Техногенная опасная ситуация — неблагоприятная обстановка техногенного происхождения, приведшая к выходу из строя, повреждению или разрушению технических устройств, транспортных средств, зданий, сооружений.
Понятие чрезвычайной ситуации (ЧС) техногенного характера
1) обстановка, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия (сама авария, катастрофа, еще не является чрезвычайной ситуацией, а лишь может стать источником ее возникновения);
2) наличие или возможность возникновения тяжелых последствий (человеческие жертвы, ущерб здоровью и окружающей среде, материальные потери и нарушения жизнедеятельности);
3) техногенный характер события, то есть его связь с технической, производственной сферой деятельности человека.
Возможные источники техногенных ЧС
Источник ЧС – непосредственная причина, вызвавшая чрезвычайную ситуацию.
Опасными объектами являются такие объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся или транспортируются радиоактивные, пожаро-, взрывоопасные, химические, биологические опасные вещества, создающие реальную угрозу возникновения ЧС.
Наибольшую потенциальную опасность для населения и территорий представляют возможные аварии и катастрофы на следующих ПОО:
химически опасных объектах (ХОО);
радиационно опасных объектах (РОО);
пожаро-взрывоопасных объектах (ПВОО);
гидродинамически опасных объектах (ГОО);
биологически опасных объектах (БОО);
объектах систем жизнеобеспечения населения.
Основные причины возникновения техногенных опасностей
• нерациональное размещение потенциально опасных объектов производственного назначения, хозяйственной и социальной инфраструктуры;
• технологическая отсталость производства, низкие темпы внедрения ресурсо-энергосберегающих и других технически совершенных и безопасных технологий;
• износ средств производства, достигающий в ряде случаев предаварийного уровня;
• увеличение объемов транспортировки, хранения, использования опасных или вредных веществ и материалов;
• снижение профессионального уровня работников, культуры труда, уход квалифицированных специалистов из производства, проектно-конструкторской службы, прикладной науки;
• низкая ответственность должностных лиц, снижение уровня производственной и технологической дисциплины;
• недостаточность контроля за состоянием потенциально опасных объектов; ненадежность системы контроля за опасными или вредными факторами;
• снижение уровня техники безопасности на производстве, транспорте, в энергетике, сельском хозяйстве;
• отсутствие нормативно-правовой базы страхования техногенных рисков.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Транспортные аварии
Аварии с выбросом биологически опасных веществ
Аварии на очистных сооружениях
Пожары и взрывы
Внезапное обрушение зданий и сооружений
Гидродинамические аварии
Аварии с выбросом химически опасных веществ
Аварии с выбросом радиоактивных веществ
Аварии на энергетических системах
Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения
По своей потенциальной опасности объекты экономики подразделяются на четыре группы:
-первая - химически опасные объекты (ХОО);
-вторая - радиационно-опасные объекты (РОО);
-третья - пожаро- и взрывоопасные объекты (ПВО);
-четвертая – гидро динамически опасные объекты (ГДОО).
классификация производственных аварий по их тяжести и масштабности
Авария - это опасное техногенное происшествие, создающее на объекте (определенной территории или акватории) угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.
Происшествия - мелкие аварии с незначительным ущербом,аварии с большим ущербом называют - крупными авариями.
Катастрофа - крупномасштабные аварии, повлекшие за собой многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате
аварии
опасного природного явления
катастрофы
стихийного или иного бедствия
Могут повлечь или повлекли
человеческие жертвы
ущерб здоровью людей
ущерб окружающей природной среде
значительные материальные потери
нарушение условий жизнедеятельности людей.
Производственные аварии и катастрофы
ЧС техногенного характера
П Р И В О Д Я Т
Частота некоторых техногенных
Чрезвычайных ситуаций в России
Опасное явление | Примерное количество в год |
Аварии на трубопроводах | 60-80 |
Авиационные катастрофы | 20-40 |
Крупные автомобильные катастрофы | 120-150 |
Крупные крушения на ЖД | 15-20 |
Гидродинамические аварии | 4-8 |
Каждому виду чрезвычайных ситуаций свойственна своя скорость распространения опасности, являющаяся важной составляющей интенсивности протекания чрезвычайного события и характеризующая степень внезапности воздействия поражающих факторов. С этой точки зрения ЧС можно подразделить:
внезапные (взрывы, транспортные аварии, землетрясения и т. д.);
стремительные (пожары, выброс газообразных сильнодействующих ядовитых веществ, гидродинамические аварии с образованием волн прорыва и т. д.);
умеренные (выброс радиоактивных веществ, аварии на коммунальных системах и т. д.);
плавные (аварии на очистных сооружениях, эпидемии и т. д.).
Плавные (медленные) чрезвычайные ситуации могут длиться многие месяцы и годы, например, последствия антропогенной деятельности в зоне Аральского моря.
Классификация ЧС по природе источника возникновения.
