеющим играть в шахматы, или имеющим малые знания и умения в шахматах.

Обучение строится с учетом того, что у детей основной становится учебная деятельность и такая смена деятельности приводит к становлению новых психических образований у ребенка. Происходит интенсивное развитие воображения, внимания (по объему и концентрации), памяти, мышления. В этом возрасте уже могут усваиваться простые идеи дебюта.

В силу того, что у большинства детей преобладают процессы возбуждения нервной системы над процессами торможения, они часто играют быстро, принимая необдуманные решения, и как следствие - совершают очень много просмотров. Навык умения думать еще не сформировался, а сказать учащемуся «Подумай, не торопись» не достаточно, это не помогает. Партии с типичными ошибками разбираются или индивидуально или на групповом занятии.

Используя речевые особенности, можно в определенной мере эмоционально воздействовать на психику и чувства детей. Речь должна быть ясной и доходчивой. Очень важны здесь и интонация и степень громкости.

В возрасте 10-11 лет внимание может быть уже достаточно концентрированный, это в свою очередь позволяет видеть при обдумывании все больше и больше, мышление приобретает более осмысленный характер, и это тоже очень важно для совершенствования шахматистов.

Учебные группы формируются из числа учащихся 1- 4 класса (мальчики и девочки). На программу могут быть зачислены дети более старшего возраста по результатам собеседования.

Условия набора в учебные группы: свободный, при условии наличия свободных мест, отсутствия медицинских  противопоказаний.

Минимальное количество учащихся в группе: 15 человек, максимальное – 30. Учебные группы  на базе общеобразовательной организации формируются путем деления класса на 2 подгруппы, допускается проведение занятий со всем классом.

Адресат программы.

Программа адресована детям в возрасте 7-18 лет, не владеющие техникой плавание, или имеющим малые знания и умения техники плавание.

К учебно-тренировочному процессу допускаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям избранного вида физкультурно-спортивной деятельности.

Минимальное кколичество учащихся в группе:15 человек, максимальное – 30

Объем и срок освоения программы. Срок реализации программы 3 года. Продолжительность учебного года – 46 недель.

Количество учебных часов за  год – 138 часов.

Общее количество учебных часов на весь период обучения: 414 часа.

Формы обучения – очная.

Уровень программы – стартовый.

Особенности организации образовательной программы – традиционная.

Формы организации деятельности детей на занятии:

Основными формами обучения игры в баскетбол, являются: групповая, подгрупповая, индивидуальная

Групповая форма – используется при работе в парах , при объяснении теоретического материала, при проведении воспитательных мероприятий и разноуровневых соревнований.

В групповых занятиях занимающиеся выполняют задание при различных методах организации: фронтальном, в подгруппах, индивидуальном.

Индивидуальная форма занятий обладает большим преимуществом, благодаря непосредственному контакту педагога с учащимся. Задача индивидуального подхода – наиболее полное выявление персональных способов развития возможностей ребенка, формирование его личности.

При начальном обучении, в основном, используется фронтальный метод обучения,

так как он позволяет более полно контролировать и корректировать деятельность занимающихся.

С целью обеспечения увеличения физической подготовки обучающихся в спортивно-оздоровительных группах необходимо использовать следующие дидактические компоненты:

-         диагностика физической подготовленности;

-         организация учебно-тренировочной деятельности посредством включения в нее системы методов и средств физической подготовки с учетом их возрастно-половых особенностей;

-         рефлексия эффективности работы по обеспечению достижения учащимися спортивных результатов.

Основные методы физической подготовки:

-         для развития быстроты - аналитический, целостный;

-         для развития силы - метод динамических усилий, изометрический и метод сопряжённых воздействий;

-         для развития выносливости - методы равномерной, переменной и ин- тервальной тренировки,

-         для развития ловкости и прыгучести - повторный и соревновательный.

Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа. Длительность одного часа – 45 мин.

1.2. Цель и задачи программы

Цель:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

1. Образовательные (предметные)

- развитие познавательного интереса к шахматам;

- приобретение основ знаний, умений и навыков игры шахматы;

2. Метапредметные

- развитие интеллектуальных процессов, творческого мышления;

- формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции);   

- развитие управления своими эмоциями и действиями.

3. Личностные

- формирование коммуникативных качеств: умение общаться, доброжелательность;

- формирование волевых качеств: решительность, самостоятельность, настойчивость;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни.

1.3. Содержание программы

1.3.1. Учебный план

 1 года обучения

П/п

Тема

Теория

Практика

Всего

Формы аттестации (контроля)

  1.  

