Техники и методы консультирования.
Оценка 5

Техники и методы консультирования.

Оценка 5
docx
30.05.2021
Техники и методы консультирования.
Техники и методы консультирования..docx

Лекция 3. Техники и методы консультирования.

 

Вопросы для обсуждения

 

1.     Основные техники и методы консультирования.

2.     Типичные технические ошибки, допускаемые в процессе консультировании

3.     Способы устранения ошибок психолога-консультанта

 

1.     Основные техники и методы консультирования.

 

Под техникой психологического консультирования понимаются специальные приемы, которые психолог-консультант, действуя в рамках тех или иных процедур консультирования, использует для выполнения этих процедур на каждом из этапов психологического консультирования.

 

Снятие психологического напряжения у клиента и активизация его рассказа на стадии исповеди

 

Исповедью в психологическом консультировании называется адресованный психологу-консультанту эмоционально насыщенный рассказ клиента о себе и о своей проблеме.

 

ТЕХНИКИ

 

1. Вербальная поддержка того, что говорит и делает клиент во время исповеди прием требует пояснения. Иногда во время исповеди клиент может говорить то, с чем психолог-консультант не согласен, например высказывать свои, не вполне обоснованные, претензии к психологу-консультанту, к проводимой консультации, к обстановке и т.д.

В этом случае к клиенту можно обратиться со следующими, например, словами: «Возможно, что вы правы, я готов обсудить с вами то, что вас волнует. Но давайте вместе подумаем, как это лучше сделать. Если мы сейчас прервем консультацию и перейдем к обсуждению спорных вопросов, то не сможем найти способ решения основной, волнующей вас, проблемы.

2. «Зеркализация» прием заключается в незаметном для клиента повторении его высказываний и движений; «зеркализировать», в частности, можно жесты, мимику, пантомимику, интонацию, ударение, паузы в речи клиента и т.п.

3. «Перифраза» краткая реплика психолога-консультанта предназначенная для уточнения смысла того, что говорит клиент.

В случае применения перифразы психолог-консультант, слушая клиента, во время естественных пауз, возникающих в речи клиента, кратко, своими словами, в виде утверждений или вопросов повторяет то, что сказал клиент, и, в свою очередь, ждет от клиента подтверждения или опровержения правильности его понимания.

Перифразу можно начинать, например, словами: «Итак,...», «Вы сказали...», «Правильно ли я вас понял, вы сказали...».

4. «Обобщение»точная передача мысли в обобщенной форме.

Обобщение можно начинать, например, со следующих слов: «Итак, если обобщить и в краткой форме выразить то, что вы сказали, то можно ли это сделать так...?» «Если подвести краткий итог сказанному, то можно ли это передать так...?» «Если я вас правильно понял, то смысл сказанного вами сводится к следующему... Так ли это?»

5. Прием эмоциональной поддержки клиента, внешнее выражение поддержки того, что говорит клиент, в том числе демонстрировать положительные эмоции, подкрепляющие слова и действия клиента. Это может быть, например, выражение клиенту сочувствия, сопереживания, удовлетворения тем, что он говорит.

6. Прием постановки перед клиентом стимулирующих его мышление вопросов типа «Что?» «Как?» «Каким образом?» «Зачем?» «Почему?». Он обычно используется тогда, когда психологу-консультанту необходимо что-либо прояснить для себя в мыслях клиента, а также тогда, когда сам клиент испытывает определенные затруднения в том, что и как говорить дальше.

7. Овладение и использование в разговоре с клиентом особенностей его языка. Консультант старается уловить особенности стиля речи клиента и  сознательно пользоваться теми же речевыми приемами в общении с ним. Клиент бессознательно начинает воспринимать психолога-консультанта как психологически близкого к нему человека и оказывается более расположенным к нему.

 

Техника, применяемая при интерпретации исповеди клиента

 

1.     Не спешить, не торопиться со своими выводами. Желательно после окончания исповеди клиента сделать паузу от 10 до 15 минут, заполнив ее каким-либо делом, позволяющим отвлечься от слушания, поразмышлять, сделать выводы. Такой перерыв нужен не только психологу-консультанту, но и клиенту. За время перерыва он сможет отойти от исповеди, успокоиться, психологически настроиться на выслушивание консультанта и на конструктивный диалог с ним.

2.     Консультанту важно проследить, чтобы при интерпретации исповеди клиента не были упущены какие-либо существенные детали и подробности, на основе которых будут сделаны выводы о проблеме клиента и о способах ее решения.

3.     Необходимо, чтобы предлагаемая интерпретация фактов не оказалась односторонней, т.е. чтобы в ней не было явного предпочтения какой-либо одной теории. Имеются ввиду психологические теории в понимании личности и межличностных отношений взаимно дополняют друг друга.