По природе источников возникновения все ЧС подразделяются на 5 групп:
1. ЧС, обусловленные пожарами и взрывами и их последствиями:
• пожары в населенных пунктах, на объектах народного хозяйства и транспортных коммуникациях;
• взрывы на объектах и транспортных коммуникациях (в т. ч. при падении летательных аппаратов);
• взрывы в жилых зданиях.
2. ЧС, связанные с возникновением аварий на опасных объектах:
• аварии на атомных электростанциях (АЭС);
• утечки радиоактивных газов на предприятиях ядерно-топливного цикла за пределы санитарно-защитной зоны (СЗЗ);
• аварии на атомных судах с радиоактивными загрязнениями акватории порта и прибрежной территории;
• аварии на ядерных установках инженерно-исследовательских центров с радиоактивным загрязнением территории;
• аварийные ситуации во время промышленных и испытательных ядерных взрывов, связанные со сверхнормативным выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду;
• падение летательных аппаратов с ядерными энергетическими устройствами на борту с последующим радиоактивным загрязнением местности;
• незначительные загрязнения местности радиоактивными веществами при утере источников ионизирующих излучений, аварий на транспорте, перевозящем радиоактивные препараты, и в некоторых других случаях;
• аварии на химически опасных объектах с выбросом (утечкой) в окружающую среду аварийных химически опасных веществ (АХОВ);
• аварии с выбросом (утечкой) в окружающую среду бактериологических веществ или биологических веществ в концентрациях, превышающих допустимые значения.
3. ЧС на транспортных коммуникациях:
• авиационные катастрофы;
• столкновения и сход с рельсов железнодорожных составов (поездов в метрополитене);
• аварии на водных коммуникациях;
• аварии на трубопроводах, вызвавшие выброс большой массы транспортируемых веществ и загрязнение ими окружающей среды;
• аварии на энерго– и других инженерных сетях, повлекшие нарушение нормальной жизнедеятельности населения в результате возникновения вторичных факторов.
4. ЧС, вызванные стихийными бедствиями:
• землетрясения силой 5 и более баллов по 12-балльной шкале;
• ураганы, смерчи, бури силой 10 и более баллов по 17-балльной шкале;
• катастрофические затопления и наводнения, образовавшиеся в результате разрушения гидротехнических сооружений, землетрясений, горных обвалов и оползней, паводков, половодья или нагонных явлений и цунами;
• сели, оползни, обвалы, лавины, снежные заносы и карстовые явления, вызвавшие разрушения в городах, на транспортных, энергетических и других инженерных сетях, образование завалов и т. п.;
• массовые, лесные и торфяные пожары, принявшие неуправляемый характер и повлекшие нарушение нормальной жизнедеятельности населения региона;
• факторы риска биолого-социального характера: эпидемии, эпизоотии и эпифитотии.
5. ЧС военно-политического характера в мирное время:
• одиночный (случайный) ракетно-ядерный удар, нанесенный с акватории нейтральных вод кораблем неустановленной принадлежности или падение носителя ядерного оружия со взрывом боевой части;
• падение носителя ядерного оружия с разрушением или без разрушения боевой части;
• вооруженное нападение на штабы, пункты управления, узлы связи, склады войсковых соединений и частей (в т. ч. и ГО).
Для вычисления потенциального индекса опасности (ПИО) рекомендуются формулы:
а) для объектов с горючими материалами
ПИO = 10 * Q r/d
Q r - количество горючего материала ( вещества) на объекте ,кг.
d - расстояние до ближайшего населенного пункта, гл.
б) для объектов со взрывчатыми веществами
ПИО = 100 * Q ВВ / d
q BB - количество ВВ на ОНХ, кг,
d - в прежнем состоянии, м,
в) для объектов с высокотоксичными веществами
ПИО = 1000 * Q T /Q TПd
Q т - количество высокотоксичного вещества объекте, кг.
Q тп - пороговое количество этого вещества, которое формирует облако зараженного воздуха с концентрациями ЛК 50, кг.
d - в прежнем обозначении, м.
В число самых опасных ОНХ включаются объекты, для которых ПИО > 1.
ТЕХНОГЕННЫЕ КАТАСТРОФЫ
За всю свою историю человечество не раз сталкивалось с катастрофами - неожиданными, губительными событиями, которые несли смерть людям, разрушали их города и посевы. Причиной их были разнообразные природные явления - извержение вулканов, землетрясения, цунами, наводнения, смерчи, эпидемии. Но самый главный вопрос, который волнует людей - почему происходят катастрофы? До недавних пор казалось, что основным виновником неожиданных бедствий является неразумная стихия..
И вывод был ошеломляюще неожиданным: главной причиной, так называемых стихийных природных бедствий, также является вмешательство Человека! Землетрясения и наводнения, засухи и взрывы подземных газов - ко всем этим губительным событиям человек тем или иным способом прикладывал свою руку.