Шахматная доска

12

 

12

Опрос, наблюдение

  1.  

Шахматные фигуры

6

 

6

Опрос, решение задач, наблюдение

  1.  

Начальная расстановка фигур

6

 

6

Опрос, решение задач, наблюдение

  1.  

Ходы и взятие фигур

24

 

24

Опрос, наблюдение

  1.  

Цель шахматной партии

16

 

16

Опрос, наблюдение

  1.  

Игра всеми фигурами из начального положения

12

 

12

Опрос, решение задач, наблюдение

  1.  

Повторение программного материала

12

 

12

Опрос, решение задач, наблюдение

  1.  

Тренировочные и турнирные партии

 

50

50

Анализ партий

 

Итого:

88

50

138

 

 

2 год обучения

П/п

Тема

Теория

Практика

Всего

Формы аттестации (контроля)

1.

Краткая история шахмат

6

 

6

Опрос, решение задач, наблюдение

2.

Шахматная нотация

12

 

12

Опрос, решение задач, наблюдение

3.

Ценность шахматных фигур

14

 

14

Опрос, наблюдение

4.

Техника матования одинокого короля

12

 

12

Опрос, наблюдение

5.

Достижение мата без жертвы материала

10

 

10

Опрос, решение задач, наблюдение

6.

Шахматная комбинация

16

 

16

Опрос, решение задач, наблюдение

7.

Повторение программного материала

18

 

18

Опрос, решение задач, наблюдение

8.

Тренировочные и турнирные партии

 

50

50

Анализ партий

 

Итого:

88

50

138

 

 

3 год обучения

п/п

Тема

Теория

Практика

Всего

Формы аттестации (контроля)

1.

Основы дебюта

12

 

12

Опрос, решение задач, наблюдение

2.

Основы миттельшпиля

8

 

8

Опрос, решение задач, наблюдение

3.

Основы эндшпиля

8

 

8

Опрос, наблюдение

4.

Основы шахматной композиции (задачи, этюды)

18

 

18

Опрос, наблюдение

5.

Современное разделение шахмат по временному принципу (блиц, быстрые шахматы, классика)

12

 

12

Опрос, решение задач, наблюдение

6.

Правила поведения шахматиста

12

 

12

Опрос, решение задач, наблюдение

7.

Повторение программного материала

18

 

18

Опрос, решение задач, наблюдение

8.

Тренировочные и турнирные партии

 

 

66м   50

50

Анализ партий

 

Итого

88

50

138

 

 

1.3.2. Содержание учебного плана.

Содержание образовательной программы 1 года обучения

1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА И ФИГУРЫ. Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шахматиста. Понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира.
Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция. Запись позиций.
Практическая работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной
 доске.
2. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило “ферзь любит свой цвет”; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания

“Мешочек”. Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

“Да и нет”. Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

“Мяч”. Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: “Ладья стоит в углу”, и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

3. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР. Геометрические мотивы траекторий перемещения шахматных фигур. Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не». Ударность и подвижность фигур в зависимости от их положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила её выполнения.
Практическая работа: упражнения на выполнение ходов отдельными фигурами и на запись ходов; дидактические игры на маршруты фигур и их взятие с учётом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.
4.
ЦЕЛЬ  И РЕЗУЛЬТАТ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ ПОНЯТИЕ «ШАХ», «МАТ», «ПАТ». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной щах. Понятие «мат». Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». Сходства и различия понятий «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей.
Практическая работа: решение упражнений на постановку мата и пата в различное количество ходов.

Дидактические игры и задания

“Шах или не шах”. Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

“Дай шах”. Требуется объявить шах неприятельскому королю.

“Пять шахов”. Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

“Защита от шаха”. Белый король должен защититься от шаха.

“Мат или не мат”. Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

“Первый шах”. Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

“Рокировка”. Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
5. ЦЕННСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР, НАПАДЕНИЕ, ЗАЩИТА И РАЗМЕН. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес. Лёгкие и тяжёлые фигуры, их качество. Практическая работа: решение арифметических задач (типа «У кого больше?») и логических задач (типа «Какая фигура ценнее?»)
6. ПОНЯТИЕ ДЕБЮТА. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗЫГРЫВАНИЯ ДЕБЮТА. Общие принципы разыгрывания дебюта.   Понятие о дебюте. Классификация дебютов. Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбиты, пункт f2 (f7) в дебюте. Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах.

