Техники постановки вопросов
Оценка 4.8

Техники постановки вопросов

Оценка 4.8
Руководства для учителя
pdf
преподавание +1
СCУЗ, ВУЗ
09.06.2021
Техники постановки вопросов
ТЕХНИКИ ПОСТАНОВКИ ВОПРОСОВ-конвертирован.pdf



Для современного педагога, очень важным, является умение уместно и правильно задавать вопросы, на которых построены практически все современные интерактивные методы

преподавания. В начале занятия, или всего курса, педагог задаёт вопросы, чтобы

определить уровень знаний своих слушателей.

От этих вопросов зависит построение дальнейшего плана работы. В процессе

проведения занятия, вопросы используются

для активизации студентов, изменения темпа

работы, изменения вектора внимания и проверки усвоения информации, для

дальнейшего уточнения, если есть

недопонимания. В конце пары или курса, во время сессии, вопросы необходимы для

закрепления знаний и для оценки достигнутых результатов.

Рассмотрим три возможные техники опроса аудитории при проведении

аудиторного занятия. Если педагог хочет убрать в студентах страх и стресс

неожиданности, давая максимальную

возможность правильного ответа, то он

каждому участнику опроса определяет вопрос заранее. Это положительно

влияет на память и концентрацию, но, как показывает практика,

сосредотачиваясь на своём вопросе, студент отключается от осознания всей

остальной информации, поэтому часто использовать этот способ не

рекомендуется – он разобщает группу.

Данным способом можно опросить как часть группы, так, при необходимости и всю.

Для  фокусирования  внимания  и  контроля  над  слушателями,  лучше воспользоваться  внезапными  вопросами.  Этой  техникой 

тоже  надо пользоваться  осторожно,  так  как  от  ожидания,  возникает  напряжённость,

которая может привести к панике ответчика. Оптимальным  считается  способ,  когда  преподаватель  предлагает вопрос  всей 

группе,  а  студенты  отвечают,  когда  чувствуют  себя  полностью

подготовленными.  Безопасная  среда  позволяет  включить  в  процесс

большинство  участников,  и  усиливает 

командный  дух.  Именно  этой техник ой 

пользуются  в  интерактивном  методе 

«мозговой  штурм» 

Индивидуальный  опрос,  лучше  всего  начать  с  открытого  вопроса, направленного  на  получение  развернутого  ответа.  Это  даст  возможность студенту, имеющему критическое мышление, достаточный уровень знаний и

владеющему правилами устной презентации,

раскрыть свой потенциал. Если знания  есть,  а  умения  их  преподать,  отсутствуют,  то  для  поддержки студента,  преподаватель  задаёт  уточняющие 

вопросы.  Чтобы  определить уровень  понимания, 

достаточно  попросить  ответчика  привести  пример  по заданной теме. Для раскрытия студентов,

существует ещё одна эффективная техника,  когда

начиная с общих, каждым последующим вопрос всё

более и более  детализирован.  Когда  очевидно,  что 

отвечающий  работал  над  темой, знает  ответ  и  просто  в  растерянности,  опрашиваемому, 

приходится  делать «родительский  жест»,  и 

задавать,  так  называемый,  закрытый  вопрос,  уже содержащий  правильный  ответ,  и  требующий  только  односложного согласия.

Интерактивные  методы  предполагают  демократический  стиль проведения  занятий,  со  свободой  выбора,  и  при 

каждом  не  корректно заданном  вопросе,  есть  риск,  что  учебный  процесс  отклонится  от  плана. Эффективный  результат,  в  этом  случае,  дают  наводящие  вопросы, 

которые приводят  точку  зрения  отвечающего,  к  нужной, 

при  этом  оставляя  у  него ощущение,  что  он  имел  выбор. 