Техногенная катастрофа - это следствие умышленных или неумышленных действий человека (в большинстве случаев).
Техногенные катастрофы появились сразу после того, как человек стал придумывать новые технологии. Подобные происшествия - неизбежная плата за технологический прогресс.
Технологии - способы достижения целей, поставленных обществом.
В этом смысле технологии возникли одновременно с появлением человека, так что не случайно антропологи говорят о технологиях каменного или бронзового века. По сути дела, технология просто продолжает естественное стремление всего живого господствовать над средой обитания или, как минимум, сопротивляться ее давлению в борьбе за существование. Следовательно, технологические катастрофы могут случаться (и случались) не только в наше время, но и в очень далеком прошлом.
Гибель "Титаника" - это техногенная катастрофа, главной, но отнюдь не единственной причиной, которой скорее всего была некачественная клепка металлической обшивки корпуса корабля.
В то же время катастрофа 11 сентября 2001 года (взрыв в Америке двух высоток) к числу технологических не относится, поскольку была вызвана действиями террористов-камикадзе.
Данные ООН показывают, что техногенные катастрофы - третьи среди всех видов стихийных бедствий по числу погибших. На первом месте - гидрометеорологические катастрофы, например, наводнения и цунами, на втором - геологические (землетрясения, сходы селевых потоков, извержения вулканов и пр.).
Каждая техногенная катастрофа по-своему уникальна. Американский исследователь Ли Дэвис, перечисляет причины в таком порядке: Глупость, Небрежность и Корысть.
Известны случаи, когда антропогенные катастрофы становились причиной гибели целых цивилизаций..
История норвежской колонизации Гренландии - один из наиболее трагических примеров этого рода.
В 986 году на остров высадились исландские викинги норвежского происхождения. Норвежские общины в Гренландии продержались около 500 лет.
Однако в середине XIV века колония оказалась полностью заброшена. Причина вымирания не известна…
Многие считают, что норвежских поселенцев погубила исключительно скверная погода. Действительно, в течение 800-1300 годов климат на севере Атлантики был весьма мягким. После 1300 года в регионе началось длительное похолодание.
…Похолодание наступило отнюдь не мгновенно, жестокие зимы чередовались с умеренными, поэтому поселенцы имели время на то, чтобы приспособиться к капризам природы…
Одна из причин наиболее неожиданная: викинги практически не прикасались к рыбе (отравление первопоселенцев)
Это была классическая рукотворная катастрофа. Она совершилась под воздействием всех трех ключевых причин подобных бедствий, отмеченных Ли Дэвисом - глупости, небрежности и корысти.
Атомная подводная лодка "Курск" затонула 12 августа 2000 года в ходе учений Северного флота в Баренцевом море.
На борту лодки находились 118 моряков. Все они погибли. По официальной версии, подлодка погибла из-за взрыва неисправной торпеды на борту АПЛ.
Подземка в южнокорейском городе Тэгу. Пожар. 18 февраля 2003 года.
Человек бросил горящую банку с бензином в глубь вагона. Пламя перекинулось на весь поезд. К счастью, двери были раскрыты, и многие пассажиры сумели выскочить на платформу. И тут произошло самое страшное: через несколько минут после начала пожара на станцию пришел другой состав, переполненных людьми, и встал с другой стороны платформы, и огонь немедленно перекинулся на этот поезд. Люди во втором поезде оказались в ловушке и были отданы огню.
Следствие показало, что администрация метро проявила удивительную беспечность и полную растерянность:
- главный диспетчер разрешил машинисту второго поезда прибыть на станцую, хотя знал, что там пожар;
- путались в сообщениях для пожарной службы;
- машинист второго поезда в панике бежал, прихватив ключи управления. Именно это напрочь заблокировало двери в вагонах.
Чернобыльская катастрофа 26 апреля 1986г..
При нормальной эксплуатации объектов атомной промышленности загрязнение окружающей среды радиоактивными элементами составляет малую долю от естественного фона. Иная ситуация складывается при авариях на атомных объектах.
Так, при взрыве на Чернобыльской атомной станции, в природную среду было выброшено лишь около 5% ядерного топлива. Но это привело к облучению многих людей, большие территории были загрязнены настолько, что стали опасными для здоровья.
Кто же был виноват?
Виноваты были люди. Физики и инженеры, создавшие далеко не совершенный атомный реактор, операторы, управлявшие его работой и неосторожно отключившие систему аварийной защиты, политики, трусливо дрожавшие за свои кресла и поэтому сразу после взрыва не предупредившие людей о грозящей им опасности.
Все эти катастрофы - результат столкновения человека с искусственной средой, которую он создал для своей безопасности и комфорта. Это один из основных парадоксов развития человеческой цивилизации.
Теперь уже понятно, что искусственная среда, созданная человеком, столь же сложна и непредсказуема, как и природа. Ее необходимо изучать, как мы изучаем среду природную.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.