Дидактические игры и задания

“Игра на уничтожение” – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

“Один в поле воин”. Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

“Лабиринт”. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и не перепрыгивая их.

“Перехитри часовых”. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

“Сними часовых”. Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

“Кратчайший путь”. За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

“Захват контрольного поля”. Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

“Защита контрольного поля”. Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

“Атака неприятельской фигуры”. Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

“Двойной удар”. Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

“Взятие”. Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

“Защита”. Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

“Выиграй фигуру”. Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

“Ограничение подвижности”. Это разновидность “игры на уничтожение”, но с “заминированными” полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как “Лабиринт”, “Перехитри часовых” и т. п., где присутствуют “заколдованные” фигуры и “заминированные” поля) моделируют в доступном для детей 6–7 лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.

 

Содержание образовательной программы 2-й год обучения

 

1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Дидактические игры и задания

“Назови вертикаль”. Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: “Вертикаль “е”), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: “На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?” И т. п.

“Назови горизонталь”. Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: “Вторая горизонталь”).“Назови диагональ”. А здесь определяется диагональ (например: “Диагональ е1 – а5”).

“Какого цвета поле?” Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.

“Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.

“Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся.

3. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Дидактические игры и задания

“Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?”

“Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

“Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.

“Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.

4. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Дидактические, игры и задания

“Шах или мат”. Шах или мат черному королю?

“Мат или пат”. Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.

“Мат в один ход”. Требуется объявить мат в один ход черному королю.

“На крайнюю линию”. Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.

“В угол”. Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.

“Ограниченный король”. Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.

5. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

Дидактические игры и задания

“Объяви мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

“Защитись от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.

6. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

Дидактические игры и задания “Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.

“Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. “Выигрыш материала”. Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.

К концу учебного года дети должны знать:

- обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

- ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

К концу учебного года дети должны уметь:

- записывать шахматную партию;

- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

- проводить элементарные комбинации.

Содержание образовательной программы 3-й год обучения

1. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

Дидактические задания

“Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь детский мат” Белые или черные начинают и объявляют противнику мат в 1 ход.

“Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Здесь надо найти ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.

“Защита от мата” Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход (как правило, в данном разделе в отличие от второго года обучения таких ходов несколько).

“Выведи фигуру” Здесь определяется, какую фигуру на какое поле лучше развить.

“Поставить мат в 1 ход “повторюшке”. Требуется объявить мат противнику, который слепо копирует ваши ходы.

“Мат в 2 хода”. В учебных положениях белые начинают и дают черным мат в 2 хода.

“Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.

“Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.

“Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.

“Можно ли сделать рокировку?”. Тут надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.

“В какую сторону можно рокировать?”. В этом задании определяется сторона, рокируя в которую белые не нарушают правил игры.

“Чем бить черную фигуру?”. Здесь надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.

“Сдвой противнику пешки”. Тут требуется так побить неприятельскую фигуру, чтобы у противника образовались сдвоенные пешки.

2. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.

Дидактические задания

“Выигрыш материала”. Надо провести типичный тактический прием, либо комбинацию, и остаться с лишним материалом.

“Мат в 3 хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в 3 хода.

“Сделай ничью” Нужно пожертвовать материал и добиться ничьей.

3. ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

Дидактические задания

“Мат в 2 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 2 хода. “Мат в 3 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 3 хода. “Выигрыш фигуры”. Белые проводят тактический удар и выигрывают фигуру.

“Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.

“Проведи пешку в ферзи”. Тут требуется провести пешку в ферзи.

“Выигрыш или ничья?” Здесь нужно определить, выиграно ли данное положение.

“Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.

“Путь к ничьей”. Точной игрой надо добиться ничьей.

К концу учебного года дети должны знать:

- принципы игры в дебюте;

- основные тактические приемы;

- что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

К концу учебного года дети должны уметь:

- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;

-                      точно разыгрывать простейшие окончания.

В конце учебного года 90% детей могут выполнить норму 4 разряда.

4. ОСНОВЫ ШАХМАТНОЙ КОМПОЗИЦИИ (ЗАДАЧИ, ЭТЮДЫ)

Ознакомление с выдающимися отечественными композициями и мастерами зарубежной композиции примеры их лучших достижений.

5. СОВРЕМЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ШАХМАТ ПО ВРЕМЕННОМУ ПРИНЦИПУ (БЛИЦ, БЫСТРЫЕ ШАХМАТЫ, КЛАССИКА)

Блиц (до 15 минут на партию каждому), быстрые шахматы (рапид, активные шахматы). От 15 минут до 60 минут на партию каждому, классические шахматы (от 60 минут и более на партию каждому сопернику).

6. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ШАХМАТИСТА

Этика поведения за доской, в игровом помещении, в личных и командных соревнованиях.

 

1.3.3. Планируемые результаты

ичностные результаты.

- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Метапредметные результаты.

- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления.

- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, построение рассуждений.

- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

      Предметные результаты:

- Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

- Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Правила хода и взятия каждой из  фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

- Различать диагональ,  вертикаль, горизонталь.

- Сравнивать, находить общее и различие.

- Уметь проводить элементарные комбинации.

- Уметь  ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации.

- Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, диаграмм, схем. 

- Выявлять закономерности и проводить аналогии.

 

Раздел 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

 

2.1. Календарный учебный график

Режим организации занятий по данной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Год обучения
Дат начала занятий
Дата окончания занятий
Количество учебных недель
Количество учебных ней
Количество учебных часов
Режим занятий
1 год обучение
01 сентября 202__ г.
Июль 202_г.
46
138
138
1 раза в неделю по 3 часа
1 год обучение
01 сентября 202__ г.
Июль 202_г.
46
138
138
1 раза в неделю по 3 часа
1 год обучение
01 сентября 202__ г.
Июль 202_г.
46
138
138
1 раза в неделю по 3 часа
.

 

2.3. Условия реализации программы
2.3.1. Материально-техническое обеспечение

Помещение для занятий

Отдельная аудитория, специально оборудованная для детей 7 – 11 лет, просторная, уютная, хорошо освещенная и проветриваемая. Предпочтительнее мебель, которую можно без труда передвигать.

Мебель:

·          столы и стулья должны соответствовать возрасту ребенка и свободно передвигаться при необходимости.

·          шкаф для хранения шахматного инвентаря, методической литературы.

Оборудование и спортивный инвентарь:

·         шахматы (комплект шахматной доски и фигур) – 1комплект на 2 детей;

·         шахматные часы – 1шт. на 2 детей;

·         шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур – 1 шт.

·         ноутбук;

 

2.1.2. Информационное обеспечение

1) Дополнительная образовательная программа по культурологии «С шахматами через века и страны»/авторы-составители: А.Д. Жданов, М.В. Тыщенко, И.В. Бессолова – Бердск, 2006;

2) Шахматная литература (учебники по теории шахмат, задачники, периодические издания: журнал «64 - Шахматное обозрение»);

3) Дидактические материалы:

- система дидактических шахматных заданий (Приложение №2);

- перечень вопросов и заданий для оценки знаний и умений учащихся по программе (Приложение №3);

- краткий шахматный словарь (Приложение №4);

  - дидактические игры и задания (Приложение №5);

- информация о жизни и особенностях деятельности известных шахматистов;

- шахматные диаграммы, этюды.

 - фотографии чемпионов мира по шахматам;

       - памятка шахматиста (Приложение №6).

4) Шахматные компьютерные программы: «Шахматы для детей»,  «Динозавры учат шахматам», «Большое шахматное путешествие», «Большое шахматное путешествие – 2», «Энциклопедия дебютных ошибок»,  «Шахматные комбинации», «Шахматная тактика для начинающих», «Шахматные дебюты».

5) Интернет – ресурсы:

- Шахматная коллекция Renault [Электронный ресурс]. - URL: https://ruchess.ru/library/ (дата обращения: 26.08.2019);

- Виртуальная шахматная библиотека «Whychess.ru» [Электронный ресурс]. - URL:  https://whychess.ru/contact.html (дата обращения: 26.08.2019);

- Шахматные онлайн-уроки [Электронный ресурс].- URL: http://chessdeti.ru/articles/obuchenie-shahmatam.html. (Дата обращения: 26.08.2019);

- Шахматный всеобуч [Электронный ресурс].- URL: http://chess555.narod.ru/ (дата обращения: 26.08.2019);

- Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат [Электронный ресурс]. - URL: http://suhin.narod.ru/ (дата обращения: 26.08.2019);

- Сухин И.Г. Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов [Электронный ресурс].- URL: http://chess555.narod.ru/books.htm (дата обращения: 26.08.2019);

- Школа шахмат Chess Master [Электронный ресурс].- URL: http://chessmaestro.ru/karta-sayta (дата обращения: 26.08.2019).

6) Демонстрационные материалы: фотографии известных шахматистов,  чемпионов мира по шахматам, мультимедийные презентации.

7) Видеоматериалы: фильмы, видео-экскурсии.