 

 

2.     Типичные технические ошибки, допускаемые в процессе консультирования, способы устранения

 

 

Ошибки:

1. Неверное заключение психолога-консультанта о сути проблемы клиента (консультант или не видит реальной проблемы или приписывает клиенту проблему, которой у него нет).

2. Неправильные рекомендации, предлагаемые психологом-консультантом клиенту.

3. Неправильные действия клиента по выполнению рекомендаций, полученных от психолога-консультанта.

Ошибки первого типа, в частности, делятся на следующие подгруппы:

1а. Ошибки, совершаемые психологом-консультантом в силу недостаточно точной информации, получаемой им от клиента.

(Единственное, что здесь можно сделать, – это постоянно, но ненавязчиво напоминать клиенту о том, что он должен сообщать психологу-консультанту «правду и только правду», то есть только такие данные и факты о себе и о своей проблеме, в достоверности которых он сам абсолютно уверен.)

1б. Ошибки, допускаемые по причине неполноты информации, получаемой психологом-консультантом от клиента.

( можно постараться свести эту ошибку к минимуму с технического приема: время от времени в ходе исповеди спрашивать клиента о том, все ли он рассказал о себе и о своей проблеме, не забыл ли чего-нибудь существенного).

1,в. Ошибки, допускаемые психологом-консультантом по причине его собственной склонности делать преждевременные выводы (заметить и предупредить ее можно по реакции клиента. Если он сомневается в правильности выводов и решений)

1,г. Ошибки, допускаемые в силу неправильной интерпретации психологом-консультантом тех фактов, которые ему были сообщены клиентом. (причина этих ошибок – недостаточность практического опыта проведения консультирования у психолога-консультанта, а также его невнимание или непонимание (иногда – просто забывание) того, что ему говорил клиент во время исповеди.

Типичные разновидности ошибок, входящие в обсуждаемую подгруппу:

- ошибки, вызванные недостаточной общетеоретической подготовленностью психолога-консультанта;

- ошибки, порожденные тем, что психолог-консультант личностно идентифицирует себя с клиентом;

- ошибки, связанные слишком положительным или отрицательным личным отношением психолога-консультанта к клиенту.

 

 

Ошибки второго типа делятся на следующие подгруппы:

2,а. Неверные рекомендации, данные психологом-консультантом клиенту  (в ее основе может лежать практически любая другая ошибка, совершенная психологом-консультантом. Для того, чтобы избежать этой ошибки, психологу-консультанту рекомендуется приглашать к сотрудничеству и работать вместе с другими психологами-консультантами, проверяя по их заключениям правильность своих собственных выводов и рекомендаций).

2,б. Односторонние рекомендации, данные психологом-консультантом клиенту.

Эта ошибка может произойти по одной из следующих причин:

• в силу неполноты информации, полученной психологом-консультантом от клиента,

• по причине невнимания психолога-консультанта к деталям того, о чем ему говорит клиент,

• вследствие поспешности психолога-консультанта в выводах относительно проблемы клиента,

• из-за недостаточной теоретической подготовки и односторонней теоретической ориентации психолога-консультанта в интерпретации исповеди клиента.

Исключить полностью эту ошибку из практики психологического консультирования можно только в том случае, если своевременно будут устранены все ее возможные причины, указанные выше. Игнорирование любой из них грозит повторением данной ошибки.

 

3.     Способы устранения ошибок психолога-консультанта

 

Для того чтобы исключить или свести к минимуму большинство названных ошибок, психологу-консультанту рекомендуется придерживаться следующих общих правил ведения психологического консультирования:

1. Психолог-консультант не должен строить никаких гипотез о сути проблемы клиента до тех пор, пока достаточно полно не узнает о его личности и жизни.

2. Психологу-консультанту не следует давать клиенту никаких практических рекомендаций до тех пор, пока не будут оценены его индивидуальные поведенческие особенности, и пока достоверно не будет установлена возможность практической реализации клиентом рекомендаций консультанта.

3. Проводя психологическое консультирование и ставя психологический диагноз клиенту и его проблеме, психолог-консультант не должен рассматривать клиента как объект бесстрастного изучения или как-то пытаться манипулировать или экспериментировать с ним.

4. Психолог-консультант не должен рассматривать клиента так, как, например, следователь рассматривает своего подследственного, то есть пытаться его «расколоть» или «переиграть».

5. В психологическом консультировании за редким исключением не должно быть места личным воспоминаниям и собственно исповеди психолога-консультанта перед клиентом, то есть психолог-консультант и клиент в процессе консультирования не должны меняться своими ролями.

