Грошева Ольга Александровна, Россия
Г.Воронеж
Методические приемы обучения английскому языку детей с ОВЗ
Значение английского языка в современном мире высоко. Практические навыки владения языком выходят на первый план. Основной целью в преподавании иностранных языков в школе является коммуникативная цель, определяющая весь процесс обучения. Количество детей с ОВЗ в школах в настоящее время увеличивается, поэтому активно формируется опыт инклюзивного образования. В основе данного обучения лежит идея принятия индивидуальных особенностей каждого отдельного учащегося[6].
Поэтому необходимо выбрать соответствующие современные технологии преподавания английского языка для вовлечения в процесс обучения детей с ОВЗ и улучшения их результатов.
Инклюзивное обучение опирается на специальные дидактические принципы, которые необходимо соблюдать при планировании уроков [1].
При бучении детей с ОВЗ иностранному языку необходимо соблюдать следующие принципы:
• создание комфортных психологических условий на уроке;
• ранняя педагогическая помощь;
• коррекционно-компенсирующая направленность образования
• социально-адаптирующая направленность образования;
• деятельностный подход в обучении и воспитании
• дифференцированные задания.
Используя выше перечисленные принципы совместно с современными образовательными технологиями можно добиться неплохих результатов при обучении английскому языку детей с ОВЗ[2].
К данным технологиям можно отнести:
1. игровые технологии
2. здоровье сбережение
3. электронные образовательные технологии
4. проектная деятельность
5. участие в конкурсах
6. нестандартные уроки
7. внеурочная деятельность
1. Игровые технологии
Игра является такой формой обучения, которая позволяет сделать работу обучающихся более увлекательной и интересной, делать позитивно эмоционально окрашенной скучную монотонную деятельность по повторению, запоминанию, усвоению или закреплению информации, а эмоциональность активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другим плюсом игры является то, что она позволяет использовать знания в новой ситуации. Таким образом, усваиваемый материал проходит через практику, вносит разнообразие в учебный процесс [3].
В зависимости от цели урока игры могут быть разными. Они могут применяться как на начальном этапе урока при изучении конкретной темы, так и в процессе отработки или закрепления учебного материала,
Игры следует разделить по виду деятельности на:
· физические;
· интеллектуальные;
· ролевые.
При выборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать определенные требования [10]:
- форма занятий на уроках создается при помощи игровых ситуаций и приемов, выступающих как средство стимулирования обучающихся к учебной деятельности.
-соответствие игры возрасту обучающегося или его актуальному уровню развития;
-учет структуры дефекта;
-подбор материала с постепенным усложнением уровня;
-связь содержания игры с системой знаний учащегося;
-соответствие игры коррекционным целям занятия;
-учет принципа смены видов деятельности;
- применение ярких, озвученных игрушек и пособий.
Довольно часто на занятиях нами проводятся нетрадиционные уроки (уроки путешествия «Путешествие в Лондон с Шерлоком Холмсом»; «Открытие Америки» «Путешествие по стране английских букв»; уроки - праздники «Рождество»; «Масленица»). На уроках в начальной школе при введении материала используются грамматические сказки, позволяющие быстрее запоминать материал, разучивание небольших стихов и песенок также позволяет быстрее запоминать грамматический и лексический материал.
2. Здоровье сберегающие технологии
Цель здоровье сберегающих технологий – обеспечить ребенку возможность сохранения своего здоровья за время обучения в школе, сформировать у него знания и практические умения по здоровому образу жизни, научить пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
В организационную часть урока необходимо включать речевую разминку, корригирующую психофизические недостатки учащихся с ОВЗ. Речевая гимнастика включает в себя короткие динамические стихотворные тексты, способствующие подготовку артикуляционного аппарата к работе. Проговаривание стихотворений с самого начала урока помогает учащимся настроиться на рабочий лад, создавая обстановку речевого общения [2].
При актуализации уже имеющихся знаний или изучения нового материала, необходимо прорабатывать коррекционно-развивающие задания, суть которых заключается в коррекции нарушенных психофизических процессов: внимания, мышления, памяти. Кроме того необходимо включать упражнения на развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти; упражнения на тренировку внимания и развития ориентации в пространстве.
Важным условием для сбережения здоровья является возможность двигаться на уроках. Это различные физ. минутки.
Смена динамических поз также положительно сказывается на работоспособности учащихся с ОВЗ.
Для создания эмоционального фона и положительного интереса физ. минутки проводятся в игровой форме. (2-5 классы)
В старших классах на уроках используется частая смена деятельности, подвижные задания (running dictation).
3. Электронные образовательные ресурсы
Стремительное развитие информационных технологий (ИТ) в последнее время затронуло все стороны деятельности человека: культуру и производство, медицину и быт, искусство и науку. Информационные технологии помогают человеку более активно взаимодействовать с окружающим миром.
Потенциал информационных технологий, позволяет более полно пользоваться познавательные возможности учащихся.
Внедрение компьютерной техники связано с расширением двух задач:
• научить школьников грамотно использовать новые орудия деятельности;
• использовать новые компьютерные технологии в целях общего развития ребенка и коррекции имеющихся нарушений [5].