 

2.1.3. Кадровое обеспечение

            Программу «Обучение детей младшего школьного возраста игре в шахматы» реализуют педагогические работники ДЮ(Ф)Ц № 1  «ЛИГР»:

1. Романько Арсений Владимирович, педагог дополнительного образования

Образование: НУ(К)ОР

Педагогический стаж: 3 года.

 

2.5. Формы аттестации и оценочные результаты

В программе предусмотрен педагогический контроль, включающий в себя комплекс методик, направленных на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые  виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного развития ребенка. 

Первоначальная оценка знаний и умений производится при поступлении в объединение, при первичном собеседовании с ребенком и его родителями (при необходимости). Взаимодействие с родителями имеет большое значение в реализации программы. Работа с родителями начинается с выяснения тех задач, которые они хотели бы решить, направляя ребенка в объединение, и продолжается на каждом этапе его продвижения.

В ходе реализации программы предусмотрены:

- текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;

- Аттестация учащихся проводится 1 раза в год май) в форме сдачи нормативов по ОФП и СФП (Приложение 1).

 Критерии оценки результативности определяются по трем уровням: высокий, средний, низкий и не должны противоречить следующим показателям:

высокий уровень – успешное освоение обучающимся более 70% содержания образовательной программы;

средний уровень – успешное освоение воспитанником от 50% до 70% содержания образовательной программы;

низкий уровень – успешное освоение воспитанником менее 50% содержания образовательной программы.

В зависимости от индивидуальных особенностей обучающегося, а также определенного вида контрольного упражнения критерий оценки может быть изменен лицом, проводившим аттестацию. Параметры изменения заносятся в протокол проведения аттестации с указанием причин изменения.

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам  в баскетбол. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

Итогом реализации дополнительной образовательной программы является участие учащихся в тренировочных турнирах выходного дня, соревнованиях.

Наиболее способные и заинтересованные дети, передаются для  дальнейшего спортивного совершенствования в группы начальной подготовки.

Итоговая оценка развития качеств учащегося производится по трем уровням:

- «высокий – 3 балла» – положительные изменения личностных качеств учащихся в течение  учебного года признаются как максимально возможные для него;

- «средний – 2 балла» – изменения произошли, но учащийся потенциально был способен к большему;

- «низкий – 1 балл» – изменения не замечены.  

Итоговая оценка выводится   как средний балл из суммы оценок.                                           

Методический материал:

- подборка тестовых заданий  по уровням сложности;

- перечень вопросов по пройденному материалу для промежуточной (итоговой аттестации) учащихся (Приложение № 3).

Способы фиксации результатов:

- информационные листы;

- квалификационные соревнования;

- конкурсы решения задач;

- выполнение юношеских разрядов и получение рейтинга.

Воспитательные результаты оцениваются  по первому и  2-му уровню.

Первый уровень результатов - приобретение учащимся социальных знаний (об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося со своим педагогом  как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.

        Второй уровень результатов - получение дошкольником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

     Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне учебной группы.

 
2.6. Методические материалы

Методы обучения. В зависимости от уровня занимающегося, его возрастных особенностей, готовности к определенным соревнованиям применяются следующие  основные методы обучения:

- словесный метод: (инструктаж, беседы о гроссмейстерах, чемпионах мира по шахматам, подача теоретического материала, разъяснение тех или иных закономерностей в шахматах, правилах поведение за доской и на соревнованиях;

- методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации: демонстрация наглядных пособий: схемы (шахматная нотация), схема - диаграмма, схемы дебютных вариантов; показ педагогом и детьми вариантов ходов шахматных фигур на демонстрационной доске, наблюдение, видеофильмы, просмотр презентации, работа с Интернет ресурсами;

- методы передачи информации с помощью практической деятельности: работа над теоретическим материалом, решение шахматных задач, чтение шахматной литературы с разбором партий, самостоятельная работа;

- игровой метод (разыгрывание с партнером учебных позиций или фрагментов из партий, сеансы одновременной игры, конкурсы решения задач);

- соревновательный метод (игра в тематических турнирах, с коротким контролем, блиц-партии и т.д.);

- метод современных технологий – компьютерное обучения (умение использовать компьютер в качестве партнера, тренера, помощника, умение пользоваться различными шахматными базами, модулями, энциклопедиями);

- методы мотивации и стимулирования (поощрение, порицание, создание ситуации успеха, свобода выбора дебютного репертуара, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, соблюдение требований (правил поведения за доской), создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность детей);

- методы воспитания: беседы, метод примера, педагогическое требование, анализ результатов деятельности учащихся, поощрение.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Программа предоставляет возможность педагогу использовать на занятиях как любой из вышеперечисленных методов отдельно, так и в комплексе.