С  одной  стороны,  эта  техника  является манипуляцией,  но  с  другой  – необходимостью,  для  удержания  учебного

процесса в нужном русле. Такие вопросы, в большинстве случаев относятся к закрытым вопросам, и задавать их

можно несколькими способами. Первый способ  – дать студенту выбор между двумя правильными ответами,

нежели правильным и не правильным. Второй  способ  –

задавать вопрос так, чтобы отвечающий почти был ынужден согласиться. Например, вопрос «Должны ли  мы  выбрать  первый  вариант  решения  задачи?»  намного  вероятнее получит положительный ответ, чем: «Какой вариант ты хочешь одобрить?». Можно задать вопрос заканчивая

словами: «… не так ли?» или «… ведь это правда?», то есть с добавлением личного согласия.

Существуют ещё одни вопросы  – помощники проведения аудиторных занятий,  которые  даже 

не  требуют  ответа.  Это  риторические  вопросы. 

По сути,  это  вопросительной  форме,  высказанные  утверждения. Преподаватель 

может  воспользоваться  такими  вопросами  для  привлечения

внимания и вовлечения студентов в учебный

процесс, для резкого изменения направления 

занятия,  если  возникли  отклонения  от  плана,  для  разрешения практически любой

деструктивной ситуации на паре. Для большего эффекта,

можно  воспользоваться  целым  каскадом    риторических  вопросов. Использование 

риторических  вопросов,  также,  как  и 

наводящих  для управления аудиторией, требует от педагога тактичности.

В современном мире, изобилия информации, педагог ВУЗа, не просто передаёт  знания  – он  направляет,  развивает  и  формирует  мыслительный процесса  студента. 

Основные  педагогические  способности,  владение техниками  постановки 

правильных  вопросов,  эмоциональная уравновешенность,  превращают 

аудиторные  занятия  в  эффективный  и результативный процесс обучения.

Использованные источники:

1.         Avdeeva,  A.N.  ASKING  QUESTIONS  AS  A  LEARNING  METHOD// ACADEMICIA:  An  International  Multidisciplinary  Research  Journal – 2020.  -Vol. 10, Issue 4, April. – р. 627-630.

2.         Герасимова  И.  А.  Техники  вопросов  на  семинарах  //  Epistemology  & Philosophy of Science.  2004. №2.  URL: 

https://cyberleninka.ru  /article/n/tehnikivoprosov-na-seminarah (дата обращения: 26.05.2020).

3.         3.  Ли Д. Практика группового тренинга.  – СПб.:  Питер,2001.  – 224с.: ил.  –(серия «Эффективный тренинг»).

Техники постановки вопросов

Техники постановки вопросов

Для современного педагога, очень важным, является умение уместно и правильно задавать вопросы, на которых построены практически все современные интерактивные методы преподавания

Для современного педагога, очень важным, является умение уместно и правильно задавать вопросы, на которых построены практически все современные интерактивные методы преподавания

В конце пары или курса, во время сессии, вопросы необходимы для закрепления знаний и для оценки достигнутых результатов

В конце пары или курса, во время сессии, вопросы необходимы для закрепления знаний и для оценки достигнутых результатов

Данным способом можно опросить как часть группы, так, при необходимости и всю

Данным способом можно опросить как часть группы, так, при необходимости и всю

Безопасная среда позволяет включить в процесс большинство участников, и усиливает командный дух

Безопасная среда позволяет включить в процесс большинство участников, и усиливает командный дух

Чтобы определить уровень понимания, достаточно попросить ответчика привести пример по заданной теме

Чтобы определить уровень понимания, достаточно попросить ответчика привести пример по заданной теме

С одной стороны, эта техника является манипуляцией, но с другой – необходимостью, для удержания учебного процесса в нужном русле

С одной стороны, эта техника является манипуляцией, но с другой – необходимостью, для удержания учебного процесса в нужном русле

По сути, это вопросительной форме, высказанные утверждения

По сути, это вопросительной форме, высказанные утверждения

В современном мире, изобилия информации, педагог

В современном мире, изобилия информации, педагог

Ли Д. Практика группового тренинга

Ли Д. Практика группового тренинга
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2021