Техника внимания.
Оценка 4.8

Техника внимания.

Оценка 4.8
docx
27.04.2023
Техника внимания.
Техника внимания.docx

СЛАЙД 1

Формирование произвольного внимания, воспитание внимания создает такие внутренние условия, которые являются гарантией внимательного выполнения любого дела. Учебные трудности – нередкий источник неприятных переживаний, появления неприязни к учению. К подобным трудностям, особенно в младших классах, следует отнести дефекты внимания. Не случайно ошибки внимания занимают в письменных работах младших школьников самое заметное место. Ученику недостаточно понимать, почему он должен быть внимательным, – необходимо научить его быть внимательным.

Охарактеризовать внимание ребенка словами «хорошее» или «плохое» нельзя. ВНИМАНИЕ – 1) Сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). 2) Процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Выделяют произвольное внимание, обусловленное постановкой сознательной цели, и непроизвольное, представленное ориентировочным рефлексом, возникающим при воздействии неожиданных и новых (ярких) раздражителей. Эффективность внимания может быть определена его уровнем (интенсивность, концентрация), объемом (широта, распределение внимания), скоростью переключения и устойчивостью.

Под воспитанием внимательности обычно понимают формирование таких ценных качеств внимания, как способность сохранять высокую сосредоточенность продолжительное время, умение работать не отвлекаясь, без ошибок выполнять любое серьезное задание, и др. и здесь мы поговорим о свойствах внимания.

СЛАЙД 2

Свойства внимания:

1) Сосредоточенность внимания – это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, какому-нибудь событию или факту. Ученик мастерит модель. Он полностью поглощен делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки, его можно окликнуть, позвать обедать – он не отвечает, а порой даже и не слышит. В этом случае говорят о большой силе его сосредоточенного внимания.

2) Устойчивость внимания – это длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности. Пример, рассмотрите рисунок. Что изображено на рисунке? На нем изображена усеченная пирамида, но мы видим ее то обращенной вершиной к нам, то уходящей   вглубь.   Такие   двойственные   изображения объясняются периодическими колебаниями внимания.

3) Состояние противоположное устойчивому вниманию, – частое непроизвольное отклонение внимания от необходимой деятельности на посторонние объекты – называют неустойчивостью внимания. Школьники легко отвлекаются под влиянием внезапных, сильных, а также эмоционально воздействующих раздражителей.

4) Объем внимания – это количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью, т. е. охватываются вниманием одномоментно. Для определения объема внимания пользуются специальными приборами – тахистоскопами (от греческих слов «тахистос» – быстрейший и «скопео» – смотрю) которые дают возможность показать человеку несколько объектов (букв, геометрических фигур, знаков) на 0,1 секунды (чтобы внимание не успело переключиться с одного объекта на другой).

5) Распределение внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Другими словами, это умение одновременно выполнять две (или более) различные деятельности.

6) Переключение внимания – это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.

 

 

СЛАЙД 3

Главные условия управления вниманием:

Вызвать интерес.

Умело выстроенный алгоритм.

Умеренное использование раздражителей.

Никаких повелительных команд.

Типичные отклонения развития внимания.

К ним можно отнести:

1)      ослабленность внимания

2)      отвлекаемость

3)      рассеянность

Ослабленность внимания – очень серьёзный дефект. Основная причина – нарушение деятельности коры головного мозга. Ослабленность может быть временной (функциональной) или органической (то есть, постоянным свойством).

Причины временной ослабленности внимания:

- переутомление организма;

- временное заболевание;

- обострение хронического заболевания;

-стресс, депрессия.

Главное, устранить причину болезни, переутомления, недосыпания. Ошибки, которые мы допускаем в работе с такими детьми: либо спрашиваем с него в полную меру, либо, наоборот, излишне оберегаем.

СЛАЙД 4

Приемы:

Неожиданный раздражитель

Изменение силы голоса

Чередование напряженного внимания и более легкой деятельности

Вызвать интерес к деятельности

Использование наглядности

Использование технических средств и ИТ

Игровые приемы

Вспомогательные приемы (песни, аппликации, сценки, рисование)

Использование различных форм урока, подгрупповой работы

Метод взаимооценивания

Использование проблемных вопросов и ситуаций.

 

СЛАЙД 5

Воспитанию внимательности способствуют специальные упражнения. Ряд приемов для упражнения внимания были предложены К. Д. Ушинским еще в прошлом веке. Они во многом не утратили значение и в наши дни, например:

 

1 упражнение.

Маленьким ученикам полезно совершить несколько действий по команде, например, встать, сесть, развернуть книги, свернуть и т. д. Это даст привычку каждую минуту быть внимательным к словам учителя.

Этому же способствует частое обращение к учащимся.

2 упражнение. (на объем внимания)

В течение 5-7 секунд посмотреть на рисунок. Записать сумму всех чисел, нарисовать фигуры в том порядке, в котором они предъявлены:

       https://pandia.ru/text/80/478/images/img8_28.png

 

 

 

 

3 упражнение.

Обнаружить спрятавшиеся предметы (объекты).


 

СЛАЙД 1 Формирование произвольного внимания, воспитание внимания создает такие внутренние условия, которые являются гарантией внимательного выполнения любого дела

СЛАЙД 1 Формирование произвольного внимания, воспитание внимания создает такие внутренние условия, которые являются гарантией внимательного выполнения любого дела

Распределение внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними

Распределение внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними

Чередование напряженного внимания и более легкой деятельности

Чередование напряженного внимания и более легкой деятельности

Обнаружить спрятавшиеся предметы (объекты)

Обнаружить спрятавшиеся предметы (объекты)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2023