Формы организации учебных занятий: учебное занятие (теоретическое, практическое), занятие-зачет, игра с партнером, турниры, анализ партий, сеансы одновременной игры с педагогом,  турниры выходного дня, викторины, видеопросмотры материалов соревнований с последующим анализом,  встречи с ведущими шахматистами города и др.

Педагогические технологии. Технология обучения шахматным азам выстроена на основе «шахматно-задачной» технологии И.Г. Сухина (здоровьесберегающей шахматной технологии), с помощью которой обеспечивается поэтапное развитие у детей СДУ (значимую для системы образования), развиваются  личностные качества детей на основе усвоения универсальных учебных действий и учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей детей. По его глубокому убеждению, шахматы являются идеальным инструментом для развития способности действовать в уме (СДУ), и потому крайне необходимы в начальной школе, где это умение закладывается и формируется. Он доказывает, что шахматы, в первую очередь, учат самостоятельности, умению составлять план действий и последовательно решать возникающие по пути задачи. Все эти ценнейшие качества обязательно пригодятся человеку в последующей жизни.

Система дидактических шахматных заданий включает в себя пять видов постепенно усложняющихся заданий: ознакомительные, пошаговые, лабиринтные, полилабиринтные  и динамические, каждый из которых последовательно отрабатывается в заданиях: с ладьями; со слонами; с различными сочетаниями ладей и слонов; с ферзями; с различными сочетаниями ладей, слонов и ферзей; с конями; с различными сочетаниями ладей, слонов, ферзей и коней; с пешками; с различными сочетаниями ладей, слонов, ферзей, коней и пешек; с королями; с различными сочетаниями всех фигур (примеры типичных заданий в Приложении № 2);

   Система дидактических заданий разработана с учетом общих дидактических принципов:

1) принцип культуросообразности обеспечивается тем, что шахматы в России - всенародная игра, имеющая уникальные традиции;

2) принцип природосообразности - тем, что шахматы соответствуют ведущей деятельности младших школьников»

3) принцип положительного эмоционального фона обучения  - занимательным характером заданий и отсутствием проигравших;

4) принцип наглядности - использованием досок, фигур, иллюстрированных учебников;

5) принцип доступности - тем, что для каждого уровня подготовки детей подбираются задания соответствующей сложности;

6) принцип "от простого к сложному" - плавным усложнением заданий для каждой фигуры, начиная с фигуры, имеющей самый простой ход;

7) принцип систематичности и последовательности обеспечивается тем, что обучение ведется по спирали: после овладения возможностями первой фигуры на заданиях пятого уровня, знакомство с новой фигурой начинается с заданий первого уровня;

8) принцип прочности гарантируется тем, что в процессе обучения многократно происходит возвращение к уже пройденному материалу (на новом витке спирали), и функции уже изученных фигур изучаются в новых ситуациях.

 Организационные формы проведения занятий:

- «Соперническая» форма - игра детей друг с другом (соревновательная). Имеет две разновидности: турнирную и «легкую», в обоих случаях игра ведется по правилам шахматного кодекса. Турнирная предполагает участие в официальных и неофициальных соревнованиях (фиксация результатов, подсчет рейтинга, присвоение разряда). «Легкая» форма касается свободной игры (результаты не фиксируются).

- «Сеансовая» форма – педагог одновременно играет со всеми детьми – сеанс одновременной игры. Дети делают ответный ход только в тот момент, когда педагог подойдет к их доске. В этом случае педагог видит, какой именно ход был сделан ребенком. Если ребенок делает ошибку, ему разрешается сделать другой ход. Но это только на занятии. Если проводятся официальные сеансы одновременной игры, изменять сделанный ход запрещается.

- «Задачная» форма. В данном случае не происходит непосредственной игры детей друг с другом – дети решают различные шахматные задачи. Первой задачей учащегося является расставить на шахматной доске то или иное учебное положение.

Алгоритм учебного занятия. Шахматные занятия требуют использования определенной методики:

I этап (создание мотивации):

- сообщение темы и цели занятия; подготовка к восприятию нового материала (теоретические вопросы);

- ознакомление с новой темой, которое предстоит познакомиться, ее особенностями; зарисовка схемы дебюта, задачи или тактического удара.

II этап (практический).

III этап (контрольный). Показ учащимися выполненного задания. Оценка правильности оценивается педагогом.

Дидактические материалы.