6. Психологу-консультанту не следует стремиться понимать клиента только по аналогии с самим собой. Его задача иная – постараться понять клиента изнутри, как своеобразную, уникальную личность, отличную от него самого.

7. Занимаясь толкованием исповеди клиента, психолог-консультант формулирует свои суждения о нем и о его проблеме в предположительной, но не в безапелляционно-утвердительной форме. Правильным будет высказывать их клиенту в виде гипотез, которые со своей стороны должен подтвердить или опровергнуть клиент.

8. Опровержение толкования исповеди, предложенного психологом-консультантом, со стороны клиента не всегда есть достаточное основание для того, чтобы консультант полностью отказался от такого толкования. Нередко опровержение или протест со стороны клиента по поводу заключений консультанта является не более чем защитной реакцией и признаком того, что психолог-консультант думает правильно, что на самом деле предложенное им толкование верное.

9. Чем меньше профессионального опыта у психолога-консультанта, тем больше времени он должен уделять внимательному выслушиванию исповеди клиента и тем осторожнее формулировать свои выводы.

10. Даже достаточно опытному психологу-консультанту полезно во время беседы с клиентом производить кое-какие записи, чтобы затем вернуться к ним и спокойно, не торопясь, поразмышлять над ними.

11. «Задача консультанта – помочь клиенту с готовностью принять на себя социальную ответственность, ...освободиться от... чувства неполноценности, направить его стремление в социально полезное русло».

12. «Задача консультанта – помочь клиенту обрести свое истинное "Я" и найти в себе мужество стать этим "Я"»1.

1 Мей Р. Цит. соч. - С. 24.

13. Иногда весьма полезно вести и затем анализировать видеозаписи хода психологической консультации. Объяснить их необходимость клиенту можно, сославшись, например, на то, что и он сам сможет лучше себя понять и успешнее решить свои проблемы, если увидит себя на экране как бы со стороны.

14. Задача психолога-консультанта на стадии исповеди заключается в том, чтобы умно и ненавязчиво подвести клиента не только к осознанию, но и к правильному решению своей проблемы.

15. «Задача консультанта – подвести клиента к принятию ответственности за свои поступки и за конечный итог своей жизни»2. Эта мысль известного консультанта определенно указывает на то, что гуманистически ориентированное психологическое консультирование направлено на оказание клиенту помощи в самостоятельном решении своей проблемы.

2 Там же. - С. 18.

 

16. Профессия психолога-консультанта требует известного самоотречения, временного отказа от собственной личности (когда идет процесс консультирования), «чтобы обрести ее в другом человеке стократно обогащенной»3.

3 Там же. - С. 43.

 

17. «На стадии исповеди консультант должен быть скуп на слова и тщательно взвешивать каждое свое слово»4.

4 Там же. - С. 88.

 

18. Психолог-консультант – это не советчик. Его главная задача состоит в том, чтобы помочь клиенту научиться принимать ответственные решения самостоятельно.

 

 

 

Темы для самостоятельного изучения

1.  Интервью как основной метод психологического консультирования

2.  Индивидуальное консультирование

3.  Групповое консультирование

 

 

Задания: 

1)    Поупражняйтесь          с   некоторыми         людьми       в   применении         приема «зеркализации». Какие ощущения при этом  у вас возникают? 

2) Попробуйте на практике применение парафразы и  обобщения. 

3)  Проиграйте сцену, связанную с приходом клиента к консультанту. 

4) Оцените поведение и речь консультанта, используя видеофрагменты. 

5) Назовите типичные ошибки, допускаемые при консультировании. 

                


 

Скачано с www.znanio.ru

Лекция 3. Техники и методы консультирования

Лекция 3. Техники и методы консультирования

Перифразу можно начинать, например, словами: «Итак,

Перифразу можно начинать, например, словами: «Итак,

Типичные технические ошибки, допускаемые в процессе консультирования , способы устранения

Типичные технические ошибки, допускаемые в процессе консультирования , способы устранения

Неверные рекомендации, данные психологом-консультантом клиенту (в ее основе может лежать практически любая другая ошибка, совершенная психологом-консультантом

Неверные рекомендации, данные психологом-консультантом клиенту (в ее основе может лежать практически любая другая ошибка, совершенная психологом-консультантом

Психологу-консультанту не следует стремиться понимать клиента только по аналогии с самим собой

Психологу-консультанту не следует стремиться понимать клиента только по аналогии с самим собой

Профессия психолога-консультанта требует известного самоотречения, временного отказа от собственной личности (когда идет процесс консультирования), «чтобы обрести ее в другом человеке стократно обогащенной» 3

Профессия психолога-консультанта требует известного самоотречения, временного отказа от собственной личности (когда идет процесс консультирования), «чтобы обрести ее в другом человеке стократно обогащенной» 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021