Необходимость применения ИТ в коррекционном обучении очевидна. Для учащихся с ОВЗ компьютер – один из помощников в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.
Применение новых ИТ является перспективным направлением развития коррекционного образования, конечно ИТ не способны избавить учащегося с ОВЗ от его недостатков и снять все проблемы. Однако осознание того, что ему доступны новые знания, умения, формы общения, игры, дают ему веру в свои силы.
На уроках часто используются тренажеры для отработки грамматики (Прошедшее время, Глагол to be), онлайн игры для отработки лексики Trolley Dash, Покупки, где ребятам нужно на время купить те продукты, которые есть в списке), просмотр мультфильмов и фильмов, задания по аудированию, электронные словари, тестирования, которые позволяют мгновенно получить результат и рекомендации по устранению пробелов.
4. Проектная деятельность
После завершения темы, ребята готовят мини проекты, например, во 2 классе нами осуществляется проект «Алфавит» (это мини-конкурс, за участие в котором ребята получают небольшие подарки от Микки Мауса). Учащиеся создают азбуку, которую отправляется к Микки Маусу, и он в ответ присылает ребятам маленькие подарки. В 5-6 классе, когда изучаются темы по страноведению, ребята создают небольшие проекты, доклады об изученных достопримечательностях, рассказывают интересные факты о них.
5. Участие в конкурсах
Также ребята с ОВЗ имеют возможность участвовать в конкурсах. Здесь дети могут показать свои знания и умения, это позволяет мотивировать их для дальнейшего изучения иностранного языка. Существуют специальные конкурсы, организованные для детей с ОВЗ, например, по английскому языку ученики принимают участие в конкурсе от издательства РЕЛОД – «Мой английский сувенир». Ребята успешно участвовали в данном конкурсе в 2014г (призер) и в 2018г (3 место). Это конкурс проектов, где ученики создавали свой продукт. В 2014 г это было панно «Флаг Великобритании», в 2018 г подставка для карандашей «Телефонная будка».
6.Нестандартные уроки (Уроки – путешествия, поиски клада, уроки праздники и т.д.)
7. Внеурочная деятельность.
Каждый ребенок любит праздники, поэтому мы к праздникам готовимся заранее: разучиваем песни, проводим внеклассные, внеурочные мероприятия, где изучаем традиции праздников. Ежегодно мы проводим Рождественские уроки. На занятиях обязательно разговариваем о традициях англоязычных стран, сравниваем их с традициями нашей страны, разучиваем песни на английском языке и как итог проводим общее мероприятие, как, например, мы сделали в 2016 году. Мы для всей школы сделали новогодний праздник по традициям разных стран. Где пели песни, играли в игры тех стран и узнавали их традиции и обычаи.
Обучение английскому языку детей с ОВЗ особенно актуально сегодня в силу того, что в настоящее время необходимо не столько дать ребенку обширный багаж знаний, сколько обеспечить его личностное, общекультурное и познавательное развитие, вооружить его таким важным умением, как умение учиться.
Коррекционную работу необходимо осуществляет в рамках целостного подхода к развитию и воспитанию ребенка. В связи с этим, проводимая работа должна быть ориентирована на общее развитие, а не на тренировку отдельных способностей или психических процессов учащегося. Следует планировать не просто достижение отдельного результата (например: выучить слова по определенной теме), а создать условия для развития ребенка. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся позволяет планировать цели, задачи, сроки и основные направления обучения иностранному языку, отвечающие задаче максимально увеличить самостоятельность учащихся, а также развить интерес к языку, культуре англоязычных стран, стимулировать коммуникативно - речевую активность. Добиться поставленных задач помогает использование современных педагогических технологий. Безусловно, не все выпускники школы будут свободно владеть иностранным языком, но иноязычная культура, которой они овладевают, поможет им духовно обогатиться [2].
Использованные источники:
1. Боровик В.Г. Об организации инклюзивного образования в условиях совершенствования образовательного законодательства / В.Г. Боровик; В.Г.Боровик // Администратор образования (ОвД). - 2013. - №: 7. - C. 55-61.
2. Буторина О.Г. Об опыте воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / О.Г.Буторина // Воспитание школьников. - 2010. - №: 7. - C. 40-44. 7. Быков Д.А.
3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии.-1966г.-№6.-с.75.
4. Защиринская О.В. «Психология детей с задержкой психического развития», Санкт-Петербург, «Речь», 2004г.
5. Кузнецов В.А. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья / В.А.Кузнецов // Педагогическая информатика. - 2006. - №: 1. - C. 18-22.
6. Левитская А.А. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами: письмо №АФ-150/06 от 18.04.2008 / А.А.Левитская // Справочник руководителя ОУ. - 2013. - №: 8. - C. 102-111.
7. Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры. Избранные психологические сочинения в 2т.-М., 1983г. Т-1-с.306.
8. Поваляева, М. А. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике / составитель М. А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 350 с.
9. Селевко Г.К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами / Г.К.Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 140 с. - (Энциклопедия образовательных технологий)
10. Степанова О.А., Вайнер М.Э. «Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями», Москва, «Академия», 2003г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.