- система дидактических шахматных заданий (Приложение №2);

- перечень вопросов и заданий для оценки знаний и умений учащихся по программе (Приложение №3);

- краткий шахматный словарь (Приложение №4);

  - дидактические игры и задания (Приложение №5);

- информация о жизни и особенностях деятельности известных шахматистов;

- шахматные диаграммы, этюды.

 - фотографии чемпионов мира по шахматам;

       - памятка шахматиста (Приложение №6);

2.7. Рабочая программа воспитания

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска «Детско-юношеский (физкультурный) центра № 1 «ЛИГР» образовано было в 1957 году и за свою долгую историю выпустила множество воспитанников, которые выступали на соревнованиях различных уровнях в том числе и олимпиадах. Учащиеся физкультурного центра являются постоянными членами сборной Новосибирской области по различным видам спорта.

Общее количество учащихся составляет 1650 детей. Обучение проходит на базах общеобразовательных школ Центрального округа, Калининского и Ленинского районов города Новосибирска.

Ребята, занимающиеся в нашем учреждении, обеднены одной общей физкультурной и спортивной ориентированностью.

Цель – личностное развитие учащихся.

Задачи:

1.                       Демонстрация примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;

2.                        Использование различных форм учебно-тренировочного процесса;

3.                       Формирование ориентации на здоровый образ жизни.

Виды, формы и содержание деятельности.

- установление доверительных отношений между тренером-преподавателей/ПДО и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб тренера-преподавателя/ПДО, привлечению их внимания к спортивной деятельности;

- побуждение учащихся соблюдать на учебно-тренировочном занятии  общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (тренером-преподавателем/ПДО) и сверстниками (школьниками), принципы спортивной дисциплины и самоорганизации;

- привлечение внимания учащихся получаемой на учебно-тренировочном занятии  социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих проблемных ситуаций для обсуждения в группе;

- включение в учебно-тренировочное занятие   игровых практик, которые помогают поддержать мотивацию детей к занятию спортом, налаживанию позитивных межличностных отношений в группе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятий;

- организация шефства мотивированных учащихся над их неуспевающими одногрупниками, дающего учащимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи.

Планируемые результаты и формы их проявления:

- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,

- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Календарный план воспитательной работы

Направление воспитательной работы

Название мероприятия

Сроки

Ответственный

торжественный прием вновь поступивших в ДЮФЦ №1 «ЛИГР»

 

Сентябрь-октябрь

Романько А.В.

встречи со знаменитыми спортсменами

«Кому хотим мы подражать?»

Ноябрь

Романько А.В.

проведение тематических праздников

«Новый год»

Декабрь

Романько А.В.

оформление стендов и газет

 

Январь

Романько А.В.

проведение тематических праздников

 

Февраль - март

Романько А.В.

трудовые сборы и субботники

«Ну - кА все вместе!»

Апрель

Романько А.В.

Эстафеты

«Мама, папа, Спортивная семья»   

Май - июнь

Романько А.В.

 

 

3. Литература

Для педагогов

Нормативные документы

1.Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ) (в редакции 2020 г.);

2.Федеральный закон от31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

3.Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);

4.Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от04.07.2014г. No 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее – СанПиН) (в редакции 2020 г.);

6.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

7.Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. No 1726-р) (далее - Концепция);

8.Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.

9.Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г., протокол No 3);

10.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. No 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

11.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 No 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";

12.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от09.11.2018 г. No 196«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок) (в редакции 2020 г.);

13.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 No 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (далее-Целевая модель);

14.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 No 114«Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;

15.Приказ министерства образования и науки Российской Федерации и министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. No 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ».

Методические рекомендации:

16.Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 No 09-3242);

17.Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей. (Письмо Министерства образования и науки РФ No ВК-641/09 от 26.03.2016);

  1. Примерная программа воспитания. Утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 2.06.2020 г. (http://form.instrao.ru);
  2. Методические рекомендации по разработке программ воспитания.
  3. Устав  МБУДО ДЮ(Ф)Ц № 1 «ЛИГР»;
  4.  Локальный акты МБУДО ДЮ(Ф) Ц. № 1 «ЛИГР».

22.. Иващенко С. Учебник шахматных комбинаций. 1а,1b,2. – М.: Русский издательский дом, 2008-2009. – 144с.

23. Карпов А.Е., Шингирей А.Б. Школьный шахматный учебник. Начальный курс. Том 1. – М.: «RUSSIAN CHESS HOUSE», 2009.-112с.

24. Карпов А.Е., Шингирей А.Б. Школьный шахматный учебник. Начальный курс. Том 2. – М.: «RUSSIAN CHESS HOUSE», 2009.-144с.

25. Ким А., Фокин С. Элементарная тактика. – Москва, 2009.- 96с.

26. Ким А., Фокин С. Тактические приемы -2. – Москва, 2009.- 104с.

27. Конотоп В.А. и Конотоп С.В. Тесты по тактике для начинающих шахматистов. – Краснодар: Кубанькино, 2005. – 152с.

28. Сухин И.Г. Программа начального курса по обучению игре в шахматы  детей в возрасте от 5 и более лет. – Москва, 1995. – 270с.

29. Сухин И.Г. Учебный предмет «Шахматы» в школе как инструмент развития мышления: История, методология, научные исследования и опыт внедрения, LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH &Co.KG (Германия), 2012.- 272 с.

30.  Сухин И.Г. Шахматы – школе. Рабочие программы. 1-4 годы обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций / И.Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 2008. – 84с.

 31 Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России. 2015. – 272 с.

 

Для учащихся

 

1.              Пожарский В.А. Шахматы: начальная школа.- Ростов н/Дону. – Феникс, 2012.-315с.

2.              Пожарский В.А. Шахматный учебник на практике. – Ростов н/Дону. – Феникс, 2002. – 384с.

3.              Сухин И.Г. Шахматы. Играем и выигрываем. Часть первая. – Обнинск: Духовное возрождение, 2008. – 84с.

4.              Сухин И.Г. Шахматы. Играем и выигрываем. Часть вторая. – Обнинск: Духовное возрождение, 2009. – 86с.

5.              Сухин И.Г. Шахматы первый год или Учусь и учу. – Обнинск: Духовное возрождение, 1999. – 120с.

6.              Сухин И.Г. Шахматы второй год или Учусь и учу. – Обнинск: Духовное возрождение, 2008. – 164с.

7.             14. Сухин И.Г. Шахматы. Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Часть первая. – Обнинск: Духовное возрождение, 2009. – 80с.

8.              Сухин И.Г. Шахматы. Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Часть вторая. – Обнинск: Духовное возрождение, 2009. – 88с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

приложение № 1

 

Контрольные нормативы по общей физической подготовке на стартовом уровне

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Департамент образования мэрии города

Департамент образования мэрии города

Внутренняя экспертиза проведена

Внутренняя экспертиза проведена

СОДЕРЖАНИЕ стр

СОДЕРЖАНИЕ стр

I . КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

I . КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Вместе с тем развитие способности действовать в «уме» представляется важным не только для учебной, но и для всех видов деятельности ребенка, так как каждый из…

Вместе с тем развитие способности действовать в «уме» представляется важным не только для учебной, но и для всех видов деятельности ребенка, так как каждый из…

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность

Минимальное количество учащихся в группе: 15 человек, максимальное – 30

Минимальное количество учащихся в группе: 15 человек, максимальное – 30

Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа

Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа

Тренировочные и турнирные партии 50 50

Тренировочные и турнирные партии 50 50

Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения

Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения

Игра на уничтожение” – важнейшая игра курса

Игра на уничтожение” – важнейшая игра курса

Назови горизонталь”. Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: “Вторая горизонталь”)

Назови горизонталь”. Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: “Вторая горизонталь”)

Содержание образовательной программы 3-й год обучения 1

Содержание образовательной программы 3-й год обучения 1

Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля)

Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля)

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий

Информационное обеспечение 1)

Информационное обеспечение 1)

Взаимодействие с родителями имеет большое значение в реализации программы

Взаимодействие с родителями имеет большое значение в реализации программы

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне учебной группы

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне учебной группы

Приложении № 2); Система дидактических заданий разработана с учетом общих дидактических принципов: 1) принцип культуросообразности обеспечивается тем, что шахматы в

Приложении № 2); Система дидактических заданий разработана с учетом общих дидактических принципов: 1) принцип культуросообразности обеспечивается тем, что шахматы в

Приложение №6); 2.7. Рабочая программа воспитания

Приложение №6); 2.7. Рабочая программа воспитания

Кому хотим мы подражать?»

Кому хотим мы подражать?»

Приказ Министерства просвещения

Приказ Министерства просвещения

Пожарский В.А. Шахматный учебник на практике

Пожарский В.А. Шахматный учебник на практике

Контрольные нормативы по общей физической подготовке на стартовом уровне

Контрольные нормативы по общей физической подготовке на стартовом уровне
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2023